Детские страхи. Причины возникновения. Способы борьбы

Макеева Юлия Юрьевна

Детские страхи. Причины возникновения.Способы борьбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Детские  страхи. Причины возникновения. Способы борьбы.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, детская фантазия  еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

  • мобилизует силы ребенка для активной деятельности;
  • выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;
  • сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);
  • способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;
  • обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на возрастные и невротические.

Возрастные страхи  возникают, когда ребенок доходит до определенного уровня знакомства с окружающим миром и  понимания его законов – они отражают психическое и умственное развитие ребенка. Особенности возрастных страхов в том, что дети примерно одного возраста, живущие в разных условиях, начинают бояться схожих вещей. Типичные примеры возрастного страха – страх перед потерей матери у младенца в 7-8 месяцев и страх смерти в 6-7 лет. Эти страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения.

Испытывая невротические страхи, ребенок обычно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения и справиться с ними сам чаще всего не в состоянии. Невротические страхи чаще всего имеют внезапное происхождение.

В отличие от возрастных страхов, переводящих ребенка на новый уровень понимания окружающего мира, невротические страхи деструктивны, характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением, относительной трудностью в их устранении. Чаще всего боятся дети чувствительные, а также те, которые испытывают эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Такие дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности и любви.

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом или ситуацией носит необычный, странный характер. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка.

Страхи условно делят на ситуативный и личностно-обусловленный, реальный и воображаемый, острый и хронический.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто ситуативный страх проявляется в результате психического заражения паникой в группе сверстников, тревожных предчувствий со стороны членов семьи.

Личностно-обусловленный страх предопределен чертами характера ребенка, например его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контакте с новыми людьми.

Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Причины возникновения детских страхов.

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Преодоление детских страхов.

Успокойте самого себя. Спонтанная реакция страха у ребенка на какое-нибудь неожиданное происшествие или пугающее явление вполне способна напугать и вас самих. В первую очередь не поддавайтесь панике. Помните, вы взрослый. Вы его единственная надежда и опора. Присядьте перед ребенком на колени (так проще установить с ним зрительный контакт), спокойным голосом спросите, что случилось. Если малыш не в состоянии ответить, аккуратно и неторопливо осмотрите его. Если видимых ран нет, обнимите его, дайте понять, что он — под вашей защитой. Первое, в чем нуждается ребенок в состоянии острого страха, — это ощущение безопасности и защиты.

Не игнорируйте. Убеждение, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет, неверно. Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы. «Какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.

Не обесценивайте и не высмеивайте страх. Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Ребенку не помогут фразы вроде «Не выдумывай, монстров не существует». Такими насмешками родитель лишь показывает, что чувства ребенка для него не важны.

Воплощайте. Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не критикуйте, не подсказывайте, поддерживайте. Рисование — это один из этапов работы со страхами. Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д.

Новые впечатления. Если ребенок чего-то боится, родители не должны оставлять его наедине с эмоциями. Но и слишком заострять на этом внимание тоже не стоит. Постарайтесь направить внутренние переживания ребенка на физические и творческие активности. Любая физическая активность успокаивает, дарит позитивные эмоции, помогает снизить уровень стресса.

Если страхи мешают ребенку развиваться, учиться, общаться со сверстниками, отдыхать, то лучше обратиться к психологу.