Психолого-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения обучающихся
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных структур по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки ХМАО-Югры
Управление образования Октябрьского района
МБОУ «Комсомольская ООШ»
РАССМОТРЕНО руководитель МО ________________________ Турьева В.Н. Протокол № от « » августа 2025 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Еноктаева Е.С.. Протокол № от « » августа 2025 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о. Директор школы ________________________ Чекушина Н.Н. Приказ № от « » августа 2025 г. |
Психолого-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения обучающихся
Составитель: педагог – психолоог Алексеева Н.С.
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных структур по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
- Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
- Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.
Второй этап - анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.
Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.
Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?
Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается социальный педагог, педагог-психолог.
Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
- Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
- Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.
- Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
- Задача администрации школы - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения.
Факторы риска.
Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.
Семейные факторы риска: конфликты в семье, отсутствие дисциплины, безнадзорность, физическое и психологическое насилие в семье, родители, употребляющие алкоголь и наркотики.
Индивидуальные факторы риска: низкая самооценка, агрессивность, положительные установки по отношению к наркотикам, плохая успеваемость, нарушения поведения, застенчивость.
Факторы риска в обществе: жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность, доступность наркотиков.
Факторы риска в группе сверстников: давление сверстников, друзья употребляющие ПАВ, нежелание учиться.
Школьные факторы риска: плохая успеваемость, низкий моральный уровень учителей и учеников, нормы способствующие употреблениюПАВ, неуважительное отношение к образованию.
План мероприятий
по профилактике девиантного поведения детей и подростков
на 2025-2026 учебный год.
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные | |
Диагностическая работа | |||||
1 | Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы. | Сентябрь | Учащиеся 1-9 классов и из родители ( законные представители) | Классные руководители. | |
3 | Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности. | Октябрь Январь | Учащиеся, состоящие на разных видах учёта. | Классные руководители. | |
5 | Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих на разных видах учёта. Мониторинг. | Ежедневно. Ежемесячно | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ВШК. | Классные руководители. | |
6 | Мониторинг вовлечения учащихся во внеклассную и внеурочную работу. | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах | Классные руководители.
| |
7 | Мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования, каникулярного времени, летнего отдыха. | Сентябрь, январь каникулы | Учащиеся, состоящие на учётах | Классные руководители. | |
8 | Изучение особенностей познавательной сферы подростка: Оценка внимания (по методике Мюнстенберга). Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича). Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина) | В течение года (по запросу) | Учащиеся, состоящие на учётах | Педагог-психолог, классный руководитель | |
9 | Изучение особенностей развития личности подростка: Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша). Изучение типа темперамента (по методике Айзенка). Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека). Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки). Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман). Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина). Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова). Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова). Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»). Изучение отношения к употреблению ПАВ. Социально психологическое тестирование, направленное на выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. (Анкета Г.В. Латышева). Методика «Прогноз» разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова Анкета старшеклассника. | В течение года (по запросу) | Учащиеся, состоящие на учётах | Педагог-психолог, классный руководитель | |
10 | Изучение микроклимата семей подростков: Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»). Анкета для родителей. | В течение года (по запросу) | Учащиеся и семьи учащихся, состоящие на учётах | Педагог-психолог, классный руководитель | |
Коррекционно-развивающая работа | |||||
Работа с учащимися | |||||
1 | Беседа: «Тревога дома и в школе». Круглый стол: «Учимся строить отношения». Занятие - игра «Не бойся чувствовать». Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» «Легко ли быть молодым?» Игры: Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» Игра «Школа безопасности» Тренинги: «Умеем ли мы общаться?» Классные часы: «Толерантность и мы» «ЗОЖ – что это значит?» | В течение года | Учащиеся 3 – 5 классов (8 – 9кл) (4 – 6кл) (8-11кл) (2-11кл) | Педагог-психолог, классный руководитель | |
Работа с родителями | |||||
2 | Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание». Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!» Лектории: «Нравственные законы жизни» «Взаимодействие людей друг с другом» | В течение года | Семьи, находящиеся в социально опасном положении | Педагог-психолог, классный руководитель | |
Работа с педагогами | |||||
3 | Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить». | По запросу | Педагог-психолог | ||
Просветительская работа | |||||
Работа по правовой грамотности среди несовершеннолетних. | |||||
1 | Классный час «Подросток и закон» | Декабрь | Учащиеся 5-7 классов | Классные руководители. | |
2 | Классный час «Путь в бездну» | Октябрь | Учащиеся 8-9 класс | Классные руководители. | |
3 | Беседа «О вреде алкоголя, употреблении табака» | Октябрь | Учащиеся 7-9 классов | Классные руководители. Социальный педагог. | |
5 | Круглый стол «Чем опасно употребление ПАВ» | Май | Учащиеся 5-9 классов | Педагог-психолог. | |
6 | Организация тематических встреч с представителями служб и ведомств по темам: - Безопасное поведение на улице, городе и дороге. -Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах. | Сентябрь Май | Учащиеся 1-11 классов | Инспектор по пропаганде БДД, инспектор ОПДН, НДН | |
7 | «Здоровье и безопасность», встречи с представителями службы наркоконтроля, врачом-наркологом. | Октябрь | Учащиеся 7-9 классов | Социальный педагог. | |
8 | Классные часы, посвящённые Международному Дню толерантности. | Ноябрь | Учащиеся 1-11 классов | Классные руководители. Социальный педагог. | |
9 | Неделя правовых знаний. Классные часы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений: «Права и обязанности подростка», «Отношение между подростком и взрослым», «Как мы выполняем правила для учащихся?» Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?» | Декабрь Январь | Учащиеся 1-9 классов | Классные руководители. | |
10 | Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | Февраль | Учащиеся 8-9 классов | ||
11 | Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» | Апрель | Учащиеся 1-4 классов | Классные руководители. | |
12 | «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах» - памятки. | Март | Учащиеся 6-9 классов | ||
13 | Беседа «Чем опасно мелкое хулиганство» | Май | Учащиеся 1-4 классов | ||
Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия. | |||||
1 | Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Сентябрь | Семьи, находящиеся в социально опасном положении | Классные руководители | |
2 | Классные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений». | Декабрь | Классные руководители | ||
3 | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" | По необходимости | Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Классные руководители. | |
4 | Проведение цикла профилактических бесед с родителями: -Права, обязанности и ответственность родителей; -Принципы отношений взрослых и детей; -Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых; -Роль семьи в становлении личности ребенка; -Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков. | В течение года | Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Педагог- психолог. | |
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). | В течение года | Семьи, находящиеся в социально опасном положении | |||
Работа с педагогическим коллективом. | |||||
1 | Нормативно - правовые документы по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Заседание М/О классных руководителей. | Сентябрь | Классные руководители. | ||
2 | Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование. | В течение года | Классные руководители. | Педагог- психолог | |
3 | Участие в методическом объединении классных руководителей школы. | В течение года | Классные руководители. | Педагог- психолог | |
4 | Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей. | В течение года | Классные руководители. | ||
5 | «Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе» Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК. | Октябрь-апрель | Педагоги. | Педагог-психолог. | |
6 | Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков». Заседание М/О классных руководителей. | Декабрь | Классные руководители. | Педагог-психолог. | |
7 | Работа с картами учета несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений. | По запросу. | Классные руководители | ||
Консультативная работа | |||||
1 | Оказание консультационной помощи обучающимся, педагогам, родителям | В течение года по необходимости | педагог-психолог | ||
Организационно-методическая работа | |||||
1 | Создание (корректировка) банка данных об обучающихся с девиантным поведением | Сентябрь (в течение года) | классные руководители | ||
2 | Контроль посещаемости занятий и успеваемостью обучающихся с девиантным поведением | В течение года | классные руководители | ||
3 | Вовлечение обучающихся к активному, развивающему досугу (кружки, секции) | В течение года | руководители кружков | ||
4 | Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности | В течение года | классные руководители, | ||
5 | Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания | В течение года | Классные руководители, | ||
6 | Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время | В течение года | Классные руководители, администрация | ||
Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета. | |||||
1 | Изучение личностей учащихся и составление социально-психологических карточек учащихся, состоящих на ВШК, ОПДН, КДН и ЗП. | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Классные руководители. Педагог-психолог. | |
2 | Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об учащихся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи. | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК | ||
3 | Изучение семейных взаимоотношений в семье учащихся с целью оказания социальной, психологической помощи. | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечные) и приемные дети. | ||
4 | Проверка учащихся по месту жительства с целью выявления обстановки в семьях, Принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия. | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Классные руководители. | |
5 | Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе. | По мере необходимости Два раза в год | Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей Опекаемые (подопечные) и приемные дети. | Классные руководители. Органы опеки и попечительства. | |
6 | Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта. | Ежедневно. | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Классные руководители. | |
7 | Проведение индивидуально-профилактической работы с опекаемыми (подопечными), приёмными учащимися и состоящими на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК,с целью предупреждения с их стороны нарушения Устава школы, противоправных действий. | В течение года | Опекаемые (подопечные) и приемные дети. Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | ||
Ожидаемые конечные результаты
- Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.
- Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Список литературы:
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст]: Сборник статей Л.И. Анцыферова. М: Наука 1981 г.
- Добрынин Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Социальная работа школы с семьей курс лекций / Н.Ф. Добрынин В.Н. Гуров; под ред. Н.Ф. Добрынина
Педагогическое общество России, Москва 2002 - Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» [Текст]: методическое пособие/ И.В. Дубровина «Академия» 1995 г.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя / В.П. Кащенко - 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.—223 с.: ил.
- Ковалев А.Г. «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» [Текст]: юридическая литература / А.Г. Ковалев Москва 1968 г.
- Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» [Текст]: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург 2003 г.
- Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в клизисных ситуациях [Текст]: Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Никитина, Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» [Текст]: методическое пособие/ Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова Москва 2005г.
- Потанин, Г.М. «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» [Текст]: учебное пособие / Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин. - МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
- Петровский А.В. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / под ред. А.В. Петровского
- Пырочкина, С.А. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст]: Программы, групповые занятия, проектная деятельность / С.А. Пырочкина О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Реан А.А. «Психология подростка» [Текст]: А.А. Реан М: «Олма - пресс» 2003г.
- Ромашкина Г.А. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений [Текст]: методическое пособие/ Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006
- Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст]: методическое пособие / Т.А. Шишковец. -М.: ВАКО, 2005.
