Районное методическое объединение Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Черемшинская Анна Александровна

Цель: создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.

 

Задачи образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ:

 

- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;

- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_-_prezentatsiya_volshebnyy_telefon_2020_g.pptx1.68 МБ
Файл ovz_rmo.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Агинский детский сад №3 «Родничок» Районное методическое объединение Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог Черемшинская Анна Александровна

Слайд 2

Цель: создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности. Задачи образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ : - побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру; - развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия; - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Слайд 3

Ст . научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна 1. Проблемная ситуация. 2. Рефлексивный круг. 3. Дети – волонтеры. 4. Волшебный телефон. 5. Ситуация месяца или образовательные события

Слайд 4

п едагогическАЯ ТехнологиЯ «Волшебный телефон»

Слайд 5

«Волшебный телефон» - педагогическая технология развивающего общения, предложенная Н.П. Гришаевой. Это телефон доверия для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что трудно доверить взрослым при очном общении.

Слайд 6

Задачи педагогической технологии «Волшебный телефон» Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои мысли и чувства; развивать социальную активность. Понять, что глубинно волнует ребенка, в какой помощи он нуждается. Определять степень эффективности усвоения ребенком той или иной программы, технологии и т.д. Дать позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления. Своевременно реагировать на решение детских проблем

Слайд 7

Саморегуляция (произвольность поведения) Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста, это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Слайд 8

Достоинства данной технологии: самостоятельность выбора любимого сказочного персонажа для общения; открытость; отсутствие прямого контакта «глаза в глаза» со сказочным героем побуждает ребёнка свободно исследовать и проявлять своё «Я».

Слайд 9

Предварительная работа I этап (работа с педагогами): - проведение семинара с педагогами по ознакомлению с данной технологией; - подготовка рекомендаций по внедрению этой технологии в образовательный процесс; обсуждение организационных мероприятий; подготовили условия для проведения этой технологии.

Слайд 10

II этап (работа с детьми и родителями ): - ознакомление детей в группах с технологией «Волшебный телефон»; - создание и изучение правил о пользовании Волшебный телефоном, о соблюдении времени во время разговора с использованием песочных часов; - ознакомление с местом расположения «Волшебного телефона»; - выяснение, какие герои популярны у детей на рефлексивном круге.

Слайд 11

Технология организации «Волшебного телефона» следующая: - В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу. Детям объясняют, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Как правило, это происходит после полдника , 2-3 раза в неделю.

Слайд 12

Создание позитивного настроя: Какие любимые персонажи мультфильмов и сказок у наших детей. Демонстрация телефона, места проведения данной «игры».

Слайд 13

- Самое простое – установить детский игрушечный телефон или рацию. Возможна и установка спаренного телефона: один находится в кабинете психолога, другой рядом с кабинетом психолога в специально оборудованном домике, где должен располагаться телефон для детей. Домик может быть самый простой, типа палатки (шатра), раскрашенный ярким узором; в ней находится домик с телефоном и кресло для ребёнка, а также подсказка в виде пиктограммы, как пользоваться телефоном. Рядом – песочные часы – таким образом дети учатся следить за временем, отпущенным для разговора (обычно 5-10 минут). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило .

Слайд 14

Что главное в работе по данной технологии? Создать благоприятные условия: шатёр уединения, мягкие подушки, пледы, красивый сказочный телефон, песочные часы, по которым ребёнок определяет время разговора. Огромное значение имеет личность ведущего «Волшебного телефона». Наиболее подходит для этой деятельности психолог ДОО, но им может быть любой сотрудник, соответствующий следующим критериям : - наличие специальных знаний в области детской психологии; - знание детской субкультуры, особенно мультфильмов, которыми увлечены в данный период дети; - наличие у взрослых актёрских способностей; - способность сохранить конфиденциальность полученной в беседе с ребёнком информации, но вместе с тем умение донести до воспитателя и родителей её смысл, если это необходимо для коррекции развития ребёнка.

Слайд 15

- Как правило, за внедрение этой технологии отвечает психолог, хотя это может быть и любой другой педагог. Предварительно психолог выясняет, какие герои популярны у детей,- для этого опрашивают детей и родителей. Затем намечает примерные вопросы, которые он мог бы задать от лица какого-либо персонажа, и определить цель общения с каждым конкретным ребёнком. Это так же может быть и диагностикой проблем ребёнка.

Слайд 16

Вопросы: Какие передачи, мультфильмы нравятся тебе больше всего? Почему? Какие герои мультфильмов тебе нравятся больше всего? Почему? Какой герой компьютерных игр тебе нравится больше всего? Почему? С какими героями мультфильмов и компьютерных игр ты бы стал дружить и почему? Каких героев сказок ты знаешь? Кто из них тебе нравятся и прочему?

Слайд 17

III этап – запуск технологии: - психолог ведёт журнал, куда записывает проблемы ребёнка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения. -определяем цель общения с каждым конкретным ребёнком - конфидециальность (даём рекомендации родителям в обобщённой форме)

Слайд 18

«Волшебный телефон» работает! О бщение с любимым персонажем наедине по телефону .

Слайд 19

«Как научиться, не заплакать, если ударился?» «Как выдернуть зуб, если качается?» «Девочки не принимают в игру?» «Что делать, если не хочется спать …» «Не разрешают смотреть мультфильмы…» «Ребята бьют и обзываются…» «Страшно спать одному...» «Не хочется идти в детский сад» и многие другие.

Слайд 20

Диагностика психического развития ребёнка: состояние когнитивных процессов; особенности эмоционально-волевой сферы; уровень развития межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; сформированность коммуникативных умений и навыков и т.д.

Слайд 21

Трудности: сомнения, «а правда ли всё это», вера, что «этот герой существует на самом деле» и что «телефон на самом деле волшебный». знание детской субкультуры, персонажей мультфильмов, обладание актёрскими способностями.

Слайд 22

Результаты: Мы заметили, что ребёнок: - открывается перед «сказочным героем», рассказывает ему то, что его беспокоит; доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания; - делится своими незабываемыми впечатлениями с друзьями и родителями, более подробно и открыто сообщает о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада; - ребёнок привыкает следить за временем разговора, учится планировать свою деятельность , совершенствует навыки общения ; - выражает желание становиться лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою во время следующего сеанса. Несмотря на нарушение правил детьми, в целом улучшилось поведение в группах; - понизилась агрессивность и конфликтность среди детей; - повысилась посещаемость детей детского сада.



Предварительный просмотр:

Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Слайд 1. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации (в соответствии с ФГОС ДО).

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей с ОВЗ дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Слайд 2. Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.

 Ребёнок вступает в мир сначала как индивид, но он уже обладает определенными психологическими качествами, которые отличают его от других. (Например, темперамент). Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.

 Мы все знаем, что в соответствии с ФГОС ДО задачами социально – коммуникативного развития являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции  собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

 Слайд 3. Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них не развита эмоциональная сфера, особенно у детей с ОВЗ. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Использование компьютера может и расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка и создаёт условия для обогащения его кругозора, но дети страдают от отсутствия живого общения, вследствие чего возникают проблемы в общении со сверстниками. Возникает необходимость показать как интересен мир предметов и игрушек, что можно узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка. И задача педагогов  работающих с этими детьми  – выбрать такие педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Слайд 4. И такую инновационную систему социализации мы взяли у Натальи Петровны Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ. Ее система направлена на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией групп комбинированной направленности ставится задача - организации дружественного социума на в детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Слайд5. Мы строим свою работу на следующих технологиях, предложенных Н.П. Гришаевой, они могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

1. Проблемная ситуация.​

2. Рефлексивный круг.​

3. Дети – волонтеры.​

4. Волшебный телефон.​

5. Ситуация месяца ​или образовательные события

Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка – саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – то есть все те качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Расскажу про некоторые технологии, например,

Слайд 6. Технология «Ежедневный рефлексивный круг», или мы его еще называем «Утренний» или «Вечерний» круг.  

- это технология, которая позволяет стимулировать речевую деятельность дошкольников, способствует совершенствованию речи, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Цель: направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.

Каковы же Задачи этой технологии?

-формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;

-обсуждать план на день, неделю, месяц;

-развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;

-развивать умение анализировать и делать выводы.

«Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком и после полдника, а также когда в группе происходит какой-то конфликт или ссора. Утром обсуждаем вместе, какой сегодня день, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ждет от сегодняшнего дня, если в группе именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания. Темы «Рефлексивного круга» я стараюсь подобрать в соответствии с темой календарно-тематического планирования, с темой проектной деятельности, по обстоятельствам (если, например, в группе произошли ссора, конфликт).

Слайд 7.  « Круг Настроения».

Дети стали замечать друг за другом, что иногда у них плохое настроение, они устали, чем-то огорчены или повздорили по пути в детский сад с родителями. И они стали придумывать, чем бы его поднять и что им в этом помогло бы. Ребята видоизменили рефлексивный круг при помощи цветного парашюта. Они исследовали, что когда видят яркие цвета, им хочется улыбаться. От этого и меняется настроение. А если они еще поиграют с ним с утра, то заряд бодрости точно обеспечен.

Слайд 14. Технология «Волшебный телефон»

 

Слайд 19. Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, после совместной деятельности раскрываются собственные творческие возможности.

Мы также в течение года организуем тематические акции, конкурсы, например, в апреле пройдет конкурс чтецов, посвященный 140 лет К.И. Чуковского, где примут все дети участие, так же

Я планирую продолжать свою работу по совершенствованию социально - коммуникативного развития детей, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные и новые методы, направленные на социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 20. Спасибо за внимание.