Паспорт технологии «Лекотека»

Ефтифеева Наталья Григорьевна

Представлен паспорт технологии "Лекотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт технологии "Лекотека"27.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ

«Лекотека»

(указать название технологии)

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Контактная информация

Государственное автономное  учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края.

Остерникова Ирина Анатольевна, педагог-психолог.

Рабочий номер телефона:- тел/факс: 8-(3022)28-26-75

1.2. Проблемы, на решение которых направлена технология

- трудности коммуникации;

 -низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил;

 - нарушения поведения — умеренная агрессивность;

 -трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека;

-трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний;

- трудности личностного развития.

1.3. Целевые группы (выгодополучатели)

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста:

- с ОВЗ,

- с нарушениями развития (двигательными, умственными, сенсорными, коммуникатив-ными, эмоциональными, поведенческими) или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей.

1.4. Цель применения технологии

Цель Лекотеки – обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с нарушениями развития и их семей для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), другим членам семьи.

II. ОПИСАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Основное содержание и алгоритм действий

Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Алгоритм технологии:

I этап — подготовительный: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Цель: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий.

Стратегия:

1. Набор целевой группы.

2. Составление плана работы команды специалистов.

3. Разработка индивидуальной программы помощи детям с учётом сложной структуры нарушений детей и уровня их развития.

II этап — реализационный (основной): осуществление коррекционно-развивающей занятий в специально организованных социально-психологических и социально-педагогических условиях.

Стратегия:

1. Первичный игровой диагностический сеанс, междисциплинарная оценка.

2. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения семей.

3. Проведение индивидуальных игротерапевтических занятий с детьми.

4. Проведение групповых игротерапевтических занятий с детьми.

5. Проведение консультаций, тренингов для родителей.

6. Отслеживание динамики развития детей в процессе получения услуги (промежуточные диагностические процедуры).

III этап — итоговый: обобщение результатов деятельности специалистов Лекотеки и семьи.

Стратегия:

1. Мониторинг состояния ребёнка. Обобщение полученных результатов с помощью опроса родителей и профессиональной рефлексии.

2. Фиксация полученных результатов графически (диаграммы, отражающие результаты работы), написание рекомендаций и сбор пакета сопроводительных документов.

3. Обеспечение родителей материалами информационно- методической поддержки.

Формы работы в Лекотеке:

1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.

2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходя- щим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детско- родительского взаимодействие.

3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей.

4. Групповой родительский тренинг (по общению, игре, арт – методам, специальным техникам и др.).

Занятия в Лекотеке проводятся:

1. По сенсомоторной коррекции – активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;

2. По игровой терапии – в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;

3. По формированию коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения. Обучение проходит в форме игры. Игра – основная деятельность ребёнка, особый вид активности ребёнка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства.

III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Качественные показатели

1.Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития своего ребенка.

2. Развитие и формирование у детей познавательной активности.

3. Развитие у детей слухового, зрительного и тактильного восприятия.

4. Сформированность у детей навыков игровой деятельности.

5. Содействие формированию у ребенка необходимых навы- ков, способствующих социальной адаптации (интеллекту- альных, двигательных, речевых, социальных).

6. Ознакомление родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, оказание помощи в поиске наиболее разумного и адекватного способа взаимодействия со своим ребенком, учитывая индивидуальные особенности и уровень его актуального развития.

3.2. Количественные показатели

- количество получателей услуг, прошедших реабилитацию(ед.);

- количество проведенных занятий в отчетном периоде (ед.).

3.3. Обоснование эффективности разработанной технологии

Для оценки  эффективности Лекотеки, как новой формы работы  с детьми и родителями,  специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и  по  результатам установлено, что на протяжении  всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается:

  • - формирование у детей навыков игровой деятельности (87%);
  • - активизация познавательной деятельности (53%);
  • - формирование механизмов социальной адаптации (68%);
  • - развитие навыков позитивного общения и конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок»(71%);
  • оптимизация уровня развития общей и мелкой моторики(32%);
  • - усвоение ребенком определенных правил поведения в быту и общественных местах (49%);
  • - расширение кругозора и обогащение словарного запаса (43%).

После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились. 55% родителей стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Проведенные занятия показали, что целенаправленная работа имеет позитивные результаты.

IV. НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Кадровые

- педагог-психолог,

- социальный педагог,

- учитель-логопед,

- воспитатель.

Высшее педагогическое образование и специализация по психологии и основам психологической работы с детьми-инвалидами.

4.2. Материально-технические

- Оборудование для развития общих движений,

- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков,  

- Игрушки для развития тактильного восприятия,

- Средства для развития альтернативной коммуникации,  

- Игрушки для социально – эмоционального развития ,

-Игровые средства для развития социально-бытовой ориентировки и сюжетных игр,

- Электронные игрушки (работающие от батареек),

- Дидактические материалы,

- Наборы (животные, конструкторы),

- Материалы для изобразительного творчества,

- Средства для музыкального развития,

- Книги для детей,  

- Книги для родителей.

4.3. Информационные, включая Интернет-ресурсы

Ссылки на источники:

  1. 1.Российская лекотека: Методическое пособие.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,2006.-138с.
  2. 2.Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи./ А.М. Казьмин, Е.А. Пертусенко, А.И.Чугунова, В.Н.Ярыгин.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011.- 236с.
  3. 3.Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения [Текст] / Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А.. Мазаева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина ; под обш. ред Т.В. Сапожниковой. – Бийск, 2015. – 414 с.

Библиографический список по теме:

1.Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. М.: Сфера: Приложение к журналу «Управление в ДОУ». – 128с.

 2. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт. Российская Лекотека: Методическое пособие (Служба специальной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 138 с. – (Особый ребёнок в семье: помощь и поддержка).

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.

4. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья: первая Лекотека г. Новосибирска / составители: Т.П. Есипова, О.Ю. Пискун. – Новосибирск, 2011.

 5.Пискун О. Ю. Развитие - в игрушках: практическое руководство для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. – Новосибирск, 2011. -60с.

Интернет ресурсы:

http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf http://lekoteki.livejournal.com/711.html http://www.lekoteka.ru/index.php?page=obrazovanie.html – образовательный маршрут / http://www.lekoteka.ru http://about-my-sun.narod.ru/lekoteka.htm http://www.lekoteka.ru  сайт о российской лекотеке http://lekoteka.edu.ru   сайт посвященный новым формам дошкольного образования http://www.ya-roditel.ru/upload/files/lekoteka1.pdf http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka

4.4. Иные ресурсы

-