Главные вкладки
Программа Профилактики профессионального выгорания педагогов
Программа "Психологическое здороаье, как фактор личностного развития педагога"
Цель программы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
«Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга»
Программа
профилактики профессионального выгорания педагогов
«Психологическое здоровье,
как фактор
личностного развития педагога».
Педагог-психолог МБДОУ № 53
Лосева Т.В.
г.Канск, 2023г.
Пояснительная записка
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов, а также профилактика эмоционального выгорания, является, на наш взгляд, одним из важнейших факторов их личностного развития и наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Данный вывод учитывался при составлении программы для педагогов, с акцентом на умение создавать или сохранять эмоциональный комфорт во взаимодействии и осознавать значимость качества образовательной среды для развития и улучшения самочувствия ее участников.
Система работы с педагогами в нашей программе носит многоуровневый характер и разработана в целом для повышения психологической компетентности педагогов в области сохранения эмоционального здоровья, с целью создания условий для полноценного развития личности педагога
Содержание программы
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и обучающимися;
- создать условия для развития самосознания и самоусовершенствования педагогов.
Целевая группа: педагоги образовательного учреждения.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 10 часов. Занятия проводятся 1 в месяц, продолжительность 1 академический час. Количество участников: 10-15 человек.
Правила для участников:
- Активность: участие во всех упражнениях и обсуждениях, так как это залог успеха тренинга.
- «Здесь и сейчас»: обсуждаются только те вопросы и проблемы, которые актуальны в данный момент.
- Уважение: слушать, не перебивая, проявлять терпимость к чужой точке зрения, говорить уважительно, обращаясь по имени.
- «Я-высказывания»: говорить от своего имени, используя фразы типа «я думаю», «мне кажется», «я считаю».
- Конфиденциальность: не выносить личную информацию, озвученную на тренинге, за пределы группы.
- Отсутствие критики личности: давать конструктивную обратную связь, комментируя конкретные поступки, а не оценивая личность человека в целом.
- Добровольность: участвовать в тренинге добровольно и с готовностью.
Правила для тренера
- Соблюдение регламента: следить за таймингом, чтобы все задания выполнялись в срок.
- Право на ошибку: создавать атмосферу, в которой участники не боятся пробовать и совершать ошибки, ведь именно так происходит обучение.
- Учет эмоционального состояния: создавать дружелюбную и открытую атмосферу, бережно относясь к эмоциям участников.
Общие правила
- Пунктуальность: приходить вовремя после перерывов и к началу тренинга.
- Мобильные телефоны: отключать их или поставить на беззвучный режим (в случае необходимости выхода из аудитории, сделать это максимально тихо).
- Конфиденциальность: не выносить информацию о других участниках за пределы тренинга.
Условия проведения:
- занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме;
- занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Материально-техническое оснащение.
- просторное помещение (кабинет психолога).
- столы и стулья из расчета на группу.
- музыкальный центр и аудиозаписи, компьютер, проектор.
- бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки.
Ожидаемый результат.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов.
- Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
- Улучшение психологического климата в коллективе.
- Снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов.
- Формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Профессиональное выгорание педагога | Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, профилактики эмоционального выгорания. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Баланс реальный и желательный 3. Упражнение: Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание — это...» 4. Мини-лекция «Синдром профессионального выгорания» 5. Упражнение «Я работаю воспитателем» 6. Профилактика профессионального выгорания? 7. Рефлексия | 1 |
2 | Приемы саморегуляции психических состояний | Обучение приемам саморегуляции, развитию навыков контроля над эмоциональными состояниями, снижению уровня напряжения и активацию личностных ресурсов. | 1. Приветствие присутствующих. 2. Упражнение «ДА» - «Нет» 3. Определение тем для игрового моделирования ситуаций. 4. Упражнение «Мое хорошее настроение». 5. Упражнение «Убежище»
| 1 |
3 | Коммуникативные навыки | Формирование коммуникативной компетентности педагога для более эффективного профессионального и личностного роста. | 1. Упражнение «Корзина проблем» 2. Упражнение «Ладошки» 3. Упражнение «Глаза в глаза» 4. Упражнение «Сила слова» 5. Упражнение «Погружение» 6. Рефлексия: | 1 |
4 | Взрослый - ребенок | Оптимизация взаимодействия между взрослыми и детьми, повышение психолого-педагогической компетентности взрослых и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. | 1. Упражнение «Называлки» 2. Упражнение разный возраст» 3. Упражнение «Запреты» 4. Упражнение «Решение проблем с использованием временной перспективы и визуализации. 5. Упражнение «Восхождение» 6. Рефлексия | 1 |
5 | Конфликтные ситуации и способы их разрешения | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций. | 1. Информационная часть. 2. Упражнение «Большая пуговица» 3. Упражнение «Слепой и поводырь» 4. Упражнение «Мост» 5. Упражнение «Волны гравитации». 6. Рефлексия. | 1 |
6 | Публичные выступления | Формирование у педагогов навыков уверенных и эффективных публичных выступлений. | 1. Информационная часть «Общение в публичном выступлении» 2. Упражнение «Чувствование» 3. Упражнение «Послушай тишину» 4. Ролевая игра «Самопрезентация» 5. Сказка о волшебнике. 6. Рефлексия. | 1 |
7 | Взаимодействия с администрацией | Повышение профессиональной компетентности педагогов в установлении конструктивных отношений, для эффективной реализации профессиональных задач, выработки навыков делового общения. | 1. Информационная часть. 2. Упражнение «Групповой рассказ» 3. Невербальное упражнение 4. Тест «Событие» 5. Упражнение «Слепые и поводырь» 6. Рефлексия. | 1 |
8 | Сплочение коллектива | Развитие коммуникативных навыков, укрепление доверия между сотрудниками, снятие эмоционального напряжения и повышение уровня взаимопонимания и психологической совместимости. | 1. Метафора общения 2. Упражнение «Общее дыхание». 3. Упражнение «Сиамские близнецы» 4. Упражнение «Друг для друга». 5. Упражнение «Спутанные цепочки» 6. Рефлексия. | 1 |
9 | Групповое решение | Повышение уровня сплоченности и построение эффективного командного взаимодействия, создание благоприятного психологического климата. | 1. Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» 2. Рефлексия. | 1 |
10 | Итоговое занятие | Осознание своей ценности и значимости, вне зависимости от внешних ситуаций, обучение технике снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния | 1. Упражнение «Пожелание» 2. Упражнение «Ласковые ладошки» 3. Упражнение «Строим город» 4. Упражнение «Ящик Пандоры». 5. Релаксация «Сад моей души». 6. Рефлексия. | 1 |
Занятие 1.
Тема занятия: Профессиональное выгорание педагога
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, профилактики эмоционального выгорания, развитие навыков саморегуляции.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», его признаками, стадиями и последствиями;
- объяснить, как выгорание влияет на физическое и психическое здоровье;
- ознакомить педагогов с понятием "профессиональное выгорание", его причинами, признаками и последствиями.
Ход занятия:
- Приветствие присутствующих.
Педагог-психолог предлагает участникам пожелать себе что-нибудь как специалисту на ближайшие 5 лет (пожелание записывается на бланке). Работу предлагается начать с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.
- Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Педагогам предлагается поработать с изображениями кругов:
- в первом, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения);
- во втором – их идеальное соотношение.
Обсуждение: Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? К каким последствиям эти разногласия могут привести?
- Упражнение: Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание — это...»
- Мини лекция: Синдром профессионального выгорания
В 70 годы XX века к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их раздражительность, вспыльчивость, зачастую неадекватные поступки. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы стресса общения», которую в 1974 году американский психиатр Х.Дж.Фрейденберг предложил называть «burmout» - выгорание.
Синдром эмоционального выгорания человека (СЭВ) – это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. В данном случае психологической зашитой является полное или частичное исключение эмоций.
Простыми словами в таком состоянии у человека нет сил ни смеяться, ни плакать, ему не хватает жизненной энергии для реакций на ситуации, которые с ним происходят.
В этот момент в психике «включается» механизм экстренного дозированного и экономного расхода энергии. Это проявляется в личной жизни человека, профессиональной сфере, общении с людьми.
Выгорание человека наступает, когда мы изо дня в день делаем одни и те же действия, но не видим их результата или не чувствуем прогресса («все в пустую»). Их-за этого ухудшается наше здоровье (психосоматика), работоспособность, взаимоотношения с окружающими.
Человек становится нервным, раздражительным, «уходит в себя».
Эмоциональное выгорание подкрадывается, как правило, незаметно. Сначала человек чувствует обычную усталость по вечерам. Казалось бы, невелика проблема – выспаться и «с новыми силами в бой». Но постепенно усталость накапливается, чувствуется острее, уже не хочется встречаться с друзьями, любое хобби и активность утомляет. Сон уже не спасает, ведь элементарно, человек не может заснуть. А когда утром он встает, то кажется, что проснулся еще более уставшим, чем чувствовал себя до того, как лег спать.
Если вам знакомы описанные выше синдромы, то, скорее всего формируется синдром эмоционального выгорания – одно из самых страшных ментальных расстройств профессионального работника.
Синдром эмоционального выгорания – это еще не болезнь, а комплекс симптомов, которые составляют картину состояния человека. СЭВ не возникает просто так, но к сожалению, не все сразу понимают, что с ними происходит, поэтому не сразу реагируют на ситуацию, чем ухудшают свое состояние.
Как можно заметить, эмоциональное выгорание затрагивает психоэмоциональную, физическую, когнитивную, поведенческую сферы человека, и сказываются на изменениях здоровья.
Более всего СЭВ подвержены специалисты, работающие в профессиях типа «человек-человек», вынужденные постоянно контактировать со многими людьми. В большей степени это относится к специалистам сферы образования.
СЭВ формируется постепенно и в своем развитии проходит несколько этапов: от идеального энтузиазма к застою, разочарованию и апатии.
Также, формированию синдрома могут способствовать определенные личностные особенности, в том числе самооценка, уровень притязания человека, темперамент, характер (акцентуации).
Выделяют акцентуации характера человека, которым угрожает СЭВ:
- Педантичный, характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной старательностью, стремящейся в любом деле добиться образцового выполнения (перфекционазм)
- Демонстративный, стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая истощаемость даже при выполнении рутинной работы.
- Эмотивный, состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Статистика свидетельствует о том, что женщины «выгорают» чаще чем мужчины, так как им приходится больше общаться дома и на работе.
Профессиональному выгоранию подвержены все те, кто не видит пользы от своей работы.
Вывод: мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании.
- Упражнение «Я работаю воспитателем»
Оборудование: листы А4, цветные карандаши
Участникам занятия предлагается изобразить себя: в начале трудового пути (если специалист имеет небольшой опыт работы – его представления о себе в начале профессионального пути), в настоящее время, через 5 лет.
Присутствующим предлагается поделиться собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.
Обсуждение: В чем отличия полученных образов? Какой образ Вам нравится больше, почему? Нравится ли Вам образ настоящего времени, а образ будущего? Почему? Содержит ли образ будущего те желания, которые Вы определили для себя в начале нашей встречи?
- Профилактика профессионального выгорания?
«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности».
Участникам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?»). Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. В результате обсуждения можно сделать вывод, что они имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.
Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
- прослушивание спокойной, тихой музыки;
- общение с супругом, детьми, внуками;
- рукоделие;
- общение с искусством.
Далее уместно раздать рекомендации по профилактике профессионального выгорания.
- Рефлексия.
Памятки с рекомендациями. Участникам раздается 2 листа бумаги разного цвета и предлагается написать на одном из них послание (пожелание) сидящему справа участнику (послание должно иметь позитивное содержание). Послания
озвучиваются и торжественно вручаются. На втором листке каждый участник формулирует впечатление от прошедшего занятия (оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность), по желанию можно озвучить некоторые из них.
Занятие 2.
Тема занятия: Приемы саморегуляции психических состояний
Цель занятия: обучение приемам саморегуляции, развитию навыков контроля над эмоциональными состояниями, снижению уровня напряжения и активацию личностных ресурсов.
Задачи:
- познакомить педагогов с разнообразными приемами и способами психической саморегуляции;
- формировать базовые навыки управления своим психоэмоциональным состоянием;
- способствовать активации личностных ресурсных состояний педагога;
Ход занятия:
- Приветствие присутствующих.
- Упражнение «ДА» - «Нет»
Участники делятся на две группы и встают друг напротив друга.
По команде ведущего одна подгруппа хором выкрикивает слово «ДА», а другая отвечает ей «Нет». Побеждает та, команда, которой удается быстро сплотиться, более дружно и звонко произнести свое слово.
- Определение тем для игрового моделирования ситуаций, наиболее часто встречающихся в жизни, профессиональной деятельности участников группы и требующих поиска решений.
- Упражнение «Мое хорошее настроение».
Инструкция для участников группы: Возьмите два чистых листа бумаги. На первом напишите события, виды занятий или действий, которые ухудшают ваше настроение, делают вас слабыми, не готовыми к работе. Опишите столько действий, сколько сможете описать в данный момент. Например, вы сумели описать только два действия. Пусть их будет только два – неприятных тяжелых действий в вашей жизни.
А теперь возьмите второй лист бумаги и напишите на листе не менее позиций обозначающих самые приятные для вас человеческие контакты. С кем вам очень хорошо а с кем просто хорошо? С кем вам интересно, а с кем радостно?
Напишите также 10 видов деятельности, в которой вы находите для себя отдых. Разводите цветы, вяжете, шьете и т.д.?
Ответьте на следующие вопросы:
- часто ли вы занимаетесь тем, что дает вам внутреннее удовлетворение, улучшает вам настроение?
- если нет, то почему?
- что вам мешает заняться тем, что вам приятно, повышает ваши жизненный тонус, дает жизненную энергию?
Сделайте для себя личные выводы и определите свои индивидуальные способы, помогающие сделать себя сильными, энергичными, активными, готовыми к успешной жизни и работе.
- Упражнение «Убежище»
Все участники тренинга садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий спокойным голосом зачитывает текст инструкции.
Инструкция: устройтесь удобнее, примите расслабленную позу и закройте глаза. Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, представьте себе хижину в горах или лесную долину, о котором никто, кроме вас не знает. Мысленно опишите себе это место. Вы можете там отдыхать.
Обсуждение.
- Рефлексия.
Цель: получение обратной связи.
Занятие 3.
Тема занятия: Коммуникативные навыки
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагога для более эффективного профессионального и личностного роста.
Задачи:
- развивать профессионально значимые коммуникативные навыки;
- формировать навыки активного и эмпатичного слушания;
- развивать способность понимать эмоции других людей, управлять собственными эмоциями и регулировать свое эмоциональное состояние;
- формировать взаимное доверие и сплочение в коллективе.
Ход занятия:
- Упражнение «Корзина проблем»
Участникам группы предлагается записать на листочках наиболее актуальные вопросы в контексте заданной темы. На доске производится ранжирование обозначенных вопросов (по количеству от большего к меньшему). Конкретизируйте формулировки обозначенных проблем. После обсуждения группой, предлагается наиболее приемлемые пути решения актуальных проблем.
- Упражнение «Ладошки»
Цель: умение устанавливать невербальный контакт.
Проводится под тихую спокойную музыку. Участники встают лицом друг к другу таким образом, что образуют две концентрические окружности. Внешний круг – подвижный (участники, по команде ведущего перемещаются по часовой стрелке, меняя партнера), внутренний – неподвижный (участники остаются на месте),
Участники внутреннего круга стоят, закрыв глаза, и держа руки согнутыми в локтях впереди себя, ладонями вверх. Участники внешнего круга подходят к партнеру, становятся напротив, держа руки ладонями вниз над руками партнера и по команде ведущего закрывают глаза. В течении 1 минуты участники пытаются почувствовать своего партнера, уменьшая или увеличивая расстояние между ладонями, при этом не соприкасаясь руками.
По команде ведущего происходит перемещение участников внешнего круга. После прохождения полного круга участникам предлагается выбрать партнера, который им наиболее подошел.
Следующее упражнение начинается именно в этих парах.
- Упражнение «Глаза в глаза» (или круг «Я знаю, что ты хороший, потому что…»)
В образовавшихся парах участники устанавливают контакт глазами и им необходимо сказать: «Я знаю, что ты хороший(ая), потому что …» и продолжить эту фразу, сказав, почему этот человек хороший. Тот, кто стоит в кругу, просто молча слушает.
По команде ведущего происходит движение внешнего круга и смена партнеров. После прохождения полного круга участники внешнего и внутреннего круга меняются местами и таким же образом проходят полный круг.
После завершения упражнения ведущий просит всех закрыть глаза и говорит: «Вспомните, когда вам в последний раз говорили, что вы хороший? А когда вы сами говорили другому человеку, какой он хороший? Легко ли вам было говорить это другому человеку? Легко ли вам было слушать, когда это говорили вам? Как, по вашему мнению, контакт «глаза в глаза» влияет на взаимодействие?
- Упражнение «Сила слова»
Участники образуют пары по своему выбору.
Инструкция для участников: «Сядьте лицом к партнеру, и гладя ему в глаза произнесите три фразы, начиная каждую словами «я должен(на)». Не предоставляя вам обратной связи партнер в свою очередь скажет три фразы начиная также с «я должен(на).
Теперь вернитесь к своим фразам, замените в них начало на «я предпочитаю» сохранив неизменными остальные части. Поделитесь своими переживаниями. Проделайте то же с парами начала фраз «я не могу - я не хочу». «мне надо - я хочу», «я боюсь, что - я хотел бы…».
Обсуждение. Слова из первой группы отрицают вашу способность нести ответственность за что-либо. Изменяя свою речь, вы можете повысить эту ответственность и уверенность в себе, что в свою очередь способствует наиболее эффективному общению и развитию коммуникативных качеств.
- Упражнение «Погружение»
Ведущий просит членов группы закрыть глаза, сконцентрироваться на своем дыхании и попытаться ощутить его как движение по вертикали: вдох – упорно преодолевающий земное тяготение подъем вверх, выдох – свободное падение вниз.
После этой вводной части ведущий предлагает членам группы проделать одностороннее движение: погружаясь на выдохе, сохранять достигнутый уровень, погружаясь на вдохе. Следуя этой инструкции, участники с каждым выдохом должны погружаться все глубже и глубже.
Задание сложное; удержаться на достигнутой глубине и не «всплыть» во время вдоха поначалу кажется невозможным. После 3-4 минут сосредоточенного тренинга у некоторых участников группы намечаются первые проблески: подъемы на вдохе начинают ощущаться слабее и кажутся менее значительными, чем погружение на выдохе. Развивая этот успех, некоторые члены группы находят ключ к трудному заданию в том, чтобы отвлечься от дыхания в момент вдоха и набирать в легкие воздух машинально, как бы тайком от себя. Если же во время обсуждения никто не упоминает об «остановке сознания» на вдохе, то ведущему следует самому навести группу на эту хитрость. В дальнейшем она поможет более полно использовать возможности дыхательного расслабления в любом из его вариантов.
Обсуждение: участники делятся своими впечатлениями, рассказывают о своих ощущениях в начале и в конце упражнения, определяют возможности применения этого упражнения со взрослыми и детьми.
- Рефлексия: получение обратной связи.
Занятие 4.
Тема занятия: Взрослый - ребенок
Цель: оптимизация взаимодействия между взрослыми и детьми, повышение психолого-педагогической компетентности взрослых и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка.
Задачи:
- формировать навыки педагогической поддержки и эмоционального присутствия, необходимые для создания у ребенка внутренней уверенности ("внутреннего компаса").
- развивать умения самоанализа и рефлексии собственного стиля взаимодействия с детьми.
- стимулировать процессы личностного роста и самопознания педагогов в контексте их профессиональной деятельности.
- совершенствовать коммуникативные и перцептивные (способность понимать другого) качества педагогов.
Ход занятия:
- Упражнение «Называлки»
Участникам группы раздаются картинки (можно использовать детское лото или домино). Предлагается представить себя детьми и придумать предложенным предметам новое название.
Обсуждение по кругу:
- легко ли было представить себя ребенком?
- смогли ли отстраниться от имеющегося опыта и стереотипов?
- на сколько творчески вы подошли к выполнению задания?
- Упражнение разный возраст»
Проводится под музыкальное сопровождение.
- Невербальный вариант.
Участникам группы предлагается двигаться приветствовать друг друга, представляя себя, в разных возрастных периодах (3 года, 7 лет, 10, 15, 40, 55 и т.д.).
- Вербальный вариант.
Всем участникам раздаются карточки с цифрами, обозначающими возраст. Каждому участнику необходимо попытаться почувствовать себя в том возрасте, который обозначен на карточке и, подойдя к любому участнику группы сказать комплимент.
- Упражнение «Запреты»
Первый этап: двое желающих (один в роли родителя, другой в роли ребенка) разыгрывают сценку взаимодействия ребенка и взрослого. Ведущий отслеживает момент, когда «родитель» говорит «запрещающие» фразы (например, не бегай, не шуми и т.д.) и приготовленными платками завязывает «ребенку» рот, руки и пр.
Второй этап: участники разбиваются на группы по 4-е человека: «ребенок», «родитель», «наблюдатель», «запрещающий». Выбираются ситуации, содержащие взаимодействие взрослый-ребенок (разного возраста). Участники в группах меняются ролями, чтобы каждый из них мог побыть в разных ролях.
Обсуждение:
- в какой из ролей было наиболее удобно?
- какие эмоции ощущения возникали в разных ролях?
- что хотелось делать?
- Упражнение «Решение проблем с использованием временной перспективы и визуализации.
Участники группы делятся на пары. Всем предлагается сформулировать для себя один вопрос, который требует решения в настоящее время. Участники в парах озвучивают эти вопросы друг другу. Каждый придумывает 3 варианта решения данного вопроса и обозначает их партнеру. Партнер в свою очередь предлагает 3 других возможных варианта решения вопроса.
Участникам группы предлагается сесть в круг, принять наиболее удобное положение, расслабиться и представить себя через 5 лет. «Проживание» группы ведущий сопровождает поддерживающим текстом.
Обсуждение:
- какие возникли чувства, эмоции?
- нашлось ли приемлемое решение проблемы?
- как изменилось отношение к проблеме?
- Упражнение «Восхождение»
Участники рассаживаются, закрывают глаза. Ведущий предлагает каждому вообразить себя «пузырем», приподнимающимся и опускающимся в ритме дыхания. На вдохе пузырь становится все более невесомым и взлетает вверх подобно воздушному шарику на выдохе - набирает вес и массивным грузом проваливается все глубже и глубже.
После 2-3 минут работы можно обменяться впечатлениями и выяснить, например, что одному из участников игры удается «взлетать» на вдохе под самый потолок, другому – под купол неба, а третий едва-едва отрывается от самого кресла. Затем участники переходят к основной части упражнения. На вдохе делается внутренний подъем, на выдохе – пауза, во время которой главное – не сползти с достигнутого рубежа, следующий вдох – еще один шаг вверх и т.д.
На групповом занятии участникам игры достаточно некоторого минимального освоения секретов «движения вверх». Дальнейшую шлифовку этой техники можно продолжать как в группе, так и дома. Необходимо предупредить участников группы, что «восхождения» не должны быть слишком длительными для каждого такого микросеанса десяти-пятнадцати вдохов вполне достаточно.
Тонизирующий эффект игры обнаруживается довольно скоро и затрагивает не только общее самочувствие, но и эмоциональную сферу. «Вертикальный «взлет» сопровождается обычно радостным возбуждением, переживанием необыкновенной легкости и свободы. Многие занимающиеся не только с удовольствием выполняют это упражнение как тренировочное, но и начинают применять его в повседневной жизни в качестве «утренней психической зарядки», «лекарства от плохого настроения» и т.п.
- Рефлексия: получение обратной связи.
Занятие 5.
Тема занятия: Конфликты
Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- развить у педагогов способность адекватно реагировать на различные конфликтные ситуации;
- учить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- способствовать формированию эмоциональной устойчивости коллектива и понимания влияния эмоций на общение.
Ход занятия:
- Информационная часть.
- сущность и структура конфликта;
- основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии;
- характеристика основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
- Упражнение «Большая пуговица»
Один из участников группы - выходит за дверь, остальные участники встают в круг, берутся за руки и «запутываются». Вернувшийся участник пытается распутать группу, восстановить первоначальный круг.
Упражнение проводится несколько раз с разными ведущими. Затем проходит обсуждение в кругу, во время которого особое внимание обращается на стиль поведения как группы, так и ведущих.
- Упражнение «Слепой и поводырь»
В ходе выполнения задания обратить внимание на важность выработки общего языка и обратной связи.
Группа делится на пары. Один в паре «слепой», другой «поводырь». Под музыкальное сопровождение пары двигаются по помещению, не задевая другие пары и окружающие предметы. «Поводырь» ведет» слепого» используя последовательно несколько вариантов: держа руку на затылке, держа за плечи, по собственному выбору.
Затем участники в парах меняются местами. Ведущий может усложнять процесс прохождения участников, передвигая стулья или становясь на пути двигающихся пар.
- Упражнение «Мост»
Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. На полу рисуется мост шириной около 20 см. На этом мосту выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мост, разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступился – вся команда начинает прохождение моста с самого начала. Затем команды меняются местами.
- Упражнение «Волны гравитации».
Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, раскрепостить воображение и войти в фантастический мир с переменным полем гравитации. Колебания силы притяжения совпадают с ритмом дыхания человека: на вдохе она падает, делая тело почти невесомым, а на выдохе – быстро нарастает, сковывая мышцы ленивой неподвижностью. Упражнение выполняется в течение 3 – 4 минут, после чего участники делятся своими наблюдениями. Хотя колебания своего веса воспринимают практически все, «амплитуда» его у разных участников может быть различной. Как правило, более выраженное ощущение тяжести на выдохе бывает у людей внушаемых, впечатлительных, наделенных ярким воображением.
Обсуждение.
- Рефлексия. Получение обратной связи.
Занятие 6.
Тема: Публичные выступления
Цель: формирование у педагогов навыков уверенных и эффективных публичных выступлений.
Задачи:
- развивать коммуникативную компетенцию;
- развить навыки самопрезентации и адекватного отношения к критике;
- формировать потребность в живом общении и уважительное отношение к слову;
- учить работать в команде и индивидуально;
- создать условия для преодоления страха публичных выступлений.
Ход занятия:
- Информационная часть «Общение в публичном выступлении» (двусторонний процесс, который включает в себя как вербальные (слова), так и невербальные (жесты, мимика) средства коммуникации)
- факторы продуктивности публичного выступления:
- структура выступления;
- проведение выступления;
- анализ выступления.
- Упражнение «Чувствование» (настраивание группы на работу и взаимодействие)
Группа усаживается в круг.
Инструкция: закройте глаза и устройтесь удобно. Почувствуйте, полностью ли вы пришли сюда, или какая-то часть еще в пути. Почувствуйте свое состояние, настроение, эмоции, желания. Не пытайтесь анализировать и размышлять, а постарайтесь просто почувствовать. Не открывая глаза, возьмите за руки своих соседей справа и слева. Постарайтесь почувствовать своего соседа справа, его состояние, его настроения, его эмоции и желания.
Почувствуйте, что у вас общего с этим человеком и чем вы от него отличаетесь. А сейчас перенесите свое внимание на соседа слева и постарайтесь почувствовать его состояние его настроение эмоции и желания. Почувствуйте, что у вас общего с этим человеком и чем вы от него отличаетесь.
- Упражнение «Послушай тишину»
По первому сигналу ведущего участники группы начинают двигаться по комнате, разговаривать, кричать, топать и т.д.
По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем участники по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
- Ролевая игра «Самопрезентация»
В течение 5 минут каждый участник составляет объявление о своих услугах (в сфере профессиональной деятельности), которое отражало бы профессиональную уникальность и включало бы нечто такое, что не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявления зачитываются перед вслух.
Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления
- Сказка о волшебнике.
Займите удобную позу. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Сейчас мы перенесемся в другой мир. Мир удивительной сказочной страны и послушаем одну из ее историй.
Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он, красив и добр. Сложно сказать сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза что многие думали: «Он очень молод». Но гладя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, что не умели делать другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корнями деревьев. Он мог вылечить заболевшие растения, животных и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям: Я слишком долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправиться в путь.
- Зачем же ты оставляешь нас? – грустно сказали люди. – Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, - попросили они.
- Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещет вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Почувствуйте, как все, что нас окружает, живет в своем Ритме. Свой ритм есть у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля – ровно и спокойно как плещутся о берег волны – то быстро то не торопясь. И главное, каждый из них услышал свой собственный Ритм: спокойное биение сердец, свободное дыхание… И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то необыкновенное.
- Удивительное и волшебное растет внутри вас, - с восторгом сказали они Волшебнику.
- Похоже мы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. – Ведь Волшебство – это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преображения вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начинается Волшебство.
- А как мы будем им пользоваться? – спросили люди.
- Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, - ответил Волшебник. – И постепенно, даже не заметно для себя, вы начнете меняться. Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания. Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность…
И вот Волшебник отправился в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили его слова. Жили, слушая свой внутренний ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою новую жизнь, излучая вокруг добро и радость. И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, Ритм дыхания. И Творец, живущий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости. А мы сделаем глубокий вдох и выдох, и потихоньку будем возвращаться обратно.
Обсуждение.
- Рефлексия. Получение обратной связи.
Занятие 7.
Тема занятия: Взаимодействие с администрацией.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в установлении конструктивных отношений, для эффективной реализации профессиональных задач, выработки навыков делового общения.
Задачи:
- развивать навыки открытого диалога;
- развивать навыки коммуникации для налаживания продуктивного диалога и укрепления доверия;
- формировать навыки совместного поиска решений, возникающих проблем с руководством, включая оперативную и конструктивную реакцию на них.
Ход занятия:
- Информационная часть.
- общая характеристика делового общения;
- коммуникативные барьеры;
- аргументация и контраргументация;
- проблемы и принятие решения.
- Упражнение «Групповой рассказ»
Группа разбивается на две команды. Каждой команде необходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например, авторучку или карандаш, как «рабочий инструмент писателя». Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, и передает следующему по кругу участнику из этой команды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, после чего передает ручку следующему и т.д. Когда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова передает ход первому участнику для продолжения рассказа. Процедура заканчивается если команда допустит длинную паузу или какой-нибудь участник продолжит рассказ фразой содержательно не стыкующейся с предыдущим рассказом. После этого рассказ сочиняет вторая команда.
По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа, обсуждаются затруднения.
- Невербальное упражнение
Инструкция для ведущих: Сейчас мы проведем эксперимент, для исследования невербальных сигналов в установлении контакта. Два человека выйдут из комнату. Это будут ведущие. Все оставшиеся в комнате делятся на две команды. Когда ведущие вернутся в комнату им нужно будет вступить в контакт, поздороваться с каждым участником кивком головы и произнести какое-нибудь приветствие. Затем мы задаем ведущим свои вопросы.
Инструкция для команд: Когда ведущие вышли из комнаты, тренер предложил участникам объединиться в две группы случайным образом, команды придумывают названия.
Первое задание простое.
Первая команда должна улыбаться, когда к ней обращаются и отвечать с улыбкой.
Вторая команда не должна улыбаться.
Представители команд должны реагировать в соответствии и с инструкцией.
Второе задание. После этого тренер показывает таблички для следующего задания: «вы все занимаетесь уборкой помещения», «вы на вечеринке, танцуете» и т.д.
Первая команда должна смотреть в глаза ведущим
Вторая команда – отводить глаза.
Приглашаются ведущие. Они приветствуют представителей обеих команд, те, действуют в соответствии с инструкцией. По окончании у ведущих спрашивается, с представителями какой команды они могли бы договориться.
Обсуждение.
Установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, открытая поза, ассиметричная поза, наклон вперед, угол поворота от 45 до 90 градусов, соответствие уровней по вертикали, оптимальная для данного партнера дистанция. Отсутствие этих сигналов вызывает дискомфорт.
- Тест «Событие»
Представите себе всю свою жизнь: и прошлое, и настоящее, и возможное ожидаемое будущее. Попробуйте найти пять – семь самых важных событий своей жизни. Это могут быть любые перемены в природе и обществе, в ваших мыслях и чувствах, в семейной, деловой, личной жизни. Желательно, чтобы участники группы удерживались в плане темы занятия. Обязательно учитывайте не только прошлые события, но и те, которые могут произойти в будущем. Итак, выпишите на отдельном листе бумаги:
События А
События Б и т.д.
Теперь попробуйте ответить на следующие вопросы, относящиеся к этим событиям. На те вопросы, которые, по вашему мнению, не имеют ответа, можете не отвечать.
События А.
- Кто больше других помогал (или поможет) вам в этом?
- Кто больше других мешал (или помешает)?
- Кого вы этим сильнее всего порадовали (или порадуете)?
- Кого вы этим сильнее всего огорчили (или огорчите)?
Аналогичным образом ответьте на эти четыре вопроса применительно ко всем обозначенным событиям.
Почти за каждым важным событием человека стоят другие люди. Они-то и превращают событие в СО-БЫТИЕ – точку соприкосновения, взаимопересечения судеб.
Подсчитайте, как часто в своих ответах вы упоминали имя другого человека. Чем чаще, тем «главнее» его роль в вашей жизни.
- Упражнение «Слепые и поводырь»
Упражнение выполняется в малых подгруппах (4 - 6 человек). Необходимо разделить группу, как минимум на две такие подгруппы, для того чтобы одна из них исполняла роль наблюдателей. Из подгруппы выбирается один человек, который будет выполнять роль поводыря. Остальные участники являются ведомыми слепыми. Участники выстраиваются в колонну по одному, на расстоянии не менее одного метра друг от друга и берутся одной рукой за веревку, протянутую вдоль их колонны. После этого им завязывают глаза. Начало веревки берет в руку стоящий во главе колонны поводырь. Задача поводыря – провести группу по указанному ведущим маршруту, не произнося ни слова. Эта веревка является единственным средством связи его с участниками. После прохождения всего маршрута подгруппы слепых и наблюдателей меняются местами.
Обсуждение. Упражнение не только развивает навыки взаимопонимания между партнерами, но и позволяет выйти на обсуждение переживаний, связанных с ощущением зависимости и ответственности.
- Рефлексия. Получение обратной связи
Занятие 8.
Тема занятия: Сплочение коллектива
Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление доверия между сотрудниками, снятие эмоционального напряжения и повышение уровня взаимопонимания и психологической совместимости.
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия;
- укреплять доверие и доброжелательное отношение;
- повышать уровень психологической и эмоциональной совместимости;
- способствовать созданию атмосферы позитивного настроя и взаимной поддержки.
Ход занятия:
- Метафора общения
Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он шел по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они возвращали его обратно в то же место, откуда он начинал свой путь.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пройти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, то увидел, как к нему идет другой путешественник. Человек крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Путник вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда путники рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу.
Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни станет более легким, интересным и мы сможем находить лучшие пути.
- Упражнение «Общее дыхание».
Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается наблюдать за дыханием партнера справа и стараться достичь синхронности своего дыхания с дыханием партнера. При точной синхронизации дыхания вся группа начинает дышать в одном ритме. Нужно дать возможность подышать группе синхронно.
Обсуждение. Участники описывают свои ощущения и возникшие при выполнении упражнения затруднения. Также можно обсудить особенности наблюдения участников. Например, кто-то обращает внимание на то, как поднимается и опускается в такт дыхания грудь участника справа, другие стараются уловить ритм дыхания партнера на слух и др.
- Упражнение «Сиамские близнецы»
Упражнение выполняется в парах. Партнеры в паре встают рядом, плечом к плечу и стопа к стопе. Таким образом, каждый из них соприкасается со своим партнером плечом и стопой. Каждая пара объявляется «сиамскими близнецами», и их две внутренние пары ног считаются» «сросшимися» на время прохождения упражнения. Задача каждой пары заключается в том, чтобы сделать как можно шагов, не разделившись. Участникам необходимо идти, поддерживая друг друга и следя за тем, чтобы их «общая внутренняя нога» не распалась. Подсчитывается количество сделанных шагов каждой пары, и пары меняются партнерами. Желательно, чтобы каждый участник попытался походить так со всеми членами группы по очереди.
Обсуждение. Участники рассказывают о стратегиях синхронизации с партнером и обмениваются впечатлениями. Можно обобщить успешные способы.
- Упражнение «Друг для друга».
Участникам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.
Обсуждение.
- насколько трудно было определить «полезность» человека для себя?
- чем руководствовались при выполнении задания: дружескими отношениями, нежеланием обидеть кого-то?
- Упражнение «Спутанные цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По команде ведущего все начинают движение в центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух партнеров. Участники открывают глаза, их задача – распутаться, не разжимая рук. В результате возможны такие варианты: круг, несколько кругов, пары.
Обсуждение. Участники высказываются, как они находили варианты распутывания узлов методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то руководил распутыванием или решали все вместе?
- Рефлексия. Получение обратной связи.
Занятие 9.
Тема занятия: Групповое решение
Цель: повышение уровня сплоченности и построение эффективного командного взаимодействия, создание благоприятного психологического климата.
Задачи:
- формировать чувства общности и осознания каждым сотрудником своей роли в коллективе;
- развивать навыки совместной работы и коллективного решения задач;
Ход занятия.
- Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»
Каждому участнику дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местоположение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно, вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, и пять однодолларовых банкнот … ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.
Поставить цифру 1 - у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов: сектант, зеркало для бритья, пятилитровая канистра с водой, противомоскитная сетка, одна коробка с армейским рационом, карта Тихого океана, полушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной), двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, маленький транзисторный радиоприемник, средство, отпугивающее акул, двадцать метров непрозрачного пластика, пять бутылок питьевого спирта, девять метров нейлонового каната, две коробки шоколада, рыболовная снасть.
После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут на выполнение общего задания. При этом группе сообщается, что она должна, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.
После того как группа проранжировала все предметы в зависимости от их важности, эти результаты, как и результаты индивидуального ранжирования, можно сравнить с порядком классификации, проведенным «Экспертами» (Приложение)
После этого следует провести обсуждение того, как группа выработала общее решение. При этом можно рассмотреть следующие вопросы:
- Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
- Как проявлялись лидеры?
- Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему?
- Кто оказывал влияние? Почему?
- Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?
- Оптимально ли использовались возможные группы?
- Что мешало в разработке общего решения?
- Как следовало проводить дискуссию, чтобы ее результат был более успешным?
Примечание: если кто-то из группы уже «тонул в океане», т.е. выполнял данное упражнение, то ведущий может сделать «катастрофу в пустыне» или запустить участников на Луну.
- Рефлексия. Получение обратной связи.
Приложение
Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие кораблекрушение».
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая приводится далее, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
- Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
- Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
- Канистра с водой — для утоления жажды.
- Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
- Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
- Коробка шоколада— резервный запас пищи.
- Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
- Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
- Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
- Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
- Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
- Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
- Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
- Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
- Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и вод
Занятие 10.
Тема занятия: Итоговое занятие.
Цель занятия: осознание своей ценности и значимости, вне зависимости от внешних ситуаций, обучение технике снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния
Задачи:
- формирование групповой идентичности и чувства профессиональной принадлежности;
- обучение методам восстановления сил и энергии после рабочего дня;
- обмен опытом и поддержка коллег в процессе освоения новых техник;
- развитие навыков саморегуляции и эмоциональной устойчивости.
Ход занятия:
- Упражнение «Пожелание»
Участники садятся в круг.
Ведущий: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, длиной буквально в одно слово. Участник бросает мяч и одновременно произносит свое пожелание. Получивший его, в свою очередь, бросает мяч следующему участнику, высказывая ему свое пожелание на сегодняшний день. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у всех участников.
- Упражнение «Ласковые ладошки»
Участники становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит легко, слегка прикасаясь впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук.
Обсуждение: участник делятся своими впечатлениями от упражнения, рассказывают о чувствах, которые оно вызвало, при желании могут зафиксировать важную для себя информацию.
- Упражнение «Строим город»
Упражнение проводится под музыку для создания творческого настроения. Участникам всем вместе предлагается нарисовать город, в котором им хотелось бы жить. Каждое строение этого города должно носить название их мечты. В этом городе могут быть дворцы и парки, стадионы и зоны отдыха, - все, что можно придумать и изобразить. Нужно дать название городу. Этот город они должны строить все вместе и каждый для себя. Важно идти к намеченной цели и не бояться трудностей в пути.
- Упражнение «Ящик Пандоры».
Участники вспоминают легенду о ящике Пандоры. По этой легенде, все несчастья, преследовавшие людей, боги заперли в ящик, который было запрещено открывать. Пандора нарушила запрет богов, приоткрыла ящик, и все несчастья и беды обрушились на людей.
Задача: сделать свой «ящик Пандоры».
Участникам предлагается на листах написать все то, что мешает им построить город своей мечты, каждому в отдельности. Затем эти препятствия нужно положить в «ящик Пандоры» и закрыть его, но важно продолжать помнить, что может им помешать.
- Релаксация «Сад моей души».
Звучит спокойная музыка
Ведущий: «Примите удобную позу, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе чувствовать.
«Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете - он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Когда будете готовы, открывайте глаза и возвращайтесь.»
Обсуждение со слушателями:
1) Где вы были? Что чувствовали и видели?
2) Поговорили вы с цветком? Смог ли он вам ответить?
3) Почувствовали ли вы душевный покой, побывав в Саду своей души?
4) Хочется ли вам нарисовать увиденное?
Картинку с изображением «Сада своей души» можно повесить где-то дома, и каждый раз, когда захочется успокоиться или расслабиться, можно просто посмотреть на неё и вернуться в «Сад своей души».
Комментарий: Данное упражнение способно давать ресурс для того, чтобы сделать свою жизнь лучше и жить в соответствии со своими жизненными ценностями. «Сад своей души» раскрывает внутренние ресурсы и силы!
- Рефлексия. Получение обратной связи. Подведение итогов тренинга
