Краткосрочная программа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних "Мир моими глазами"

 Самсонова Анастасия Витальевна

Цель программы: создание социально – педагогических условий, нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение обучающихся школы.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  3. Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_deviantnomu_povedeniyu.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Сахалинской области, «Школа-интернат «Радуга»

Краткосрочная программа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

«Мир моими глазами»

Составила:

педагог-психолог

Самсонова А.В.

п.г.т. Смирных

2023г.

В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов.

Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности, неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не автономны в принятии решений. Подростки отличаются инфантилизмом, не здравомыслием, ригидностью, неадекватностью самооценки, несамостоятельностью и так далее.

Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:

· осознать нормы общества;

· осознать себя частью общества;

· принять нормы общества как свои.

Подростки с ОВЗ испытывают затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием.

Многие трудности школьной адаптации детей с ОВЗ обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Дети с ОВЗ имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Все это приводит к дисгармонии с социальной средой.

Цель программы: создание социально – педагогических условий, нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение обучающихся школы.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  3. Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

Ожидаемые результаты:

  1. Обучающиеся знают моральные принципы общества, умеют правильно оценивать сове поведение и исправлять недостатки.
  2. Обучающиеся могут осуществлять правильный выбор своего поведения.
  3. Обучающиеся имеют статус в коллективе, заинтересованы и проявляют эмпатию к членам коллектива.

№ п/п

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению

Цели

1.

Комплекс медиативных упражнений по профилактике сквернословия несовершеннолетних

Содействие подросткам в преодолении склонности к сквернословию, осознание негативных последствий этой привычки, выработке личных позитивных стандартов речевого поведения

Упражнение «По дороги жизни»

Осознание того, что нецензурные выражения, используемые в своей речи, мешают продвигаться вперед.

Упражнение «Сосуды»

Осознание недопустимости использования сквернословия.

Упражнение «Кляксожизнь»

Определение причин, почему появилось сквернословие в вашей жизни, недопустимость его использования в новой жизни.

Упражнение «Обойти слово»

Развивать способность переформулировать бранные, сквернословные слова в позитивные.

2.

Комплекс упражнений по коррекции эмоциональных нарушений личности несовершеннолетних

Обучение личности социального приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с оружающимися

Упражнение «Поддержка»

Научить различать понятия похвала, знак внимания и поддержка,освоить навык поддержки применительно к школьным ситуациям.

Упражнение «Я – слушание».

Усвоить понятие «Я –слушание» и найти свои собственные! Я –слушания» для рефлексии своего поведения, в том числе в конфликтах с

подростками.

Упражнение «Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем».

Дать представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; провести практическую отработку навыков преодоления проблем.

Упражнение «Разрешения проблем и принятия решения.

Тренировка навыков принятия решения.

Упражнение «Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации».

Ознакомить обучающихся с процессом первичной, вторичной оценки проблемной и стрессовой ситуации, провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации.

Упражнение «Модификация копинг-стратегии избегания и тренинг адекватных форм стратегии избегания».

Ознакомить подростков с поведенческими стратегиями преодоления стресса, провести тренировку адекватного выбора поведенческой стратегии избегания.

Упражнение «Развитие Я-концепции. Тренировка навыков самоконтроля самоэффективности».

Научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработать навыки самоэффективности и самоконтроля.

Упражнение «Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной социальной компетентности. Тренировка коммуникативных навыков».

Научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей; развить способности «вставать» на позицию других; научиться

«принимать их роли»; научиться умело и с удовольствием общаться с людьми; понимать людей и смысл общения.