Главные вкладки
Психологическая диагностика общего уровня интеллектуального развития
Психологическая диагностика общего уровня интеллектуального развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика общего уровня интеллектуального развития
Диагностика интеллекта
В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике тестирования интеллекта. Под интеллектом при этом понимают, во-первых, более широкий контекст познавательных процессов и умений (в том числе особенности памяти, скоростные и динамические свойства при решении задач и т.д.) и, во-вторых, операционализацию диагностируемой психологической реальности в способах ее измерения. В результате утрирования такой позиции было даже сформулировано утверждение, что интеллект - это то, что измеряют тесты.
Первоначально тесты интеллекта как вербальные средства диагностики уровня умственного развития, измеряющие индивидуальные отличия в использовании знаний и умений, были разработаны для нужд отбора детей, не справляющихся с общеобразовательной программой. Они известны по имени одного из первых авторов А. Бине и используются в модифицированном варианте до сих пор (с изменением психометрических процедур их конструирования и самого предметного материала заданий). Позже получили распространение так называемые тесты действия и невербальные тесты.
После ряда нововведений в созданные в начале прошлого века шкалы Бине, предпринятых Л. Терменом (США) и его коллегами, эти шкалы стали применяться для измерения индивидуально-психологических особенностей нормальных детей с целью ранжирования и классификации их по изучаемым признакам. Главной функцией этих тестов становится не отбор умственно отсталых, а сравнение испытуемых между собой и нахождение их места в изучаемой выборке по выраженности интеллектуального развития. В психодиагностику прочно вошло понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого "умственного возраста" (по числу выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ оказывался ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границы располагались от 84 до 116.
Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 - как показатель высокого интеллектуального развития. За рубежом, особенно в США, тесты интеллекта получили очень широкое распространение в системе народного образования. При поступлении в учебные заведения разного типа и на работу тесты используются как обязательный инструмент в арсенале методик практического психолога.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд -Бине. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность (хуже со стандартизацией на нашей популяции), однако у них есть ряд недостатков, снижающих их эффективное использование. Главным из них является неотчетливость их содержательного наполнения. Авторы тестов не объясняют, почему включают те или иные понятия, логические отношения, графический материал. Они не стремятся доказать, должны ли люди определенного возраста и уровня образования владеть задаваемыми тестом интеллектуальными навыками, знать отобранные слова, термины. В некоторых случаях, несмотря на то что проводится адаптация тестов для российской выборки, остаются задания, отдельные термины, которые менее понятны людям, выросшим в нашей культуре.
Для преодоления этих недостатков традиционных тестов коллективом сотрудников Психологического института РАО был разработан Школьный тест умственного развития - ШТУР, построенный на новых принципах [Психологическая... - 1990]. Тест предназначался для учащихся 7 - 9-х классов, однако хорошо зарекомендовал себя и в работе с абитуриентами при приеме в высшие учебные заведения. Тем же коллективом авторов (М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К.М.Гуревич, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, А.М.Раевский, Н. А.Ференс) был создан специальный Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников - АСТУР. Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.
Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления. Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест "лабильность"), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной системы (лабильность - инертность). Ниже приводятся примеры субтестов, входящих в тест АСТУР.
1. Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов, например: "Противоположным к слову "отрицательный" будет слово - а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный".
2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенные понятия таким образом, чтобы между первым словом задания и первым словом одной из данных на выбор пар было такое же соотношение, как между вторым словом задания и вторым словом этой же пары. Например:
"Стол: х = чашка: у
а) мебель - кофейник
б) обеденный - посуда
в) мебель - посуда
г) круглый - ложка
д) стул - пить"
Правильным ответом будет "мебель - посуда".
3. Лабильность. В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и без ошибок выполнить ряд простых указаний, например, таких: "Напишите первую букву своего имени и последнюю букву названия текущего месяца".
4. Классификации. Даются шесть слов. Среди них нужно найти два, только два, которые можно объединить по какому-то общему признаку. Например: "а) кошка, б) попугай, в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица". Искомые слова будут "дог" и "спаниель", поскольку их можно объединить по общему признаку: и то и другое слово обозначает породу собак.
5. Обобщение. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов) и записать это понятие в бланк для ответов. Например, "дождь - град". Правильным ответом будет слово "осадки".
6. Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить "дерево" логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а отношения между ними - стрелкой. Например:
"а) такса, б) животное, в) карликовый пудель, г) собака, д) жесткошерстная такса, е) пудель".
7. Числовые ряды. Предлагаются числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо найти два числа, которые были бы продолжением соответствующего ряда.
Например: "2468 10 12 ? ?"
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие числа будут 14 и 16.
8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует особенности пространственного мышления испытуемых и включает разнообразные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.
Проведение теста занимает около полутора часов. Тест проверен на надежность и валидность.
Апробация теста на выборках абитуриентов трех высших учебных заведений подтвердила его пригодность для отбора студентов на разные факультеты. Тестирование было проведено с абитуриентами физико-математического факультета педагогического института, лечебного факультета медицинского института и гуманитарного колледжа. Оказалось, что первые лучше всего выполняли задания физико-математического цикла теста, вторые - задания естественнонаучного цикла и последние - задания общественно-гуманитарного цикла. При этом коэффициент корреляции, отражающий степень связи между результатами тестирования по тесту в целом и величинами набранных баллов, был равен 0,70 при уровне значимости 0,001. Все это подтверждает правомерность использования АСТУР в качестве одного из испытаний для отбора студентов на разные факультеты высших учебных заведений.
Для разных возрастов, в том числе и для взрослых, кроме вербальных широко используются как отдельные невербальные шкалы интеллекта, так и самостоятельные невербальные тесты, например матрицы Равена. Для нужд отбора в армию в США были разработаны параллельные вербальные и невербальные формы тестов интеллекта (в расчете на неграмотных взрослых). "Фактически большинство тестов интеллекта в основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями" [Анастази А. - 1982. - Т. 2. - С. 256].
Понятие "умственные тесты" принадлежит Дж. Кеттеллу, продолжившему разработку идеи Ф. Гальтона о возможности психологического измерения с помощью приписывания чисел операциям ума. В тестах Бине - Симона использовано уже другое понятие - "умственное развитие".
Все еще остается открытым вопрос о связях коэффициента интеллектуальности с усвоенными когнитивными умениями и природными, т.е. наследственно заданными особенностями функционирования когнитивных процессов, и о возможностях его трактовки как показателя умственного развития. Однако четкое представление значения количественного индекса как позволяющего распределять испытуемых на общей шкале с равными интервалами и критериальным значением 100 (при равенстве умственного возраста паспортному их отношение равно единице, или 100 %) делает его удобным психодиагностическим средством при всей расплывчатости трактовок тех внутренних психологических свойств, которые обеспечивают испытуемому успешность выполнения заданий. Так, конкурирующей трактовкой является понимание тестирования интеллекта как варианта тестирования общих способностей.
Связь с конструктом способностей задана тем обстоятельством, что достигнутый уровень интеллекта обеспечивает субъекту потенциал решения ряда задач и выполнения различных видов деятель-ностей, предполагающих интеллектуальную ориентировку.
После того как сначала Ч. Спирменом, а потом и другими исследователями для выявления структуры связей между показателями индивидуального выполнения задач стал использоваться факторный анализ (как прием многомерного статистического анализа корреляционных связей), тестирование интеллекта стало включать ряд "само собой разумеющихся" предположений. Во-первых, это предположение о существовании общего фактора, определяющего успешность выполнения ряда заданий. Он был назван генеральным фактором (фактором g). Фактор, предположительно способствующий успешному выполнению ряда задач, относимых к разным классам или видам, стали называть групповым фактором. Специфичные факторы рассматривались в качестве внутренних условий, связанных с проявлением латентных переменных, способствующих выполнению именно данного вида задач.
Во-вторых, это предположение о том, что под "тестами способностей" следует понимать диагностику относительно простых психологических предпосылок успешного выполнения заданий определенных видов; отсюда названия "способность к пространственным представлениям", "мнемическая способность" и т.д. Совокупность этих "простых" компонентов в разрабатываемых комплексных батареях тестов способностей могла давать дифференцированную картину межиндивидуальной вариативности и не затрагивать в то же время свойства интеллекта.
Использование в тестах интеллекта суммарного показателя IQ строится на возможно полном охвате различных простых способностей. В то же время современные исследования интеллектуальных стратегий, напротив, предполагают связь показателей интеллекта с более сложными и высокоуровневыми способами контроля субъектом своей познавательной деятельности. Но в моделируемых ситуациях сложных интеллектуальных решений присутствуют уже не тестовые процедуры, поскольку трудновыполнимой становится задача межиндивидуальных сравнений. Примером может служить исследование стратегического мышления, осуществляемого немецким психологом Д. Дернером на материале так называемых комплексных проблем [Dorner D. - 1992]. Эти проблемы не имеют единственно верного решения и выглядят как задачи на оптимизацию состояния многопараметровых систем. Например, в компьютеризованном варианте им представлена ситуация "Чернобыльская авария", в которой заданы возможности реализации разных вариантов интеллектуального разрешения проблемы оптимизации состояния атомной электростанции после аварии.
Большинство тестов, разработанных в 20-е годы как тесты интеллекта, стали называть тестами способности к учению, поскольку они выявляли комбинацию индивидуально-психологических свойств, обеспечивавших успешность учебной деятельности. В настоящее время особый интерес вызывают тесты обучаемости и так называемые диагностические программы, в которых во время тестирования оцениваются и изменения, связанные с когнитивными приобретениями индивида по ходу выполнения тестовых заданий.
В высшей школе тесты интеллекта могут использоваться для проведения тестирования абитуриентов на стадии их поступления в вуз, для контроля за особенностями умственного развития в ходе обучения, выявления сложностей, затруднений и принятия решения о необходимой работе по коррекции или самокоррекции, для оценки качества самого образования с точки зрения того, насколько оно способствует полноценному умственному развитию молодых людей.
Приложение
Тесты на интеллект
Слово “тест” заимствовано из английского языка, и переводится, как “испытание” или “проба”. Психологический (да и любой) тест – это сокращенная модель иной, более значимой и развернутой ситуации. Любой тест на интеллектуальные способности - это набор заданий, результат выполнения которых должен говорить о способности человека решать весьма широкий круг жизненных проблем. Тесты в психологической науке были впервые применены именно для диагностики интеллектуальной одаренности.
Какие же тесты используются для измерения развития детского интеллекта?
Популярен, например, тест Бине-Симона, предложенный в 1905 г. французскими психологами А.Бине и Т.Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Задачи, входящие в него, подбирались так, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Можно догадаться, что тест чувствителен лишь к серьезному отставанию в умственном развитии, выявить же одаренного ребенка с его помощью вряд ли возможно.
Широко используется также тест Векслера который вскоре после создания стал самым распространенным в США. Объединив в основном уже известные методики, Давид Векслер ввел ограничения по времени и нормативные показатели, то есть - среднее значение тестовой оценки для всех детей данного возраста, сделав методику стандартизированной. Тест удобен тем, что показатели вербального и невербального IQ вычисляются отдельно. Это немаловажно: многие дети, не являясь «говорунами», тем не менее, развиты по возрасту, и тест чувствителен к этому. Сам Векслер определил интеллект, как глобальную способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Тем не менее, достоверно установть IQ ребенка при помощи методики Векслеpа также невозможно. Практические детские психологи используют тест Векслера только в случае, если психолог имеет инфоpмацию о личности ребенка, и может перепроверить полученные результаты другими методиками. Результаты же обследования малыша анализиpуются только с качественной стоpоны, поскольку количественный показатель может пpивести к непpавильной оценке состояния детской психики. Как и тест Бине, методика Векслера наилучшим образом «ловит» лишь серьезное психическое отставание, а посему имеет большое значение в основном для детской психиатрии. Нормы для теста Векслера таковы: выше 129 - очень высокое развитие; 120-129 - высокое; 100-120 - выше среднего; 80-100 - среднее; 70-80 - снижение на пограничном уровне; ниже 70 - психическое недоразвитие (среднее неразвитие 40-45; тяжелое психическое недоразвитие - 25-40; глубокое слабоумие - 0-25).
В тестировании детского интелекта психолога ждет немало «подводных камней». Так, ребенок, выросший с молчаливыми дедушкой и бабушкой, при тестировании покажет крайне низкий результат, однако на деле окажется, что его наглядно-действенное и визуальное мышление просто обгоняет вербальное. Начав читать, карапуз мгновенно наверстает упущенное в речевом развитии. Ведь он уже знает, как устроен мир, осталось лишь выяснить, как же все это великолепие называется! Имея дело с ребенком 3-6 лет, психолог должен учитывать, насколько карапуз мотивирован на выполнение теста (как сильно он хочет проходить тестирование). Низкомотивированный малыш рассеян, не пытается активно решить задачку. Для повышения мотивации иногда помогает решить с ребенком вместе несколько первых заданий и от души похвалить его за правильные ответы. Это усилит его интерес к тестированию. Ниже мы рассмотрим закон оптимума мотивации более подробно.
Для измерения уровня развития детского интеллекта используются также такие методики, как «Образец и правила» А. Л. Венгера, «Матрицы Равена» и многие другие. Однако, имея дело с тестами, измеряющими IQ, всегда следует помнить, что совершенных тестов, увы, не существует.
Чем же плохи тесты
К сожалению, практика показала, что тесты имеют множество «слабых мест», подрывающих наше к ним доверие. И причина – в том, что интеллектуальная деятельность человека не исчерпывается тем кругом проблем, которые ставят или подразумевают тесты. Вывод же в результате тестирования делается глобальный: испытуемый обладает высоким, средним или даже – низким интеллектом! Однако, подчас успешное выполнение теста свидетельствует лишь о способности решать тестовые задачи и не более. Кроме того, у тестов есть и другие «болезни».
1. Тесты устроены так, что ошибка расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. На самом же деле, если человеку вовремя об этом сообщить, он вернется к задаче, и может ошибку исправить, как оно, собственно и бывает в жизни. Опыт в прохождении тестов играет немаловажную роль: «фанат» психологических испытаний, находится в более выгодном положении, чем новичок.
2. Между прочим, на результаты выполнения теста влияет масса побочных факторов, которые учесть невозможно. Например: умственная работоспособность и самочувствие испытуемого, его мотивация и пол человека, предъявляющего задания. Большинство тестов дается «на время», что угнетает испытуемого, особенно – ребенка.
3. На результаты тестирования влияет отношение человека к процедуре. Проще говоря: если человеку все равно, каков будет результат, ему и страться не за чем. Ясно, что он оставит без ответа сложные задания, а сумма балов за простые не обеспечит ему высокой финальной оценки. Если же человек волнуется, взвинчен, «кровь из носу» хочет пройти тест успешно, он испытывает иные трудности: не может сконцентрироваться, ошибается из-за спешки, из-за этого – еще больше нервничает. Низкий результат обеспечен. Успех в любом предприятии возможен при оптимальной мотивации. В психологической науке это правило получило название закона оптимума мотивации Йеркса-Додсона.
4. В итоге тестирования испытуемый получает сумму оценок, каждая из которых дается лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности. «Что» в любом тестировании преобладает над «Как» - это еще один серьезный минус тестов.
5. Нельзя забывать, что в основе любого теста лежит идея его создателя о том, что же такое интеллект, и именно этот конкретный человек (автор теста) определяет, каким образом должны быть подсчитаны результаты тестирования. Понятно, насколько субъективным может быть такое измерение IQ вашего ребенка.
6. И, наконец, так называемый высокий IQ еще не свидетельствует о ярком проявлении ума в творческом, профессиональном, да и просто житейском смысле). Об этом – подробнее.
IQ: с чем его едят и стоит ли это делать?
Масштабные исследования показали экпериментально, что фактор IQ и развитые творческие способности никак не связаны между собой. Между прочим, творческие способности нужны во многих видах деятельности, чего о заоблачном IQ сказать никак нельзя: он необходим лишь в академической науке, где без креативности, кстати, тоже никак не обойтись. Да, большинство высокоинтеллектуальных людей получают высокие оценки при тестировании на уровень интеллекта. Но это не означает обратного - что все, получившие высокие оценки, являются высокоинтеллектуальными людьми. Не означает это и того, что люди, не получившие высоких оценок, не обладают высоким уровнем интеллекта. Это означает лишь то, что данные тесты не отражают истинный его уровень. Ваш интеллект отражает то, чем вы занимаетесь в этой жизни.
Что бы вы предпочли - иметь ребенка, который ничего не умеет делать, но получит 150 баллов при тестировании, или ребенка, который в возрасте четырех лет справляется с заданиями восьмилетнего? Единственным подлинным тестом на проверку того, что из себя представляют наши дети, является то, что они могут делать и делают. Только в этом и заключается реальное значение коэффициента интеллекта. Уверяю вас, что любая мать гораздо лучше знает как сильные места в развитии своей крохи, так и направление, в котором предпочтительнее двигаться.
Кое-что о рисуночных тестах
Каким образом мы можем сделать вывод об уровне интеллектуального развития, увидев детский рисунок? Каким образом соотносится продукция графической деятельности с уровнем интеллектуального развития?
Все дети – художники. Анализируя детский рисунок, мы можем сделать некоторые выводы о развитии нервной системы карапуза: в рисунке отразится уровень развития его зрения и моторики, а также сенсомоторной координации (соотношение того, что малыш хотел нарисовать, и что – получилось). Рисование участвует в формировании зрительных образов, в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Попытки рисовать появляются у детей очень рано – после года, и являются одним из способов познания мира. По мере развития психики, усложняются и творения юного художника: чем больше он знает о мире, тем больше знаний старается вложить в рисунок. Восприятие и осознание опережают развитие речи ребенка, поэтому все, чего он еще не может выразить словами, он может нарисовать вам. Таким образом, рисование выступает, как ранний аналог речи малыша. В отличие от подростков, карапуз 3-6 лет не стесняется изображать все подряд из-за того, что не умеет этого. Взяв в руки детский рисунок, мы можем смело заключить: мы видим отчет о последних достижениях чада в познании окружающего мира. Ведь ребенок всегда рисует то, что интересует и волнует его в данный момент больше всего.
Вот почему такие тесты, как «Нарисуй человека», «Рисунок семьи» и др. - давно используются в целях диагностики интеллектуального развития ребенка. Они позволяют довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. При оценке результатов основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным достижениям. Детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка: малыш нарисовал именно то, что он знает! Стало быть, рисунок – это выраженное в графической форме представление карапуза о предмете, ведь дети рисуют не сам предмет, а оформляют с помощью рисунка свое знание о нем. Наблюдая, как усложняются по мере взросления шедевры чада, мы можем судить о ходе развития его понятийного мышления.
Конечно, рисуночный тест, как и любой иной, не имеет самостоятельной диагностической ценности, взятый отдельно. Психологическое обследование должно состоять минимум из 3-5 методик, чтобы считаться достоверным. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка. Кроме того, тест хорош для ребенка, речь которого развита еще недостаточно.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
Процедура тестирования
Ребенку выдается лист белой бумаги формата А4 и один простой карандаш, (лучше твердо-мягкий). Годится писчая бумага, но плотная - предпочтительнее. Попросите крошку постараться и как можно лучше нарисовать человека (мужчину или женщину, дяденьку и тетю). Пока он творит, ваши комментарии излишни. Если юный художник принялся изображать человека не в полный рост, стоит предложить ему сделать новый рисунок. В конце с малышом нужно побеседовать: уточнить непонятные детали и особенности изображения. Тестирование должно быть индивидуальным.
Оценка результатов
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 37 пунктов. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию - ноль баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Критерии оценки:
1. Голова. Засчитывается любое ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Не засчитываются черты лица, не обведенные контуром.
2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение шеи. Не засчитывается прямое сочленение головы и туловища.
3. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; очко засчитывается даже за единственную неопределенную черточку, встречающуюся в рисунках детей 2-3 лет.
4. Брови и ресницы. Очко дается даже, если показано что-либо одно из двух.
5. Зрачок. Призовое очко – за любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, зрачки должны быть в обоих.
6. Взгляд человечка. Оба глаза смотрят на зрителя, без признаков "косоглазия". Если глаз изображен в профиль (не сохранена миндалевидная форма), зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре.
7. Нос. Очко засчитывается, если нос изображен любым способом, даже если нарисовано два носа.
8. Призовое очко – за любую попытку нарисовать нос двумерным, а не как пуговицу.
9. Рот. Любое изображение.
10. Призовое очко, если подо ртом ребенок оставил достаточно места для подбородка.
11. Волосы: один балл - за любое изображение волос.
12. Дополнительное очко - если ребенок предпринял попытку закрасить волосы или показать их волнистый контур.
13. Уши: любое изображение ушей - 1 балл.
14. Призовое очко – если вертикальный размер уха превышает его горизонтальный размер, а сами уши расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.
15. Пальцы: изображены любые признаки пальцев помимо руки или кисти - один балл.
16. Дополнительный балл - если показано правильное количество пальцев. (Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев.)
17. Еще один балл - если большой палец на рисунке противопоставлен остальным. Примечание: рука в виде варежки засчитывается только если человек изображен в зимней одежде.
18. Кисти рук: один балл - за любое изображение кисти, не считая пальцев. Между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Кисть должна быть шире запястья.
19. Руки: любой способ изображения рук (не считая пальцев) - один балл.
20. Дополнительное очко - если плечи непрерывно переходят в шею и руки и присоединены в правильном месте, а рука - изображена двумя линиями.
21. Призовое очко - если хотя бы одна рука отходит от туловища под углом не больше 10°, если руки нарисованы засунутыми в карманы, на бедрах или заложенными за спину, заняты какой-либо работой.
22. Локтевой сустав: очко засчитывается, если в середине руки - не плавный, а резкий изгиб (достаточно одной руки).
23. Ноги: одно очко - за любой способ изображения ног, присоединенных в любой части туловища. Число ног должно быть правильным.
24. Коленный сустав: очко дается, если есть резкий изгиб приблизительно в середине ноги, или - сужение ноги в этой точке.
25. Ступни: любое изображение - один балл. (Две ступни - в фас, одна или две ступни - в профиль, у маленьких детей - "буква "L" вместо ступни).
26. Дополнительное очко - за любую деталь на ступне: шнурки, завязки, ремешки или подошву ботинка, изображенную двойной линией.
27. Четкое соединение рук и ног с туловищем: один балл.
28. Дополнительный балл, если руки присоединены к плечам. Если нет плеч то руки должны приходиться точно на их место.
29. Туловище: один балл за любое четкое изображение. Если нет ни различия между головой и туловищем (изображен "головоног"), ни поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы, черты лица должны занимать не больше половины фигуры. Примечание: любая фигура, нарисованная между головой и ногами (даже если она напоминает шею), засчитывается как туловище.
30. Пропорции туловища: балл дается, если его длина превышает ширину. За одинаковые (близкие) расстояния - оценка ноль.
31. Пропорции головы: Один балл, если площадь головы не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища.
32. Дополнительный балл - если голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища.
33. Призовое очко, если длина головы больше ширины, показана ее овальная форма.
34. Одежда: любые признаки одежды - один балл. Засчитываются ряд пуговиц, шляпа, вертикальные (горизонтальные) линии, нарисованные вдоль или поперек туловища (конечностей) или черточки, указывающие на карман или манжеты. Примечание: одна точка (кружочек) в центре туловища всегда означает пупок, и не засчитывается.
35. Двигательная координация в рисунке: балл начисляется, если линии рисунка твердые, уверенные и без случайных изгибов (не обязательно очень ровные или плавные). Допускаются обведенные или стертые линии.
36. Двигательная координация в рисовании соединений: линии должны соединяться точно, без пересечения, наложения и без промежутка между ними. Допускаются подтирания.
37. Поощрительный балл - за дополнительные детали предметов одежды (шнурки, пуговицы, пояс, воротник, карманы, др.)
Возрастные нормы для детей 3-6 лет
3 года – 1-3 балла.
4 года- 3-5 баллов;
5 лет – 6-10 баллов;
6 лет – 7- 14 баллов
Математический анализ методики «Рисунок человека».
Группа девочек (6-6,5 лет): Группа мальчиков (6-6,5 лет):
| 1. Корышев Евгений |
| 2.Чижов Роман |
| 3.Синяев Илья |
| 4.Александров Алексей |
| 5.Аненков Иван |
| 6.Тюнин Семен |
| 7.Арзуманян Ашот |
| 8.Шарыгин Дима |
| 9.Яковлев Сергей |
| 10.Крылов Даниил |
| 11.Филиппов Алексей |
| 12.Данилов Федор |
Критерий Розембаума Q
Гипотеза:
- учащиеся мальчики, не превосходят учащихся девочек по уровню вербального интеллекта;
- учащиеся мальчики, превосходят учащихся девочек по уровню вербального интеллекта.
Код имени учащихся девочек | Показатель вербального интеллекта | Код имени учащихся мальчиков | Показатель вербального интеллекта | |
1 | 162 | 1 | 82 | |
2 | 185 | 2 | 168 | |
3 | 103 | 3 | 152 | |
4 | 155 | 4 | 128 | |
5 | 155 | 5 | 140 | |
6 | 143 | 6 | 145 | |
7 | 187 | 7 | 130 | |
8 | 135 | 8 | 150 | |
9 | 182 | 9 | 185 | |
10 | 172 | 10 | 142 | |
11 | 150 | 11 | 138 | |
12 | 145 | 12 | 130 |
- n1, n2 > 11
№ | Девочки | № | Мальчики |
1 | 187 | ||
2 | 185 | 1 | 185 |
3 | 182 | ||
4 | 172 | ||
2 | 168 | ||
5 | 162 | ||
6 | 155 | ||
7 | 155 | ||
3 | 152 | ||
8 | 150 | 4 | 150 |
9 | 145 | 5 | 145 |
10 | 143 | ||
6 | 142 | ||
7 | 140 | ||
8 | 138 | ||
11 | 135 | ||
9 | 130 | ||
10 | 130 | ||
11 | 128 | ||
12 | 103 | ||
12 | 82 |
S1=1; S2=1 Q= S1+S2=2 => различий в вербальной системе нет
Критерий Манна- Уитни U
Гипотезы:
- Н0 – уровень признака в n2 не ниже уровня признака в n1
- Н1 – уровень признака в n2 ниже уровня признака в n1
Ранги | Девочки | Мальчики | Ранги |
24 | 187 | ||
22,5 | 185 | 185 | 22,5 |
21 | 182 | ||
20 | 172 | ||
168 | 19 | ||
18 | 162 | ||
16,5 | 155 | ||
16,5 | 155 | ||
152 | 15 | ||
13,5 | 150 | 150 | 13,5 |
11,5 | 145 | 145 | 11,5 |
10 | 143 | ||
142 | 9 | ||
140 | 8 | ||
138 | 7 | ||
6 | 135 | ||
130 | 4,5 | ||
130 | 4,5 | ||
128 | 3 | ||
2 | 103 | ||
82 | 1 | ||
∑181,5 | ∑ 1874 | ∑1690 | ∑ 118,5 |
∑ Ri =181,5 + 118,5= 300
∑ Ri= 24(24+1)/2= 300
- Н0 – Мальчики превосходят девочек по уровню невербального интеллета
- Н1 – мальчики не превосходят девочек по уровню невербального интеллекта
Uэм (12•12) + 12•(12+1)/2 – 181,5= 40,5
Uэм (12•12) + 12•(12+1)/2 – 118,5= 103,5
В нашем задании n1= n2
Qэмкр => Н0 отвергается =>Мальчики не превосходят девочек по уровню невербального интеллекта
10,10,11,12,12,12,13,13,14,14,14,14,15,15,15,17,17,19,19,192,20,21
Мо=14
Ме= 14
М=х= ∑хi /n =364/23≈15
Д= ∑ (хi-М)2/n-1
Д=2(10-15)2+(11-15)2+3(12-15)2+2(13-15)2+4(14-15)2+3(15-15)2+2(17- 15)2+3(19-15)2+2(20-15)2+(21-15)2/22=2∙25+16+3∙9+2∙4+4∙1+3∙0+2∙4+3∙16+2 ∙25+36/22 = 50+16+27+8+4+0+8+48+50+36/22 = 247/22 = 11,22
S= √Д= 3, 34
А= ∑ (хi-М)3/n∙S3
А= 2∙(10-15)3+(11-15)3+3∙(12-15)3+2∙(13-15)3+4∙(14-15)3+3∙(15-15)3+2∙(17-15)3+
3∙(19-15)3+2∙(20-15)3+(21-15)3/23∙37,25 = -250+(-64)+(-81)+(-16)+
(-4)+0+16+192+250+216/856,75=0,30
Список используемой литературы
1.Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.М.
Гуревича, Е.М. Борисовой. -М.: Академия, 1998. С. 60-65
2.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога[Текст]:учебное пособие/ Е.И. Рогов.- книга 2.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-480с.
3.http:/psiholognew.com/cont.html
4.http:/azps.ru/tests

