статья «Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

Соловьева Эльвира Рафхатовна

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с ОВЗ приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.В статье представлен опыт работы по проектной деятельности с учащимися ОВЗ. В нашем лицее на протяжении нескольких лет учащиеся 9 классов готовят индивидуальный итоговый проект. Эта работа является допуском к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование проектной деятельности в работе  с детьми с ОВЗ»

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети с ограниченными возможностями здоровья слабо (если не абсолютно) не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться  под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного процесса и пространства.

Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детьми с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

 Почему? Во первых, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми.

Дети с ОВЗ – особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают  разнообразные умения

Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

В нашем лицее на протяжении нескольких лет учащиеся 9 классов готовят индивидуальный итоговый проект. Эта работа  является  допуском к итоговой аттестации. Работают над проектом и дети с ОВЗ. Руководителями проектов являются учителя предметники. С большим желанием дети пишут проекты и с педагогом-психологом. Ежегодно я являюсь руководителем 4-6 проектов. Нужно отметить, что дети с ОВЗ идут к нам с большим желанием, они нас очень хорошо знают, потому, что мы их сопровождаем с первого класса и еженедельно с ними работаем. Мы знаем их сильные и слабые стороны, знаем  в каком  направлении  ребенок может себя проявить.

Вот уже третий год я являюсь руководителем индивидуальных итоговых проектов выпускников основной школы - учащихся с ОВЗ. Тематика проектов, которые выбирали дети:

  1. «Как тренировать внимание в период подготовки к ОГЭ?»
  2. «Куда пойти учиться после 9 класса?»
  3. «Я выбираю будущую профессию»

Работа над проектом с ребенком с ОВЗ имеет свои трудности.

Детям  с ОВЗ сложно         ставить цели, планировать свою работу, работать с разными источниками информации, перерабатывать информацию, выбирать способы реализации целей, выделять главное, оценивать свою деятельность, общаться с другими детьми. Прежде всего, для организации проектной деятельности  необходимо наличие проблемы, желательно личностно значимой для ребёнка. Поэтому работу над проектом начинаем именно с постановки проблемы:

 Проект «Как тренировать внимание в период подготовки к ОГЭ?»

Проблема: В период подготовки к экзаменам в несколько раз увеличивается объем информации, я недостаточно внимателен, чтобы усвоить всю эту информацию. Поэтому важно тренировать в это время свое внимание. Как это сделать? Какие упражнения помогут?

  Проект «Куда пойти учиться после 9 класса?»

Проблема: Каждому выпускнику хочется правильно выбрать профессию и учебное заведение, в котором можно получить  образование, но очень трудно сделать правильный выбор.  На данный момент я не знаю, куда мне пойти учиться после 9 класса.

Проект «Я выбираю будущую профессию»

Проблема: Найти  профессию по душе, с которой будет связана вся жизнь, бывает очень трудно. Для этого нужно знать свои интересы и склонности. Я не знаю какая профессия мне подходит.

Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Я как педагог, руководитель подсказывала, к каким источникам информации можно обратиться ученику. Это очень важно для учеников с ОВЗ. В  результате, подросток самостоятельно и совместными усилиями со мной, под моим контролем, формулировал проблему, выстраивал алгоритм её решения, решал проблему, применив необходимые знания, и получил реальный результат.

Можно выделить основные этапы работы над проектом, которые мы совместно с обучающимися проходили:

1.Подготовительный (выбор темы определение цели и формулировка задач)

2.Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).

3.Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).

4.Заключительный (публичная защита, подведение итогов;  анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

 Оформление проектной папки:

В состав проектной папки  входят: паспорт проекта, планы выполнения проекта,   результаты опросов, наброски продукта, приложения с  рабочими материалами, готовый продукт.

Если говорить о самом трудном в работе над проектом с детьми с ОВЗ, необходимо отметить, что очень сложно было подготовить их к защите проекта, т.е выступлению перед сверстниками и комиссией, состоящей в том числе из учителей.

У детей с ОВЗ очень много ошибок в речи, им сложно выступать перед большой аудиторией, многие из них быстро утомляются. Чтобы решить эту задачу и достойно представить проект, приходилось очень много раз проигрывать ситуацию защиты проекта.

В итоге на защите проекта мои подопечные учащиеся с ОВЗ чувствовали себя очень свободно, защищали проект уверенно, с воодушевлением, самостоятельно сопровождали свое выступление презентацией.

При подготовке проекта «Как тренировать внимание в период подготовки к ОГЭ» мальчик сам предложил взять на защиту своего проекта в помощницы одноклассницу. Когда девятиклассник рассказывал об упражнениях, которые помогают тренировать внимание, его одноклассница демонстрировала, как нужно эти упражнения выполнять. В итоге получился очень хороший мастер- класс для учащихся всего 9 класса, с выполнением наглядных практических заданий.

В нашей системе оценивания ИИП существует два уровня: базовый и повышенный. Все проекты моих подопечных – детей с ОВЗ - были защищены на повышенном уровне.

Получив высокую оценку за защиту проекта, учащиеся с ОВЗ испытывали искреннее чувство радости, гордости, удовлетворения. Ситуация успеха, которую такие дети испытывают нечасто, значительно  повысила самооценку подростков.

Хочу отметить, что  в процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и с достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.

Продукты исследовательских работ детей с ОВЗ - памятки и буклет путеводитель

Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с ОВЗ приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

К слову добавлю, что все мои «проектники» успешно прошли испытание ОГЭ, продолжают обучение в профессиональных организациях нашего города.

 Свое выступление я хочу закончить словами  немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Именно к этому и стремлюсь в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.