Психодиагностические методики по теме " Факторы семейного благополучия"

Розенталь Ольга Витальевна

Сплоченность семьи и удовлетворенность семьей составляют определенный формат семейного благополучияСемейное благополучие - это обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость, как для личности, так и для всего супружеского взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_diagnostika_semeynogo_blagopoluchiya.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностические методики по теме «Факторы семейного благополучия»

1. Опросник «Шкала семейного окружения»

(Из книги «Семейный диагноз и семейная психотерапия». Авторы: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. – СПб.: Речь, 2003. с.63-68).

Шкала семейного окружения (ШСО) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В ее основе лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES), предложенная R.H.Moos в 1974 г. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основное организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой). В нашей стране методика адаптирована С.Ю.Куприяновым в 1985 г.

Опросник ШСО

Инструкция: В этом опроснике 90 утверждений. Вам предстоит решить, какие из этих утверждений верны в отношении вашей семьи, какие неверны. Делайте все пометки в бланке для ответов. Если вы находите, что утверждение верно или в основном верно в отношении вашей семьи, поставьте знак «х» в клеточке, обозначенной буквой «В» (верно). Если вы считаете, что утверждение неверно или в основном неверно, поставьте знак «х» в клеточке, обозначенной буквой «Н» (неверно).

Вам может показаться, что некоторые утверждения являются верными в отношении одних членов семьи и неверными в отношении других. Если члены семьи разделяются в свете данного утверждения поровну, решите для себя, каково более сильное впечатление о вашей семье по каждому из утверждений

1/ Члены нашей семьи оказывают реальную помощь и поддержку друг другу

2/ Члены нашей семьи часто скрывают свои чувства

3/ В нашей семье мы часто ссоримся

4/ В нашей семье мы не очень часто делаем что-либо самостоятельно (тдельно от других членов)

5/ Мы считаем это важным – быть лучшим в любом деле, которое делаешь.

6/ Мы часто говорим о политических и социальных проблемах

7/ Мы проводим большую часть выходных дней и вечеров дома

8/ Члены нашей семьи довольно часто смотрят передачи на морально-нравственные темы

9/ Вся деятельность нашей семьи довольно тщательно планируется.

10/ В нашей семье редко кто-то командует.

11/ Мы часто дома «убиваем» время

12/ В своем доме мы говорим все, что хотим

13/ Члены нашей семьи редко открыто сердятся

14/ В нашей семье очень поощряется независимость

15/ Жизненный успех (продвижение в жизни) очень важен в нашей семье

16/ Мы редко ходим на лекции, спектакли и концерты

17/ Друзья часто приходят к нам в гости

18/ Мы считаем, что семья не несет ответственности за своих членов

19/ Мы, как правило, очень опрятны и организованы

20/ Число правил, которым мы следуем в нашей семье, невелико

21/ Мы вкладываем много энергии в домашние дела

22/ Трудно «разрядиться» дома, не расстроив кого-нибудь

23/ Члены нашей семьи иногда настолько разозлятся, что могут швырять вещи.

24/ В нашей семье мы обдумываем свои дела в одиночку

25/ Для нас не очень важно, сколько зарабатывает человек.

26/ В нашей семье считается очень важным узнавать о новых вещах, событиях, фактах

27/ Никто в нашей семье не занимается активно спортом, бегом «трусцой», игрой в бадминтон и т.д.

28/ Мы часто говорим на морально-нравственные темы

29/ В нашем доме часто трудно бывает найти вещь, которая требуется в данный момент

30/ У нас есть один член семьи, который принимает большинство решений

31/ В нашей семье существует чувство единства

32/ Мы рассказываем друг другу о своих личных проблемах

33/ Члены нашей семьи редко выходят из себя.

34/ В нашей семье мы уходим и приходим, когда захотим

35/ В любом деле мы верим в соревнование и девиз «Пусть победит сильнейшей»

36/ Мы не очень интересуемся культурной жизнью.

37/ Мы часто ходим в кино, театр, туристические походы, на спортивные мероприятия и т.д.

38/ Высокая нравственность не является уделом нашей семьи

39/ Быть пунктуальным в нашей семье очень важно

40/ В нашем доме все делается по раз и навсегда заведенному порядку.

41/ Мы редко вызываемся добровольно, когда что-то нужно сделать дома.

42/ Если нам хочется что-то сделать экспромтом, мы часто тут же собираемся и делаем это.

43/ Члены нашей семьи часто критикуют друг друга

44/ В нашей семье очень мало тайн

45/ Мы всегда стремимся делать дело так, чтобы в следующий раз получилось намного лучше

46/ У нас редко бывают интеллектуальные дискуссии

47/ Все в нашей семье имеют одно или несколько хобби

48/ У членов семьи строгие понятия о том, что правильно и что неправильно

49/ В нашей семье все часто меняют мнение о домашних делах

50/ В нашей семье придается большое значение соблюдению правил

51/ Мы стараемся делать все во имя сплоченности нашей семьи

52/ Если у нас в семье начинаешь жаловаться, кто-то обычно расстраивается.

53/ Члены нашей семьи иногда могут ударить друг друга

54/ Члены нашей семьи обычно полагаются сами на себя, если возникает какая-то проблема

55/ Членов нашей семьи мало волнует продвижение по работе, школьные отметки и т.д.

56/ Кто-то в нашей семье играет на музыкальном инструменте

57/ Члены нашей семьи принимают мало участия в развлекательных мероприятиях

58/ Мы убеждены, что существуют некоторые вещи, которые надо принимать на веру

59/ Члены нашей семьи содержат свои комнаты в порядке

60/ В семейных решениях все имеют равное право голоса

61/ В нашей семье очень слабо развит дух коллективизма

62/ В нашей семье открыто обсуждаются денежные дела и оплата счетов

63/ Если в нашей семье возникают разногласия, мы изо всех сил стараемся «сладить углы» и сохранить мир.

64/ Члены нашей семьи усиленно поощряют друг друга отстаивать свои права

65/ В нашей семье мы не очень стремимся к успеху

66/ Члены семьи часто ходят в библиотеку

67/ Члены семьи иногда посещают курсы или берут уроки по своим интересам и увлечениям (помимо школы)

68/ В нашей семье у каждого свои понятия о том, что правильно и что неправильно

69/ Обязанности каждого в нашей семье четко определены

70/ В нашей семье мы можем делать то, что хотим

71/ Мы редко по-настоящему ладим друг с другом

72/ В нашей семье мы обычно следим за тем, что говорим друг другу

73/ Члены семьи часто пытаются быть в чем-то выше или превзойти один другого

74/ В нашем доме трудно побыть одному, чтобы это кого-нибудь не обидело

75/ «Делу – время, потехе – час» - таково правило нашей семьи

76/ Смотреть телевизор считается в нашей семье важнее, чем читать

77/ Члены семьи часто выходят «в свет»

78/ Наша семья придерживается строгих моральных правил

79/ В нашей семье с деньгами обращаются не очень бережно

80/ В нашей семье царит правило: «Всяк сверчок знай свой шесток!»

81/ В нашей семье всем уделяется достаточно много времени и внимания

82/ В нашей семье часто возникают спонтанные дискуссии (экспромты)

83/ В нашей семье мы считаем, что повышением голоса ничего не добьешься

84/ В нашей семье не поощряется, чтобы каждый высказывался сам за себя

85/ Членов нашей семьи часто сравнивают с другими людьми в отношении того, как они успевают на работе или в школе

86/ В нашей семье по-настоящему любят музыку, живопись, литературу

87/ Главная форма развлечения у нас – смотреть телевизор или слушать радио

88/ Члены нашей семьи верят в торжество справедливости

89/ В нашей семье посуда моется сразу после еды

90/ В нашей семье немногое проходит безнаказанно

Обработка результатов теста

При обработке данных исследования для каждой шкалы высчитывается показатель, который получаются путем сложения учитываемых ответов по всем пунктам соответствующей шкалы. Затем высчитываются средние показатели для всех членов семьи и вычерчивается семейный профиль, который сравнивается со средними значениями нормативного профиля (таблица 5).

Шкалы

США, N=285

СССР, N=100

Т

M

δ

m

M

δ

m

1

С

6,36

1,86

0,11

6,45

1,36

0,136

0,51

2

Э

5,43

1,49

0,09

6,18

1,17

0,117

5,07

3

К-т

4,65

2,05

0,12

3,20

1,56

0,156

7,40

4

Н

6,67

1,23

0,07

4,35

1,25

0,125

16,00

5

ОД

5,64

1,66

0,10

5,46

1,44

0,144

1,04

6

ИКО

6,15

1,98

0,12

6,08

1,39

0,139

0,39

7

ОАО

6,19

1,66

0,10

4,37

1,50

0,150

10,11

8

МНА

4,55

2,15

0,13

5,72

1,09

0,109

6,88

9

О

5,27

2,03

0,12

5,13

1,65

0,165

0,67

10

К-л

4,80

1,84

0,11

3,93

1,27

0,127

5,18

Также может быть определен показатель несовместимости семьи (ПНС). Характеризующий выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи (Куприянов С.Ю., 1985). М

Ключ к окроснику ШСО:

Знаком Х помечены пункты, учитываемые при подсчете баллов по соответствующим шкалам.

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

  1. Х

Неверно

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

Х

Верно

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неверно

Х

Х

Х

С

Э

К-Т

Н

ОД

ИКО

ОАО

МНА

О

К-Л

А. Показатели отношений между членами семьи

1. Сплоченность (С). Степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье

2. Экспрессивность (Э). Степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.

3. Конфликт (К-т). Степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.

Б. Показатели личностного роста

4. Независимость (Н). Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.

5. Ориентация на достижения (ОД). Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования.

6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной политической сферах деятельности.

7. Ориентация на активный отдых(ОАО). Степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.

8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.

В. Показатели управления семейной системой

9. Организация (О). Степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.

10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

При обработке данных исследования для каждой шкалы высчитывается показатель, который получают путем сложения учитываемых ответов по всем пунктам соответствующей шкалы. Затем высчитываются средние показатели для всех членов семьи и вычерчивается семейный профиль, который сравнивается со средними значениями нормативного профиля. Также может быть определен показатель несовместимости семьи (ПНС), характеризующий выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.


Бланк регистрации ответов ШСО

Ваше имя: _____________________________________________ Возраст: _______

Дата проведения теста: ________________________

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

,

Бланк регистрации ответов ШСО

Ваше имя: ______________________________________________ Возраст: _________

 Дата проведения теста: ________________________

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

2. Методика «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами

при помощи эмоций»

Методика разработана В. В. Бойко (1996).

Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».

Текст опросника

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление.

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.

13. Пожалуй, я эмоционально несколько скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Обработка данных и выводы.

За ответы в соответствии с ключом дается по 1 баллу.

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.

  • Неумение управлять эмоциями, дозировать их: ответы «да» по позициям 1,11,16 и ответы «нет» по позициям 6 и 21.
  • Неадекватное проявление эмоций: ответы «да» по позициям 7, 12, 17, 22 и ответ «нет» по позиции 2.
  • Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций: ответы «да» по позициям 3,8,13, 18 и ответ «нет» по позиции 23.
  • Доминирование негативных эмоций: ответы «да» по позициям 4, 9, 14, 19, 24.
  • Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе: ответы «да» по позициям 5,10,15, 20, 25.

Чем больше баллов набирает опрашиваемый в сумме по всем шкалам, тем очевиднее его проблема с эмоциональным повседневным общением.

Если набрано не более 5 баллов, эмоции не мешают общению, 6-8 баллов - есть некоторые проблемы в общении, 9-12 баллов - эмоции осложняют процесс повседневного общения, 13 баллов и больше - эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

3. Методика «Способны ли вы к привязанности?»

Инструкция.

Ответьте на предлагаемые вопросы «да», «нет» или «не знаю», согласно с первой мыслью, которая придет вам в голову.

Текст опросника

1. Свобода, независимость и много друзей - вот основной лозунг моей жизни среди людей.

2. Я могу полюбить кого-то и быстро забыть об этом.

3. У меня действительно очень много контактов с людьми и сегодня я могу уже забыть о тех, которые мне не нужны.

4. Привязанность, по моему мнению, свидетельствует скорее о чертах детской или женской психики.

5. Когда я думаю о людях, к которым чувствую привязанность, меня всегда охватывает беспокойство и глубокая забота.

6. Не понимаю тех людей, у которых есть проблемы в связи с излишней привязанностью к другим.

7. Я считаю, что это, скорее, люди привязываются ко мне, нежели я к ним.

8. Люблю и имею очень близкие контакты, но если откровенно, то не чувствую в этом никаких обязательств.

9. Я могу в любую минуту и без колебаний отплыть, улететь на край этого прекрасного света.

10. Люблю привязываться к людям, это всегда дает мне чувство покоя и радости.

11. В глубине души чувствую грусть, когда подумаю, что у меня нет такой особы, которую я мог бы назвать «моей».

12. Но это, же очевидно, что после 10 лет знакомства в моих отношениях с человеком над всем господствует привязанность.

13. Есть такие люди, которых я знаю много лет и ежедневно, но несмотря на это не чувствую к ним привязанности.

14. Я боюсь привязанности к другим, потому что это отнимает у меня мою индивидуальность.

15. Я думаю, что иногда для меня проблема - чрезмерная привязанность к себе самому, что затрудняет мне перемены.

Подсчет результатов

За каждый ответ «да» начисляется 10 очков.

За «не знаю» начисляется 5 очков.

За отрицательные ответы не полагается ничего.

Просуммируйте все очки.

Результаты

150-100 очков. Привязанность у вас ассоциируется с тюрьмой, а близкие связи с кандалами.

95-50 очков. Привязанность к людям является важной частью ваших отношений с ними.

45-0 очков. Привязанность для вас является такой же естественной, как и дышать воздухом. Временами вы даже страдаете от ее избытка.

4. Тест «Три аспекта любви» (по Стернбергу)

Оцените каждое утверждение по шкале от 1 до 9, где:

- 1 означает «совсем нет»,

-  5 –«умеренно»,

- 9 –«очень сильно».

Остальные баллы можно использовать для промежуточных оценок.

Свободные места в каждом из утверждений оставлены для имени человека, с которым вас связывают любовные отношения.

Утверждение

Баллы

1. Я желаю _______ всяческого благополучия.

2. У меня теплые отношения с _______.

3. Я всегда могу рассчитывать на поддержку

4. ______всегда может рассчитывать на мою поддержку.

5. Я готов(а) многим пожертвовать для ____.

6. Я получаю значительную эмоциональную поддержку от _______.

7. Я оказываю значительную эмоциональную поддержку _______.

8. Я хорошо лажу с _______.

9. Я очень ценю роль ______ в моей жизни.

10. Я ощущаю свою близость к _______.

11. Мои отношения с _____ вполне меня устраивают.

12. Я чувствую, что действительно понимаю

13. Я чувствую, что ______ действительно понимает меня.

14. Я чувствую, что действительно могу доверять _____.

15. Я делюсь с ____ своими глубоко личными переживаниями.

16. Мне достаточно увидеть ______, чтобы прийти в возбуждение.

17. Я очень часто думаю о______ .

18. Мои отношения с ______ очень романтичны.

19. Я нахожу ______ очень привлекательным.

20. Я идеализирую _______.

21. Я не могу себе представить, чтобы кто-то другой сделал меня такой(им) счастливой(ым) как _______.

22. Я хочу быть с______ и ни с кем другим.

23. Для меня нет ничего важнее моих отношений с ____.

24. Мне особенно приятен физический контакт с _____.

25. В моих отношениях с ______ есть что-то волшебное.

26. Я обожаю _______.

27. Я не могу представить себе жизнь без___

28. Наши отношения с______ можно назвать страстью.

29. Когда я смотрю фильмы или читаю книги о любви, я думаю о ____.

30. У меня часто возникают сексуальные фантазии, связанные с ______.

31. Я знаю, что я люблю ______.

32. Я твердо решил (а) поддерживать отношения с ______.

33. Я люблю ______ и никому не позволю встать между нами.

34. Я уверен(а) в постоянстве моих отношений с _______.

35. Я не могу себе представить, что может помешать сохранению моейпреданности

36. Я надеюсь сохранить любовь к_________ до конца моих дней.

37. Я всегда буду ощущать глубокую ответственность за _______.

38. Я считаю свою преданность______ очень сильной.

39. Я не могу представить себе, что мои отношения с ______могут окончиться.

40. Я уверен(а) в своей любви к _______.

41. Я считаю свою связь с____ постоянной.

42. Я считаю свои отношения с______ хорошим решением.

43.Я испытываю чувство ответственности за _______.

44. Я намереваюсь продолжить свою связь с _________.

45. Даже когда я ссорюсь с ______, у меня не возникает желания нарушить верность.

Пункты 1–15 оценивают вашу близость, 16–30 – страсть, а 31–45 – служат для оценки обязательств (преданности) в любви.

Баллы по каждой шкале складываются, и сумма их делится на 15.

Таким образом, вы можете определить, какие компоненты являются преобладающими в любви к вашему партнеру, в соответствии с «треугольником любви» Стернберга, где:

  • Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу, а также других видов поведения, создающих теплоту в любовных отношениях. К ним относятся откровенное и честное общение, способность делиться горем и радостью, счастье, испытываемое от общения друг с другом, и умение дорожить любимым человеком.
  • Страсть включает не только сексуальный компонент отношений. Она может быть вызвана и иными обстоятельствами. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении, установление отношений с другими людьми, доминирование над другими людьми или, напротив, подчиненность могут быть более важным источником страсти, чем секс.
  • Компонент решение/обязательство состоит из двух частей. Кратковременная часть - это решение о том, что некий человек любит другого человека, а долговременная - осознание того, в какой степени человек готов выполнять это обязательство, т.е. продолжать любить. Поразмыслив над этим, вы вскоре поймете, что мгновенно принятое решение любить кого-то не всегда подразумевает желание принять на себя долговременное обязательство, хотя,безусловно, в некоторых случаях людям удается образовать прочный союз.

4. ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ)

Тест А. Ассингера  позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним.

Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда партнеры отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ

Подчеркните ответ:

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему "по первое число".

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. "Что это тебя так задержало?"

2. "Где ты торчишь допоздна?"

3. "Я уже начал(а) волноваться".

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"?

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".

3. "И чего мы столько с ними возимся?"

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. "И зачем я только на это нервы тратил?"

2. "Видно, его физиономия шефу приятнее".

3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!"

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!"

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.


5. Тест-опросник удовлетворенности браком  (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)

Тест предназначен для экспресс - диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

  • а — верно;
  • б — трудно сказать;
  • в — неверно.

Испытуемым предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответа.

При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллон (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.

Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные;

17-22 — неблагополучные;

23—26 — скорее неблагополучные;

27—29 — переходные;

30-32 — скорее благополучные;

33- 38 — благополучные;

39— 48 — абсолютно благополучные.

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности.

Текст методики

1.        Когда люди живут близко, как это происходит в семейной жизни,
они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а)        верно;

б)не уверен;

в)неверно.

2.        Ваши супружеские отношения приносят вам:

а)        скорее беспокойство и страдания;

б)затрудняюсь ответить;

в)скорее радость и удовлетворение.        

3.        Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а)        как удавшийся;

б)нечто среднее;

в)        как неудавшийся.        

4.        Если бы Вы могли, то:

а)        Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга;        

б)трудно сказать;

в)Вы бы не стали ничего менять.

5.        Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)        неверно.

6.        Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а)        что Вы несчастнее других;

б)трудно сказать;

в)что Вы счастливее других.

7.        Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за
полную самостоятельность:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

8.        Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга была бы неполноценной:

а)        да, считаю;

б)трудно сказать;

в)нет, не считаю.

9.        Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

10.        Только множество различных обстоятельств мешает подумать
Вам о разводе:

а)верно;

б)не могу сказать;

в)неверно.

11.        Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим
мужем мог бы стать:

а)        кто угодно, только не теперешний супруг;

б)трудно сказать;

в)возможно, что именно теперешний супруг.

12.        Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг, — рядом с Вами:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

13.        К сожалению, недостатки Вашего супруга часто перевешивают
его достоинства:

а)верно;

б)затрудняюсь ответить;

в)неверно.

14.Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а)        скорее всего, в характере Вашего супруга;

б)трудно сказать;

в)скорее в Вас самих.

15.Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а)        усилились;

б)трудно сказать;

в)      ослабли

16.Брак притупляет творческие возможности человека:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

17.        Можно сказать, что Ваш супруг обладает такими достоинства
ми, которые компенсируют его недостатки:

а)        согласен;

б)нечто среднее;

в)нет, не согласен.

18.        К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с
эмоциональной поддержкой друг друга:

а)верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

19.        Вам кажется, что Ваш супруг часто делает глупости, говорит
невпопад, неуместно шутит:

а)верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

20.        Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:

а)верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

21.Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и
организованности, которых Вы ожидали:

а)верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

22.Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше
всего может рассчитывать на уважение:

а)        согласен;

б)трудно сказать;

в)не согласен.

23.        Как правило, общество Вашего супруга доставляет Вам удовольствие:

а)верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

24.        По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет, и не было,
ни одного светлого момента:

а)        верно;

б)трудно сказать;

в)неверно.

Обработка данных

Ключ: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11а, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21 в, 22а, 23а, 24в.

Насчитывается два балла при совпадении с ключом; один балл — при выборе варианта б.

6. Тест на супружескую совместимость

Тест опубликован А. Добровичем.

Позволяет определить характерологический аспект совместимости. Его целесообразно рекомендовать в качестве домашнего задания.

Из данного теста можно узнать, как совмещаются характеры в складывающейся паре.

Текст методики

Высказывания

Ответ, баллы

Верно

По-разному

Невер-но

1. Для меня легче спросить дорогу у прохожего, чем искать ее на схеме

2

1

0

2. Люблю выбирать и покупать цветы

2

1

0

3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу

2

1

0

4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять

2

1

0

5. Меня раздражает неряшливый почерк или небрежно выполненная работа

2

1

0

6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь

2

1

0

7. Думаю, нет такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку

2

1

0

8. Считаю, что если у человека есть доброта и такт, значит, есть самое главное

2

1

0

9. Мне нравится подшутить над тем, кто кажется не очень умным

2

1

0

10. Люблю лыжные прогулки (или заплывы летом) на достаточно длинную дистанцию

2

1

0

11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом

2

1

0

12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды

2

1

0

13. Думаю, что, если с людьми обходиться мягко, они теряют чувство ответственности

2

1

0

14. В пище мне нравятся изысканность и разнообразие

2

1

0

15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует

2

1

0

16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм

2

1

0

Обработка данных

Что делать порознь:

A.        На отдельном листке выпишите в столбик номера высказываний от 1 до 16. Проставьте против каждого номера набранный Вами
балл.

Б. Подчеркните четные номера на Вашем листке и отдельно подсчитайте свою сумму баллов по четным высказываниям.

B.        Отдельно подсчитайте свою сумму баллов по нечетным высказываниям.

Что делать вместе:

A.        Сопоставьте свою сумму с аналогичной суммой невесты или супруги (жениха или супруга). Запишите разность между этими числами
в виде значения М.

Б. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих. Запишите разность между ними в виде значения К.

B.        Загляните в таблицу ответов и обсудите полученные результаты.

Таблица интерпретаций        

Значение М

Значение К

Интерпретация

От 0 до 5

а) От 0 до 5

б) От 6 до 10

в) 11 и выше

Вы — гармоничная  пара и схожи  характерами.

Вы — гармоничная пара и дополняете друг друга по характеру.

Вы — гармоничная пара, но между вами неизбежны выяснения отношений из-за различий н характерах

От 6 да 10

а) От 0 до 5

б) От 6 до 10

в) 11 и выше

У   вас   возможны   определенные   фудности   во взаимоотношениях, но они легко преодолимы Трудности преодолимы, но лишь со временем.

Трудности могут принять затяжной характер

11 и выше

а) От 0 до 5

б) От 6 до 10

в) 11 и выше

Вы — разные люди, но умеете быстро приходить к согласию.

Вы — трудная пара, но внушает надежду ваша взаимодополняемость во взглядах и интересах.

Вы — трудная пара.