Тренинговое занятие "Наполни смыслом каждое мгновение"

Остерникова Ирина Анатольевна

Конеспект занятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие по профилактике стресса с педагогическим коллективом

 «Наполни смыслом каждое мгновение»

Цель: профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания в пе-дагогическом коллективе.

Задачи:

- создание благоприятных условий для работы в группе;

- развитие самосознания;

- снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;

- формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха;

- формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами.

Ожидаемые результаты: улучшение психологического климата в коллективе; снижение ситуативной и личностная тревожности педагогов; формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний; повышение самооценка и уверенности в себе.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Условия проведения: занятие проводится с группой педагогов в количестве 15-20 человек.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч, маркеры, ручки, бумага, газеты, магнитофон, аудиокассеты (с записью ритмичной музыки и шума моря), памятки с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие. Упражнение «Пумба-Юмба».

Психолог. Мы с вами попали в племя Пумба-Юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу – один хлопок в ладоши – мы должны потереться носиками, по сигналу – два хлопка в ладоши – потереться спинками.

Рефлексия. Какие чувства вы испытывали ?

Игра «Разговор через стекло»

Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь коллег получить зарплату», «Сообщаешь, что завтра состоится педсовет», «Говоришь коллегам о том, что этим летом  у нас будет летняя оздоровительная компания».

Упражнение «Снежки»

Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас всегда  во время работы.

Рефлексия:

•  Какие ваши ощущения до и после упражнения?

•  Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Люди по-разному воспринимают окружающий мир. И не всегда это окружающее для нас хорошее, позитивное. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери.

Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью, ведь учитель или воспитатель это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за жизнь и развитие другого человека ученика, воспитанника.

Сегодня мы попытаемся научиться регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции максимально быстро и с минимальными усилиями. И отдохнем.

  • Размышления о хорошем и приятном

Игра «Ассоциации»

Играющие по очереди называют, с чем у них ассоциируются:                                                          — встреча Нового года,                                                                                                               — железнодорожный вокзал,                                                                                               — уроки в школе,                                                                                                                      — контрольная работа по алгебре,                                                                                            — жаркий день,                                                                                                                     — вечер встречи выпускников,                                                                                         — удачная покупка,                                                                                                             — хорошее настроение,                                                                                                       — план работы на год,                                                                                                          — однокомнатная квартира,                                                                                                 — экзамен у сына (дочери),                                                                                                     — аэропорт,                                                                                                                           — профессия дизайнера,                                                                                                           — морской пейзаж,                                                                                                                       — дождливое утро,                                                                                                               — букет цветов,                                                                                                                        — цирковое представление,                                                                                              — путевка в санаторий,                                                                                                      — ужин, приготовленный мужем.

Чтение книг, журналов

Игра «Фраза по кругу»

Нужно прочесть предложенную фразу (например, текста из журнала «Здоровье» - « И нервы успокоились, и боли прошли..») с разными интонациями, с чувством: вопросительно, весело, торжественно, мечтательно, ворчливо, оптимистично, испуганно, восторженно, протяжно, удивленно, шепотом, безразлично, обиженно, злобно, ласково, торопясь, грустно, громко, восклицательно.

Рефлексия.

Двигательная активность

Игра «Посмотри и угадай»

Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому.

Все по очереди изображают то, что написано в карточке, с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это может быть.

Варианты ситуаций:

• Директор нашего Центра разговаривает по телефону.

• Учитель ругает учеников в классе.

• Человек находится под холодным дождем без зонта.

• Ученик сел на кнопку.

• Человек обжегся о горячий утюг.

• Ученик сел на сломанный стул.

• У девушки сломался каблук.

• Человека обрызгала машина.

• Электрик вкручивает лампочку.

• Человек купается в проруби.

Музыкотерапия, движения, танцы

Игра «Танец с бочкой»

Под музыку необходимо станцевать танец с воображаемым предметом, который назван в карточках. Например, танец с зонтом.

Варианты: с цветком, с бочкой, с сотовым телефоном, на высоких каблуках, с кактусом, на сломанном каблуке, в пышной юбке, с мячом, в шляпе.

Похвала, комплименты

Игра «Телеграмма»

Каждый играющий пишет прилагательные, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш ... тренинг. Выглядим мы ... и ... Но если бы погода была сегодня ... то мы были бы ... а может, даже ... Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе ... Пожелаем же всем всего ... а именно ... здоровья ... успехов ... детей (учеников)».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Релаксация.  Упражнение «Прогулка к морю»

Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.

Психолог . Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.

Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.

Упражнение «Подари улыбку»

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Психолог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой педагоги обмениваются картинками.)

Упражнение «Итоги дня»

Цель: получение обратной связи от участников группы.

•  Что принес вам сегодняшний день?

•  Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

•  Какие открытия вы сделали для себя?

•  Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Психолог. Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Закончить его я хочу мудрым изречением: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпение принять то, что я не могу изменить; и ум отличать одно от другого».

Завершение