Статья "Изучение трудностей жизненного пути великих людей как способ формирования мировоззрения и психологической поддержки студентов: эмпирическое исследование"

Нехорошева Инна Владимировна

Для цитирования: Нехорошева И.В. Изучение трудностей жизненного пути великих людей как способ формирования мировоззрения и психологической поддержки студентов: эмпирическое исследование / И. В. Нехорошева // Международный журнал экспериментального образования. – 2025. – № 5. – С. 35-41. – DOI 10.17513/mjeo.12219. – EDN AFSNHZ.

Ниже размещены: текст научной статьи, pdf-файл, doc-файл.

Аннотация. Содержание образования должно способствовать формированию готовности преодолевать жизненные трудности. ■ Цель исследования – оценка влияния образовательной информации о сложностях жизненного и профессионального пути великих педагогов и психологов на формирование элементов мировоззрения (обобщающих мировоззренческих суждений, выводов), помогающих преодолевать собственные жизненные трудности студентов. Описаны особенности содержания экспериментального курса по истории социальной педагогики, в котором особое внимание уделено изучению трудностей жизни великих педагогов и психологов (Я.А. Коменский, М. Монтессори, Л.Н Толстой, К.Д. Ушинской, С.Т. Шацкой, А.С. Макаренко и др.). Студентов знакомили со сложностями жизненного и профессионального пути, как объективными (войны, эпидемии, состояние личного здоровья и т.д.), так и со связанными с другими людьми и обществом (предательства, увольнения, особенности социальных стереотипов, непонимание, критика, противодействие и т.д.). ■ Выборка и организация исследования. Представлены результаты опроса 78 студентов 2, 3 и 4 курса психолого-педагогического профиля обучения, которые на первом семестре проходили экспериментальный курс. Задавались три вопроса: 1) какие выводы сделал респондент при изучении трудностей жизни выдающихся личностей, 2) помогут ли ему эти выводы в преодолении трудностей собственной жизни, 3) оставить ли эту информацию в курсе. Заранее студентов не предупреждали о проведении опроса, то есть у них не было времени заранее обдумать ответы. Исследователей интересовало мнение и выводы, которые студенты способны сформулировать «с ходу», а значит извлечь из своего мировоззрения уже сформулированные взгляды и мнения, а не выдумывать новые. Опрос проходил добровольно, письменно, анонимно. ■ Результаты исследования. При обработке ответов на первый вопрос получено и описано 11 типов выводов. Наиболее часто встречаются два типа: «надо идти вперед, даже если очень трудно, все возможно преодолеть» (53% опрошенных) и «горение своим делом, преданность ему, дает силы пройти личные испытания и добиться профессионального успеха» (20% опрошенных). Согласно третьему типу выводов, распространенность которого в среднем 15%, «новаторы прокладывают путь своим идеям с очень большим трудом и ценой постоянных усилий в течение всей жизни. Поэтому чтобы сделать мир лучше, нужно много работать». Еще один тип выводов заключается в конструктивном отношении к жизненным трудностям: «Трудности жизни дают возможность стать сильнее. Они совершенствуют человека» (15%). По вопросу №2 высказались положительно 95% опрошенных. Из них, 47% студентов считают, что полученные знания помогают им верить в свои силы, не останавливаться при неудачах, менее трагично воспринимать свои проблемы. 9% утверждают, что жизнь великих педагогов мотивирует их к саморазвитию, а также мотивирует достойно прожить жизнь (2%). По вопросу №3 высказались положительно 99% опрошенных. Результаты исследования показывают выраженный положительный эффект от включения подобного аспекта в содержание курса.

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

УДК 159.9

Изучение трудностей жизненного пути великих людей как способ формирования мировоззрения и психологической поддержки студентов: эмпирическое исследование

Нехорошева И.В.

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Москва

Введение

Жизнь современных людей протекает в условиях неопределенности жизненных перспектив, экономической нестабильности, высокой конкуренции, повышенных нагрузок, текучки кадров и не всегда доброжелательных социальных взаимоотношений. В связи с чем, актуальна проблема жизнестойкости студентов, особенно на этапе окончания учебной деятельности [1]. Международные исследования выявляют низкий уровень жизнестойкости у 39% студентов [2].

Современные условия жизни более трудны не только для людей менее жизнестойких, но и для людей с более высоким уровнем нравственного развития, в частности для людей с низким уровнем эгоизма и отказывающихся преступать через нравственные нормы ради облегчения условий жизни [3]. Более высокий уровень развития нравственного сознания может приводить к снижению показателей субъективного психологического благополучия из-за чрезмерной ответственности [4, p.215], из-за более внимательного отношения к моральной стороне жизни [5], из-за обеспокоенности нравственными проблемами общества и трудностей социально-психологической адаптации [3]. При этом, для людей с более высокими нравственными качествами в целом характерна более просоциально ориентированная система ценностей [6].

Выпускники психологических и педагогических профилей обучения, с одной стороны, должны быть носителями более просоциальных ценностей, «нравственными маяками», проводниками более высоких нравственных принципов в жизни, поскольку именно они будут целенаправленно влиять на сознание детей, молодежи и взрослых людей. А с другой стороны, исходя из вышесказанного, при более высоком уровне нравственного развития, они могут быть менее жизнестойкими и менее адаптированными к жизни. Таким образом, можно утверждать, что подготовка студентов к трудностям жизни, воспитание правильного отношения к трудностям жизни, развитие жизнестойкости – это актуальная задача для всех студентов, но для студентов психологических и педагогических профилей она актуальна вдвойне.

Содержание образования должно не только давать знания, но и воспитывать. Общеизвестен способ воспитания посредством образца. Он широко распространен в области нравственного и патриотического воспитания школьников и дошкольников [7, 8]. Изучение студентами трудностей жизни великих педагогов и психологов могло бы стать важным элементом воспитания и психологической поддержки студентов, укрепления их жизнестойкости и веры в свои силы. Однако, этому вопросу уделено крайне мало внимания, как в научной литературе, так и в учебной. Современные учебники по истории педагогики и психологии, на наш взгляд, перегружены количеством дат, фамилий, определений, систематизаций и т.д. В них крайне редко рассматриваются трудности жизненного пути великих педагогов и психологов. В области научных исследований крайне мало работ о влиянии образовательной информации о преодолении трудностей жизни великими педагогами и психологами на формирование мировоззрения студентов, на жизнестойкость студентов, на субъективные оценки полезности этой информации для психологической поддержки студентами самих себя. Некоторые близкие исследования проводились в области медицины [9].

Цель исследования: оценка влияния образовательной информации о сложностях жизненного и профессионального пути великих педагогов и психологов на формирование элементов мировоззрения (обобщающих мировоззренческих суждений, выводов), помогающих преодолевать собственные жизненные трудности студентов.

Материалы и методы исследования

Опрашивались студенты Государственного университета просвещения 2, 3, 4 курса профиля обучения «Психология и социальная педагогика», которые на первом курсе, в первом семестре, проходили экспериментальный курс по истории социальной педагогики. Всего 78 человек в возрасте M = 20 лет, SD = 1,1 года. Курс преподавался в соответствии с рабочей программой дисциплины, разработанной и утвержденной в 2022 году. Заранее студентов не предупреждали о проведении опроса, то есть у них не было времени заранее обдумать ответы. Исследователей интересовало мнение и выводы, которые студенты способны сформулировать «с ходу», а значит извлечь из своего мировоззрения уже сформулированные взгляды и мнения, а не выдумывать новые. Опрос проходил добровольно, письменно, анонимно.

Инструкция к опросу была следующей: «Товарищи студенты, здравствуйте. В курсе «История социальной педагогики» вы проходили идеи, труды и результаты социально-педагогической деятельности великих людей (Я.А. Коменский, Мария Монтессори, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др.). Но кроме этого, вы знакомились со сложностями их жизненного пути, как объективными (войны, болезни, состояние здоровья и т.д.), так и со связанными с другими людьми и обществом (особенности социальных стереотипов, непонимание, критика, противодействие и т.д.). Кратко ответьте, пожалуйста, на 3 вопроса. Ваше мнение очень важно». В опросных листах формата А5 было напечатано 3 вопроса.

1. Какие выводы сделали вы для себя, основываясь на знаниях трудностей жизни великих социальных педагогов?

2. Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?

3. Нужно ли оставить эту информацию в курсе?

Особенности содержания экспериментального курса по истории социальной педагогики

Курс выстраивался вокруг таких выдающихся личностей, как Я.А. Коменский, М. Монтессори, Л.Н Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др. Студентов знакомили с их основными идеями и результатами профессиональной деятельности, имеющими социально педагогическое значение. При этом ненавязчиво подавалась информация об их жизненном пути и тех трудностях, с которыми они сталкивались.

Жизнь Я.А. Коменского сложно приравнять даже к нескольким жизням обычного человека по количеству тяжелых испытаний, выпавших на его долю. Это преследования и гонения в ходе Тридцатилетней войны; эпидемии; тяжелые утраты близких: родителей, жен, детей; потеря имущества, сожжение его библиотеки и рукописей в г. Фульнеке и г. Лешно [10]. На пути реализации своих идей Коменскому приходилось преодолевать большой объем критики. Так, его критиковали за попытку построить систему обучения исходя из природных закономерностей; ему ставили в упрек создание такого метода, при котором гарантировалось бы достижение целей обучения, и механичность этого метода, хотя первой его целью была борьба со школьной зубрежкой [11].

Марии Монтессори пришлось пережить две мировых войны, предательство близкого человека и трагедию, связанную с сыном. Ей пришлось доказывать свою способность учиться, работать и вести сложную научную деятельность наравне с мужчинами; это воспринималось как вызов обществу [12]. При жизни Монтессори ее метод получил не только признание и распространение, но и подвергался жесткой критике. В годы главенствования идеологии фашизма в Италии у нее начался конфликт с правительством, она подвергалась преследованиям из-за отказа внедрять эту идеологию в свои школы, в итоге ей пришлось покинуть страну в 64 года, что непросто даже в современных условиях жизни.

Графу Л.Н. Толстому, на пути реализации своих педагогических идей, пришлось столкнуться с доносами и нападками на просветительскую деятельность в Ясной поляне, с обыском, с отказом земства поддержать педагогические курсы для грамотных крестьян. Много сил и времени было вложено в разработку азбуки. Идея ее создания вынашивалась больше двух лет, затем около года ушло на разработку. Как писал Толстой, «азбука моя не дает мне покоя для другого занятия… Я все прибавляю, убавляю и изменяю. Что из этого выйдет, не знаю, а положил я в него всю душу» [13, с. 32]. Итоговый вариант 1872 года включал 4 книги общим объемом 758 страниц. Первый вариант азбуки не получил рекомендации Министерства народного просвещения, был раскритикован, причем и со стороны педагогов и методистов, и со стороны литературных критиков. В отзывах об азбуке критики находили у писателя вирус «эстетического самодурства», а его труд странным и смешным, написанным на орловско-калужском наречии [13, с. 35]. Лишь через 2 года Толстой взялся за переработку азбуки, доведя начатое дело до конца.

К.Д. Ушинский был уволен из Демидовского лицея без явных оснований, «на всякий случай», в контексте особенностей политики того времени [14, с.119]. Разослав тридцать прошений в учебные заведения об устройстве на работу, ни на одно не получил положительного ответа. Из-за интриг и болезни легких был вынужден покинуть Смольный институт [14, с.122-123]. Слабое здоровье Ушинского позволяло ему работать в общей сложности не более трех месяцев году, остальное время он болел [14, с.120]. Заграничная пятилетняя командировка «представляла сочетание почти беспрерывной борьбы великого педагога с непрекращаю­щейся болезнью (туберкулез) и постоянной научной рабо­ты. В реальности этот смертельно больной че­ловек, который имел полное моральное право заниматься спасением собственной жизни, ни на минуту не прекращал свою педагогическую деятельность» [14, с.124].

Педагогические взгляды и идеи С.Т. Шацкого встречали не только признание и поддержку, но и критику, причем несправедливую. Были обвинения в проведении «социализма среди детей» [15, с.111], обвинения в принадлежности его к правому крылу московских педагогов, а также в либерализме, русофильстве, толстовстве как идеях, не соответствующих официальным установкам того времени [16, с.49-50]. В колонии «Бодрая жизнь» в огне сгорели пятьдесят печатных листов сочинений С.Т. Шацкого, и восстановить их не удалось [16, с.49-50]. Потеря рукописей является серьезным испытанием для любого педагога и ученого. К перечисленному можно добавить отказ в открытии первой частной школы, отказ в создании кирпичного завода, закрытие общества «Сетлемент» и учреждений, связанных с обществом, закрытие Первой опытной станции.

А.С. Макаренко обладал слабым здоровьем с самого детства, и, если бы исходил из интересов собственного благополучия, то вряд ли бы променял более комфортные городские условия жизни на создание в сельских заброшенных зданиях колонии для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. И все это в условиях послевоенной разрухи, надвигающегося голода, бандитизма, эпидемии [17, с.60]. За что только ни критиковали А.С. Макаренко: за введение самоуправления, за строгую дисциплину, за конкуренцию между отрядами, карманные деньги для колонистов, отсутствие сознательной дисциплины, недемократичность совета командиров как главного органа самоуправления, недостаточность влияния комсомольской ячейки, отсутствие творческой и кипучей жизни и т.д. [17, с.60-64]. Но одним из самых трагических событий в его жизни была необходимость ухода из беспрецендентной по эффективности колонии им. М. Горького, а затем наблюдение за ее разрушением [17, с.60].

Всех этих великих людей объединяет несломимое устремление и энтузиазм. Они жили не своими личными делами и переживаниями, а социально значимыми идеями общего блага, идеями развития людей и служения отечеству. Они продвигались вперед вопреки трудностям жизни, они шли впереди своего времени, преодолевая сопротивление окружающей среды.

Закрепление материала проходило в виде домашнего просмотра видеофильмов[1] и прочтения отрезка «Педагогической поэмы» в дополнение или вместо последнего видео отрезка из одноименного фильма. Домашняя работа по «Педагогической поэме» заключалась в психологическом анализе трудностей налаживания отношений с первыми воспитанниками. Студентам предлагалось подумать над психолого-педагогической стороной этой истории и ответить на вопрос: «Почему воспитанники колонии стали слушаться А.С. Макаренко?». Нужно было выделить максимальное количество причин.

Кроме этого, проходило дополнительное закрепление материала в другом курсе, на следующем семестре. На практическом занятии студентами проводился культурно-образовательно-воспитательный квест, разработчик – автор статьи. На одном из этапов квеста нужно было вспомнить трудности жизни великих педагогов или психологов.

Результаты исследования и их обсуждение

 Результаты контент-анализа ответов на первый вопрос представлены в таблице 1. Сумма по столбцам не должна равняться 100%. Она может быть более 100%, т.к. можно было указать несколько выводов, или менее 100%, т.к. кто-то из студентов не сделал ни одного вывода. Самый распространенный тип выводов касается целеустремленности; его сделали 73, 53 и 44% студентов 4, 3 и 2 курса соответственно. Студенты сделали вывод, что надо идти вперед и не бросать свое дело, какие бы трудности ни преграждали путь.

Таблица 1

Типы ответов на вопрос №1: «Какие выводы сделали вы для себя, основываясь на знаниях трудностей жизни великих социальных педагогов?» и доля респондентов, давших ответ определенного типа, %

 

Типы выводов

4

курс

3

курс

2

курс

1. Надо идти вперед, даже если очень трудно. Не нужно бросать начатое, надо идти до конца, не опускать руки. Упорство, труд, стремление - преодолеют все трудности. Если у тебя есть воля, сила духа, то рано или поздно ты добьешься результата.

73

53

44

2. Эти люди горели своим делом, их любовь и преданность своему делу дали им силы добиться профессионального результата и пройти через личные испытания.

20

26

16

3. Нужно менять мир к лучшему, а не довольствоваться существующими методиками. Чтобы делать мир лучше, нужно много работать, много через что пройти. В мучениях и трудностях великие идеи прокладывают путь. Если твоя идея – полезная и важная, то нужно сделать все возможное, чтобы ее приняли в обществе, даже если никто этого раньше не делал.

33

11

9

4. Что бы ни случилось в личной жизни, все можно преодолеть.

13

21

3

5. Выдающиеся идеи не всегда оцениваются по достоинству современниками; обществу нужно время, чтобы принять новые идеи.

 

21

 

6. Трудности жизни дают возможность стать сильнее, необходимо смотреть на трудности как на опыт, и применять выводы из него (опыта) в будущем. Трудности, которые не "ломают", совершенствуют человека. Эти люди стали сильнее благодаря трудностям.

 

16

22

7. Столкновение с жесткой критикой – не трагедия.

13

5

 

8. Служение людям – достойный смысл жизни.

 

5

 

9. Нужно уметь обосновывать свою позицию.

7

5

 

10. Жертвовать чем-то во имя общественного блага в определенных ситуациях необходимо.

 

5

 

11. Женщины тоже могут добиться многого.

 

 

3

Источник: составлено автором.

 

Второй по частоте встречаемости вывод состоит в том, что если горишь своим делом, то это поможет тебе добиться профессионального результата и пройти через личные испытания. Такой вывод сделали для себя около пятой части студентов.

Согласно третьему типу выводов, распространенность которого в среднем 15%, студенты запомнили, что новаторы прокладывают путь своим идеям с очень большим трудом и ценой огромных усилий в течение всей жизни. Некоторые студенты добавили, что выдающиеся новые идеи далеко не сразу принимаются обществом (вывод № 5).

Шестой тип выводов дали только студенты 2 и 3 курса. Этот тип выводов заключается в конструктивном отношении к жизненным трудностям: «Трудности жизни дают возможность стать сильнее. Они совершенствуют человека». Автор статьи проводила с этими группами тренинг отношения к жизненным трудностям. Основная идея тренинга была именно такой, «трудности – это ступени личностного роста». Возможно, фактом тренинга обусловлено наличие этого типа ответов у данных групп студентов. Однако, возможно, это не единственная причина. Широкие кросскультурные исследования показывают, что во всех культурах часть людей считает, что «трудности – это путь к совершенствованию» [18].

Остальные типы выводов встречаются редко, но все они очень достойные. Вывод №9 о необходимости уметь обосновывать свою позицию, скорее всего, связан с учебной информацией о том, что дидактические принципы «Великой дидактики» Я.А. Коменского построены на базе «железных» аргументов из области функционирования природы и человеческой жизни, а Мария Монтессори, получив позитивные образовательные результаты, докладывала о них на многочисленных выступлениях на конференциях, как внутри страны, так и за ее пределами. Выводы № 10 и №11, вероятно, тоже касаются биографии Марии Монтессори.

На вопрос № 2 «Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?» ответило утвердительно 95% студентов. Большинство пояснило свой ответ, как именно им это поможет, хотя пояснений не требовалось. Результаты представлены в таблице 2.

Наиболее распространенный ответ (в среднем 47%) заключается в том, что знание, насколько было тяжело великим людям, и они все преодолели, помогает студентам верить в свои силы и менее болезненно переживать свои личные проблемы, ведь «великим людям было тяжелее». Второй тип ответов тесно связан с первым, но он выделен отдельно, поскольку в нем объединены менее четко сформулированные ответы. Видимо, 22% студентов второго курса пока сложно четко сформулировать свою точку зрения: многие из них писали, что им в целом важно иметь пример всего жизненного пути других людей, их жизненный путь – как дополнительный жизненный опыт.

Таблица 2

Типы ответов на вопрос №2: «Поможет ли вам знание их жизненного пути в преодолении трудностей вашей жизни?» и доля респондентов, давших ответ определенного типа, %

Типы ответов о том, как именно знание трудностей жизни великих людей поможет студентам

4

курс

3

курс

2

курс

1. Зная про них, сильнее веришь в свои силы. Помогает не останавливаться при неудачах. Дает силы преодолевать свои трудности жизни и менее трагично их воспринимать, так как у них еще тяжелее ситуация была.

60

68

28

2. Опираясь на их пример как на образец морально сильных и целеустремленных людей. Они – как ориентиры.

 

5

22

3. Мотивирует к саморазвитию.

7

11

9

4. Мотивирует прожить достойную жизнь.

 

5

 

Источник: составлено автором.

 

Типы ответов №3 и №4 встречаются реже. Некоторые студенты добавляли, что пример жизни великих людей мотивирует к саморазвитию и желанию прожить достойную жизнь. Конечно, среди студенческих ответов встречались единичные противоположные точки зрения, не более трех ответов на всю выборку. Например, такая точка зрения: «думаю, знание трудностей жизни великих людей мне не поможет, у всех свой путь преодоления, и опираться на чужой опыт нельзя».

В ответе на третий вопрос мнение было почти единогласным, все 99% ответили «да». Дальнейшее раскрытие ответа на вопрос не предполагалось. Но некоторые студенты пояснили свое мнение. Например, так: «понимаешь, что они – тоже люди, и ничто человеческое им не было чуждо, в том числе и страдания от жизненных невзгод». Или так: «это показывает человеческую сторону великих людей, больше к ним проникаешься и лучше запоминаешь информацию». «Их жизненный опыт вызывает уважение; к ним начинаешь привязываться, сочувствовать. Их истории откликаются тебе самому». «Важно знать, что у них все было непросто».

Выводы

1. Изучение идей, трудов, результатов социально-педагогической деятельности великих педагогов и психологов, с акцентом на преодолении ими трудностей своей жизни имеет воспитательное значение в плане формирования мировоззрения, а также способствует психологической поддержке студентов.

2. Исходя из знаний трудностей жизни великих людей, студенты делают довольно большое разнообразие выводов. Все эти выводы – социально позитивны. Наиболее часто встречаются два типа выводов. Первый: «надо идти вперед, даже если очень трудно, все возможно преодолеть» (53% опрошенных). Второй: «горение своим делом, преданность ему дает силы пройти личные испытания и добиться профессионального успеха» (20% опрошенных).

3. 95% опрошенных утверждают, что знание биографии, профессиональных достижений и трудностей жизненного пути выдающихся педагогов поможет им в преодолении собственных трудностей жизни. В частности, по мнению 47% студентов, знание жизненного пути выдающихся педагогов помогает верить в свои силы, не останавливаться при неудачах, менее трагично воспринимать свои проблемы.

4. По оценке студентов, включение в курс биографии выдающихся педагогов и психологов, с акцентом на трудностях их жизненного пути, делает курс более живым, связанным с жизнью, более ярким и запоминающимся. 99% опрошенных считают необходимым оставить эту информацию в составе курса.

Список литературы

  1. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 90–121. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-90-121
  2. Chua J.H., Cheng C.K.T., Cheng L.J. [et al.] Global prevalence of resilience in higher education students: A systematic review, meta-analysis and meta-regression // Current Psychology. 2023. Vol. 42. N 26. P. 22645-22663. DOI: 10.1007/s12144-022-03366-7 EDN: SFXUHM
  3. Нехорошева И.В. Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 25–29. EDN: PZSOMZ
  4. Promislo M., Giacalone R.A., Welch J. Consequences of concern: Ethics, social responsibility, and well-being // Business Ethics: A European Review. 2012. Vol. 21. N 2. P.209–219. DOI: 10.1111/j.1467-8608.2011.01648.x
  5. Giacalone R.A., Jurkiewicz C.L., Promislo M. Ethics and Well-Being: The Paradoxical Implications of Individual Differences in Ethical Orientation // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 137. Р. 491–506. DOI: 10.1007/s10551-015-2558-8
  6. Нехорошева И.В. Ценности людей с различной нравственной направленностью // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2(52). С. 360-366. EDN: RWGYFP
  7. Елисов А. "Великолепная семерка" Технология в урочной системе (Педагогика смыслов в формировании духовных ценностей молодого поколения) // Духовно-нравственное воспитание. 2019. № 2. С. 35–47. EDN: ZDOHJS
  8. Карпова Е.П. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4. № S6-2.С. 19-27. EDN: HRRHKI
  9. Гаранина И.А., Трегубов В.Н. Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 1(33). С. 47–54. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-11005 EDN: YLMPCQ.
  10. Ян Коменский: великий реформатор системы образования (к 425-летию со дня рождения) // Учебный год. 2017. № 3(48). С. 10–12. EDN: ZGVJCV
  11. Бим-Бад Б.М. Ян Амос Коменский – вызов человечеству // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2(42). С. 21-26. EDN: YQRFYX
  12. Сидорова А.Ю. Педагогическая деятельность Марии Монтессори // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2019. № 5(9). С. 43-48. EDN: PSRLJG
  13. Сэлинджер А.Г. Как создавалась "азбука" Л. Н. Толстого // Время науки. 2019. № 3. С. 31–39. EDN: KEOHYJ
  14. Шевелев А.Н. «Сложные моменты» биографии К.Д. Ушинского // Непрерывное образование. 2023. № 1(43). С. 117-128. EDN: LJTUEG
  15. Помелов В.Б. С.Т. Шацкий: "Вернуть детям детство!". К 140-летию выдающегося отечественного педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1(9). С. 109–115. DOI: 10.30853/pedagogy.2018-1.23 EDN: WDPWUX
  16. Романов А.А. Гуманистический проект С.Т. Шацкого (К 100-летию со дня основания колонии "Бодрая жизнь") // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С. 39–51. EDN: TJXCTH
  17. Ткаченко А.В. Педагогические и непедагогические злоключения подвижника социального воспитания // Социальная педагогика. 2019. № 4. С. 59-76. EDN: SHVDFF
  18. Yan X.V., Oyserman D., Kiper G., Atari M. Difficulty-as-Improvement: The Courage to Keep Going in the Face of Life’s Difficulties // Personality and Social Psychology Bulletin. 2023. Vol 50. N 7. P. 1006–1022. DOI: 10.1177/01461672231153680

 



[1] Фильм «Учитель народов. Ян Амос Коменский», 20 мин. https://rutube.ru/video/2db0a076bfb15e87b2671fd288b06a66/

Фильм «Мария Монтессори. Жизнь ради детей», 90 мин. https://mchildren.com/film_zhizn_radi_detei?scan=e5b1caa6-4775-41ff-99bc-338425d8f117

Документальный фильм «Школа Льва Толстого», 26 мин.

https://vkvideo.ru/video-85393518_456256998?t=2s&ref_domain=yastatic.net

Первые 24 минуты фильма «Педагогическая поэма» о первых месяцах работы колонии.

https://yandex.ru/video/preview/10551625632451567650

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pdf-верстка журнальной статьи539.83 КБ

Предварительный просмотр: