«Влияние музыкально-театрализованной деятельности, как целостной системы, на интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников.»

Светлана Викторовна Орлова
Статья на тему: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности, как целостной системы, на интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников.» направлена на показание самого эффективного пути эмоционального раскрепощения ребенка, снятия у него зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Новизна и оригинальность работы музыкального руководителя совместно с педагогом-психологом заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического и эмоционального состояния, преодоления тревожности и развития коммуникативных навыков, использования методов психологической коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы посредством музыкально-театрализованной деятельности, а также в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр», «психология» и «музыка». Главным условием нашей работы остается стремление создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными и увлекательными. Исходя из выше сказанного, нами была разработана и апробирована программа «Музыкальная тропинка сказок», которая рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. На протяжении длительного времени эта работа показала свою эффективность и результативность в интеллектуальном, эстетическом и эмоциональном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_g.docx24.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Влияние музыкально-театрализованной деятельности, как целостной системы, на интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников.»

Педагог-психолог Орлова С.В.,

Музыкальный руководитель Бородулина Т.А.

ГБОУ Школа № 1190 г. Москва

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление научить их считать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают непонимание со стороны родителей и учителей. Возникает необходимость в индивидуальной работе с каждым ребенком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

А, театр, как известно, это всегда игра… С точки зрения педагогики игра – это основной вид деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка. Следовательно, драматизация ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Театральное искусство, в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию ребёнка. Театрально – музыкальные занятия позволяют дошкольникам тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное — раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Все выше перечисленные качества необходимы личности в современном, динамично развивающемся обществе. Поэтому именно музыкально - театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические и психологические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Исходя из выше сказанного, нами была разработана и апробирована программа «Музыкальная тропинка сказок», которая рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. На протяжении длительного времени эта работа показала свою эффективность и результативность в интеллектуальном, эстетическом и эмоциональном развитии дошкольников.

Новизна и оригинальность работы музыкального руководителя совместно с педагогом-психологом заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического и эмоционального состояния, преодоления тревожности и развития коммуникативных навыков, использования методов психологической коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы посредством музыкально-театрализованной деятельности, а также в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр», «психология» и «музыка». Главным условием нашей работы остается стремление создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными и увлекательными.

Педагогическая целесообразность музыкально – театрализованной деятельности направлена на:

• Развитие природных способностей детей;
• Приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
• Обучение навыкам грамотной речи;
• Эмоциональное развитие;
• Социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения;
• Развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
• Самовыражение и самореализация ребенка.
Новые разработки по театрализованной деятельности в педагогической и психологической литературе, дали нам возможность экспериментировать, творчески подходить к работе над спектаклями.

Актуальность избранной нами программы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должны взрослые - в данном случае мы – педагог-психолог и музыкальный руководитель, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

Основным принципом нашей развивающей деятельности является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

В основе реализации нашей театрально-музыкальной методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, мы стремимся воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Литература:

Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, с., ил.. нот.

Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, с., ил.. нот.

Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: усебно-методическое пособие –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015 -64 с.

Судакова Е.А. Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников.-СПб, 2013г.

Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.-СПб, 2008г.

КУ--КО-ША, Серия выпуско-в Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей и педагогам дополнительного образования. СПб 2009-2014гг.

Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор –сотавитель И.А. Пазухина –СПб 2008г.

Буренина А.И. «Театр всевозможного» Вып.1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие.-2-е изд.-СПб 2002г.

Антипина Е.А. Тетрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. –М.: ТЦ Сфера, #1057;. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. Москва,2002г.

МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.- Москва, 2000г.

Чистякова М.И. Психогимнастика.- Москва, 1990г