Паспорт технологии «Сенсорная комната»
Представлен паспорт технологии "Сенсорная комната"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт технологии «Сенсорная комната» | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ
«Сенсорная комната» |
I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Контактная информация |
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края. Рабочий номер телефона:- тел/факс: 8-(3022)28-26-75 |
1.2. Проблемы, на решение которых направлена технология - трудности в социальной адаптации - трудности коммуникации; - низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, - неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил; - трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; -трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; - трудности личностного развития - повышенная гиперактивность, тревожность, утомляемость - нарушение в развитии координации, в том числе зрительно-моторной, мелкой моторики - повышенный уровень психо-эмоциональной напряженности (психоневрологические нарушения) - нарушения в восприятие цвета, звука, ритма |
1.3. Целевые группы (выгодополучатели) |
Дети дошкольного, младшего школьного возраста, подростки: - с ОВЗ, - с нарушениями развития (двигательными, умственными, сенсорными, коммуникатив-ными, эмоциональными, поведенческими) или выраженными психогенными расстройствами. Взрослые (родители или лица их заменяющие; сотрудники учреждения) |
1.4. Цель применения технологии |
Цель – сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья с помощью мультисенсорной среды, формирование тактильной чувствительности, совершенствование работы вестибулярного аппарата, формирование гармоничного психического здоровья детей, имеющих различные нарушения в развитии. укрепление адаптационных возможностей, стабилизация психоэмоционального состояния, снижения тревожных состояний. |
II. ОПИСАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Основное содержание и алгоритм действий |
Организация Сенсорной комнаты создает эмоциональную обстановку положительной модальности, активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта, дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции ребенка, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие. Алгоритм технологии: I этап — подготовительный: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий. Цель: формирование целевой группы детей, создание рабочего плана действий. Стратегия: 1. Набор целевой группы. 2. Первичные диагностические процедуры. 3. Составление плана работы. 4. Разработка индивидуальной программы помощи детям с учётом сложной структуры нарушений детей и уровня их развития. II этап — реализационный (основной): осуществление коррекционно-развивающей занятий в специально организованной мультисенсорной среде. Стратегия: 1. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения семей. 2. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми. 3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми. 4. Отслеживание динамики развития детей в процессе получения услуги (промежуточные диагностические процедуры). III этап — итоговый: обобщение результатов деятельности специалистов Сенсорной комнаты и семьи. Стратегия: 1. Заключительные диагностические процедуры. Мониторинг состояния ребёнка. Обобщение полученных результатов с помощью опроса родителей и профессиональной рефлексии. 2. Фиксация полученных результатов (диаграммы, отражающие результаты работы), написание рекомендаций и сбор пакета сопроводительных документов. 3. Обеспечение родителей материалами информационно- методической поддержки. Формы работы в Сенсорной комнате: 1. Консультация – это встреча специалиста с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно. 2. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия: - введение в игровую ситуацию для предания деятельности участников занятия поисковый характер; - создание познавательной основы; - формирование эмоциональной готовности к занятию (вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения, релаксация); -этап активного действия (взаимодействие с интерактивной средой: создание ситуации для сенсорно-перцептивной деятельности); - слушание историй; - ритуал прощания. Занятия в Сенсорной комнате проводятся: 1. Для снижения эмоционального и мышечного напряжения; 2. Стимуляция сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекция зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности; 3. Для повышения психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций, поддержания интереса и познавательной активности; 4. По сенсомоторной коррекции – активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка; 5.Для оптимизации коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения. |
III. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Качественные показатели | 1. Улучшение эмоционального состояния, снижение нервного возбуждения и тревожности, нормализация сна. 2. Развитие и формирование у детей познавательной активности. 3. Развитие у детей слухового, зрительного и тактильного восприятия. 4. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений. 5. Повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур, и занятий с другими специалистами). 6. Содействие формированию у ребенка необходимых навы- ков, способствующих социальной адаптации (интеллекту- альных, двигательных, речевых, социальных). 7. Ознакомление родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, оказание помощи в поиске наиболее разумного и адекватного способа взаимодействия со своим ребенком, учитывая индивидуальные особенности и уровень его актуального развития. |
3.2. Количественные показатели | - количество получателей услуг, прошедших реабилитацию(ед.); - количество проведенных занятий в отчетном периоде (ед.). |
3.3. Обоснование эффективности разработанной технологии | Для оценки эффективности Сенсорной комнаты как новой формы работы с детьми и взрослыми, специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и по результатам установлено, что на протяжении всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается: - стабильный эмоциональный фон в течение дня; - значительное снижение проявлений агрессивного поведения; - самостоятельное применение навыков отреагирования своих чувств и эмоций в различных ситуациях; - активизация познавательной деятельности; - формирование механизмов социальной адаптации; - развитие навыков позитивного общения и конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок»; - оптимизация уровня развития общей и мелкой моторики; - расширение кругозора и обогащение словарного запаса; После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились, они стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Проведенные занятия показали, что целенаправленная работа имеет позитивные результаты. |
IV. НЕОБХОДИМОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1. Кадровые | - педагог-психолог Высшее педагогическое образование и специализация по психологии и основам психологической работы с детьми-инвалидами. |
4.2. Материально-технические | Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия (настенные, напольные маты), пуфики, приборы, создающие рассеянный свет, библиотека записей релаксационной музыки, игрушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, установки для аромотерапии. Активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, массажные мячики и т.д.; бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр, а также интерактивное оборудование последнего поколения. |
4.3. Информационные, включая Интернет-ресурсы | Ссылки на источники:
Библиографический список по теме: 1. Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Березникова Е. С. Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка // Молодой ученый. — 2016. — No12.6. — С. 53-57. 2. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 91-101. 3. Литвак В.А. Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методические рекомендации". М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 65-68 4. Михайлов А.Н. , Платонова Н.В., Соловьева А.А. Методические рекомендации по применению сенсорной комнаты в комплексной реабилитации детей, подвергшихся насилию.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 108 -115. 5. Сологубов Е. Г., Кожевникова В. Т. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 69 - 73 Интернет ресурсы: https://son-net.info/sensornaya-komnata-kak-uslovie-psixologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-s-ovz/ https://anrotech.ru/blog/sensornaya-komnata-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/ https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/06/18/rabota-v-sensornoy-komnate https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/02/13/programma-po-rabote-s-detmi-s-ovz-s-ispolzovaniem |
4.4. Иные ресурсы | - |