РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

 

imageОдним из важнейших пунктов коррекционной работы с детками, у которых отмечены проблемы в развитии, - это развитие мелкой ручной моторики. Развитие мелкой моторики рук тесно связано с психическим, речевым, а также личностным развитием малыша. Именно мелкая моторика рук выполняет огромную роль не только при подготовке к письму, но и в целом для многостороннего развития организма. На степень сформированности ручной моторики влияет физиологическая зрелость коры головного мозга, а также условия воспитания, стимулирующие ее или задерживающие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx167.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

https://www.vyshe-radugi.ru/images/1009/mot.jpg

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПУНКТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТКАМИ, У КОТОРЫХ ОТМЕЧЕНЫ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ, - ЭТО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ТЕСНО СВЯЗАНО С ПСИХИЧЕСКИМ, РЕЧЕВЫМ, А ТАКЖЕ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ МАЛЫША. ИМЕННО МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК ВЫПОЛНЯЕТ ОГРОМНУЮ РОЛЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМУ, НО И В ЦЕЛОМ ДЛЯ МНОГОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА. НА СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ РУЧНОЙ МОТОРИКИ ВЛИЯЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, А ТАКЖЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЕЕ ИЛИ ЗАДЕРЖИВАЮЩИЕ.

РЕБЕНКУ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ДОВОЛЬНО СЛОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, ПРИ КОТОРЫХ ПАЛЬЦЫ РУК ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ КООРДИНИРОВАННО И СОГЛАСОВАННО. ТРУДНОСТИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНЫ, ВО МНОГОМ, ДЕФИЦИТОМ ЛИБО НЕВЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, А ТАКЖЕ ОТСУТСТВИЕМ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ДВИЖЕНИЯ.

ТРУДНОСТИ В ПРОИЗВОЛЬНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА СКАЗЫВАЮТСЯ НА РУЧНОЙ МОТОРИКЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ. ВЫ МОЖЕТЕ ВИДЕТЬ НЕОБЫЧАЙНУЮ ЛОВКОСТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ: ДВУХ-ТРЕХЛЕТНИЙ МАЛЫШ АККУРАТНО И БЫСТРО ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ СТРАНИЦЫ КНИГИ, А РЕБЕНОК ПОСТАРШЕ ОЧЕНЬ ЛЕГКО СОБИРАЕТ ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЕ УЗОРЫ МОЗАИКИ ИЛИ ПАЗЛЫ. ОДНАКО ТОТ ЖЕ РЕБЕНОК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В УДИВИТЕЛЬНО НЕЛОВКОГО, ЕСЛИ ЕМУ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ ЧТО-ТО ПО ПРОСЬБЕ ПЕДАГОГА. К ПРИМЕРУ, НА ЗАНЯТИИ РИСОВАНИЕМ У АУТИЧНОГО РЕБЕНКА РУКА МОЖЕТ СТАТЬ ТАКОЙ АТОНИЧНОЙ И ВЯЛОЙ, ЧТО ОН НЕ УДЕРЖИВАЕТ КИСТОЧКУ ИЛИ КАРАНДАШ, ЛИБО, НАОБОРОТ, МАЛЫШ НАЖИМАЕТ НА КАРАНДАШ С ТАКОЙ СИЛОЙ, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ ДЫРА НА БУМАГЕ; НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ, РЕБЕНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ СПОСОБЕН СКАТАТЬ «КОЛБАСКУ» ИЛИ ШАРИК, И ПР.

ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ПЕРЕДАЧЕ МАЛЫШУ МОТОРНОГО СТЕРЕОТИПА ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, ТО ЕСТЬ НЕОБХОДИМО МАНИПУЛИРОВАТЬ РУКАМИ РЕБЕНКА: МЫ ВКЛАДЫВАЕМ КАРАНДАШ ИЛИ КИСТОЧКУ В ЕГО РУКУ, ПОСЛЕ ЧЕГО СОВМЕСТНО ПИШЕМ ИЛИ РИСУЕМ. ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО МНОГИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ, СФОРМИРОВАТЬ МОЖНО ИМЕННО ОБУЧАЯ СОСТАВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ПОСРЕДСТВОМ МАНИПУЛИРОВАНИЯ РУКАМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА. ЦЕЛЬЮ ДАННОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ НЕОБХОДИМО НЕ ПРОСТО ПОКАЗЫВАТЬ (У НЕГО НЕТ НАВЫКА ПОДРАЖАНИЯ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРОЧИХ ДЕТЕЙ), А УЧИТЬ, ПРОИЗВОДЯ ОПЕРАЦИИ ЕГО РУКАМИ ДО ТОЙ ПОРЫ, ПОКА ОНА НЕ ДОЙДЕТ ДО АВТОМАТИЗМА.

КАК ЭТОГО ДОСТИГНУТЬ?

СНАЧАЛА ПОКАЗЫВАЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ, А ТАКЖЕ КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ИТОГЕ НУЖНО ПОЛУЧИТЬ. ДАЛЕЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОПРОБОВАТЬ ВЫПОЛНИТЬ ЭТО ЗАДАНИЕ. СКОРЕЕ ВСЕГО, ОН ПРОСТО ОТКАЖЕТСЯ. НО ЕСЛИ МАЛЫШ ПРОЯВИТ ИНИЦИАТИВУ, НУЖНО БЫТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ГОТОВЫМ, В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ, ПОМОЧЬ, ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ НЕГАТИВНУЮ ВСПЫШКУ. ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО РЕБЕНОК ПО ПОВОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПРОЯВЛЯЕТ ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ ЕГО РУКИ В СВОИ И ТАКИМ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВИТЬ ОПЕРАЦИЮ (ВЫЛЕПИТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, НАРИСОВАТЬ, ПРИКЛЕИТЬ И Т.Д.).

ИЗ-ЗА ТРУДНОСТЕЙ С ПРОИЗВОЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ, ПОДРАЖАЯ ИЛИ ПО ОБРАЗЦУ, ЗАДАНИЕ ОН ВЫПОЛНИТЬ НЕ МОЖЕТ. ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРИВЕДЕННЫЙ ВЫШЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИМ. ПО МЕРЕ ТОГО, КАК МАЛЫШ СМОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ДОЛЬШЕ (УДЕРЖИВАТЬ НА ЗАДАНИИ ВНИМАНИЕ) И ЕГО ДВИЖЕНИЯ ПРИОБРЕТУТ УВЕРЕННОСТЬ, ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ ЕМУ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, СНАЧАЛА ПОДДЕРЖИВАЯ КИСТИ РУК, А ДАЛЕЕ ЛОКТИ. ПРОДОЛЖАЕМ ТАК ДО ТЕХ ПОР, ПОКУДА НАВЫК НЕ БУДЕТ ИМ ВЫПОЛНЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. КОНЕЧНО, ЭТО НЕ СРАЗУ ПРОИСХОДИТ, НО ПРОИЗОЙДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ КИСТЕЙ РУК ВАЖНО ТРЕНИРОВАТЬ РУКИ В РАЗНООБРАЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ: НА РАСТЯЖЕНИЕ, РАССЛАБЛЕНИЕ, СЖАТИЕ.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕОБХОДИМО СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ:

  • СИСТЕМАТИЧНО ВЫПОЛНЯЕМ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ. НЕ ЖДИТЕ НЕМЕДЛЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА, АВТОМАТИЗАЦИЯ НАВЫКОВ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ ИХ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ. ПОЭТОМУ ОТРАБОТКА КАЖДОГО НАВЫКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ РАЗДЕЛАМ.
  • НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ПРОВЕДЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР – ОТ ПРОСТЫХ К СЛОЖНЫМ. НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМ ВЕДУЩЕЙ РУКОЙ, А ПРИ УСПЕШНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ДЕЛАЕМ ИХ ОДНОВРЕМЕННО ОБЕИМИ РУКАМИ. ПРОПУСКАТЬ ЧТО-ТО НЕДОПУСТИМО, НЕ «ПЕРЕПРЫГИВАЕМ» ЧЕРЕЗ КАКИЕ-ЛИБО ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЭТО МОЖЕТ У РЕБЕНКА ВЫЗВАТЬ НЕГАТИВИЗМ, ТАК КАК НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ОН ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ С ЗАДАНИЕМ СПРАВИТЬСЯ НЕ В СОСТОЯНИИ.
  • ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ПРОВОДИТЬСЯ ДОЛЖНЫ ПО ЖЕЛАНИЮ РЕБЕНКА, ТРЕБУЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧИМ РЕЗУЛЬТАТ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА. ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ЛЮБОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ТРЕБУЕТ ОЦЕНЕННОСТИ.

ДОБИТЬСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОМОЖЕТ ТОЛЬКО ТЕРПЕЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ, КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА, ОБОДРЕНИЕ ПРИ НЕУДАЧАХ, НЕНАЗОЙЛИВАЯ ПОМОЩЬ И ПООЩРЕНИЕ ЗА МАЛЕЙШИЕ УСПЕХИ.