1.7 Сопровождение ребенка ОВЗ со сложной структурой дефекта

Серкова Татьяна Олеговна

Приказы о создани ППк за 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 учебные годы

Рабочие коррекционно-развивающие программы для работы с ОВЗ (ЗПР) 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • уметь учитывать при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;
  • уметь адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
  • определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно обнаружить и исправлять ошибку;
  • уметь  обосновать свои действия;
  • осознать  и применять правил контроля;
  • уметь решать задачи, соответствующие усвоенному способу контроля;
  • уметь вносить коррективы до начала решения;
  • самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;  
  • уметь составлять алгоритм действий;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • уметь давать эмоциональную оценку  своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. 

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять планирование сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, понимать  поведение партнера;
  • использовать приемы кооперации, совместной деятельности, организации и планирования;
  • уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • устанавливать закономерности;
  • уметь выделять существенные признаки и несущественные;
  • уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
  • распознавать анаграммы и самим их составлять;
  • уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;
  • осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • осознавать и называть собственные переживания;
  • осознавать в себе задатки и способности;
  • выражать эмоции через рисование;
  • осознавать собственные умственные возможности;
  • уметь различать виды поведения.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2 класс)

Третий уровень

результатов 

(3-4 класс)

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (1 КЛАСС) 

Режим работы: 1 раз/неделю  

Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10 мин. игровое взаимодействие).

Форма оценки         эффективности         коррекционного процесса:  исследование уровня развития УУД.

Цель занятия

(РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления).

1

2

Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

1

3

Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения.

1

4

Артикуляция. Пространственные представления.

1

5

Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление.

1

6

Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения.  Слуховое восприятие.

1

7

Внимание (объем). Осязательные ощущения.

1

8

Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления.

1

9

Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная).

1

10

Память (двигательная). Пространственные представления.

1

11

Анализ образца. Память (непосредственная зрительная).

Внимание (устойчивость).

1

12

Образное мышление. Зрительно-двигательные координации.

Память (непосредственная зрительная).

1

13

Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление.

1

14

Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения.

1

15

Анализ образца. Слуховые ощущения.

1

16

Осязательные ощущения. Внимание (переключение). точность движений (макродвижения).

1

17

Анализ образца.  Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения.

1

18

Мышление (абстрагирование). Память (непосредственная зрительная).

1

19

Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление.

1

20

Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость).

1

21

Зрительный анализ. Внимание (переключаемость). Пространственные представления.

1

22

Мышление (анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные координации.

1

23

Мышление (гибкость). Внимание (распределение). Мышление (сравнение).

1

24

Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы).

Внимание (переключаемость, устойчивость).

1

25

Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления.

1

26

Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления.

1

27

Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей).

1

28

Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы.

1

29

Мышление (сравнение). Мышление (синтез).

1

30

Мышление (сравнение). Саморегуляция.

1

31

Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие.

1

32

Наблюдательность. Память (непосредственная зрительная).

1

33

Зрительно-двигательные координации. Зрительное восприятие формы.

1

34

Анализ образца. Мышление абстрагирование.

1

Всего:

34ч.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (2 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю

Продолжительность занятия: 30 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)  

Форма оценки         эффективности         коррекционного процесса:  исследование уровня развития УУД.

Цель занятия

(РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления).

1

2

Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное.

1

3.

Пространственные представления. Мышление наглядно-образное.

1

4

Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная.

1

5

Мышление (установление закономерностей). Память (вербальная).

1

6

Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика.

1

7

Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез).

1

8

Мышление (установление закономерностей). Мышление (анализ). Психомоторика.

1

9

Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения.

1

10

Внимание (распределение). Осязательные ощущения.

1

11

Мышление (синтез и анализ). Память зрительная. Внимание.

1

12

Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика.

1

13

Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость).

1

14

Мышление (установление закономерностей). Память зрительная.

Мышление (анализ).

1

15

Пространственные представления. Память слуховая. Память зрительная.

1

16

Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). Ощущения слуховые.

1

17

Мышление (синтез и анализ). Пространственные представления. Воображение.

1

18

Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные.

1

19

Ощущения слуховые. Внимание (устойчивость, переключение).

Мышление наглядно-образное.

1

20

Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные.

1

21

Внимание (распределение). Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей).

1

22

Память опосредованная. Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое.

1

23

Память вербальная. Пространственные представления.

1

24

Мышление (анализ). Мышление (синтез). Психомоторика.

1

25

Мышление (анализ). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные.

1

26

Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность.

1

27

Мышление (сравнение). Память зрительная.

1

28

Мышление (обобщение). Мышление (установление закономерностей).

1

29

Внутренний план действий. Память опосредованная.

1

30

Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование).

1

31

Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей).

1

32

Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные.

1

33

Ощущения осязательные. Произвольность.

1

34

Пространственные представления. Восприятие зрительное.

1

Всего:

34ч.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (3 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).

Форма         оценки эффективности         коррекционного         процесса:  исследование уровня развития УУД.

Цель занятия

(РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления).

1

2

Память опосредованная. Мышление логическое.

Произвольность движений.

1

3

Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей).

1

4

Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость).

1

5

Мышление (ассоциативное). Мышление (обобщение). Воображение.

1

6

Внутренний план действий. Произвольность движений.

1

7

Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

1

8

Мышление (словесно-логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений (помехоустойчивость).

1

9

Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений.

1

10

Мышление (сравнение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Воображение.

1

11

Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей).

1

12

Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое.

Память (непосредственная зрительная).

1

13

Внутренний план действий. Мышление (сравнение).

1

14

Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени.

1

15

Мышление (синтез). Внимание (переключаемость).

1

16

Воображение. Пространственные представления.

Мышление (абстрактно-логическое).

1

17

Мышление (логическое). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

1

18

Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действий.

1

19

Внутренний план действий. Чувство времени. Память опосредованная.

1

20

Память опосредованная вербальная. Внутренний план действий.

1

21

Память (непосредственная слуховая). Пространственные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности).

1

22

Внутренний план действий. Мышление (синтез).

1

23

Внимание (переключаемость). Мышление (наглядно-образное).

Произвольность движений.

1

24

Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

1

25

Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое.

1

26

Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей).

1

27

Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость).

1

28

Мышление (вербально-понятийное). Память (опосредованная)

1

29

Память (логическая). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

1

30

Мышление (понятийное). Воображение.

1

31

Мышление (установление закономерностей). Мышление (вербально-понятийное).

1

32

Чувство времени. Пространственные представления.

1

33

Память (непосредственная). Слуховое восприятие.

1

34

Воображение. Произвольность движений.

1

Всего:

34ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (4 КЛАСС)

 

Режим работы: 1 раз/неделю  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)  

Форма         оценки эффективности         коррекционного         процесса:  исследование уровня развития УУД.

Цель занятия

( РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Вербальное мышление (обобщение).  Мышление (абстрагирование).

1

3

Понятийное мышление. Пространственное представление. Воображение.

1

4

Вербальное мышление (обобщение). Опосредованная память.

1

5

Вербальное мышление. Пространственные представления. Зрительная память.

1

6

Внутренний план действий. Вербальное мышление (обобщение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

1

7

Вербальное  мышление. Умение сравнивать. Наглядно-образное мышление (установление закономерностей).

1

8

Вербальное  мышление. Пространственные представления.  Воображение.

1

9

Вербальное мышление (отношения рядоположности). Произвольность движений.

1

10

Вербальное мышление. Понятийное мышление (отношения целое - часть). Осязательное восприятие.

1

11

Зрительная память. Вербально-смысловой анализ. Пространственные представления.

1

12

Понятийное мышление (в отношении «целое - часть»). Зрительно-моторные координации.

1

13

Вербальное мышление (причинно-следственные отношения). Наглядно-образное мышление (устанавливание закономерностей).

1

14

Вербальное мышление (выявление причинно-следственных отношений). Произвольность (помехоустойчивости интеллектуальных процессов).

1

15

Опосредованная память. Понятийное мышление (понятие «отрицание»).

1

16

Вербально-смысловой анализ. Мышление (абстрагирование).

Пространственные представления.

1

17

Внутренний план действий. Логическое мышление. Произвольное внимание.

1

18

Вербальное мышления (выявление отношения противоположности).

Наглядно-образное мышление. Произвольность движения (точности).

1

19

Вербальное мышление (выявление отношения противоположности).

Мышление (абстрагирование).

1

20

Произвольная память. Понятийное мышление. Понятийное мышление.

1

21

Опосредованная память Зрительно-моторные координации.

1

22

Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Произвольность движений.

1

23

Мышление (анализ через синтез, абстрагирование). Пространственные представления.

1

24

Произвольное внимание. Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

1

25

Логическое мышление. Произвольность внимания.

1

26

Понятийное мышление (понятие отрицание). Наглядно-образное мышление. Произвольность движений (помехоустойчивость).

1

27

Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование).

1

28

Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование).

1

29

Наглядно-образное мышление. Непосредственная память. Смысловая вербальная память.

1

30

Вербальное мышление (отношения последовательности). Произвольное внимание (устойчивость). Произвольные движения.

1

31

Наглядно-образное мышление. Осязательное восприятие.

1

Всего:

31ч.


Литература, используемая при составлении программы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.  
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.  
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.  
  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.  
  5. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.  
  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
  7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.  7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.  

 



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

 положительное отношение к школе;

 принятие социальной роли ученика;

 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 способность к оценке своей учебной деятельности;

 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

 этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей и других людей.

 контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

 выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

 использовать элементы причинно-следственного анализа;

 исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:

 оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
  • Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов
  • 5 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
  • 6 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
  • 7 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
  • 8 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
  • 9 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час

Содержание программы

5 класс (34 часа на учебный год)

  • Знакомство. Рефлексия собственных личностных качеств, игры и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения. развитие внимания (переключение), мышления (синтез, анализ через синтез).
  • Какие мы разные. Рефлексия чувств, развитие пространственных представлений. Развитие мышления (гибкость, анализ через синтез). Игры и упражнения.
  • Я узнаю себя. Рефлексия личностных качеств. Развитие внутреннего плана действий. Развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). Игры и упражнения.
  • Я – ромашка. Рефлексия личностных качеств. развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). Игры и упражнения.
  • Что я чувствую. Рефлексия собственных чувств. Развитие мышления (установление закономерностей, установление сходства, противоположности, различия).
  • Какие слова легче? Виды вербальных реакций. Развитие внимания (устойчивость), мышления (гибкость), вербального мышления.
  • Делаем вместе. Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности), вербального мышления (определение понятий), умения различать разные формы поведения. Игры и упражнения.
  • Сравниваем понятия. Развитие внутреннего плана действий, логического мышления (установление отношений между понятиями), эмоциональной сферы. Игры и упражнения.
  • Творчество. Развитие воображения, логического мышления (деление понятий). Рефлексия собственных личностных качеств. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения.
  • Суждения. Развитие воображения. Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений). Рефлексия личностных качеств. Определение вида суждения. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
  • Переворот фигур. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие логических форм вербального мышления. развитие перцептивно-эмоциональной сферы.
  • Учимся рассуждать. Развитие внимания, логических форм вербального мышления. Тренинг поведения в конфликтных ситуациях. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

6 класс (34 часа на учебный год)

  • Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания.
  • Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры.
  • Конструирование на плоскости и в пространстве. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
  • Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений и задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.
  • Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

7 класс (34 часа на учебный год)

  • Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
  • Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
  • Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.
  • Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
  • Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать свое имя? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
  • Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.

8 класс (34 часа на учебный год)

  • Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
  • Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
  • Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности. Развитие чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности путём обращения к проектным формам и обратной связи. Формирование адекватной самооценки. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку.
  • Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие внимания в условиях индивидуальной и коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии
  • Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.
  • Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.

9 класс (34 часа на учебный год)

  • Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
  • Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
  • Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.
  • Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам.
  • Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
  • Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (5 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю.  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).

Тема

Кол-во часов

Рефлексия собственных личностных качеств

Развитие внимания (переключение)

Развитие мышления (синтез)

Развитие мышления (анализ через синтез)

1

Рефлексия чувств

Развитие пространственных представлений

Развитие мышления (гибкость)

Развитие мышления (анализ через синтез)

1

Рефлексия личностных качеств

Развитие внутреннего плана действия

Развитие мышления (абстрагирование)

Развитие мышления (вербальный анализ)

1

Рефлексия личностных качеств

Развитие пространственных представлений

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие мышления (гибкость)

1

Рефлексия личностных качеств

Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности)

Развитие мышления (гибкость)

Развитие мышления (установление сходства, противоположности)

1

Рефлексия пространственных представлений

Развитие вербального мышления

Развитие умения дифференцировать чувства

1

Рефлексия собственных чувств

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие мышление (установление сходства, противоположности, различия)

1

Рефлексия пространственных представлений

Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков)

Развитие умения различать эмоциональные состояния

1

Различать виды вербальных реакций

Развитие внимания (устойчивость)

Развитие мышления (гибкость)

Развитие вербального мышления

1

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие вербального мышления

Развитие умения различать виды поведения

1

Развитие пространственных представлений

Развитие вербального мышление

Познание своего поведения

1

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла)

Развитие умения различать виды поведения

1

Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности)

Развитие вербального мышления (определение понятий)

Развитие умения различать разные формы поведения

1

Развитие пространственных представлений

Развитие логического мышления (сравнение понятий)

Развитие умения различать разные формы поведения

1

Развитие внутреннего плана действий

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие эмоциональной сферы

1

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие умения различать виды поведения

1

Развитие внимания (устойчивость)

Развитие пространственных представлений

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями)

Развитие умения различать виды поведения

1

Развитие воображения

Развитие логического мышления (деление понятий)

Рефлексия собственных личностных качеств

1

Развитие пространственных представлений

Развитие логического мышления (деление понятий)

Развитие умения различать разные формы поведения

1

Развитие воображения

Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений)

Рефлексия собственных личностных качеств

1

Развитие пространственных представлений

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие логических форм вербального мышления

Развитие перцептивно-эмоциональной сферы

1

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез)

Развитие логических форм вербального мышления

Развитие перцептивно-эмоциональной сферы

1

Развитие перцептивно-эмоциональной сферы

Развитие пространственных представлений

Развитие логических форм вербального мышления

1

Развитие воображения

Развитие перцептивно-эмоциональной сферы

Развитие логических форм вербального мышления

1

Развитие внимания

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях

1

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях

1

Развитие пространственных представлений

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях

1

Рефлексия собственных личностных качеств

Развитие мышления (гибкость)

Развитие логических форм вербального мышления

1

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие логических форм вербального мышления

Рефлексия личностных качеств

1

Развитие пространственных представлений

Развитие логических форм вербального мышления

Рефлексия собственных личностных качеств

1

Развитие памяти

Развитие мышления (синтез и анализ)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи

1

Развитие мышления

Развитие восприятия

развитие умению позитивно мыслить и использовать механизмы самоподдержки.

1

Тренировка внимания

Развитие мышления

Развитие позитивного отношения к школьной жизни

1

Развитие концентрации внимания

Развитие вербально-смыслового мышления

1

Всего:

34ч.


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (6 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю.  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

3

Сравнение понятий

2

4

Выделение существенных признаков

2

5

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

2

6

Смысловые словосочетания

2

7

Синонимы, антонимы

2

8

Творчество. Методы решения творческих задач

2

9

Метод контрольных вопросов

2

10

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

2

11

Воображение

2

12

Компьютерный практикум

1

13

Конструирование на плоскости

2

14

Конструирование в пространстве

2

15

Постановка и разрешение проблем

2

16

Разрешение проблемных ситуаций

2

17

Метод разрешения противоречий

2

18

Итоговое тестирование

2

19

Решение творческих задач

1

Всего:

34ч.


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (7 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю.  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Стартовая диагностика

2

3

Формирование учебной мотивации

3

4

Мои эмоции

2

5

Эмоциональный словарь

1

6

Чувства «полезные» и «вредные».

1

7

Нужно ли управлять своими эмоциями?

2

8

Что такое страх?

1

9

Развитие внимания

4

10

Развитие памяти

4

11

Развитие логического мышления

2

12

Установление закономерностей

2

13

Развитие словесно- логического мышления

3

14

«Я - образ»

1

15

Труд в жизни человека и общества.

1

16

Разнообразие профессий

1

17

Профессиональное самоопределение

1

18

Составление словаря профессий

1

19

Подведение итогов курса.

1

Всего:

34ч


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (8 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю.  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).  

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Стартовая диагностика

2

3

Формирование учебной мотивации

2

4

Развитие чувства ответственности за принятое решение

1

5

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

2

6

Развитие рефлексивной деятельности.

2

7

Формирование адекватной самооценки.

2

8

Развитие социального поведения

1

9

Развитие произвольного внимания

1

10

Развитие устойчивости и концентрации внимания

2

11

Развитие распределения, переключения внимания.

2

12

Развитие слуховой, зрительной памяти

2

13

Развитие вербальной памяти.

2

14

Развитие логического мышления.

2

15

Установление закономерностей

2

16

Развитие словесно- логического мышления

3

17

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

18

Знакомство с миром профессий, их видами и типами.

1

19

Составление карты выбора профессии.

1

20

Знакомство с формулой профессии.

1

21

Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.

1

Всего:

34ч


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (9 КЛАСС)

Режим работы: 1 раз/неделю.  

Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

2

3

Общаться – это легко.

2

4

Какая бывает информация?

1

5

Как лучше подать информацию?

1

6

Барьеры на пути информации.

2

7

Стили общения

2

8

Что такое конфликт?

2

9

Знакомство и отработка методов тренировки внимания.

3

10

Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания.

2

11

Знакомство с методами тренировки мышления.

1

12

Отработка навыков тренировки сложных форм мышления.

2

13

Развитие творческого мышления.

3

14

Установление закономерностей.

2

15

Развитие словесно- логического мышления.

1

16

Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе.

1

17

Учебные заведения региона

1

18

Определение типа будущей профессии.

1

19

Зависимость жизненных планов от состояния здоровья.

1

20

Составление индивидуальной траектории профессионального развития.

1

21

Подведение итогов курса.

2

Всего:

34ч.


Литература, используемая при составлении программы

  1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
  2. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.  
  3. Бабкина Н. В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.  5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
  4. Вачков И. В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.- М.:»Педагогика-Пресс» 2000г.
  5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
  6. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  7. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.
  8. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
  9. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического   психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  11. Платонов К. К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.
  12. Романчук О. И.   Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010.
  13. Сковронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014  
  14. Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.
  16. Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
  17. Шевченко С. Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно- развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.