Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОУ

Смирнова Лариса Васильевна

В настоящее время организация коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении невозможна без внедрения современных технологий, сущность которых выражается в организации личностно-ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм, и методов формирования, и развития не только знаний и умений, но и интегративных качеств личности дошкольника.

В своей работе педагог-психолог использует множество методик и технологий коррекционно-развивающего обучения, которые давно зарекомендовали себя как практичные и качественные: игровые, творческие, тренинговые, эмоционально-художественные, эмоционально нравственные, технологии сотрудничества, проектной деятельности и т.д. Но для того, чтобы разнообразить коррекционно-развивающий процесс и вызвать неподдельный  интерес у воспитанников к совместной работе, а главное, достигнуть новых положительных изменений в результативности коррекционно-развивающего обучения, мы решили применить на практике антистрессовые игрушки, которые в последнее время являются самыми популярными в детском социуме –  «Поп-ит» и «Симпл-димпл».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pop-it.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

В настоящее время организация коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении невозможна без внедрения современных технологий, сущность которых выражается в организации личностно-ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм, и методов формирования, и развития не только знаний и умений, но и интегративных качеств личности дошкольника.

В своей работе педагог-психолог использует множество методик и технологий коррекционно-развивающего обучения, которые давно зарекомендовали себя как практичные и качественные: игровые, творческие, тренинговые, эмоционально-художественные, эмоционально нравственные, технологии сотрудничества, проектной деятельности и т.д. Но для того, чтобы разнообразить коррекционно-развивающий процесс и вызвать неподдельный  интерес у воспитанников к совместной работе, а главное, достигнуть новых положительных изменений в результативности коррекционно-развивающего обучения, мы решили применить на практике антистрессовые игрушки, которые в последнее время являются самыми популярными в детском социуме –  «Поп-ит» и «Симпл-димпл».

Сегодня антистрессовые игрушки выделяются в отдельную категорию. К ним относят все, что может снизить уровень тревоги у детей и взрослых. Это всевозможные сквиши (игрушки, выполненные из синтетических материалов и принимающие прежнюю форму после сжатия), пружинки, неокуб (игрушка-конструктор), специальные мягкие игрушки с шариками, игрушки поп-ит, симпл-дипл, спиннеры и тому подобное.

К антистресс-игрушкам также можно отнести специальные раскраски, кинетический песок, шариковый пластилин, каомару — игрушки с забавными рожицами, которые изменяются, если их смять или наоборот растянуть.

Остановимся подробнее на игрушках поп-ит и симпл-димпл.

Название игрушки с английского переводится как «лопни это» — pop it.

Поп-ит и симп-димпл представляют собой пластиковые или резиновые игрушки с полусферами для нажатия пальцем. При нажатии игрушки издают щелкающий звук. У таких игрушек всегда мягкая и приятная на ощупь поверхность, они разные по фактуре и текстуре.

В чем же магия подобных игрушек? В данных игрушках задействовано сразу несколько каналов восприятия – и мозговая деятельность, и телесная, и эмоциональная. Их использование стимулирует сенсорное развитие и дает новый опыт. В момент стрессовых ситуаций и переживаний такие игрушки действительно помогают как взрослым, так и детям.

Игрушки-антистресс – простой и интересный способ избавиться от стресса, так как легче всего снять напряжение через двигательную активность. Именно поэтому люди занимаются спортом, погружаются в творчество или просто очень много разговаривают. Другие справляются с тревожностью с помощью предметов, которые находятся под рукой или специальных игрушек. Всевозможные устройства для лопанья, сжимания, и так далее, дают возможность отвлечься и переключить внимание, и мозгу удается за это время осознать ситуацию и стабилизировать уровень стресса.

Кроме того, моторика рук напрямую связана с речью, а речь — с мышлением. Когда мы делаем что-то руками, не важно — перебираем крупу, плетем фенечки или щелкаем симпл-димпл – это успокаивает и структурирует мышление. Какая из игрушек (или сорт крупы) лучше подойдет вам, можно понять только методом проб и ошибок. Одних лучше успокаивает щелканье, других сжимание, третьих — переодевание петель со спицы на спицу и так далее.

Подобные антистресс-игушки помогают выравнивать психоэмоциональный фон, снижают общий уровень тревожности, развивают мелкую моторику, концентрацию внимания, помогают выгружать бессознательный материал. В случае с поп-итами подключается ещё и цветотерапия. Яркие цвета также влияют на психоэмоциональное состояние человека. В зависимости от оттенков, которые выбирает ребёнок, можно говорить об их ощущениях: с чем ассоциируется тот или иной цвет, насколько с ним комфортно. Кроме того, работа с подобными антистрессами — это телесная терапия. Мы подключаем тело, и это помогает лучше его ощущать.

Особенно полезны такие игрушки тем детям, которые во время стресса начинают грызть ногти, сосать ручку или кусать губы.

Если в этот момент руки будут заняты условным сквишем или симплом-димплом, у ребенка будет меньше возможностей реагировать на стресс небезопасным для себя способом.

Кроме того, небольшая, приятная на ощупь игрушка может стать своеобразным талисманом для ребенка в сложных и непонятных ситуациях.

Антистресс-игрушки используют не только для того, чтобы занять руки. С ними придумывают множество игр и даже устраивают настоящие челленджи и соревнования.

Мы разработали картотеку игр и упражнений с использованием антитресс-игрушек «Поп-ит» и «Симпл-Димпл». Цель данных игр и упражнений: развивать  у детей умение анализировать, рассуждать, сравнивать, делать логические выводы, находить новые решения; формировать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию к обучению. Развивать интеллектуальную сферу личности, формировать умения и навыки в любой деятельности. Развивать умение концентрироваться, способность уменьшать возбуждение.

У каждого в детстве была игрушка, которую он очень любил, не мог без нее существовать ни днем и ни ночью, которая помогала ему жить и справляться с теми трудностями, которые взрослым кажутся несущественными и смешными, а для ребенка являются способом выживания в большом мире. Особенно это касается детей с особенностями развития. Мы считаем, что введение в игровую и обучающую среду антистрессовых подушек и игрушек является важным шагом на пути реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и облегчение их в дальнейшей интеграции в среду обычных детей.