Консультация для педагогов


Предварительный просмотр:

Классный час "Что такое толерантность?"

Аудитория: обучающиеся 9 классов.

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

- Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501446/img1.gif

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...” (ролевая игра).

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Вопросы классу:

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности” (письменно, в группах).

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности. Можно добавить черты, подходящие на ваш взгляд.

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

 Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение, чувство юмора, уважение мнения других, доброжелательность, умение владеть собой, умение слушать собеседника, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм

непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, немотивированная агрессивность.

Упражнение “Волшебная лавка” (устно)

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Приложение:

Сценка: «Перед вами две дороги. Выбирайте.».

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Приложение. Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

 

Толерантная личность

Интолерантная личность



Предварительный просмотр:

Памятка «Пути помощи обучающимся с девиантным поведением».

Рекомендации для педагогов и родителей.

Проблема

Пути решения

Нарушение в обучении

Оказание учителям-предметникам индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

Нарушение в общении

Проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности- организация системы поощрений при применении навыков общения.

Нарушение в самосознании

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Выработать навыки ответственного поведения через включение в школьные мероприятия, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым, сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

Нарушение в поведении

Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий. Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения, формирование устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств.

Причины и пути помощи обучающимся с нарушением поведения.

Недисциплинированность. Причины: гиперактивность - избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность, неудачно выраженное стремление к самостоятельности. Правила профилактики и пути устранения: необходимо давать нагрузку, чтобы не отвлекался на другие дела; быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным; организовать правильный режим учебы и отдыха.

Грубость. Причины: самоутверждение в среде сверстников; подавление личности ребенка взрослым как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых; состояние переутомления. Правила профилактики и пути устранения: уважение достоинства ребенка; предоставление самостоятельности; разумная организация активности.

Побеги и бродяжничество. Причины: как следствие черепно-мозговой травмы, сотрясений, воспалительных заболеваний головного мозга; склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления; опека и авторитарный стиль воспитания; отсутствие должной заботы о ребенке; брань взрослых; наказания, ухудшение положения ученика в классе. Правила профилактики и пути устранения: дать почувствовать, что ребенок не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить; помочь приобрести союзников в лице учителей, воспитателей и одноклассников; сделать привлекательным пребывание доме, в школе.

Агрессивность, жестокость. Причины: следствие психического заболевания; под влияние коллектива, который окружает ребенка; неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным; боязнь подвергнуться нападению. Правила профилактики и пути устранения: оказать помощь в осознании мотивов агрессивного поведения; демонстрировать любовь и заботу; взрослым, необходимо контролировать собственную жестокость; избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка.

Лживость. Причины: стремление привлечь к себе внимание; боязнь наказания; желание «прикрыть товарища». Правила профилактики и пути устранения: уважение к правдивости ребенка; убеждать, родитель сам должен быть примером честности и искренности; избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Воровство. Причины: недостаток любви и тепла; недостаточная этическая воспитанность или избалованность; потребность испытать себя, испытать чувство одобрения в компании сверстников, в деятельности игрового типа или мотиву шалости; желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен; зависть. Правила профилактики и пути устранения: внимание и любовь ребенку; вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности; организовать досуг воспитанников.



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам

«Профилактика суицидального поведения детей и подростков»

Признаки суицидального поведения:

  • фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;
  • активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида;
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное);
  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
  • постоянно пониженное настроение, тоскливость.
  • ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен;
  • необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение;
  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков);
  • рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей, присутствие красного и черного цветов в рисунках;
  • словесные заявления - признаки суицидальных намерений: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют о том, что они мне сделали», «Не могу этого вынести», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен»; «Это выше моих сил»; «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», «Вы не должны беспокоиться обо мне», «Я не хочу создавать вам проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину».

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

В случае осуществления суицидальных действий одного или нескольких учащихся педагог:

  • Вызывает медицинского работника ОУ для оказания необходимой помощи.
  • Информирует законных представителей учащегося о произошедшем. Информирует администрацию, классного руководителя, педагога-психолога. Согласовывает с ними дальнейшие действия.
  • При необходимости осуществляет экстренную помощь подростку с суицидальными намерениями, проводя профилактическую беседу.



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам

«Признаки насилия над детьми и подростками».

Признаки физического насилия: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; раздражительное поведение; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.

Признаки сексуального насилия: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; беременность; разорванное или окровавленное нижнее белье; боль и жжение в области половых органов; ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; отчужденность; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение; откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития; сексуально окрашенные рисунки и разговоры; способность в деталях описать различные действия сексуального характера; чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация; вовлечение других детей в действия сексуального характера; сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям; избегание мужчин или женщин; стигматизация, изоляция от сверстников; раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров; проституция, беспорядочные половые связи; сексуально активное поведение и наличие знаний, которые не соответствуют    возрастной группе ребенка; неприличные касания или жесты сексуального характера в отношении других детей; внезапная перемена в поведении; полное отвращение к любым прикосновениям.

Признаки психического насилия: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму; задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; проблемы с едой; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость.

Признаки педагогической запущенности: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частая вялотекущая заболеваемость; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии?

Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка. Успокойте и поддержите ребенка словами. «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Ты в этом не виноват». «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». «Мне жаль, что с тобой это случилось».  «Мне надо поговорить о том, что случилось с (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

 Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить. Покажите, что вы приняли это к сведению: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже» и смените тему. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет.

Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих.

Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.

Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам

«Профилактика тревожности и агрессии обучающихся».

  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими учащимися!
  • Повышайте самооценку - поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены.
  • Избегайте низких отметок, в крайнем случае, выставление двух отметок: низкую – за результат, высокую - за приложенные учеником усилия.
  • Целенаправленно создавайте «ситуации успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата.
  • Учитывайте разный темп деятельности учеников - поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся.
  • Организовывайте репетиции - «проигрывание» тревожащих мероприятий: экзаменов, концертов.
  • Избегайте заводить «любимчиков» - требования должны быть одинаковы для всех.
  • Откажитесь от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика! Четкая аргументируйте свою позицию. «Ты получил 3 потому, что очень мало занимаешься». 
  • Урок должен быть интересен - используйте на уроках: элементы игры, викторины, использование показа фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. Данные технологии помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий.
  • Проводите воспитательные беседы с учеником лишь наедине с ним - критика должна быть лишь в отсутствии других учеников, учителей, родителей, поскольку публичное обсуждение болезненных для него вопросов повышает уровень тревожности и агрессии ученика
  • Не перегружайте урок информацией! Перегрузки провоцируют агрессию и тревожность ребенка.
  • Ориентируйтесь на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, его темперамент, возрастные кризисы, соматическое здоровье ребенка - создавайте на первых же занятиях эмпатического контакта с учеником и поддерживайте его в дальнейшем.
  • Проявляйте сдержанность и используйте приемы саморегуляции – ребенок не предполагает, что является причиной вашего расстройства или раздражения, его охватывает чувство вины и смутной тревоги (ребенку неясна причина негативных чувств педагога).
  • Демонстрируйте ребенку принятие, уважение, доброжелательность, внимания безотносительно его достижений. Используйте в речи теплые слова - «Молодец!», «Замечательно!», «Видишь, получается!», «Умница!». Используйте тактильный контакт, если речь идет об ученике младших классов.
  • Очень важно создание верной ценностно-смысловой ориентации ученика - весьма эффективны беседы педагога с учеником относительно переосмысления событий и жизненных ценностей.
  • Контролируйте мышление ребенка - перед стрессовыми ситуациями важно напомнить ученику о его прошлых достижениях, используя слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!»
  • Используйте в игровой форме приемы релаксации – например дыхательные упражнения, физкультминутки.
  • Используйте идеи православной педагогики - ученика не стоит ориентировать на идеальное совершенство («быть лучше всех»), на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной. Цель «быть лучшим из лучших» принципиально иллюзорна: всегда найдется более талантливый или эрудированный ученик, совершенство принципиально недостижимо. Можно настроить ребенка на его возможность порадовать окружающих, поделиться знаниями, не подвести педагога или класс.
  • Внушайте ребенку веру в свои силы - целенаправленно повышайте степень уверенности ребенка в себе, своих возможностях, демонстрируйте собственную веру в возможности ученика.
  • Создавайте у ребенка чувство безопасности – демонстрируйте заботу и готовность прийти на помощь и поддержать.                



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

Основные причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога, родителей;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе

  • готовность ребенка к началу систематического обучения.
  • возраст начала систематического обучения.
  • состояние здоровья ребенка

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

  • неврозоподобные расстройства: нарушение сна, нарушение аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту, страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей), нарушение темпа речи (запинки);
  • неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.);
  • астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
  • снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость);
  • снижение учебной мотивации;
  • снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

 Как помочь первокласснику адаптироваться к учебному процессу:

  • познакомить детей друг с другом;
  • провести экскурсию по школе;
  • познакомить с правилами поведения в школе, на уроках, в столовой, на перемене;
  • выработать единые требования для всех, ритуалы;
  • похвала и подбадривание;
  • не драматизировать неудачи, относиться к трудностям спокойно;
  • создавать ситуации успеха.


Предварительный просмотр:

Памятка педагогам

«Адаптация пятиклассников»

Некоторые истоки проблем пятиклассников:

  • В письменных работах пропускает буквы
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки
  • С трудом решает математические задачи
  • Плохо владеет умением пересказа
  • Невнимателен и рассеян
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы
  • Не умеет работать самостоятельно
  • С трудом понимает объяснения учителя
  • Постоянно что-то и где-то забывает
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради)
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.                 

Общие рекомендации для педагогов по адаптации:

  • Для успешной адаптации к среднему звену продлить учащимся адаптационный период.
  • Не предъявлять завышенные требования к ученикам.
  • К детям с медленным темпом деятельности быть более терпимыми, осуществлять индивидуальный подход.
  • Создавать на уроках ситуации успеха для каждого ребёнка.
  • Отказаться от критики интеллектуальных способностей ребёнка. И от критики вообще!
  • Давать возможность исправить плохие отметки.
  • Поощрять и отмечать малейшие достижения, выполнение требований.
  • Стараться давать учащимся обратную связь.
  • По возможности делать с учениками физкультминутки.

Рекомендации учителям по снижению и профилактике школьной тревожности:

  • Обратить внимание на ваш стиль преподавания – авторитарный стиль усиливает и подкрепляет тревожность ребенка.
  • Выбирать подходящий для ребенка способ проверки знаний – письменный ответ, ответ с места, доклад и т.д.
  • Не стыдить ребенка в особенности в присутствии одноклассников.
  • Демонстрировать доброжелательное отношение
  • Чаще обращаться к ребенку по имени.
  • Объяснять новый материал на знакомых примерах
  • Спрашивайте ребенка в середине урока.
  • Использовать на уроках визуальную поддержку.
  • Обговаривать заранее как будет проходить контрольная работа, экзамен и т.д.
  • Избегать заданий на время, в особенности с выбором правильного ответа.
  • Поддерживать и хвалить (оптимизировать самооценку).
  • Не сравнивать ребенка с окружающими.        


Предварительный просмотр:

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

  • Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • Возникают недоразумения с коллегами;
  • Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
  • Безразличие ко всему.

Симптомы профессионального выгорания:

ПЕРВАЯ ГРУППА. Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости).
  • Ощущение эмоционального и физического истощения.
  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).
  • Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии).
  • Частые беспричинные головные боли.
  • Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта.
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса.
  • Полная или частичная бессонница.
  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.
  • Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

ВТОРАЯ ГРУППА. Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.
  • Частые нервные срывы (вспышки злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств, немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя).
  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность).
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»).
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее.
  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы).
  • Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает.
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.
  • Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Таким образом, выгорание это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Кстати, психологи установили, что выгорание «заразно»: те, кто подвержен синдрому, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится равнодушие, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения. Наоборот, они заставляют испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Агрессивные реакции учителя, так же, как и его равнодушие, становятся одной из причин школьного стресса детей. В этой ситуации защитные механизмы ученика заставляют его грубить учителю, не выполнять задания по предмету, прогуливать ненавистные уроки. Взаимное индуцирование учителя и ученика грубостью или равнодушием образует «эффект бумеранга». Чтобы педагогу узнать подвержен ли он выгоранию, нужно пройти самодиагностику.

Самодиагностика педагога.

Тест "Насколько вы подвержены профессиональной деформации?".

  1. Я думаю, что меня недооценивают.
  2. Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.
  3. Я постоянно переживаю за качество своей работы.
  4. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
  5. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны.
  6. Я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.
  7. Обычно у меня не хватает времени на отдых.
  8. Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.
  9. Мне не хватает возможностей для самореализации.
  10. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
  11. Я испытываю страх, что могу потерять работу.
  12. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).
  13. Время от времени я забываю обыденные вещи (например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).
  14. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.
  15. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
  16. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.

Ключ.

До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Тест «Состояние нервной системы»

Ответьте, как можно искреннее на вопросы. В анкете обведите цифру соответствующую варианту ответа.

Нет

Редко

Да

Часто

  1. Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

  1. Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

  1. Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

  1. Страдаете ли вы повышенной чувствительности к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

  1. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

  1. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

  1. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

  1. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

  1. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

  1. Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги?

0

2

3

6

  1. Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда «на высоте»?

0

2

4

8

  1. Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

  1. Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

  1. Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?

0

2

4

8

  1. Курите ли вы?

0

2

5

10

  1. Мучают ли вас страхи?

0

2

4

8

  1. Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

  1. Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8

Итого баллов:

Обработка результатов:

0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26-45 балов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.

46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

  • Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

  • Опыт успешного преодоления профессионального стресса.
  • Способность конструктивно меняться в напряженных условиях.
  • Высокая мобильность.
  • Открытость.
  • Общительность.
  • Самостоятельность.
  • Стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания:

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
  • Помните - Ваше здоровье в Ваших руках! Желаем Вам творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по профориентации.

Профессиональная ориентация представляет собой целую систему мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране. Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:

Просвещение. Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).

Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.

Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем. Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.

Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Естественно, он будет разным в начальных, средних и старших классах. Наверное, многие наблюдали, что примерно в 10-12 лет у детей часто меняются интересы. Например, сегодня подросток записывается на кружок по фотографии. Родители покупают ему фотоаппарат и все, что нужно для съемки, а на следующий день он напрочь забывает о своем желании снимать и просит набор для занятия робототехникой. Поэтому в таком возрасте серьезно обсуждать профессии рановато (хотя могут быть исключения). Формирование устойчивых интересов происходит ориентировочно в 8-11 классах. Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста.

Конечно, каждый учащийся индивидуален. Некоторые уже в 10 лет твердо знают, чего хотят, и даже составили план как минимум на десятилетие вперед. А кто-то не может дать внятного ответа на вопрос об интересах и увлечениях и в 17 лет. Нельзя сказать, что во втором случае мы имеем дело с инфантильностью, у каждого ученика свой темп развития. Помочь с самоопределением в этот период как раз очень важно и нужно.

Рассмотрим, как вести профориентационную работу с детьми в начальной школе, средних и старших классах.

1-4 классы. У ребят в начальной школе практически вся деятельность проходит в форме игр. Дети играют, например, в учителей, врачей, полицейских, водителей, примеряя на себя взрослые роли. Так они учатся ценить труд и осознают его значение для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством мероприятий учебно-познавательного и исследовательского характера. В этом возрасте познания учащихся о современных профессиях небогаты. Они знают лишь то, что услышали от своих родителей и близких родственников. Основная задача ранней профориентации для детей – определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. Крайне важно сформировать у школьника на этом этапе полноценное представление о разнообразии профессий, которые сегодня существуют. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старших классах.

5-7 классы. В этом возрасте четко прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Школьники высказывают предпочтения и пожелания при выборе досуга (кружки, секции, хобби), интересуются, чем занимаются их родители на работе. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но в этом кроется опасность. Ведь тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее. Профессиональная ориентация для учащихся 5-7 классов помогает им сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие их виды деятельности. Главная цель профориентации школьников на данном этапе – поиск профессии, в которой будут по максимуму раскрыты лучшие личные качества и самые сильные стороны ребенка.

8-9 классы. В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера. Профессиональное самоопределение учащихся в 8-9 классах помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что, если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте – подготовленность к выбору вида деятельности в будущем, умение составлять план получения желаемой профессии.

10-11 классы. К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе профориентационная работа особенно важна, так как она способна сориентировать подростка на принятие правильного решения. Если пренебречь ею, учащийся рискует неудачно выбрать среднее техническое или высшее учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и как результат – проблемы с трудоустройством. Школьников в 10-11 классах учат самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы. Профориентация старшеклассников дает возможность снизить уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, избавиться от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ и направления обучения. Кроме того, она помогает грамотно спланировать свое профессиональное будущее.

Памятка педагогам 

  «Как помочь выпускнику с выбором профессии?»

  • Продолжать профориентационную работу с будущими выпускниками по самоопределению и выбора специального учебного заведения для продолжения профессионального обучения.
  • Проводить профконсультирование «В мире профессий».
  • Помочь выпускникам окончательно выбрать профессию в реальных условиях.
  • Объяснить сомневающимся учащимся возможности и перспективы предлагаемых профессий.
  • Проследить наличие – отсутствие медицинских противопоказаний к выбранным профессиям.
  • Уточнить возможность поступления в выбранных выпускниками училища.
  • Познакомить воспитанников с требованиями рынка труда.
  • Трудоустроить выпускников на летний период через Центр занятости.
  • Организовать образовательный процесс как гибкую систему, адаптированную к различным ситуациям личностного развития и создающую необходимое пространство для творческого и профессионального саморазвития.
  • Знакомство с различными профессиями и специальностями для определения подростком своего будущего.
  • Определить систему педагогических и психологических воздействий на учащихся, выбравших будущую профессию без учета реальных возможностей с целью их переориентации.
  • Актуализация знаний и представлений школьника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия способностей подростков и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку.
  • Обсудить с воспитанниками значение и необходимость каждой профессии, условия труда и заработной платы, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией личности, соответствие личностных особенностей школьника этим требованиям.
  • Активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации и деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
  • Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  • Сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
  • Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  • Оказать учащимся помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
  • Расширить профессиональные знания. Развить профессиональный интерес.



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам «Как работать с детьми с ОВЗ»

Характерные трудности

Рекомендации

1

Трудности включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.

Делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.

2

Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.

Необходимо дублировать информацию (слуховая и зрительная форма) и делать смысловые акценты (включение жестов, мимики) – встать, подойти и т.д.

3

У детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности.

Введение привычных для детей норм, ритуалов (встали, собрались, вместе пошли, подготовились, проверили, помогли другим и т.п.).

4

Нет ориентировочной активности у детей, т.е. нет интереса к новой теме, к тому, что будет на уроке и т.д.

Поощрять тех учеников, кто проявляет интерес, акцентировать внимание на успехе и правильной организации деятельности, игнорируя тех, кто отвлекается.

5

Темповые характеристики учащихся очень разные: высокий темп у одних (с нормой интеллекта), низкий – у других (дети с ОВЗ).

Дифференцировать задания по трудности, варьировать по объему, поощрять умение ждать и проверять себя.

6

Способность концентрировать внимание и точность работы, достаточно высокие для простых задач и низкие для сложных.

«Собрать» класс, предложив неожиданную задачу, чаще переключать внимание на другой материал.

7

Словесно-логические операции: аналогии, выделение существенных признаков у детей с ОВЗ низкий, поэтому возможны трудности пересказа, бедность словарного запаса, сложность понимания инструкции, условия задачи, а также трудности формирования навыка и переноса его на другую деятельность.

Предлагать детям повторить своими словами задание, объяснить его другим, просить описывать ситуации, организовывать обсуждение, когда дети должны понять друг друга.

8

Память – не у всех хорошие показатели, слуховая – плохо у большинства, зрительная – лучше и является ведущей!

Структурировать материал, давать образы и ключевые понятия, использовать больше наглядности – схемы, таблицы, картинки, плакаты, картины, компьютерные презентации, видео, стендовые материалы.

9

Самооценка – часто низкая или неустойчивая.

Избегать критики, подбадривать, похвалить за правильно выполненное задание, использовать индивидуальный подход к оценке, создавать ситуации успеха – давать посильные задания, исходя из возможностей ребенка, исключить оценку «2», т.к. для ребенка с ОВЗ это сильнейший стресс! Доброжелательно общаться, не повышать голос.



Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных УУД

Рекомендации при низких показателях (быстро отвлекается, принимает лишь простые цели, нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя):

  • консультация специалистов; пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия;
  • включить в урок упражнения, развивающие внимание;
  • обучение методу речевого самоконтроля;
  • создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход;
  • обучение алгоритму самостоятельного оценивания.

Рекомендации при средних показателях:

  • поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания и оценки;
  • необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия;
  • развитие понятийного мышления;
  • включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания;
  • усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности;
  • отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.

Рекомендации при высоких показателях:

  • поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, контроля и оценки;
  • привлечение к проектной-деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах;
  • в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

Формирование познавательных УУД

Рекомендации при низких показателях (допускает много ошибок в работе с текстом, не сформированы логические операции, низкая скорость мышления, не может делать самостоятельно выводы):

  • консультация специалистов;
  • индивидуальный подход в обучении;
  • коррекционная работа по выявленным нарушениям;

Рекомендации при средних показателях:

  • побуждение к действию; стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя;
  • работа по алгоритму или по точной инструкции учителя;
  • учить составлять план текста по заданному алгоритму;
  • привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно-исследовательской деятельности;
  • использовать на уроках задания проблемно-поискового характера;
  • развивать умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации при высоких показателях:

  • дифференцированный подход;
  • проектно-исследовательская деятельность; задания повышенной сложности;
  • давать задания проблемно-поискового характера;
  • учить составлять сообщения, где необходим анализ текста, на предмет нахождения существенных признаков предметов и объектов.

Формирование коммуникативных УУД

Рекомендации при низких показателях (не идет на контакт, агрессивен или пассивен, молчалив, не понимает речевое обращение к другому человеку, читает, но не понимает прочитанного, не может найти нужных слов при выражении обратной связи, не хочет участвовать в диалоге, не слушает и не понимает других, считает свое мнение единственно верным):

  • консультация специалистов;
  • поощрения за минимальный результат;
  • групповые задания с друзьями по классу (в парах, в группах);
  • изучение речевого этикета и правил позитивного общения;
  • изучение правил активного слушания;
  • коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков;
  • важно положительное одобрение со стороны взрослого;
  • учить высказыванию своих мыслей по алгоритму;
  • выработка активной позиции при общении;
  • учить контролировать свои эмоции.

Рекомендации при средних и высоких показателях:

  • поддержка и развитие коммуникативных навыков;
  • положительное одобрение со стороны взрослого;
  • больше времени отводить на обратную связь;
  • выработка активной позиции в диалоге;
  • учить по алгоритму составлять небольшие сообщения;
  • привлекать к участию в дебатах и дискуссиях;
  • проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте);
  • привлечение к составлению рефератов, докладов (по алгоритму);
  • привлечение к участию в литературных конкурсах.

Рекомендации при высоких показателях:

  • поддержка и развитие коммуникативных навыков;
  • положительное одобрение со стороны взрослого;
  • проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте);
  • учить по алгоритму составлять небольшие сообщения;
  • продолжение изучения правил речевого этикета;
  • привлечение к составлению рефератов, докладов;
  • привлечение к участию в литературных конкурсах;
  • привлекать к участию в дебатах и дискуссиях городского уровня.

Формирование личностных УУД

Рекомендации при низких показателях (низкая самооценка и самопознание, низкая нравственно-этическая ориентация, низкая мотивация учения):

  • консультация специалистов; поощрения за результат;
  • давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом;
  • создавать ситуацию успешности среди одноклассников;
  • включение ребенка в познавательную деятельность с использованием его интересов;
  • организация успеха в рамках учебной программы;
  • найти зону успешности ребенка;
  • ориентировать на внеурочную деятельность;
  • использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках;
  • стимулирование чувствительности к переживаниям других людей;
  • изучение моральных норм в деятельностной форме: помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных;
  • создать условия для приобретения опыта осуществления морального выбора в игровой, обучающей форме.

Рекомендации при средних показателях:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • организовать самостоятельную деятельность на уроке;
  • проявлять заинтересованность деятельностью ребенка;
  • формировать мотивацию достижения и успеха;
  • организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию;
  • придание личного смысла учебной деятельности школьника через проектно-исследовательскую деятельность;
  • привлекать к участию в различных конкурсах и олимпиадах;
  • формирование основ толерантности;
  • развитие эмпатии;
  • расширить представления о моральных нормах;
  • построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями;
  • закрепление нравственных норм в деятельностной форме;
  • воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание; воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов;
  • создать условия для приобретения опыта осуществления морального выбора в игровой, обучающей форме.

Рекомендации при высоких показателях:

  • поддержка и развитие приобретенных положительных качеств;
  • организация деятельности на помощь другим людям;
  • развитие эмпатии;
  • способствовать развитию высокой мотивации и уровня притязаний;
  • включать в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов;
  • ориентировать учебный процесс на формирование интереса к трудным заданиям;
  • привлечение к проектной-деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня;
  • закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками;
  • изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.);
  • привлечение к участию в общественно полезной деятельности.


Предварительный просмотр: