Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ

Шилина Оксана Анатольевна

    

    Эмоциональное развитие детей с ОВЗ имеет некоторые особенности:
такие дети постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. 
    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ Подготовила : Педагог – психолог Школа №1357 Шилина Оксана Анатольевна

Слайд 2

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья. «Ребенок с ОВЗ воспринимает окружающий его мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…»

Слайд 3

Любые проявления активности ребенка сопровождаются эмоциональными переживаниями. Для некоторых категорий детей эмоции приобретают особое значение. Сложности начинаются, когда родителям сообщают о патологиях и проблемах развития детей. К сожалению, многие воспринимают даже легкую патологию как приговор. Действительно , многие дети требуют максимального внимания и особенного ухода. Обеспечивать им возможность нормально развиваться будет непросто, но возможно. Дети с ОВЗ нуждаются в особенных методах работы. Их психическое развитие не может проходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира: слуха; зрения; речи; возможности передвигаться. Ребенок с ОВЗ за свои первые годы жизни переживает весь эмоциональный спектр: от безусловной любви к родителям до чувства гнева, агрессии. Очень важно научить таких детей справляться с эмоциями, контролировать их. Для этого необходимо наличие социальных контактов , получение обратной связи от общества . От родителей зависит возможность реализовать эти потребности. Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя. Помочь им — важнейшая задача родителей! Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни. Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Слайд 4

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют . Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко. Для малышей с нарушениями слуха, а потом и взрослых людей, существует мир более глубокий. Они крайне внимательны к выражению лица и переменам настроения собеседника. Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями . Эмоциональные проявления детей с нарушениями слуха во многом зависят от характера общения со взрослыми. В обычных условиях таким детям мало доступно восприятие устной речи, речевой эмоционально измененной интонации, музыки (для их восприятия необходима специальная аппаратура). Отставание и своеобразие в развитии речи отрицательно сказывается на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоции, на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и межличностных отношений. Их собственная речь малоэмоциональна или вообще лишена эмоций . Но это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения. Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей . Такие дети общительные , у них есть желание играть с другими малышами. Для них разговорная речь теряет свою ценность. Зато во многом они более чувствительнык окружающим.

Слайд 5

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении поделок , танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит даже если он не владеет речью в совершенстве. На протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха. Они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы — памяти , речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.

Слайд 6

Совет родителям Родителям обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом, общаться, читать ему. По вашему лицу он будет учиться понимать других . Бледность эмоциональных реакций родителей ведет к проблемам восприятия у глухих детей. Обязательно развивайте кроху, даже если у него диагностирована полная глухота. Эмоции, впечатления важны для него. Если не нарушено зрение, то большинство развлечений, возможностей для обучения ему доступны. С малышом можно ходить в театры, зоопарк и музеи, посещать специальные развивающие кружки. Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения. Общение, взаимодействие, творчество и совместная деятельность очень полезны для развития психики. Нужно показать крохе, что он может вести совершенно нормальную жизнь. Единственная трудность для него — осознание многих эмоциональных реакций. Покажите, научите – задействуйте жесты и мимику . Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения.

Слайд 7

Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения У многих детей с ограниченными возможностями в области зрения отмечаются значительные нарушения эмоциональной сферы. Дело в том, что большинство эмоциональных реакций происходит при содействии зрения. Грудничок может испытывать радость, когда видит лицо мамы, слышит ее голос. Голос привязывается к зрительному образу. Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы , что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к Взрослому. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей . Эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании. Именно с помощью зрения мы учимся общаться. Это понимание мимики, жестов. Дети с ограниченными возможностями в области зрения не подкрепляют мимикой свой разговор . Даже улыбка им часто незнакома.

Слайд 8

Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения Для ребенка, который от рождения не видит, основная жизнь — внутренняя. Дети много размышляют, находятся в постоянном диалоге с собой. Это ограничивает их от общения с другими. Если ребенок спокоен, то лицо его кажется сосредоточенным, слишком неподвижным; если он возбужден, то его мимика и жесты становятся беспорядочными и несоответствующими общепринятым выражениям эмоций. Ребенку трудно выполнить такие действия, как поднять брови, сморщить нос и т.д. Дети с тяжелыми нарушениями зрения не могут правильно воспринимать позы и тем более воспроизводить их, не понимают значения различных поз, не определяют по той или иной степени смысл происходящего. По интонации говорящего, ребенок не может определить его настроение, отношение к себе в данный момент. С помощью интонации ребенок не может передать чужие переживания. Это приводит: к ограничению возможностей получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У детей нарушениями зрения хорошо развит слух, обоняние, тактильное восприятие. Мозг перестраивается, позволяя ребенку получать как можно больше информации о мире через доступные каналы.

Слайд 9

Совет родителям Слабовидящих и слепых детей обязательно нужно развивать. Этим занимаются дефектологи. Сегодня существует много центров обучения и развития для детей со сниженной функцией зрения или полной слепотой. В первую очередь они осваивают азбуку слепых (шрифт Брайля). С ее помощью можно читать, писать, общаться. Сегодня большинство музеев оборудованы пояснениями, написанными с помощью азбуки слепых. Это открывает огромные возможности для детей и взрослых. Родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Ребенок с нарушениями зрения нуждается в помощи – оставлять его одного в неизвестном, чужом месте нельзя. Малыш должен чувствовать постоянное присутствие знакомого человека рядом . Многие люди, страдающие слепотой, стали известными музыкантами, художниками, спортсменами. Все в первую очередь будет зависеть от отношения родителей к проблеме.

Слайд 10

Эмоциональное развитие детей с нарушениями речи

Слайд 11

Эмоциональное развитие детей с нарушениями речи Эмоциональные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для таких детей характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К сожалению, часты аффективные состояния гнева . Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии. Если не заниматься развитием малыша, то это приводит к психологическому инфантилизму. Он вынужденно находится в зависимом состоянии от взрослых. Нет самостоятельности, возможности хоть как-то ухаживать за собой – развивается упадок желаний. Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Это часто происходит с детьми, которые находятся в интернатах и специальных детских домах. Эмоциональное развитие полностью останавливается на том уровне, который был получен естественным путем.

Слайд 12

Совет родителям

Слайд 13

Эмоциональное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства у таких детей проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты . Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде: двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации . При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера. У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма, который проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор.

Слайд 14

Эмоциональное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований . Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Для предупреждения данного состояния важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах. Эмоциональные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для таких детей характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К сожалению, часты аффективные состояния гнева . Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии.

Слайд 15

Совет родителям Подберите доступную программу обучения. Обязательно вводятся массажи, бассейн. Это дает возможность расширения эмоционального спектра и снижения тревожности. Нужно больше общения, пусть даже с такими же малышами. Они научатся играть, используя доступные игрушки, варианты ситуационной игры. Обязательно развивайте волю – только так можно избежать проблемы психологического инфантилизма. Конечно, в случае нарушений ОДА, церебральных нарушений необходимо всю активность согласовывать с врачами и педагогами. К сожалению, часто состояние сильно ограничивает возможности детей. Но все равно остается зрительное, слуховое восприятие. Делайте упор на них.

Слайд 16

Заключение Эмоциональное развитие является одним из важнейших компонентов личности ребенка. Оно отражает его отношение к окружающему миру, людям и самому себе. Показывает своеобразие, неповторимость каждого дошкольника. Не смотря на то, что эмоциональные проявления очень индивидуальны, само эмоциональное развитие происходит по определенным правилам. Развитие эмоциональной сферы детей с нормой соответствует им, а детей с ограниченными возможностями здоровья - нет. Полноценность и особенности эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят в первую очередь от характера дефекта, который привел к ограничению. В эмоциональном развитии детей с разными дефектами отмечаются существенные различия . Таким образом, в целом, всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на три группы: первую группу составляют дети, для которых характерны следующие проявления: эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста; для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения; наблюдается преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, Вторую группу составляют относительно сохранные дети, для которых характерно: задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений (неуверенностью, боязливостью) – связанных с ощущением своей физической неполноценности. Третью группу составляют дети, которые испытывают наибольшие трудности в развитии, для них характерно: отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний; внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики.

Слайд 17

Литература Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие). Корсунская Б.Д . « Особенности социально-эмоционального развития детей с нарушениями слуха, в частности, проблемы налаживания» 2000г . Колягина В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. Дисс . канд. псих. наук. - М., 2011 . Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-ПРЕСС, 2015 . Сухомлинский В.А. Режим доступа: http://www.repclub.ru/article/64