Главные вкладки
1.7 Сопровождение ребенка ОВЗ со сложной структурой дефекта
Приказы о создани ППк за 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 учебные годы
Рабочие коррекционно-развивающие программы для работы с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- уметь учитывать при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;
- уметь адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно обнаружить и исправлять ошибку;
- уметь обосновать свои действия;
- осознать и применять правил контроля;
- уметь решать задачи, соответствующие усвоенному способу контроля;
- уметь вносить коррективы до начала решения;
- самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
- уметь составлять алгоритм действий;
- учиться работать по предложенному плану;
- уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
- формулирование проблемы;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять планирование сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, понимать поведение партнера;
- использовать приемы кооперации, совместной деятельности, организации и планирования;
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- устанавливать закономерности;
- уметь выделять существенные признаки и несущественные;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- распознавать анаграммы и самим их составлять;
- уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;
- осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- осознавать и называть собственные переживания;
- осознавать в себе задатки и способности;
- выражать эмоции через рисование;
- осознавать собственные умственные возможности;
- уметь различать виды поведения.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2 класс) | Третий уровень результатов (3-4 класс) |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. | Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. | Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (1 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10 мин. игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | 1 |
2 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | 1 |
3 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | 1 |
4 | Артикуляция. Пространственные представления. | 1 |
5 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление. | 1 |
6 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | 1 |
7 | Внимание (объем). Осязательные ощущения. | 1 |
8 | Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. | 1 |
9 | Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная). | 1 |
10 | Память (двигательная). Пространственные представления. | 1 |
11 | Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). | 1 |
12 | Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная). | 1 |
13 | Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | 1 |
14 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | 1 |
15 | Анализ образца. Слуховые ощущения. | 1 |
16 | Осязательные ощущения. Внимание (переключение). точность движений (макродвижения). | 1 |
17 | Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. | 1 |
18 | Мышление (абстрагирование). Память (непосредственная зрительная). | 1 |
19 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление. | 1 |
20 | Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость). | 1 |
21 | Зрительный анализ. Внимание (переключаемость). Пространственные представления. | 1 |
22 | Мышление (анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | 1 |
23 | Мышление (гибкость). Внимание (распределение). Мышление (сравнение). | 1 |
24 | Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы). Внимание (переключаемость, устойчивость). | 1 |
25 | Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. | 1 |
26 | Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. | 1 |
27 | Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). | 1 |
28 | Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. | 1 |
29 | Мышление (сравнение). Мышление (синтез). | 1 |
30 | Мышление (сравнение). Саморегуляция. | 1 |
31 | Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. | 1 |
32 | Наблюдательность. Память (непосредственная зрительная). | 1 |
33 | Зрительно-двигательные координации. Зрительное восприятие формы. | 1 |
34 | Анализ образца. Мышление абстрагирование. | 1 |
Всего: | 34ч. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (2 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | 1 |
2 | Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное. | 1 |
3. | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. | 1 |
4 | Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. | 1 |
5 | Мышление (установление закономерностей). Память (вербальная). | 1 |
6 | Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. | 1 |
7 | Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез). | 1 |
8 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (анализ). Психомоторика. | 1 |
9 | Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. | 1 |
10 | Внимание (распределение). Осязательные ощущения. | 1 |
11 | Мышление (синтез и анализ). Память зрительная. Внимание. | 1 |
12 | Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. | 1 |
13 | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость). | 1 |
14 | Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). | 1 |
15 | Пространственные представления. Память слуховая. Память зрительная. | 1 |
16 | Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). Ощущения слуховые. | 1 |
17 | Мышление (синтез и анализ). Пространственные представления. Воображение. | 1 |
18 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | 1 |
19 | Ощущения слуховые. Внимание (устойчивость, переключение). Мышление наглядно-образное. | 1 |
20 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. | 1 |
21 | Внимание (распределение). Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей). | 1 |
22 | Память опосредованная. Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое. | 1 |
23 | Память вербальная. Пространственные представления. | 1 |
24 | Мышление (анализ). Мышление (синтез). Психомоторика. | 1 |
25 | Мышление (анализ). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные. | 1 |
26 | Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. | 1 |
27 | Мышление (сравнение). Память зрительная. | 1 |
28 | Мышление (обобщение). Мышление (установление закономерностей). | 1 |
29 | Внутренний план действий. Память опосредованная. | 1 |
30 | Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование). | 1 |
31 | Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей). | 1 |
32 | Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | 1 |
33 | Ощущения осязательные. Произвольность. | 1 |
34 | Пространственные представления. Восприятие зрительное. | 1 |
Всего: | 34ч. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (3 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | 1 |
2 | Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений. | 1 |
3 | Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). | 1 |
4 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость). | 1 |
5 | Мышление (ассоциативное). Мышление (обобщение). Воображение. | 1 |
6 | Внутренний план действий. Произвольность движений. | 1 |
7 | Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | 1 |
8 | Мышление (словесно-логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений (помехоустойчивость). | 1 |
9 | Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений. | 1 |
10 | Мышление (сравнение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Воображение. | 1 |
11 | Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей). | 1 |
12 | Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое. Память (непосредственная зрительная). | 1 |
13 | Внутренний план действий. Мышление (сравнение). | 1 |
14 | Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени. | 1 |
15 | Мышление (синтез). Внимание (переключаемость). | 1 |
16 | Воображение. Пространственные представления. Мышление (абстрактно-логическое). | 1 |
17 | Мышление (логическое). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | 1 |
18 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действий. | 1 |
19 | Внутренний план действий. Чувство времени. Память опосредованная. | 1 |
20 | Память опосредованная вербальная. Внутренний план действий. | 1 |
21 | Память (непосредственная слуховая). Пространственные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности). | 1 |
22 | Внутренний план действий. Мышление (синтез). | 1 |
23 | Внимание (переключаемость). Мышление (наглядно-образное). Произвольность движений. | 1 |
24 | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | 1 |
25 | Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. | 1 |
26 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). | 1 |
27 | Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость). | 1 |
28 | Мышление (вербально-понятийное). Память (опосредованная) | 1 |
29 | Память (логическая). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | 1 |
30 | Мышление (понятийное). Воображение. | 1 |
31 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (вербально-понятийное). | 1 |
32 | Чувство времени. Пространственные представления. | 1 |
33 | Память (непосредственная). Слуховое восприятие. | 1 |
34 | Воображение. Произвольность движений. | 1 |
Всего: | 34ч. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (4 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия ( РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 |
2 | Вербальное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | 1 |
3 | Понятийное мышление. Пространственное представление. Воображение. | 1 |
4 | Вербальное мышление (обобщение). Опосредованная память. | 1 |
5 | Вербальное мышление. Пространственные представления. Зрительная память. | 1 |
6 | Внутренний план действий. Вербальное мышление (обобщение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | 1 |
7 | Вербальное мышление. Умение сравнивать. Наглядно-образное мышление (установление закономерностей). | 1 |
8 | Вербальное мышление. Пространственные представления. Воображение. | 1 |
9 | Вербальное мышление (отношения рядоположности). Произвольность движений. | 1 |
10 | Вербальное мышление. Понятийное мышление (отношения целое - часть). Осязательное восприятие. | 1 |
11 | Зрительная память. Вербально-смысловой анализ. Пространственные представления. | 1 |
12 | Понятийное мышление (в отношении «целое - часть»). Зрительно-моторные координации. | 1 |
13 | Вербальное мышление (причинно-следственные отношения). Наглядно-образное мышление (устанавливание закономерностей). | 1 |
14 | Вербальное мышление (выявление причинно-следственных отношений). Произвольность (помехоустойчивости интеллектуальных процессов). | 1 |
15 | Опосредованная память. Понятийное мышление (понятие «отрицание»). | 1 |
16 | Вербально-смысловой анализ. Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. | 1 |
17 | Внутренний план действий. Логическое мышление. Произвольное внимание. | 1 |
18 | Вербальное мышления (выявление отношения противоположности). Наглядно-образное мышление. Произвольность движения (точности). | 1 |
19 | Вербальное мышление (выявление отношения противоположности). Мышление (абстрагирование). | 1 |
20 | Произвольная память. Понятийное мышление. Понятийное мышление. | 1 |
21 | Опосредованная память Зрительно-моторные координации. | 1 |
22 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Произвольность движений. | 1 |
23 | Мышление (анализ через синтез, абстрагирование). Пространственные представления. | 1 |
24 | Произвольное внимание. Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | 1 |
25 | Логическое мышление. Произвольность внимания. | 1 |
26 | Понятийное мышление (понятие отрицание). Наглядно-образное мышление. Произвольность движений (помехоустойчивость). | 1 |
27 | Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | 1 |
28 | Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | 1 |
29 | Наглядно-образное мышление. Непосредственная память. Смысловая вербальная память. | 1 |
30 | Вербальное мышление (отношения последовательности). Произвольное внимание (устойчивость). Произвольные движения. | 1 |
31 | Наглядно-образное мышление. Осязательное восприятие. | 1 |
Всего: | 31ч. | |
Литература, используемая при составлении программы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
∙ положительное отношение к школе;
∙ принятие социальной роли ученика;
∙ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
∙ способность к оценке своей учебной деятельности;
∙ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
∙ адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
∙ этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
∙ готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
∙ сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
∙ начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
∙ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
∙ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей и других людей.
∙ контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
∙ выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
∙ использовать элементы причинно-следственного анализа;
∙ исследование несложных реальных связей и зависимостей;
∙ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
∙ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
∙ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
∙ оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
∙ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
∙ конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
- Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов
- 5 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
- 6 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
- 7 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
- 8 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
- 9 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
Содержание программы
5 класс (34 часа на учебный год)
- Знакомство. Рефлексия собственных личностных качеств, игры и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения. развитие внимания (переключение), мышления (синтез, анализ через синтез).
- Какие мы разные. Рефлексия чувств, развитие пространственных представлений. Развитие мышления (гибкость, анализ через синтез). Игры и упражнения.
- Я узнаю себя. Рефлексия личностных качеств. Развитие внутреннего плана действий. Развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). Игры и упражнения.
- Я – ромашка. Рефлексия личностных качеств. развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). Игры и упражнения.
- Что я чувствую. Рефлексия собственных чувств. Развитие мышления (установление закономерностей, установление сходства, противоположности, различия).
- Какие слова легче? Виды вербальных реакций. Развитие внимания (устойчивость), мышления (гибкость), вербального мышления.
- Делаем вместе. Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности), вербального мышления (определение понятий), умения различать разные формы поведения. Игры и упражнения.
- Сравниваем понятия. Развитие внутреннего плана действий, логического мышления (установление отношений между понятиями), эмоциональной сферы. Игры и упражнения.
- Творчество. Развитие воображения, логического мышления (деление понятий). Рефлексия собственных личностных качеств. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения.
- Суждения. Развитие воображения. Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений). Рефлексия личностных качеств. Определение вида суждения. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
- Переворот фигур. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие логических форм вербального мышления. развитие перцептивно-эмоциональной сферы.
- Учимся рассуждать. Развитие внимания, логических форм вербального мышления. Тренинг поведения в конфликтных ситуациях. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
6 класс (34 часа на учебный год)
- Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания.
- Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры.
- Конструирование на плоскости и в пространстве. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
- Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений и задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.
- Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
7 класс (34 часа на учебный год)
- Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
- Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
- Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.
- Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
- Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать свое имя? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
8 класс (34 часа на учебный год)
- Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
- Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
- Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности. Развитие чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности путём обращения к проектным формам и обратной связи. Формирование адекватной самооценки. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку.
- Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие внимания в условиях индивидуальной и коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии
- Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
9 класс (34 часа на учебный год)
- Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
- Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
- Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.
- Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам.
- Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
- Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (5 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Кол-во часов |
Рефлексия собственных личностных качеств Развитие внимания (переключение) Развитие мышления (синтез) Развитие мышления (анализ через синтез) | 1 | |
Рефлексия чувств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (анализ через синтез) | 1 | |
Рефлексия личностных качеств Развитие внутреннего плана действия Развитие мышления (абстрагирование) Развитие мышления (вербальный анализ) | 1 | |
Рефлексия личностных качеств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышления (гибкость) | 1 | |
Рефлексия личностных качеств Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности) Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (установление сходства, противоположности) | 1 | |
Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления Развитие умения дифференцировать чувства | 1 | |
Рефлексия собственных чувств Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышление (установление сходства, противоположности, различия) | 1 | |
Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков) Развитие умения различать эмоциональные состояния | 1 | |
Различать виды вербальных реакций Развитие внимания (устойчивость) Развитие мышления (гибкость) Развитие вербального мышления | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления Развитие умения различать виды поведения | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышление Познание своего поведения | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла) Развитие умения различать виды поведения | 1 | |
Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности) Развитие вербального мышления (определение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (сравнение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | 1 | |
Развитие внутреннего плана действий Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие эмоциональной сферы | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения | 1 | |
Развитие внимания (устойчивость) Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения | 1 | |
Развитие воображения Развитие логического мышления (деление понятий) Рефлексия собственных личностных качеств | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (деление понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | 1 | |
Развитие воображения Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений) Рефлексия собственных личностных качеств | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы | 1 | |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы | 1 | |
Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления | 1 | |
Развитие воображения Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие логических форм вербального мышления | 1 | |
Развитие внимания Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | 1 | |
Рефлексия собственных личностных качеств Развитие мышления (гибкость) Развитие логических форм вербального мышления | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия личностных качеств | 1 | |
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия собственных личностных качеств | 1 | |
Развитие памяти Развитие мышления (синтез и анализ) Развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи | 1 | |
Развитие мышления Развитие восприятия развитие умению позитивно мыслить и использовать механизмы самоподдержки. | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления Развитие позитивного отношения к школьной жизни | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие вербально-смыслового мышления | 1 | |
Всего: | 34ч. | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (6 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | |
3 | Сравнение понятий | 2 |
4 | Выделение существенных признаков | 2 |
5 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | 2 |
6 | Смысловые словосочетания | 2 |
7 | Синонимы, антонимы | 2 |
8 | Творчество. Методы решения творческих задач | 2 |
9 | Метод контрольных вопросов | 2 |
10 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | 2 |
11 | Воображение | 2 |
12 | Компьютерный практикум | 1 |
13 | Конструирование на плоскости | 2 |
14 | Конструирование в пространстве | 2 |
15 | Постановка и разрешение проблем | 2 |
16 | Разрешение проблемных ситуаций | 2 |
17 | Метод разрешения противоречий | 2 |
18 | Итоговое тестирование | 2 |
19 | Решение творческих задач | 1 |
Всего: | 34ч. | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (7 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Стартовая диагностика | 2 |
3 | Формирование учебной мотивации | 3 |
4 | Мои эмоции | 2 |
5 | Эмоциональный словарь | 1 |
6 | Чувства «полезные» и «вредные». | 1 |
7 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 2 |
8 | Что такое страх? | 1 |
9 | Развитие внимания | 4 |
10 | Развитие памяти | 4 |
11 | Развитие логического мышления | 2 |
12 | Установление закономерностей | 2 |
13 | Развитие словесно- логического мышления | 3 |
14 | «Я - образ» | 1 |
15 | Труд в жизни человека и общества. | 1 |
16 | Разнообразие профессий | 1 |
17 | Профессиональное самоопределение | 1 |
18 | Составление словаря профессий | 1 |
19 | Подведение итогов курса. | 1 |
Всего: | 34ч | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (8 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Стартовая диагностика | 2 |
3 | Формирование учебной мотивации | 2 |
4 | Развитие чувства ответственности за принятое решение | 1 |
5 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. | 2 |
6 | Развитие рефлексивной деятельности. | 2 |
7 | Формирование адекватной самооценки. | 2 |
8 | Развитие социального поведения | 1 |
9 | Развитие произвольного внимания | 1 |
10 | Развитие устойчивости и концентрации внимания | 2 |
11 | Развитие распределения, переключения внимания. | 2 |
12 | Развитие слуховой, зрительной памяти | 2 |
13 | Развитие вербальной памяти. | 2 |
14 | Развитие логического мышления. | 2 |
15 | Установление закономерностей | 2 |
16 | Развитие словесно- логического мышления | 3 |
17 | Индивидуальность и неповторимость личности. | 1 |
18 | Знакомство с миром профессий, их видами и типами. | 1 |
19 | Составление карты выбора профессии. | 1 |
20 | Знакомство с формулой профессии. | 1 |
21 | Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. | 1 |
Всего: | 34ч | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (9 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 2 |
3 | Общаться – это легко. | 2 |
4 | Какая бывает информация? | 1 |
5 | Как лучше подать информацию? | 1 |
6 | Барьеры на пути информации. | 2 |
7 | Стили общения | 2 |
8 | Что такое конфликт? | 2 |
9 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания. | 3 |
10 | Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания. | 2 |
11 | Знакомство с методами тренировки мышления. | 1 |
12 | Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. | 2 |
13 | Развитие творческого мышления. | 3 |
14 | Установление закономерностей. | 2 |
15 | Развитие словесно- логического мышления. | 1 |
16 | Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. | 1 |
17 | Учебные заведения региона | 1 |
18 | Определение типа будущей профессии. | 1 |
19 | Зависимость жизненных планов от состояния здоровья. | 1 |
20 | Составление индивидуальной траектории профессионального развития. | 1 |
21 | Подведение итогов курса. | 2 |
Всего: | 34ч. | |
Литература, используемая при составлении программы
- Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
- Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
- Бабкина Н. В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. 5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
- Вачков И. В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.- М.:»Педагогика-Пресс» 2000г.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
- Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
- Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- Платонов К. К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.
- Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010.
- Сковронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014
- Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.
- Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно- развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.


