Общение в системе "учитель - ученик": типичные ошибки и приемы их решения

Чубарова Елена Николаевна

"Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов…" (В. А. Кан-Калик)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_v_sisteme_uchitel-uchenik.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Общение в системе «учитель – ученик»: типичные ошибки и приемы их решения

 

Чубарова Е.Н., педагог-психолог,

 МБОУ «Гимназия №25» г. Курска

 

        Взаимоотношения между учителем и обучающимися являются важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Неумение или нежелание правильно общаться с детьми часто становится причиной их агрессивных проявлений, плохой дисциплины на занятиях, низкой учебной мотивации. Научно доказано, что отношение учеников к учителю переносится  на предмет, который он ведет.

        Образ учителя в глазах обучающихся складывается из трех составляющих:

- внешний облик (одежда, прическа, макияж и т.п.),

- личностные особенности (доброта, отзывчивость, справедливость, терпимость или вспыльчивость, резкость, торопливость/медлительность и т.д.),

- общение (вербальное, невербальное).

        Давайте подробнее остановимся на коммуникации между педагогом и обучающимися. Каковы же типичные ошибки в их общении?

Типичные ошибки в общении учителей с учениками:

  1. Обращение к детям не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
  2. Отсутствие извинений в адрес учеников (если учитель оговорился или допустил ошибку).
  3. Приказной характер общения, угрозы, необъективная критика и придирки.
  4. Невнимание и безразличие к результатам учебной деятельности ученика, прерывание его речи, беседа или перепалка во время ответа.
  5. Игнорирование психических особенностей обучающихся (флегматик – медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно).
  6. Неумение или нежелание сопереживать, выслушать, поддержать беседу.
  7. Отказ в помощи обучающемуся.
  8. Отсутствие контакта глаз.

Мы, как педагоги, знаем, что любую ошибку, при желании, возможно исправить. Так, для налаживания эффективного общения с учениками, существует ряд психологических приемов:

1. Прием «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным обучающемся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не осознаваемое им чувство приятного. Причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно.

2. Прием «золотые слова». К таким словам можно отнести комплименты и похвалу. Не стесняйтесь заслуженно хвалить обучающихся, так как это повышает их самооценку и учебную мотивацию.

3. Прием «терпеливый слушатель» – всегда при общении с учеником учитель должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

4. Прием «личная жизнь». При общении с обучающимися интересуйтесь их внеучебными, личными делами и используйте эти полученные знания в интересах обучения и воспитания.

5. Прием «Я-высказывание» (высказывание от своего «Я»).  Использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Например, «Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия».  Если мы используем «Ты-высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции (гнев, раздражение, обиду). «Ты-высказывание» нацелено на то, чтобы обвинить другого человека. Например, «Ты опять пропускаешь занятия!»

6. Прием «зеркало отношений». Лицо – это «зеркало», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.

Данный прием связан с невербальной коммуникацией. Невербальное общение – это общение без слов, с помощью мимики, жестов, поз, взгляда. Наше тело тоже способно говорить и налаживать контакт. Поэтому педагогу важно выработать правильную манеру невербального взаимодействия с обучающимися.

Прежде всего, все жесты должны говорить о вашей открытости и направленности на положительное взаимодействие. Открытыми жестами считаются те жесты, при которых ладони направлены вверх на собеседника, а руки не пересекают линию контакта (воображаемая линия от середины лба до середины живота). Стоять педагог должен лицом к классу, ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. 

В работе с обучающимися учитель должен стараться избегать закрытых поз (скрещенные руки, ноги), так как они воспринимаются, как не желание общаться. Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, раскручивание в руках посторонний предмет. Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.

Помните, что между обучающимися и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения. Зона от 0 до 45 см. является интимной и в нее допускаются только самые близкие люди. Комфортной для индивидуального общения или взаимодействия в малой группе (2-3 человека) педагога и подопечных можно считать зону от 45 см. до 1 м.20 см. (персональная зона). В более многочисленных учебных коллективах расстояние для коммуникации может быть увеличено до 4-7 метров (социальная и публичная зоны).

Ориентируясь на данную информацию, путем изменения дистанции общения, педагог способен привлечь внимание обучающихся на уроке. Для этого, специалисты рекомендуют двигаться по классу (мастерской) вперед и назад, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, способствует сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает возможность слушателям отдохнуть.

Еще один важный аспект невербального общения между педагогом и обучающимися – это взгляд. Он нужен для того, чтобы ребята ощущали доброжелательное отношение и поддержку. Запомните! Визуальный контакт должен быть постоянным. Стремитесь держать в поле зрения всех обучающихся.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что эффективность учебно-воспитательной работы зависит от того, как учитель наладит общение с обучающимися. «Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов…» (В. А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении»)

Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
  2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и показывать влияние на людей: Пер. с англ./ Общ. ред. И предисл. Зинченко В.П., Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 2010. – 288 с.
  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: Академия, 2012. – 192 с.

______________________________________________________________

Виктор Абрамович Кан-Калик - советский педагог, основоположник исследований проблем педагогического общения.