Консультация для родителей
В статье рассматриваются примы развития мелкой моторики дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем мелкую моторику рук»
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
В начале жизни именно развитие мелкой моторики рук влияет на интеллектуальные способности ребенка. От того, насколько ловко малыш управляется с предметами своими пальчиками, зависит многое в его будущей жизни. Ведь это умение затем пригодится при застегивании одежды, письме и многих других навыках
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.
Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)
1. Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
2. Сложить ладони и разводить пальцы рук.
3. Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
5. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
8. Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
9. Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
10. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
1. плетение;
2. лепка (из пластилина, глины);
3. нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
4. различные игры – шнуровки;
5. конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
6. мозаики;
7. вырезание из бумаги и картона;
8. вырисовывание различных узоров;
Упражнения по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно, например, такое "Пальцы здороваются". Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.