Конспекты занятий

Красноярова Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Групповое занятие-знакомство «КЛАССная компания»

Вступительное слово


        Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы стали 7-классниками, ну а я, перешагнув порог интерната  в этом учебном году, стала вашим классным руководителем. Меня зовут***. Впереди у нас долгие годы совместной жизни. А сегодня у нас день знакомства и  чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем.

Упражнение «Связующая нить»

Материалы: клубок ниток.

Участники передают клубок ниток таким образом, чтобы все, кто взял клубок в руки, держали нить. Передача клубка сопровождается заданием: «Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и имя».

Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.

Игра «Характеристика класса»

Материалы: ПК, тематическая презентация.

Давайте пофантазируем. Нужно назвать прилагательные, которые помогут нам ответить на вопрос, каким будет наш класс. Например: Д-добрый, Р-радостный и т.д.

Психолог называет букву алфавита, демонстрируя нужный слайд, а дети называют прилагательные. При необходимости оказывается помощь.

Примерные ответы детей:

А - аккуратный, активный.

Б – бережливый.

В - внимательный, веселый.

Г - гостеприимный.

Д - добрый, дружный.

Е – единственный.

Ж - жизнерадостный.

3 - здоровый, замечательный.

И - интересный, искренний.

К - культурный, красивый.

Л - любознательный, ловкий.

М - мирный, музыкальный, модный, мужественный.

Н - нормальный, нежный.

О - отважный, отличный, ответственный.

П - приветливый, послушный, прекрасный.

Р – радостный.

С - самостоятельный, свободный, современный,спокойный, сильный.

Т - трудолюбивый, талантливый, творческий.

 У - умный, успешный, удивительный, уверенный.

Ф - фантастический, футбольный.

X - храбрый, хороший, хозяйственный.

Ц – целеустремленный..

Ч - честный, чуткий, человечный, чистоплотный.

Ш- широкий.

Щ - щедрый.

Э – энергичный.

Ю- юный.

Я - яркий.

Практика с МАК «Мой путь»

Материалы: ПК, МАК «Пути-дороги» (эл. версия)

Психолог: У каждого из вас впереди большая интересная жизнь, каждый пойдет своей дорогой несмотря на то, что сейчас вы учитесь в одном классе. Предлагаю с помощью волшебных картинок пофантазировать о том, что вас ждет впереди.

Детям демонстрируются карты, зашифрованные порядковыми номерами (чтобы не было видно изображений). Необходимо взакрытую выбрать одну карту, назвав ее номер и затем, глядя на нее, описать свои ощущения.

Танцевальная разминка (см. презентацию)

Упражнение «Превращения»

Психолог просит ребят по очереди закончить устно предложения.    

* Если бы я был животным, то я был бы …

* Если бы я был растением, то я был бы … 

Арт-практика «Мой цветок»

Материалы: заготовки цветка на листе А4, цветные карандаши, фломастеры, ПК, музыка, магнитная доска, магниты.

Каждый подросток получает заготовку цветка, карандаши, фломастеры. Задание: в середине цветка необходимо написать свое имя и на каждом лепестке написать по одному своему положительному качеству или умению. Затем ромашку необходимо разукрасить, Звучит инструментальная музыка «Песни ночных эльфов» и «Звуки МУЗ».

По окончании работы каждый обучающийся представляет свой цветок и рисунки крепятся магнитом на доску с помощью магнитов.

Завершение занятия

Все встают в круг и хором говорят «Мы такие разные, мы такие классные!», при этом вытягивают руку вперед и поднимают большой палец вверх.

        

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.jpg



Предварительный просмотр:

Урок по теме «Зависимое поведение подростков»

Актуальность проблемы: для современного общества одной из главнейших является проблема алкоголизма и наркомании, особенно в подростковом и юношеском возрасте, т.к. основную массу людей с зависимостью составляют именно они. Зависимость в этом возрасте возникает из-за того, что подростки и юноши с их еще не до конца формирующейся психикой легко поддаются пагубному влиянию сверстников и взрослых, они хотят «быть как все», хотят

быть модными. Другие же подростки и юноши видят в сигаретах, алкоголе и наркотиках средство «ухода» от проблем, но на самом деле это далеко не так.

Позже, когда подростки «втягиваются», многие из них понимают, что случи-

лась беда, но ничего уже поделать не могут. Поэтому нужно просвещать школьников о пагубном воздействии на организм табака, алкоголя и наркоти-

ков, чтобы предупредить формирование зависимости уже в этом возрасте.

Основная литература:

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология старшеклассников. (ч.1) М.,

Владос, 2002, 224 с.

Дополнительная литература:

Конева Е.В., Коряковцева О.А. Профилактика наркозависимости: норматив-

ные, информационные и методические материалы. Ярославль,2002,140с.

Аудитория: ученики 8б кл. МПЛ г. Пскова

Цель урока: повысить уровень знаний школьников о пагубном влиянии куре

ния, наркотиков и алкоголя на организм человека.

Задачи  урока: дать школьникам представление о влиянии курения, наркоти-

ков и алкоголя на организм человека; рассказать о заболеваниях, возникаю –

щих при злоупотреблении курением и алкоголем; рассказать о приемах уве -

ренного отказа; выработать у школьников знания по изучаемой теме.

Стратегия: урок по теме «Зависимое поведение подростков».

Организационная форма урока: монолог с элементами диалога.

План урока:

1)Ведение

2) Влияние никотина на организм человека.

3) Алкогольная зависимость.

4) Возникновение и развитие наркозависимости.

5) Умение сказать «нет».

6) Заключение.

1) Введение.

     Сегодня на уроке мы поговорим o вредных привычках: злоупотреблении спиртными напитками, курении, наркомании.

     Наверное, с вами уже не в первый раз говорят об этом. Газеты, телевиде -

-

ние, родители и учителя стремятся рассказать школьникам  о вредном воз -

действии  курения, употребления наркотиков и алкоголя.

Вопросы: Что обычно вам говорят взрослые по этому поводу?

               Почему часть ваших сверстников игнорирует их предостере-

               жения?

     А вообще-то обмануть взрослых не так уж и сложно. Сколько бы они не контролировали вас, не предупреждали, вы всегда сможете обойти их запре

ты. Их вы обманете, а сможете ли обмануть себя, свой организм? По-моему, вы прекрасно знаете о последствиях но просто предпочитаете думать, что с вами ничего не случится. И, возможно, где-то в глубине души понимаете, что

это самообман, но так спокойнее живется.

2) Влияние никотина на организм человека.

Вопрос: как вы думаете, почему молодые люди начинают курить?

     Все вы знаете, как выглядят заядлые курильщики. Давайте назовем основ-

ные внешние признаки, по которым можно определить курящего человека:

- слезящиеся глаза

- кожа землянистого цвета

- отсутствие румянца на щеках

- желтый налет на зубах

- пятна на зубах

- желтоватые ногтевые фаланги

     Сейчас, когда вы молоды и свежи, вам что-то из вышесказанного, возмож-

но, и не покажется важным. А ведь кому-то из вас года так в 23 будут давать 25, а кому-то и 28 лет. Тогда не обижайтесь на говорящего, а на себя самого – вы не сумели правильно распорядиться своим здоровьем, своей красотой.

     Ваши сосуды являются транспортными магистралями, по которым путе -

шествует кровь, обогащая организм необходимыми веществами. Нормальные сосуды выглядят примерно так (рис. 1). Но под воздействием никотина сосу-

ды сужаются (рис. 2) и организм недополучает то, в чем нуждается. Это отра-

жается и на самочувствии, и на внешнем виде курильщика.

Вопрос: какие возможны заболевания, связанные с воздействием курения на организм?

-

3) Алкогольная зависимость.

     Kaк вы думаете, что ответит алкоголик, если его спросить, входило ли в его жизненные планы стать алкоголиком? Конечно  нет. Но ведь стал же. Здесь карти

на такая же, что и с курением: все понимают, что наносится колоссальный вред здоровью, но все равно пьют. Почему взрослые пьют? Наверное, потому, что уже не могут не пить. А почему пьют подростки? Давайте попробуем разобраться вместе.

Задание: назовите «плюсы» и «минусы», получаемые от употребления ал коголя.

     А теперь давайте обобщим все вышесказанное в таблице:

       Формирование алкогольной зависимости y женщин происходит быстрее, чем y мужчин. Привыкaние зависит и от возраста человека. Для того, что-

бы стать настоящим алкоголиком в 25 лет, человеку на это понадoбится примерно 5-6 лет, и к 30-31 году он «готов». 16-летнему для этого по-

надобится примерно 1,5 года. Задумайтесь над этими цифрами!

Стадии опьянения.

     Знaете ли вы, что на различных стадиях опьянения человека можно срав -

нить c pазными животными? Первая стадия -  обезьяна: человек очень воз -

бужден, подвижен, y него прекрасное настроение; он начинает шутить и заиг -

рывать. Вторая стадия – тигр: человека возникает чувство агрессии, начинают-

ся традиционные выяснения отношений, которые иногда очень плачевно заканчиваются. Третья стадия -  осел: каждый слышит только себя, никто друг друга уже не понимает. И четвертая стадия – свинья: лицом в салат и  можно считать, что вечер уже закончен.

Последствия употребления алкоголя.

     Продолжительное  употребление алкоголя влечет за собой изменения внутрен

-

них органов, нарушения функций мозга, ухудшение памяти и способности к сосредоточению. Алкогольное отравление в детском возрасте может оказать-

ся смертельным или иметь последствия для здоровья вплоть до нарушения Ра

боты головного мозга. Женщины, употребляющие алкоголь во время беремен

ности, могут родить ребенка с эмбриональным алкогольным синдромом. У этих детей отмечаются неустранимые физические уродства и умственная не -

полноценность.

4) Возникновение и развитие наркозависимости.

     Что касается наркомании, то и здесь, как и в ситуации, связанной c употреб-

ленем алкоголя, человеку кажется, что c ним ничего не случится. По-

добная беспечность, наверное,  является является одной из причин возникновения наркозависимости. Ну a кроме того, очень yдобно что-то cчитать нaркотиком, a что-то лишать тaкого статуса, чтобы на душе было спокойнее. Обычно так происходит с шалой. «Ну, подумаешь, трава – Я же не употребляю ничего серьезного», - типичная отговорка. A ведь все нарко-

маны начинали именно с шалы. Ее употребление приводит к возникновению пси

хической зависимости. Следствием употребления конопли часто называют «зави

сание», потерю интересов.  Конопля становится частью стиля жизни. Быть может, вы имели возможность слышать разговоры постоянных курильщиков конопли. О чем они? Очень «содержательные», прав-

да? Частое курение «травки» приводит к бронхиту, раку легких, сни

жению защитных сил организма и нарушению функций половых ор-

ганов. Шала позволяет преодолеть психологический барьер к упот -

реблению более сильных наркотиков. Всегда хочется чего-то больше

го, в том числе и более сильных ощущений. А если это еще и бесплат

но предлагается, то это самый серьезный экзамен на вашу стойкость. К сожалению, именно так большинство подростков и становятся нар –

команами.

     Дальше выясняется, что бесплатно никто никому ничего не дает и нужно вернуть дeньги. A тут еще нужны деньги на новую порцию и безза-

ботная жизнь остается в прошлом. Зависимость не формируется мо

ментально. Но основнaя сложность в том, что, попав в беду, для большинства слишком страшно осознать свою проблему Гораздо легче убеждать себя, что со мной все в порядке, если я захoчу, я в любой момент остановлюсь. Просто сейчас не хочу останавливаться. Мне и так неплохо живется. Как правило, осознание приходит довольно поздно.

5) Умение сказать «нет».

     Часто употребление aлкоголя и наркотиков начинается  «за компанию». B вашем возрасте многим кажется, что курение, выпивка. «косяк» -

признак взрослости, самостоятельности. Кроме того, если в компании, которой ты дорожишь, употребляют алкоголь или курят, то отказаться часто мешает боязнь прослыть «маменькиным сынком» и потерять уважение.

-

     Умение сказать «нет», когда тебя принуждают или уговаривают делать то, что, как ты считаешь, делать не следует, - очень важное умение, и ему следует научиться.

Рекомендации:

- отказываться нужно твердо, в голосе не должно быть сомнения. Не увили

   вайте и не придумывайте «уважительных причин».

-  если вы  заявите, что вам это не нужно, и будeте последовательны, - в итоге вас

   будут уважать больше, чем человека, не имеющего своего мнения.

- постарайтесь получить отсрочку (скажите: «сейчас я занят» или «мне нуж-

  но идти»). Нужно уйти от давления - иногда отказ только распаляет того,

  кто настаивает, и он нaчинaет оскорблять вас.

- перейдите к нападению: «Почему ты на меня давишь?»

- предложите компромисс или альтернативный вариант.

-  задумайтесь o ценности для вас отношений, построенных на насилии и  

  принуждении.

     

Вопрос: какие еще способы противостоять давлению вы можете предло

жить?

     Если кто-то из ваших друзей или близких злоупотребляет наркотиками или алкоголем и вы видите, что это уже болезнь - человек не может самостоя-

тельно отказаться, от того, что губит его здоровье и психику - попробуйте под -

вести его к мысли o необходимости лечения, пока еще не поздно.

6) Заключение.

Итак, сегодня на уроке мы говорили о  вредных привычках: злоупотреблении спиртными напитками, курении, наркомании. Мы рассмотрели стадии алкогольного опьянения, выяснили, как вредные привычки влияют на здоровье человека. Также мы поговорили о том, какими способами можно уйти от давления и сказать «нет».



Предварительный просмотр:

 «МОИ ПРАВА В СЕМЬЕ»

Приветствие

Обсуждение «Идеальные отношения в семье»

Ребята формулируют свои представления об идеальных, с их точки зрения, отношениях между родителям и детьми.

В ходе обсуждения выясняется, что идеальные отношения в семье часто характеризуются следующими качествами: равноправие, честность, договор, ответственность, забота.

Упражнение «Мои права и мои обязанности»

Психолог раздает ребятам бумагу и ручки. Необходимо перечислить собственные права, которыми бы ему хотелось обладать в рамках своей семьи. Можно перечислять любые желательные права, не задумываясь о том, что в реальности позволят родители, а что – нет.

Я имею право:

на мороженое сколько хочу

на телевизор и компьютер когда хочу

на разговоры по телефону сколько надо

не убирать комнату

приводить толпу друзей домой через день

не мыть посуду

попускать два учебных дня в неделю

право на молчание

Лиза Г.

Затем психолог предлагает составить список обязанностей, которыми каждый обучаю-щийся выполняет в своей семье, по окончании работы список также зачитывается.

Завершение занятия



Предварительный просмотр:

 Психокоррекционное занятие для обучающихся 3 класса

 на тему: «Какой я?»

 

Цель: определение самосознания ребенка, собственных качеств и особенностей.

Задачи:

  1. помочь обучающимся в изучении себя, своих качеств личности;
  2. стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность,
  3. воспитание нравственных качеств.

Время проведения: 35 - 40 минут.

Форма проведения: групповое

Материал и оборудование: лист бумаги А4, цветные карандаши, стикеры, пластилин, изображение градусника, компьютер, бланки к тестовым заданиям, упражнениям.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия«Эхо».

Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Техника проведения: ребенку предлагается поздороваться, произнося разные формы приветствия.

Инструкция: сегодня мы поприветствуем друг друга следующим образом: «Я называю разные слова приветствия, а ты будешь моим эхо, повторяя несколько раз. Каждое повторение произносится тише. «Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Приветствую Вас! Привет! Хай! Хеллоу!».

Анализ:  какое приветствие тебе больше всего понравилось?

2. Упражнение «Эмоциональные смайлики».

Цель: определение настроения ребенка.

3. Разминка «Лягушка и замок».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение -8-10 повторений моторной программы. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Инструкция: тебе нужно положить руки на стол, одна сжата в кулачок, другая лежит ладошкой на плоскости стола. Затем, поменять положение наоборот. Теперь нужно скрестить руки ладонями друг к другу, сцепив пальцами в замок. Затем начинаем двигать пальцем, на который я покажу, точно и четко.

Анализ:  насколько хорошо тебе удалось справиться с заданием?

4. Что? Где? Когда?  «Какой Я?».

Цель: определение самосознания ребенка, расширение сферы представлений о себе.

Техника проведения: педагог-психолог  просит ребенка ответить на вопросы категории «Какой Я?»

Инструкция:сейчас я предлагаю тебе немного рассказать о себе. Ответь, пожалуйста на следующие вопросы:

- Каковы твои сильные и слабые стороны?

- Чем ты занимаешься в свободное время?

- На кого ты похож (хочешь быть похожим)?

- Какой у тебя любимый герой или персонаж? Почему?

Анализ:

Много ли ты знаешь о себе и своих качествах и особенностях?

5. Творческое задание «Визитка».

Цель: развитие самосознания, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, цветные карандаши, ручка.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать себя, а затем уверенно рассказать о себе несколько слов.

Инструкция: сегодня тебе нужно придумать свою собственную визитку, как свой личный пропуск. Перед тобой лист бумаги и карандаши. Нарисуй визитную карточку, дай информацию о себе, свои данные, возраст, все, что ты хочешь сообщить окружающим. А теперь уверенно и смело расскажи о себе, отдавая мне визитку.

Анализ:

Понравилось ли тебе это упражнение?  

Легко получилось быть уверенным?

6. Упражнение на снятие напряжения «Гомункулус».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, снятие напряжения.

Материалы и оборудование: бланк «Гомункулус»

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку раскрасить, лежащий перед ним рисунок так, как ему захочется.

Инструкция: посмотри перед тобой бланк, на котором изображен интересный человечек. Раскрась его так, как тебе захочется.

Анализ:

Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

7. Упражнение на настроение «Галерея эмоций»

Цель:  определить настроение ребенка по завершению занятия.

8. Ритуал прощания «Мандала».

Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.

Материалы и оборудование: масляная пастель или цветные карандаши, мандалы- раскраски для детей.

Техника проведения: ребенку предлагается на прощание сделать красивую картину, раскрасив части мандалы.

Инструкция: наше занятие подошло к концу. И на прощание я предлагаю создать тебе свой собственный ресурс для поддержания. Посмотри, перед тобой лежат разные рисунки - это мандалы. Работа с мандалой помогает восстановить эмоциональное равновесие и визуализировать свои ресурсы, найти силы, решение и выходы из любых трудных ситуаций. Поэтому выбери одну из этих мандал и начни раскрашивать. Остальное можно раскрасить дома.

Анализ:

Понравилось ли тебе данное занятие? Что ты сейчас чувствуешь?



Предварительный просмотр:

 «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» И «ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»

Приветствие.

Обсуждение «Копилка семейных трудностей»

Обсуждается вопрос: каковы наиболее распространенные трудности в отношениях подростков и родителей? Желательно, чтобы трудности формулировались детально: «непонимание» со стороны родителей может оказаться и запретами смотреть телевизор вечером, и отсутствием у родителей времени поговорить о делах.

Обсуждение «Трудные родители и трудные дети»

Обсуждается вопрос: Что такое трудные родители? Что такое трудные дети?

Как правило, «трудные родители» пьют, курят и бьют своих детей, реже – не понимают их, не пускают гулять, не дают карманных денег.

«Трудные дети» – хамят, грубят, не помогают, плохо учатся.

Затем психолог просит каждого подростка ответить на вопросы:

 Можно ли назвать моих родителей «трудными»? Почему?

 Можно ли назвать «трудным ребенком» меня самого? Почему?

Завершение занятия



Предварительный просмотр:

Учимся брать на себя ответственность

Приветствие

Вводная беседа

Просмотр м/ф «Честное слово»

Вопросы:

1) Какие качества характера мальчика вызывают уважение к нему?(честность, ответственность, порядочность, сильная воля, смелость).

2) Почему он не оставил пост, хотя ребята убежали и забыли про него?

3) Каким можно назвать его поступок? (ответственным)

Что такое ответственность?

Достоин ли уважения тот человек, который поступает неправильно, но признает свои ошибки?

Психолог:

Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.

Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.

Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

Обсуждение

Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.

- Перед кем вы несете ответственность? (перед собой, перед родителями, перед товарищами).

- Приведите примеры ответственного поведения ( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству )

- А теперь давайте вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

- Почему люди иногда принимают безответственное решение?( не хотят брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия).

- Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

Решение проблемных ситуаций.

 «Я работаю поваром в детском саду. На работу прихожу очень рано, потому что надо приготовить завтрак для ребятишек. Мне нельзя опаздывать. А как вы думаете, что будет, если я вдруг скажу, что не хочу идти на работу?»

К чему может привести безответственное решение врача?

К чему приведет безответственное решение строителя?

К чему приведет безответственный поступок шофера?

К чему приведет безответственный поступок командира или солдата на войне?

Подведение итогов урока

Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

Притча «Где живет Совесть?»

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

Завершение занятия

Литература:

Калашникова Т.И. Конспект классного часа по теме «Ответственность за свои поступки».// https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/02/06/klassnyy-chas-otvetstvennost-za-svoi-postupki



Предварительный просмотр:

План – конспект

Занятие «Что такое воровство?»

Цель: Формирование у детей понимания понятий своё и чужое, а также осознание детьми того, что нельзя присваивать себе чужие вещи.

Задачи:

1. Сформировать понимание двух противоположных понятий: своё – чужое;

2. Обучить использованию в повседневной жизни честности;

3. Обучить детей владеть собственным поведением и уметь его анализировать.

Методы работы: беседа, анализ литературного произведения по теме, практические учебно-игровые упражнения.

Оборудование и материалы: чистые листы, ручки, бланк с заданием.

Ход занятия.

Организационная часть (4-5 мин.)

Задачи:

1. Организовать обучающихся.

2. Настроить на предстоящую работу, включить в ритм занятия.

Добрый день, ребята! Я рада видеть всех и каждого на занятии, тем более, что сегодня нам с вами предстоит разговор на очень важную тему!

В самом начале нашего путешествия, я бы хотела провести с вами разминку.

Упражнение «Интеллектуальная разминка»

Я буду задавать вам вопросы, если ответ «Нет», то вы начинаете топать ногами. Если ответ на вопрос «Да», то вы хлопаете в ладоши. Договорились? Итак, настраиваем наши ушки, чтобы хорошо слышать вопросы. Поехали!

За окном сейчас ночь? Нет…

Вы пришли сегодня в школу с хорошим настроением? Да (нет)

Теперь будут вопросы посложнее…может быть они помогут вам понять, о чём мы сегодня будем говорить.

Вы знает что такое воровство? Да (нет)

Вор-это человек, который взял без разрешения чужую вещь, то есть он её украл, правильно? Да…

Можно ли брать без разрешения вещи другого человека? Нет

Если человек принесёт домой чужую вещь, его можно назвать вором? Да

Вопросы для обсуждения:

Кто уже догадался о чём мы сегодня будем говорить? Поднимите ручки.

Наша тема сегодня звучит так: «Что такое воровство?» Может кто-то сможет объяснить нам что это? (Дети могут поразмышлять на эту тему, педагог-психолог подводит детей к мысли, что брать чужое нельзя.)

Основная часть (25-30 мин)

Задачи:

1. Содействовать осознанию понимания понятий: своё и чужое;

2. Обучить использовать такое качество как честность в повседневной жизни;

3. Обучить владеть собственным поведением и анализировать его.

Чтение отрывка из рассказа «Косточка» Л.Н. Толстого

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?
  2. Признался ли мальчик, что съел сливу, когда об этом его спросил отец?
  3. Почему он не признался в содеянном?
  4. Отчего мальчик побледнел и заплакал?
  5. Как вы думаете, ругали бы родители мальчика, если бы он сказал правду?
  6. Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?

Упражнение «Ситуации»

Сейчас мы поделимся с вами на три команды.1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. Для каждой команды у меня будет ситуация, на которую вам нужно будет дать верный ответ. Побеждает та команда, которая ответит на вопрос лучше остальных. Время на размышление – 3-4 минутки. (Педагог раздаёт листочки с ситуациями каждой команде, дополнительно к каждой команде нужно подойти и помочь прочитать ситуацию) 

Ситуация 1. В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья.

Ответ: Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

Ситуация 2. Мама Марины хорошо зарабатывала и ни в чем не отказывала своей единственной дочери. У Марины было все, только не было друзей. Девочка мечтала быть, чтобы все с ней дружили. Как найти друзей? Она решила, что можно все покупать, значит и дружбу можно купить. Зная, где мать хранит деньги, она брала приличные суммы, покупала на них все, что хотели ребята и девчата, а взамен требовала ходить с ней везде и говорить что они ее друзья.

Ответ: Это не настоящая дружба. Настоящую дружбу купить нельзя. Чтобы с кем-то подружиться нужно найти общие интересы и увлечения, в чём-то помочь.

Ситуация 3. Второклассник Саша пришел в гости к Вадиму. Саша увидел много хороших и дорогих игрушек, и стало так обидно, что его родители ему таких не покупают. А тут Вадик еще и хвастается ими. Когда товарищ пошел на кухню, то Саша неожиданно для себя положил себе в портфель красивую машину – ничего так же я не делаю, я просто взял у друга поиграть, подумал он и промолчал, когда товарищ вернулся. На следующий день Вадим спросил у Саши не он ли взял машинку, но Саше она так нравилась и он сказал: нет. Останутся ли друзьями дети. Верный ли друг, Саша?

Ответ: Саша не верный друг. Дети не смогут остаться друзьями, потому что рано или поздно Вадим узнает, что Сашка украл его игрушку и больше не сможет ему доверять.

Вопросы для обсуждения:

1. Сложным было задание?

2. Как вы думаете какое качество противостоит воровству? (если дети не могут назвать «честность», то подталкиваем их к этому наводящими вопросами).

3. Что значит быть честным?

4. Как вы думаете честность помогает найти друзей?

Подводим итог: Честность помогает нам найти друзей и быть добросовестным человеком; взять чужую вещь без разрешения равнозначно воровству.

Упражнение «Правила»

Ребята, смотрите! Для того, чтобы избежать воровства, нужно знать и помнить определённые правила поведения. Давайте с вами вместе придумаем три золотых правила для вашего класса. Если все-все будут соблюдать их, то никто не будет считать вас вором. (Педагог вместе с учениками записывает и обсуждает правила на доске)

  1.  Чужие вещи без разрешения брать нельзя.
  1. Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.
  1. Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

Заключительная часть (5 мин.)

Задачи:

1. Оценить результат проведённой работы;

2. Получить обратную связь от участников;

3. Подвести итоги занятия.

Итак, подводим итоги сегодняшнего занятия. Мы с вами сегодня провели очень серьёзную работу, мы вспомнили, что такое воровство, что это плохой поступок и за него могут серьёзно наказать. Мы с вами поняли, что быть честным человеком гораздо приятнее. Именно честность и помощь другим помогают нам завести новых друзей. Ребята, скажите, что вам сегодня больше всего запомнилось на занятии? Что было интересным? Поделитесь пожалуйста своими мыслями. Здорово! Я благодарю каждого за трудную работу сегодня! Вы все больше молодцы! Давайте сейчас похлопаем себе и своим одноклассникам за успешное занятие. До встречи!

Упражнение «Ситуации»

Ситуация 1.

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья.

Ситуация 2.

Мама Марины хорошо зарабатывала и ни в чем не отказывала своей единственной дочери. У Марины было все, только не было друзей. Девочка мечтала быть, чтобы все с ней дружили. Как найти друзей? Она решила, что можно все покупать, значит и дружбу можно купить. Зная, где мать хранит деньги, она брала приличные суммы, покупала на них все, что хотели ребята и девчата, а взамен требовала ходить с ней везде и говорить что они ее друзья.

Ситуация 3.

Второклассник Саша пришел в гости к Вадиму. Саша увидел много хороших и дорогих игрушек, и стало так обидно, что его родители ему таких не покупают. А тут Вадик еще и хвастается ими. Когда товарищ пошел на кухню, то Саша неожиданно для себя положил себе в портфель красивую машину – ничего так же я не делаю, я просто взял у друга поиграть, подумал он и промолчал, когда товарищ вернулся. На следующий день Вадим спросил у Саши не он ли взял машинку, но Саше она так нравилась и он сказал: нет. Останутся ли друзьями дети. Верный ли друг, Саша?



Предварительный просмотр:

Занятие: «Я у себя единственный»

Цель: развить навыки уверенного отказа от предложения ПАВ. 

Задачи:

• Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.

• Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

• Познакомить с различными способами уверенного отказа.

• Тренировать способы отказа от психоактивных веществ.

Теоретическое положение

Исследования показывают, что на употребление психоактивных веществ большое влияние оказывает социальное окружение подростков, особенно сверстники и члены семьи, Так, если друг ли член семьи употребляет алкоголь ли наркотики, то и подросток, скорее всего, будет употреблять их  в такой же манере или при таких же условиях. Профилактические усилия должны быть  направлены на развитие навыка сопротивлению давлению, умения говорить «нет» в ситуациях, связанных предложением ПАВ.

Ход занятия

Вопрос:

  • «Что значит ПАВ?»
  • «Потребление ПАВ дело личное?»

Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться  различным   способам   сопротивления   давлению   окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Мозговой штурм

Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

Задайте вопросы:

1) Кто обычно предлагает (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

2) Какую цель преследовал предлагающий?

3) Удалось ли отказаться?

4) Кому труднее всего отказывать в просьбе?

5) Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

Выслушайте ответы.

Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди. (Примеры: принуждение совершить  преступление, уговоры попробовать наркотики).

Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется. Выслушайте ответы и выпишите их на доску. Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется.  

А именно:

  • не хотят оказаться изгоями,
  • быть высмеянными,
  • бояться обидеть,
  • казаться грубыми,
  • быть не такими как все и др.

 Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Мини-лекция.

Повесьте плакат «Правила уверенного отказа» и прочитайте написан-ное вместе с участниками .

1.Если хотите в чем-либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему «нет ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго. 2.Отвечайте без паузы ~ так быстро, как только это вообще возможно.

3.Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4.Попросите объясните, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5.Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6.Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

Ситуация «Просьба»

Прочтите школьникам ситуацию, и, используя один из способов отказа, двое желающих разыгрывают   сценку,   в   которой   герой   отказывается   выполнить   просьбу. Скажите, что при подготовке сценки они должны использовать «Правила уверенного отказа ».

Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки.

Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергею не хотелось выполнять просьбу, показавшуюся ему странной, и он стал отказываться. Мужчина настойчиво уговаривал Сергея. Сначала он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, то старался не смотреть ему в глаза.

Способы отказа

  • Нет, не могу.
  • Нет, нет, и еще раз нет.
  • Нет, мне сейчас некогда.
  • Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
  • Скажите, «нет» и уйдите, не объясняя причин.

Скажите, что брать у незнакомых людей вещи опасно. Спросите, какие

чувства испытывает человек, которому удалось отказаться делать то, что он

делать не хочет или считает опасным или вредным. Сделайте вывод, что

знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не

поддаваться давлению  и оставаться  в безопасности,  не  обижая других.

Скажите, что не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет»,

когда принуждают выпить или попробовать наркотики.

     Упражнение «МАНИФЕСТ»  (10 мин)

ЦЕЛЬ; Осознание своей уникальности и независимости.

ПРОЦЕДУРА: Участники по очереди продолжают фразу: «Я — это...» или «Я —это человек, который...».

Проблема подчиненности группе основывается часто на недостаточной самоидентификации. Это упражнение имеет целью выявить те качества, которые являются значимыми для каждого участника, поэтому ведущий должен обращать внимание участников на то, что не следует давать себе формальные определения, например, по внешности.

Упражнение «ОТКАЗ» (15 минут)

ЦЕЛЬ; Формирование навыка отказа,

ПРОЦЕДУРА: Ведущий кратко напоминает участникам  основные

виды уверенного отказа:

  • просто «Нет!»;
  • нет, потому что…;
  • ты можешь делать что угодно, но я — нет.

Упражнение «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (20 мин)

ЦЕЛЬ: Моделирование ситуации вовлечения и противостояния групповому мнению.

Рано или поздно каждому подростку предстоит столкнуться с ситуацией,  в которой необходимо будет противостоять навязыванию определенного поведения.

Ведущий зачитывает участникам карточки с ситуациями, а школьники отвечают на вопросы ведущего.

СИТУАЦИЯ 1.

«Ты — новичок в школе и еще не нашел новых друзей. После уроков на улице тебе встретились двое ребят из нового класса. Они предлагают тебе зайти к одному из них домой — выпить (вина, пива), послушать музыку».

СИТУАЦИЯ 2.

«Твой одноклассник, пользующийся большим авторитетом в классе, приглашает тебя в свою компанию. Там тебе предлагают покурить травку вместе со всеми: ведь ты же не «паинька», «папенькин сынок», «маменькина дочка» и можешь быть «свободным человеком».

СИТУАЦИЯ 3.

«Знакомые в кафе  предлагают: «Да ты закури, мы же курим. Чего ты боишься? Это сексуально, сигарета – это сама независимость от мнения старых теток!».

СИТУАЦИЯ  4

« Твои приятельницы предлагают: «Пойдем с нами в гости. Будут интересные ребята, они обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься, ты сидишь дома как школьница-отличница».

Вопросы:

  • Почему и с какой целью обычно предлагают попробовать наркотическое вещество, которое, как известно, можно достать только за деньги или выменять на вещи?
  • Потребляет ли сам предлагающий наркотик, или же только предлагает его другим?
  • Если он сам не употребляет наркотики, то почему же он предлагает их другим?
  • Если он сам  употребляет наркотики, то почему же он предлагает их другим?

Важно довести до участников понимание того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

Подведите итог занятию, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.



Предварительный просмотр:

Способы отказа:

  • Нет, не могу.
  • Нет, нет, и еще раз нет.
  • Нет, мне сейчас некогда.
  • Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
  • Скажите, «нет» и уйдите, не объясняя причин.


Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ 1.

«Ты — новичок в школе и еще не нашел новых друзей. После уроков на улице тебе встретились двое ребят из нового класса. Они предлагают тебе зайти к одному из них домой — выпить (вина, пива), послушать музыку».

СИТУАЦИЯ 2.

«Твой одноклассник, пользующийся большим авторитетом в классе, приглашает тебя в свою компанию. Там тебе предлагают покурить травку вместе со всеми: ведь ты же не «паинька», «папенькин сынок», «маменькика дочка» и можешь быть «свободным человеком».

СИТУАЦИЯ 3.

«Знакомые в кафе  предлагают: «Да ты закури, мы же курим. Чего ты боишься? Это сексуально, сигарета – это сама независимость от мнения старых теток!».

СИТУАЦИЯ  4

« Твои приятельницы предлагают: «Пойдем с нами в гости. Будут интересные ребята, они обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься, ты сидишь дома как школьница-отличница».



Предварительный просмотр:

Жизненные ценности

Приветствие

Беседа о жизненных ценностях

- Как вы думаете, меняется ли смысл жизни у человека с возрастом?

- Изменился ли ваш смысл жизни за последние 5 лет?

- Что может повлиять на становление смысла жизни человека?

Просмотр презентации «Ценности, которым нет цены»

СЛАЙД 3:

Представьте такую ситуацию.

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики.

“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

СЛАЙД 4:

Ценности у людей индивидуальны. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

Сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень.

Упражнение «Мои ценности»

Подросткам раздаются бланки с напечатанными ценностями и ручки. Необходимо проранжировать от 1 до 9 в порядке значимости для себя предложенные ценности. Затем происходит обсуждение.

СЛАЙД 15:

Притча о каменотесах

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.

- Я строю храм! – гордо ответил третий.

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель? (Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

СЛАЙДЫ 16-18:

Ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые

 помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться. Вот как определяли

ценности философы разных времен

СЛАЙД 20:

И в заключение  хочу рассказать вам ещё одну притчу. 

 В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность...   Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:

— А ты  что думаешь?

— Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, — ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, — подумав, добавил он. 

Завершение занятия

Литература:

  1. Купеева И.С. Интерактивный урок «Мои жизненные ценности, или Ценности, которым нет цены»//http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650696/;
  2. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/ авт.-сост. Е. Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

МОИ ЦЕННОСТИ

Хорошие и верные друзья

Уверенность в себе

Интересная работа

Счастливая семейная жизнь

Богатство

Здоровье

Свобода в мыслях и поступках

Любовь

Красота природы

МОИ ЦЕННОСТИ

Хорошие и верные друзья

Уверенность в себе

Интересная работа

Счастливая семейная жизнь

Богатство

Здоровье

Свобода в мыслях и поступках

Любовь

Красота природы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ценности, которым нет цены»

Слайд 2

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ ЦЕННОСТИ - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Слайд 4

Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Жизненные ценности человека формируются с самого детства.

Слайд 5

С вашей точки зрения: 1.Преуспевающий человек – это человек, который… 2.Неудачник – это человек, который…

Слайд 6

Жизненные ценности – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. А.Эйнштейн Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: -истина, -свобода, -справедливость, -красота, -добро, -любовь, -польза, -сохранение жизни человека, -решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, -защита окружающей среды, -утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Слайд 7

ПОВСЕДНЕВННЫЕ ценности Заложив фундамент, строим ступеньки, каждая из них – это маленькая цель. Эти ступеньки ведут к ценностям повседневной жизни. 1. Трудолюбие 2. Пунктуальность. 3. Бережливость. 4. Ответственность. 5. Любовь к порядку 6. Прилежание

Слайд 8

Стены возведем из блоков, при этом рассмотрим семейные ценности. Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей с похожим генетическим кодом объединяет в дружное сообщество. Распространенные семейные ценности: -общение, -уважение, -чувство значимости для семьи, -умение прощать, - гибкость, -традиции, -ответственность, -щедрость…

Слайд 10

Духовные ценности Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, милосердие, сопереживание, порядочность, чуткость… Доверие

Слайд 12

Культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов.

Слайд 13

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ В МИРЕ – ЖИЗНЬ: ЧУЖАЯ, СВОЯ, ЖИЗНЬ ЖИВОТНОГО МИРА И РАСТЕНИЙ, ЖИЗНЬ КУЛЬТУРЫ, ЖИЗНЬ НА ВСЕМ ЕЁ ПРОТЯЖЕНИИ, И В ПРОШЛОМ, И В НАСТОЯЩЕМ, И В БУДУЩЕМ… Д.С.ЛИХАЧЕВ

Слайд 14

Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто ещё более ценное. Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 16

Демокрит – древнегреческий философ Бог Демократия Культура Знания Творчество

Слайд 17

ИММАНУИЛ КАНТ - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Бог Свобода Добро Счастье

Слайд 18

ЛЕВ ТОЛСТОЙ – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ Любовь Отечество Свобода Труд Здоровье Природа

Слайд 19

Есть ценности которым нет цены… Клочок бумаги с пушкинским рисунком, Учебник первый в твоей школьной сумке И письма не вернувшихся с войны… Но если занят ты одной заботой Приобретать вещественное что-то, Не стоишь ты ни гнева, ни любви. Преуспевай! Не покушайся только На ценности, которым нет цены.

Слайд 21

ВЫБЕРИ КРАСКИ ДЛЯ ЖИЗНИ СВОЕЙ- УЛЫБКИ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЮ И ДРУЗЕЙ! ТВОРЧЕСТВО, ЗНАНИЯ И МЕЧТЫ – ТВОЯ ЖИЗНЬ ЭТО ТО, ЧТО ВЫБЕРЕШЬ ТЫ!!!