Консультация с элементами тренинга "Активное слушание"

Зинченко Анна Михайловна

Так бывает, что:

У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать.

И тогда хочется научиться:

  • Говорить так, чтобы дети слушали и слышали.
  • Понимать ребенка и мотивы его поведения.
  • Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми.
  • Больше доверять друг другу.
  • Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми.

Техника активного слушания создает отношения теплоты, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа для родителей

 «Активное слушание»

Цель: ознакомление родителей с техникой эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с активным слушанием, как с одной из форм конструктивной коммуникации.
  2. Развить навыки активного слушания.
  3. Тренировать умение вставать на позицию ребенка.

Материалы: фломастеры, бейджи, листы с заданиями на каждого участника, ЦОР, карточки для упражнения «Если бы я был…»

Заранее провести опрос родителей, желающих посещать занятия, пригласить кого-то целенаправленно. Договориться о времени и дате проведения занятия. Непосредственно перед занятием родители пишут своё имя на бейдже, как бы они хотели, чтобы их называли.

Количество: не более 10 человек.

Ход занятия:


Педагог-психолог: «Уважаемые родители, на занятиях я познакомлю вас с некоторыми приёмами эффективного взаимодействия с ребёнком. Как вы думаете на чём строится система качественных взаимоотношений между родителем и ребёнком?
(сотрудничество, стремление к взаимопониманию, признание личности ребенка автономной от родительской)

Так бывает, что:

У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать.

И тогда хочется научиться:

  • Говорить так, чтобы дети слушали и слышали.
  • Понимать ребенка и мотивы его поведения.
  • Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми.
  • Больше доверять друг другу.
  • Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми».


Пс.: «Давайте сыграем в игру-представление "Если бы я был …" (ребенком, едой, погодой и т.д.). На карточках написаны варианты фраз, вам нужно продолжить и сказать нам свой вариант».

  • Анкета «Умеете ли вы слушать?»

        Пс.: «Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».

вопрос

да

нет

1.

Часто ли вы с нетерпением ждете, когда ребёнок закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2.

Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы в разговоре?

3.

Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4.

Мешают ли вам эмоции слушать ребёнка?

5.

Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш ребёнок излагает свои мысли?

6.

Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7.

Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8.

   Прекращаете ли вы слушать ребёнка, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9.

  Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10.

Перебиваете ли вы ребёнка?

11

Часто ли вы смотрите на ребёнка при разговоре?

12.

   Возникает ли у вас острое желание прервать ребёнка и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

  • Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.


Пс.: «Что для вас значит хорошо слушать? Слышать и слушать - различные понятия. Слышать - различать, воспринимать что-то (Ожегов) Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.
Почему важно активное слушание для ребенка? Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.
Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.
Познакомимся с приемами активного слушания.

Раздается материал родителям

Прием

Содержание

Ключевые слова

Пересказ

Уточнение

Отражение чувств

Проговаривание подтекста

Резюмирование

Изложение своими словами того, что сказал собеседник.
Родитель помогает разобраться в собственных мыслях и чувствах ребенку.
("Я тебя слышу, слушаю и понимаю").

Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо.
Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать ребенку.
("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда").

Проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе.

Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонимание. Проговаривание не должно превращаться в оценивание. (Фраза "Мама, а ты не заметила, какую уборку я сделала сегодня?")
Варианты подтекста: "Ты бы меня похвалила!".
"Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти в поход с друзьями".

Подведение итогов, обобщение всего разговора.

"Ты говоришь …"
"Как я понимаю …"
"Другими словами, ты считаешь"

"Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? "
"Ты именно в четверг не хочешь идти в садик?"

"Может, ты расскажешь об этом поподробнее?"

"Вероятно, ты чувствуешь …"

"Мне кажется, ты обижен".

"Итак, мы договорились".
"Главное, о чем ты хотел сказать …".

  • Работа в парах для тренировки приемов (необходимы карточки с различными ситуациями). Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.

1. прием проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями;

2. на втором этапе надо пересказывать высказывание партнера и продолжать разговор, тоже делает второй партнер.

  • Домашнее задание
    Апробируйте приемы активного слушания, запишите, какой из приемов был наиболее эффективен».
  • Психогимнастическое упражнение "Я хочу — они хотят — я поступаю"

Цель: способствовать осознанию родителей мотивов поведения ребенка.

Пс.: «Разберём значимую для ребенка ситуацию, например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде сегодня идти в садик». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Каждый взрослый, представляя себя ребенком, поочередно встает на каждый из листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, воспитатель), как он обычно поступает на самом деле.

  • Рефлексия

Пс.: «Расскажите, поделитесь с нами, что узнали сегодня? Научились ли чему-нибудь? Что было полезным, а что нет?» (родители делятся своими впечатлениями)

Пс.: «Спасибо за ваши отзывы».



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активное слушание» Практическая консультация для родителей Подготовила: педагог-психолог Зинченко Анна Михайловна МБДОУ ЦРР ДС №58 « Жемчужинка»

Слайд 2

Игра «Если бы я был …» Правила игры: Нужно представить себя на месте какого-либо предмета и назвать его, продолжая фразу. На карточках даны различные темы. В соответствии с данной темой нужно придумать подходящий именно к Вам предмет.

Слайд 3

Так бывает, что: У родителей мало времени, накапливается усталость, и нет сил на то, чтобы «качественно» проводить время со своим ребенком. Не хватает опыта и знаний о том, как правильно строить отношения с детьми. Трудное поведение ребенка злит или расстраивает и, кажется, что «ничего не помогает». Ребенку всегда мало внимания, и он просит еще и еще играть с ним, а взрослым трудно это делать. И тогда хочется научиться: Говорить так, чтобы дети слушали и слышали Понимать ребенка и мотивы его поведения Получать удовольствие от времени, проведенного с детьми Больше доверять друг другу Быть более последовательными и надежными в отношениях с детьми

Слайд 4

Анкета «Умеете ли вы слушать?» Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».

Слайд 5

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет». 10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к собеседнику, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие люди любят общаться с вами. 8-10 баллов . Нередко вы проявляете умение слушать. Даже если вы чем-то недовольны, всё равно стараетесь дослушать собеседника до конца. Если же вам некогда, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово». Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать. Вы перебиваете, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что собеседник говорит, перестаёте слушать его.

Слайд 6

Что значит для меня хорошо слушать? Слышать - различать, воспринимать что-то на слух. Слушать – направлять свой слух на на что-то. (по Ожегову) "Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное)". Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Слышать и слушать - различные понятия.

Слайд 7

Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет на контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

Слайд 8

пересказ уточнение отражение чувств проговаривание подтекста резюмирование Приёмы активного слушания Пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник. Родитель помогает разобраться в собственных мыслях и чувствах ребенку. ("Я тебя слышу, слушаю и понимаю"). "Ты говоришь …" "Как я понимаю …" "Другими словами, ты считаешь"

Слайд 9

Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо. Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать ребенку. ("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда"). "Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? " "Ты именно в четверг не хочешь идти в садик?« "Может, ты расскажешь об этом поподробнее?"

Слайд 10

Отражение чувств Проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе. "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным" "Мне кажется, ты обижен"

Слайд 11

Проговаривание подтекста Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонимание. Но проговаривание не должно превращаться в оценивание. Фраза "Мама, а ты не заметила, как быстро я убрала игрушки сегодня?" Варианты подтекста: "Ты бы меня похвалила!" или ещё глубже: "Я хотела бы, чтобы ты разрешила мне посмотреть мультик".

Слайд 12

Резюмирование используется в продолжительных беседах. Подведение итогов, обобщение всего разговора требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли. "Итак, мы договорились…" "Главное, о чем ты хотел сказать …"

Слайд 13

- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда по вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен? - А ребёнку какая позиция при разговоре наиболее комфортна? - Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? Упражнение "Слушание в разных позах” Вывод: эффективным является общение на " одном уровне ”, " глаза в глаза ”

Слайд 14

Как вести себя при разговоре? Повернитесь к ребёнку лицом , важно чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Избегайте разговоров из разных комнат, повернувшись лицом к полкам или раковине и другим предметам. Желательно также, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме . Фразы, оформленные как вопрос, не выражают сочувствия, старайтесь их избегать. В беседе очень важно выдерживать паузы , после каждой реплики стоит немного помолчать.

Слайд 15

Работа в парах для тренировки приёмов активного слушания

Слайд 16

Почему важно активное слушание для ребенка? Ребёнок понимает, что родителям очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «побыть на месте» ребенка, облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность .

Слайд 17

Мы думаем, что применяем методику к детям, но на самом деле она меняет нас самих. Желаю успехов!