ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»

Чернышев Александр Юрьевич

Практикум включает задания к семинарскому занятию для студентов высших учебных заведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»

Задание 1

Ф.Фукуяма в своем «Великом разрыве» пишет: «В 1982 году Джордж Келлинг и Джеймс Уилсон призвали полицию обращать внимание на нарушения общественного порядка так же, как на изнасилования, убийства и пр. Они утверждали, что оставленное без ремонта здание с разбитыми стеклами провоцирует преступность, поскольку воспринимается как знак того, что люди, живущие в квартале, не заботятся о его внешнем виде, а потому будут безразличны и к утверждению прочих норм».

Профиль. 2006. 3 июля. С.36

 Согласны ли вы с таким утверждением? Приведите примеры, как связаны между собой различные проявления отклоняющегося поведения.

Задание 2

 Специалисты утверждают: человек, попробовавший наркотики после 20 лет, к 30 годам – законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. Ребенок, начавший колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует («Аргументы и факты». 1994. №48).

Почему?

Задание 3

 По данным ФОМа, свыше 60% россиян убеждены, что наличие поддельного диплома о высшем образовании «помогает достичь успеха в жизни», причем каждый третий гражданин не видит ничего плохого в том, что люди такими дипломами пользуются, поэтому проще не учиться – и так все получится (Известия. 2006. 07.07. С.9).

        Вы также считаете? Какие выводы можно сделать на основании таких фактов?

Задание 4

 «По данным Л.Туроу средний американский подросток смотрит ТВ 21 час в неделю, 5 минут проводит наедине с отцом, 20 минут – с матерью. К тому времени, когда ребенок становится подростком, он уже видел на экране 18 тысяч убийств. К 1995 году тюремные бюджеты в Калифорнии вдвое превысили университетские, а расходы штата на одного заключенного выросли в 4 раза больше, чем на одного студента» (С.Удовик. Глобализация. Семиотические подходы. М., 2000. С.315).

        Что доказывает этот факт? Как вы думаете, если бы такое исследование было проведено в России, что оно бы показало?

Задание 5

Прочитайте отрывок из доклада «Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов», подготовленного Институтом социологии РАН совместно с представительством Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) осенью 2005 г.:

«Значительная часть общества, критически оценивающая деятельность чиновничества, не отличается высоким уровнем законопослушания. Чиновники, хотя бы на уровне деклараций, демонстрируют гораздо более высокий уровень приверженности закону, чем рядовые граждане, Так, среди работников бюрократического аппарата более половины опрошенных (58,0%) разделяют точку зрения о том, что во всем и всегда следует соблюдать букву закона. Среди населения такой точки зрения придерживаются почти в два раза меньше – 26,0%, а основная масса людей стремится решать свои проблемы более простыми и привычными способами, которые принято называть сегодня «неправовыми» практиками. В обществе сложился своеобразный замкнутый круг.

Власть, чиновничий аппарат часто игнорируют интересы и права граждан. Значительная часть общества отвечает власти той же «монетой», стремясь обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных проблем, и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь к ним только тогда, когда нет иных способов решения той или иной проблемы».

А вы бы могли переступить через закон? Какие социальные и политические последствия может иметь эта проблема? Какие способы ее решения вы бы предложили?

Задание 6

Прочитайте монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

«Что такое эта ваша разруха?.. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах… И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой…

Городовой! Это и только это. И совершенно неважно – будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные данные наших граждан…

Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…».

О какой причине разрухи говорит профессор? Какой выход из нее он предлагает? Какую социальную функцию должен выполнять, по мысли Преображенского, городовой? Актуальны ли эти слова для современного российского общества?

Задание 7

«Термин «промоголизм», которым иногда называют формирующуюся зависимость от  них (лотерей – А.Ч), в официальной науке еще не прижился. Специалисты объясняют маниакальное стремление тысяч людей получать призы за собранные крышки и этикетки разновидностью игромании. «Желание поймать синюю птицу, не слезая с дивана, - это вообще очень по-нашему. В США куски от пачек Marlboro в массовом порядке собирают только наши бывшие соотечественники», - говорит Александр Теслер, врач-психотерапевт, несколько лет имевший практику в США…

        Такие промоголики – мечта любого продавца, поскольку они фактически «подсаживаются» на товар, говорит Степанюк из IQ Marketing. А еще – причем абсолютно бесплатно – подсаживают окружающих. «Всех знакомых я заразил этим делом – они раньше не верили, что обычным людям присылают подарки, а теперь тоже участвуют и выигрывают», - гордится Тесленко (Русский newsweek. 2005. №44. С.50).

        Можно ли считать «промоголизм» социальным отклонением? Каковы социальные причины игромании? Как общество должно относиться к игровым учреждениям?

Задание 8

Из письма лесбиянки:

«Сколько помню себя, еще с детства я влюблялась в учительницу, в близких подруг. Став взрослой, я пыталась себя изменить, но безуспешно. Я не вчера стала такой, я такой родилась, да – я люблю женщин. В чем же я виновата? Разве любовь – это грязно? Я не могу выйти замуж» (Комсомольская правда. 1995. 13 октября).

        Права ли автор письма в том, что лесбиянками рождаются? Как вы считаете, эта черта прирожденная или приобретенная? Можно ли говорить о том, что в детстве она прошла неправильную социализацию, что ее учили не тем ролям? Напишите свои размышления.

Задание 9

Прочитайте отрывок из статьи «О правовом сознании российского общества» автора этого пособия.

«Если буржуазная Россия собирается успешно конкурировать в условиях глобализирующегося капиталистического мира, существование в ней пережитков самых архаичных форм отношений отнюдь не повышает конкурентоспособность и реноме российского капитала среди самых передовых капиталистических стран мира. Когда российский гражданин В.Калоев убивает швейцарского авиадиспетчера по древнему обычаю кровной мести, а в России находятся люди, защищающие его от правосудия, в сознании предельно рационалистического в правовом смысле Запада предстает весьма неприглядный образ современной России. Неприятие «зоологизма» ельцинской поры, как ее определяет заместитель главы нынешней кремлевской администрации В.Сурков,  – это еще и желание встроиться в общий ряд лидеров современного мира. Согласитесь, председательствовать в «восьмерке» самых развитых стран мира и закрывать глаза на… самосуд! Какая уж тут суверенная демократия!».

О чем свидетельствует распространение в России таких явлений, как кровная месть, рабство и т.п.? Приемлем ли в обществе самосуд? Является ли правосудие только прерогативой государства?

Задание 10

На 20-м Международном Балтийском криминологическом семинаре (Санкт-Петербург, 29 июня - 01 июля 2007 г.) были обнародованы такие факты.  Например, за 2006 г. в России "исчезли", "пропали" 51 тыс. человек, среди них 2 тыс. - несовершеннолетние; из 140 млн. россиян 25 млн. имеют преступный опыт, а в печально известной Кондопоге было 300 фактов насилия, по которым даже не приняты заявления в милицию.

И. А. Грошева. Социальный контроль

в практиках профилактики девиации

 //Социс. 2008. № 2. C. 97-101

Какие выводы можно сделать из этих фактов?

Задание 11

Прочитайте отрывок из статьи «О правовом сознании российского общества» автора этого пособия.

«Российский капитализм не изобретает особый путь. Ведь и на Запад капитализм принесли пираты, конкистадоры и самые настоящие отморозки. И только спустя столетия их потомки придали капитализму современный лоск  и буржуазную правовую культуру. А пока пребывающему в заключении М.Ходорковскому ничего не остается, как сокрушаться от того, «что мы просто не можем быть честными, умеренными и аккуратными по-буржуазному, по-швейцарски» (М.Ходорковский. Левый поворот //Ведомости. 2005. 1.08). Просто время еще не пришло».

Как вы думаете, наступит такое время, о котором мечтает М.Ходорковский? Интересно, а что он имеет в виду, когда говорит об умеренности и аккуратности «по-буржуазному»?

Задание 12

А. В. Юревич

Нравственное состояние современного российского общества

//Социс. 2009. № 10. C. 70-79

Проанализируйте таблицу, сделайте самостоятельные выводы. Какие последствия для общества эти показатели могут иметь? Ответьте на вопрос: что делать?

Задание 13

Прочитайте мнение президента Рф В.Путина по поводу гей-парадов (http://www.edinros.ru/news.html?id=117969) и ответьте на вопросы.

«Мое отношение к гей-парадам и к сексуальным меньшинствам простое, оно связано с исполнением моих служебных обязанностей и заключается в том, что одна из главных проблем страны - демографическая. (Аплодисменты.) Но я уважаю и буду в будущем уважать свободу человека во всех ее проявлениях, во всех проявлениях этой свободы».

        Как бы вы охарактеризовали отношение В.Путина? А каково ваше отношение? Какие последствия может иметь такое мнение президента страны?

Задание 14

В целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п.  Считаете ли вы курение девиацией? Согласны ли вы с мнением, что курильщик – это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении? Как общество должно относиться к курильщикам?

Задание 15

Прочитайте  диалог градоначальника с купцами в пьесе А.Н.Островского в «Горячем сердце» и сравните его с данными одного социологического опроса.

1) «– Как вас судить: по закону али по душе?

– Нет, за что же по закону?»

2) 57% респондентов, опрошенных Левада-центром, считают допустимым устроить кого-либо на работу по блату, 46% – использовать связи для карьеры, 40% – оказывать незаконную услугу за встречную услугу. «Получается, – писал Ю.Левада, – что сетования на беззакония скорее служат прикрытием собственной готовности следовать за нарушителями» [Левада Ю.А. Ищем человека. М. 2006. С.243-244].  

        О чем говорят эти факты?  Какие последствия для общества они могут иметь?

Задание 16

Известный английский писатель Б.Шоу (1856 – 1950) высказал следующую мысль: «Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит от людей неразумных» (цит по: М.В.Удальцова. Социология управления. М..1998. С.131).

Приведите аргументы, доказывающие (опровергающие) данное утверждение. Кто, по вашему, «разумный человек»?

Задание 17

        Прочитайте отрывок (А.Аузан. Национальные ценности и конституционный строй //Новая газета. 2008. №2) и ответьте на вопросы.

«В чем сила неформального правила? Почему в столкновении неформального и формального правила очень часто побеждает неформальное правило? У неформального правила механизм принуждения к его исполнению крайне силен, потому что формальное правило исполняется специально обученными людьми (полицейскими, тюремщиками, налоговыми и таможенными инспекторами и т.д.), а у неформальных правил гарантами исполнения выступают все, любой и каждый. И мера наказания за неисполнения неформального правила достаточно радикальна – остракизм, изгнание из общества, которое оказывается сильнее меры, применяемой в качестве принуждения для исполнения формальных правил, даже сильнее смертной казни».

        Какие отличия неформальных правил от формальных называет автор? Приведите примеры ситуаций, в которых проявляют себя неформальные правила?

Задание 18

«В детстве я ни разу не слышал слово «нельзя» и чуть с ума с этого не сошел, - вспоминает режиссер Ларс фон Триер. – Поэтому, когда вырос, я сразу  стал придумывать себе правила и ограничения» (Все ясно. 2005. №44. С.16).

        Как бы вы объяснили этот феномен?

Задание 19

        «Сохранить невинность до тридцати, а если повезет, то и до сорока – последний писк моды.

Социологи объясняют это тем, что люди устали от рекламы секса. Психологи – усталостью от самого секса. Людям, полагают они, осточертело следить за собой, хорошо выглядеть, ухаживать, кокетничать, соблазнять, флиртовать – слишком уж агрессивно нам навязывается эта модель поведения. «Разве это не мука мученическая – вечно быть сексуально подкованным, изощренным, шикарным, небрежным, эротичным, неотразимым?! – восклицает популярный психоаналитик в своей газетной колонке. С ним трудно не согласиться» (Все ясно. 2005. №44. С.16).

Как влияют мода и реклама на нормативную систему общества?

Задание 20

Прочитайте отрывок (А.Аузан. Национальные ценности и конституционный строй //Новая газета. 2008. №2) и ответьте на вопросы.

        «Кто «крышевал» уличную торговлю и «обменники» в наших городах в 1992 г.? Криминальные группировки, которые опирались на неформальные правила. А кто «крышует» их сегодня? Силовые ведомства, разнообразные правоохранительные органы, у которых не было…  ни бензина, ни специальных технических средств, ни того, ни сего, - всего того, что было у организованных преступных группировок. Но они победили в конкуренции. Почему победили? Потому что у них было специфическое конкурентное преимущество. Формальное правило по стране сквозное. Неформальное правило действует всегда в каком-то сообществе, поэтому от региона к региону отличается…».

        Почему автор считает формальные правила конкурентным преимуществом тех, кто действует на основании их?  Приведите свои примеры действия формальных и неформальных норм?

Задание 21

         Прочитайте отрывок (А.Аузан. Национальные ценности и конституционный строй //Новая газета. 2008. №2) и ответьте на вопросы.

        «Когда мы смотрим на 1998 г., на дефолт, мы понимаем, что он был не просто девальвацией, он «сжег» 6 статей Гражданского кодекса. Всего-навсего Гражданского кодекса, не Конституции. Чем это было оплачено? Можно, конечно, говорить о деньгах и считать в миллиардах долларов, но по-моему, гораздо более весомо говорить о человеческих жизнях: кривая самоубийств с 1999 г. колоссально подскочила. Это цена сожженных формальных правил».

        Приведите свои примеры, когда нарушения  формальных правил приводит к человеческим жертвам.

Задание 22

Соучредитель Фонда культурных инициатив филолог И.Прохорова убеждена: « В обществе нет консенсуса по границам дозволенного. У нас консенсус возникает, когда вводится внешняя цензура, а она – первый показатель того, что само общество не способно ставить границы. Я очень не люблю, когда дяди и тети за зарплату решают, что дозволено. Когда само общество не хочет обсуждать идею. Где заканчивается граница провокативного, а дальше начинается мракобесие, это как минимум грустно. Общество должно спорить, что рукоподаваемо, а что нет. Непонимание, что хорошо/что плохо, порождает потом тиранию» (Новая газета. 2009. №48 от 13.05. С.22)

        Перескажите это высказывание, применяя социологические понятия. Согласны ли вы с автором?

        

Задание 23

        «ОПГ и бандитов следует понимать как своего рода «фирмы», которые занимались регулированием отношений собственности в период, когда государство было практически парализовано, а сфера рыночного частного предпринимательства стремительно расширялась. Говоря обыденным языком, отношения собственности — это «решение вопросов»: кто сколько получает от той или иной «темы», кто кому сколько должен, кто имеет право продать, отобрать, поделить бизнес. Сюда же примыкает ряд вопросов, касающихся юстиции — справедливости и арбитража — например, возмещение ущерба. А возможность перераспределять имущество, регулировать отношения собственности и определять, что есть справедливость, была у бандитов постольку, поскольку они обладали ресурсом принуждения».

Вадим Волков, доктор социологических наук,

 автор книги «Силовое предпринимательство»

 // Бандиты — феномен 90-х //Русский репортер. 2007. №6.   28 июня [www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/06/qa_volkov/ ]

        О каких отношениях организованной преступности и государства говорит автор? Чем он их объясняет? Что такое собственность, сточки зрения автора? Дайте другие известные вам определения? Чем они отличаются? Какие последствия для общества могут иметь такие отношения?

Задание 24

Прочитайте отрывок из статьи «Нормальные против бедных. От редакции (Русский репортер. 2009. №5)

«Сначала от родителей-стариков отказываются дети, а потом государство вынуждено организовать для них дома престарелых. Сначала родители отказываются от своих непослушных и докучливых детей, а потом государство придумывает для них разные дисциплинарные заведения. Сначала родственники отказываются от неполноценных близких, а потом государство организует дома инвалидов. В конечном итоге, когда политик заявляет о том, что вот теперь-то государство обязательно будет бороться с бедностью, цивилизованное общество аплодирует: во-первых, ему обеспечено моральное алиби, во-вторых, оно может быть уверено, что все «исключенные» будут упрятаны подальше от уютного мира нормы и достатка в разные специализированные заведения.

Похоже, нищие и убогие всегда волновали людей нормальных и достойных только с одной стороны: в бедности с античных времен видели источник всяческих опасностей. И первые тюрьмы были созданы для того, чтобы физически изолировать бедных от приличных граждан.

Поэтому преодоление бедности требует революции, по масштабам превосходящей политическую: должна произойти революция нравственная».

Объясните, что подразумевают  авторы под термином «нравственная революция»? Почему авторы считают ее необходимой в нашем обществе? Каким, по вашему мнению, должно быть взаимодействие общества и государства в этой «нравственной революции»?

Задание 25

Будучи в Новгороде и глядя на тысячелетний Софийский собор, президент РФ В.Путин решил высказаться о сути истории: «Некоторые вещи нужно воспринимать как каноны». Что имел в виду президент? Поддерживаете ли вы эту позицию?  Что конкретно должно восприниматься как каноны?

Задание 26

В России в организованную преступность вовлечено не менее 6 млн. человек, из них 1/5 действует активно, более 4/5 таких "активистов" - из "потерянных поколений", 1/3 - молодежь; еще больше молодых в неорганизованной, спонтанной преступности. Примерно такова же структура 20 млн. российских алкоголиков, а из 4 млн. наркоманов - большинство молодежь. Кроме того, ценностный кризис породил заметный рост экстремистских и националистических настроений в молодежной среде: по различным экспертным оценкам, ее экстремистский потенциал составляет от 5 - 7% в столицах и благоприятных регионах до 11 - 12% в депрессивных (И. В. Староверова. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи //Социс, № 11, Ноябрь 2009, C. 107-117).

Какими причинами можно объяснить подобные факты? Какие последствия для общества и личности они могут иметь?

Задание 27

Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. - убегают из дома; ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями; насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье; 12% подростков употребляют наркотики; более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России; около 1,5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу; детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

 [Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007;

 Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации".

 М.:Министерство труда и социального развития Российской Федерации. 2006 г.]

        Сделайте самостоятельные выводы? Объясните причины подобных явлений? Ответьте на вопрос: что делать?

Задание 28

        И. В. Староверова. Факторы девиации сознания

 и поведения российской молодежи

//Социс.  2009. № 11, Ноябрь, C. 107-117

Проанализируйте данные таблицы? Что изменилось за 10 лет? Назовите причины выявленных тенденций? Какие последствия они могут иметь? Что делать?

Задание 29

Проведенные исследования показали, что назвать положительные формы девиантного поведения респонденты затруднились, отсутствует четкая грань между нормой и отклонением. В одном случае нетрадиционные отношения считаются нормальными, в другом, патологичными. Люди в современном обществе постепенно лишаются критериев для различения позитивного и негативного и становятся приверженцами так называемой "девиантной толерантности", которая навязывается в информационном обществе и согласно которой нет и не может быть единственно "правильных" форм поведения. Становится господствующей точка зрения, что каждый решает сам за себя, что нормально, а что – нет (И. А. Грошева. Модальная личность: портрет с отклонениями //Социс. 2009. № 3,  C.

О каком явлении пишет автор? Как оно определяется в социологии? Что понимает автор под «девиантной толерантностью»? Каково отношение автора к этому явлению?

Задание 27

«Я человек самого мирного склада. Вот чего я хотел бы: скромная хижина, соломенная кровля, но хорошая постель, хорошая пища, очень свежее молоко и масло, перед окном цветы, перед дверью несколько прекрасных деревьев, и если Господь захочет вполне осчастливить меня, он пошлет мне радость – на этих деревьях будут повешены этак шесть или семь моих врагов».

Генрих Гейне //«Forbes». 2007, май, с. 312

Можно ли автора назвать толерантным? Что такое толерантность?

Задание 28

 «Разумеется, теперь мы проистлеваемся, - говорит один из героев Достоевского, - не стесняемся обязанностями, нас бьют по роже, и мы прячемся, испугались – ведь это свободнее. Нигилизм в своем роде» (Цит. по: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М. 1972. С.110.

        О каком явлении говорит герой Достоевского? Что для него характерно? Какие последствия для личности и общества может иметь? Сравните с позицией другого нигилиста – В.Базарова.

Задание 29

“Необходимо поощрять коррупцию, ибо коррупция порождает соучастие, а соучастие порождает преданность”.

Парагвайский диктатор Стресснер

Латынина Ю. Белая клика и черная клика // Новая Газета. – 2003. – 23–25 июня.

Дайте определение коррупции. Можно ли считать коррупцию девиантным поведением? Как общество должно относиться к коррупции?

Задание 30

        «Изучаем тему «Социальные нормы и отклонения». Спрашиваю студентов: «убийство другого человека – это норма или отклонение, хорошо или плохо?» Все, как один: «Плохо». И вот тут вступаю я:

- А убийство педофила?

- А эвтаназия?

- А аборт?

        - А убийство в состоянии необходимой обороны?

И добиваю:

        - А убийство врага на войне – это хорошо или плохо?

        Вижу растерянность на лицах студентов. Наращиваю напор: «А любовь – это хорошо или плохо?» Студенты начинают чувствовать подвох. Кто-то уже высказывает сомнения. Говорят: «взаимная любовь хорошо».

Включаюсь я.

        - Есть материнская любовь, есть братская любовь, есть любовь к животным, есть любовь к Родине.

        Студенты согласно кивают головой, полагая, что все это доказывает, что любовь – это норма.  Но дальше я начинаю их разочаровать:

         - А любовь однополая?

        - А любовь мальчика к девочке, от которого она беременеет?

        - А влечение к отцу или к матери? Брата к сестре?

И совсем студенты теряются, когда просишь их высказать свое отношение к любви на продажу. Студенты не знают, как отвечать!  И если спросить их про коррупцию – будет то же самое.  Вы внесете в их сознание противоречие, сумятицу, но не более того. Ибо они не приучены рассуждать на такие темы. Во всяком случае, публично».

А.Чернышев

Как вы думаете, необходимо ли со студентами обсуждать эти темы? Кто, по- вашему, это должен делать в первую очередь?  В каких формах это должно происходить?

Задание 31

        Всегда удивляет меня одна особенность сознания  моих студентов: способность судить об отдельных поступках человека, но не видеть за ними социального явления.  Студентов возмущают факты коррупции и взяточничества, но они готовы согласиться с тем, что с самим явлением бессмысленно бороться. Они испытывают отвращение к гомосексуалистам, но на просьбу высказать свое отношение к проблеме легализации гомосексуализма пожимают плечами. Их впечатляют состояния отдельных российских олигархов, но бессмысленно ожидать от них осознанной позиции по поводу вопиющего социального неравенства в обществе. Они могут выказывать нетерпимость к фактам индивидуальной жестокости  и произвола, но совершенно, как принято говорить, толерантны к насилию социальному: к криминальным  разборкам, разгонам демонстраций, преследованиям «гастарбайтеров».  Они не видят и не хотят видеть, что сама система построена на произволе и насилии. Для них это «политика», от которой они бегут, как черт от ладана. Зря социологи пишут о растущей ксенофобии, нарастающих социальных противоречиях в российском обществе, мои студенты невероятно терпимы, если, конечно,  их лично не обижать.

А.Чернышев

        Что значит - за отдельными поступками человека видеть социальное явление? Что подразумевает автор, когда употребляет в данном контексте термин «политика»? Что такое «толерантность»? Нужно ли воспитывать «толерантность»?

Задание 32

В  начале 90-х  годов  нервно-психические  отклонения  в  общей сложности  имели 19% молодых  россиян  в  возрасте 15-20  лет,  в  конце 90-х - 26-30%,  в  середине 2000-х  годов -  около 40%. Даже  в  группах  с минимальной возрастной разницей (к примеру, 16 и 18 лет) нарастание негативных  психических  расстройств  составляет  до 2  раз. Выявлены  и значительные  гендерные  различия:  омоложение  и  нарастание  нервно-психических расстройств у юношей происходит в 1,5 раза быстрее, чем у девушек.  

За  годы  реформ  значительно  увеличилось  количество  учащихся школ, чье психическое развитие, зрелость и самоконтроль отстает от их возрастных показателей. Сегодня эти выросшие дети составляют основу нового поколения российского общества. В нем  удельный вес представителей со сниженной и низкой умственной зрелостью, неразвитым самоконтролем составляет 42%, что в два раза выше, чем доля таких молодых  людей  до  начала  социально-экономических  преобразований - 21%. За период с 1991 по 2005 г.г. в 1,3 раза снизился уровень умственной  работоспособности  молодежи.

Распространенность  слабоумия, среди учащихся, за годы реформ выросла на 54%

Баранов А.А. Сокращение предотвратимых потерь

здоровья детского населения – стратегия специальной педиатрии

 // Вопросы современной педиатрии. – 2008. – №4. – С. 22-23.

Как связаны между собой нервно-психические отклонения и социальные отклонения, социальный контроль и самоконтроль? Подумайте над причинами выявленных исследователями тенденций в психическом здоровье молодого поколения? Как бы их объяснили социологи?

Задание 33

        Каковы будут ваши действия, если утром из окна своей квартиры вы увидите во дворе вместо снеговика трехметровый фаллос?

        По данным социологических исследований «растет доля россиян, считающих, что именно государство, а не общество должно следить за соблюдением норм нравственности и наказывать за их нарушение. Штраф или даже тюрьма для большинства наших соотечественников кажутся более адекватными  мерами, чем общественное порицание. Парадокс в том, что на словах общество даже строже, чем государство, но вот осуждение в глазах общественности считается куда менее постыдным, чем осуждение по статье УК».

        Русский newsweek. 2007. 26.02-04.03. С.54

        А как считаете вы?

Задание 34

        Вы впервые видите вашу новую группу студентов, и замечаете, что одна из студенток восточной внешности и пришла на занятие в парандже. Во время перерыва ее однокурсники стали отпускать шутки по поводу ее внешнего вида. Ваши действия?

Задание 35

        Студенты часто ходят на пары с ноутбуками. На перерыве проходя мимо одного из студентов вы видите, что в качестве заставки на рабочем столе у него стоит портрет Гитлера, активно жестикулирующего на одной из речи. И это повторяется изо дня в день, из недели в неделю: то есть его однокурсники также постоянно видят фигуру Гитлера на заставке. Ваши действия?

Задание 36

 В середине ХХ в. зарубежными исследователями духовно-нравственных ценностей был введен термин «аномия». Это такое состояние общества, когда порушены моральные нормы (греч. слово nomos — норма, закон, а — отрицательная частица), девальвированы этические ценности; моральные категории относительны. Но, к счастью для человечества, даже такая духовная опустошенность может быть преодолена. В социологию вошло и другое понятие: «Нормативная реакция на аномию». Это означает, что срабатывает резервный механизм самосохранения общества. «Людям, дошедшим до роковой черты, становится вдруг тошно от того, какими они стали, как ведут себя. И вот вокруг „одиночек, которые держат фронт, не оглядываясь на соседей“, завязывается процесс кристаллизации моральных ценностей... Они притягивают к себе все больше сторонников, все более и более жесткими становятся моральные требования людей к самим себе и друг к другу, ожившие ценности все более усиливаются и вновь соединяются в единую стройную систему, структуру норм поведения, следовать которым — категорический императив каждого члена общества... Ценностная структура восстанавливается в обновленном виде... приходит общество со строгой и стройной системой морали, причем при всех нововведениях в эту систему ее ценностный фундамент, состоящий из основополагающих принципов общежития, остается поколебленным» (Цит. по: Стариков Е. Разные русские // Новый мир. — 1996. — № 4. — С. 171—172).

        Как вы поняли понятие «аномия»? Разделяете ли вы оптимистическую позицию автора?

Задание 37

Спросите футболистов или борцов, нужен ли им судья и нужны ли им правила, за соблюдением которых должен следить судья. Ответ будет однозначным. Ибо все они знают, что если нет судьи и освященного институтом судейства свода правил, то нет самого духа состязательности. Подчеркиваю, даже духа нет. А уж процедуры - тем более. Футболисты это знают… Борцы… Боксеры…  А вот многие политики, к сожалению, нет.

Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ.

 Бои без правил

мнение 

http://www.rg.ru/2011/11/28/zorkin.html

Как автор доказывает необходимость правил?


Прочитайте текст и выполните задания.


Тревоги и надежды молодого поколения

(опыт прочтения социальных автобиографий студентов)

«Страх   перед террором всепоглощающий. Восприятие терактов как наказание человечества за грехи. Гнетет неуверенность в завтрашнем дне. Страх стать жертвой терракта может возникнуть в самой обычной повседневной ситуации…

        Страх перед террором внутренне мобилизует, но не в пользу коллективной организации и солидарности.  В лучшем случае  студенты повторяют расхожие пропагандистские призывы к объединению.   В худшем - избирается стратегия ухода от проблемы.

        С одной стороны, обнаруживается уверенность, что «человек сам способен построить свою жизнь так, как ему это нужно», а, с другой, осознание «как жестока жизнь», что «человечество истребляет себя». Принятие индивидуализма и в то же время, констатация его последствий. Вера в силу человека, а, с другой стороны, растерянность перед происходящими событиями  («зачем и кому все это надо»), а потому «лучше выбросить их из своей памяти как кошмарный сон». Вместо коллективных действий скорее подразумевается самозащита, причем не конкретно перед террористическими атаками, а, как написал один студент, надо «быть готовым ко всем неожиданным нападениям»…

Все это создает условия для весьма расширительного представления угроз, побуждает искать вокруг потенциального врага, сеет подозрительность и недоверие к окружающим…

Наблюдается удивительно легкий переход от эмоционального состояния к обычному, нейтральному. Присутствует у студентов и «спортивный» интерес (а что было бы, если бы я сам оказался в экстремальной ситуации.

Студенты понимают, что такой поток трагических событий, даже больше  сообщения о них, лишь усиливают общественную апатию.

Чем сильнее действовала антитеррористическая пропаганда, тем сильнее подогревалось чувство незащищенности, тем больше неприятие «антипутинских выпадов». Чем больше страха и тревоги, тем сильнее конформизм».

А.Чернышев

  1. Какие выводы делает автор по результатам исследования?
  2. Как эмоциональное переживание тревоги и страха, по мнению автора, влияют на отношение студентов к социально-политическим проблемам и их взаимодействия?
  3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, ответьте, к каким социальным последствиям может привести преобладание в обществе тревожности и апатии?
  4. Что имеет виду автор, когда пишет: «Чем больше страха и тревоги, тем сильнее конформизм»? С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого вывода


Прочитайте текст и выполните задания


О правовом сознании российского общества

«Общество неоднородно, а потому слабое государство становится объектом интереса для наиболее влиятельных, организованных групп общества. Стоит ли удивляться, что в России такими группами стали криминальные, единственные, которые закалены борьбой с некогда мощной, а теперь махнувшей на все  государственной машиной.

«У нас первыми по времени выделились и оформились те группы общества, которые называют криминальными структурами,- рассказывает социолог «Левада – Центра» А.Левинсон. - Они осознали и оформили свои цели, теперь выражают их политически, даже порой через парламентские каналы. Это новый этап развития. Можно сожалеть, но можно и порадоваться, что они покупают политические партии, а не оружие для разборок. В этом смысле мафия – вариант гражданского общества или пример того, что вырастает в России на месте гражданского общества. В этом нет иронии или издевки.

В народе верят, что в серьезных криминальных группах закон ставят выше произвола (даже если это воровской закон?-А.Ч.). «Смотрите, у бандитов больше порядка и правил, чем у чиновников», - я это слышал сотни раз во время социологических опросов. Это – перевернутый мир сегодняшней России: там, где закон должен быть, его нет, а там, где его быть не должно, он есть» (Новая газета.2005.№76.С.17).

Если государство не способно провести в жизнь свои законы, их заменяют «понятия». Если государство не может собрать по закону налоги, место государственного инспектора займет рэкетир. Если государство отказывается применять смертную казнь по закону, ей на смену придет кровная месть и криминальная разборка. Место штатного палача займет киллер!

Только в условиях современной России мог родиться следующий анекдот:

«Вчера была задержана группа «бандитов – оборотней»…

Они охраняли правопорядок, возвращали владельцам угнанные автомобили и жили на 7 тысяч рублей в месяц».

А.Чернышев

1. Каковы, по мнению автора, причины криминализации российского общества?

2. В чем, по мнению автора, проявляется этот процесс?

3. О каких последствиях этого процесса пишет автор? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, добавьте не менее  двух возможные последствия этого процесса для общества и личности?

4. Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры для преодоления правового нигилизма. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.


Прочитайте текст и выполните задания


Правовой нигилизм как социальная проблема

 «Политика реставрации капитализма воспроизвела в России все формы общественных отношений, даже докапиталистические. Им соответствуют определенные нормы, как правовые, так и не правовые. Под лозунгом «разрешено все, что не запрещено законом» реставраторы капитализма открыли дорогу  всему самому дикому, архаичному, казалось бы изжитому в 20 веке.  Умонастроение человека в такой период  очень живо и убедительно передает следующий отрывок из книги  одного пермского журналиста: «1992 – особенный год в нашей истории. В этом году частная жизнь в России победила! С точки зрения личности государство расписалось в своем бессилии и махнуло рукой: черт с вами, делайте, что хотите. И я буду делать, что хочу, - ухмыльнулось государство в сторону.

И наступила в России самая настоящая, стопроцентная ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ. Хочешь – воруй, хочешь – уезжай, хочешь – стекла бей, хочешь – упади и сдохни, - никому до тебя дела нет…

Все рухнуло, все накрыл дикий рынок: кругом жулье, вонь, брань, грабеж, подделки, отравления… Все дурят всех, но подлость государства разметала все пределы: в феврале заморожены вклады в сберкассах… Эпидемия страха – все ставят решетки на окнах и железные двери… Кругом войны… Деньги дешевеют по пути в карман… Народ торгует налево-направо тушенкой, Кораном, ртутью, танками. Фразочка года: «Родину бы продал – да кто купит?» (В.Киршин.Частная жизнь. Пермь. 2004).

В правовой сфере рушится стройная и непротиворечивая система юридических норм. Одни правовые акты противоречат другим. Возникает ситуация «узаконенного беззакония»…

В таких условиях сила права уступает праву силы…. Парадокс в том, что источником правового нигилизма в 1990-е годы стало само государство. А юристам оставалось только покрывать творящееся беззаконие. Иногда думаешь, что выражение: «закон, что дышло…», сами же юристы и придумали…

По любой системе права подзаконный акт не может отменять закон. Но капитализм ломает не только сословные, национальные и государственные границы. Если какие-то правовые нормы мешают развитию капитализма, он их отбрасывает. Деньги не пахнут!»

А.Чернышев

1. Какими понятиями социологи и правоведы определяют состояние общества, описанное в данном отрывке? Дайте им научные определения.

2.Что имеет в виду автор под ситуацией «узаконенного беззакония»?

3. Согласны ли вы с утверждением, что «источником правового нигилизма в 1990-е годы стало само государство»? С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента для обоснования или опровержения этого мнения.

4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три способа преодоления в обществе правового нигилизма..


Прочитайте текст и выполните задания


Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи

«За последние 15 лет численность студентов и аспирантов-юристов в нашей стране увеличилась почти в 4 раза, кроме того, многие получили за годы реформирования постдипломное или подтверждаемое аттестатами правовое образование на любительских курсах и семинарах; примерно в таких же соотношениях вырос и контингент изучающих социологию или имеющих ту или иную социологическую подготовку. (Сегодня в России социологов готовят около 140 вузов, кроме того, имеется масса социологических факультативов, дающих соответствующую подготовку.) Это обстоятельство имеет существенное значение в связи с тем, что в современной России перманентно растет доля молодежи, не получающей полного среднего образования. В 2007 г. аттестаты об общем, точнее неполном среднем образовании, получили 1,5 млн. юношей и девушек. Но в свое время в 1-й класс их поступило 2,3 млн. человек, следовательно, почти треть отсеялась, оставшись без документа о неполном среднем образовании. Полное среднее общее образование в 2007 г. получили выпускники, численность которых стала вдвое меньше пришедших в школу 11 лет назад детей-первоклассников. Число юношей и девушек, получивших дипломы о специальном среднем профессиональном образовании в 2007 г., оказалось на 16% меньше, чем три года назад. Сегодня в России многие миллионы детей и подростков школьного возраста не посещают школу. К сожалению, суммарные результаты нашего исследования выводят нас и на более тревожные предположения, связанные с формированием в пореформенной России синдрома перманентного воспроизводства очередного "потерянного поколения".

Подобные публикации появились еще в начале 1990-х годов прошлого столетия, а сегодня историко- социологический анализ, социальная статистика, летописи тревожных заявлений отечественных политиков разных лет, информация СМИ и повседневная российская реальность неуклонно подтверждают, что в стране действительно уже третье десятилетие последовательно воспроизводятся "потерянные поколения" молодых граждан».

И. В. Староверова. Факторы девиации сознания

и поведения российской молодежи

 //Социс, № 11, Ноябрь 2009, C. 107-117.

1. На основании каких данных социологи делают вывод о воспроизводстве в России «потерянного поколения»?

2. Как автор относится к увеличению в стране лиц с высшим образованием, гуманитарной и юридической подготовкой?

3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента для обоснования или опровержения выводов социологов.

4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три способа преодоления этой негативной тенденции.


Прочитайте текст и выполните задания


О девиантном поведении молодежи.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика. Она свидетельствует, что дефекты правового сознания и явления массового девиантного (в т.ч. делинквентного) поведения детей, подростков, юношей и девушек приобретают все большие масштабы. Хотя доля молодежи в общем количестве совершенных преступлений в последние 5 - 10 лет снижалась, однако масштабы молодежной преступности с учетом динамики роста ее общего количества увеличивались. При всей либерализации правоосудительной практики последних лет страна так и не возвратилась к состоянию правового поведения молодежи в дореформенном 1990 г., а оно уже и тогда (влияние начавшейся перестройки) было далеким от благополучия. Растет подростковая преступность: наркомания - в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет - в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди малолеток. По сведениям социальных психологов, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ. Отражением этого стал факт, что количество несовершеннолетних, доставляемых в правоохранительные органы, превысило миллион человек, из которых половина доставляется с расплывчатой, но в общем-то не оставляющей сомнения в девиантном характере поведения подростков формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка". Растут масштабы и последствия беспризорничества и безнадзорности детей. Либеральные реформы привели российское общество к прогнозированному учеными ценностному кризису.

В результате, по соотношению числа разводов к количеству молодежных браков Россия занимает одно из первых мест в мире; каждый 38-й ребенок - брошенный; страна занимает 1-е место в мире по количеству самоубийств подростков 15 - 18 лет

И. В. Староверова. Факторы девиации сознания

и поведения российской молодежи

 //Социс, № 11, Ноябрь 2009, C. 107-117.

1.Выделите  в тексте главную мысль автора статьи?

2. Какими фактами доказывается в тексте  рост молодежной преступности?

3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, дайте определение понятию «ценностный кризис» и приведите не менее двух проявлений этого кризиса.

4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, предложите не менее двух способов преодоления девиантного поведения среди детей и подростков.


Прочитайте текст и выполните задания


АНОМИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В условиях, когда едва ли не интуитивно все большее число молодых людей понимало и понимает, что они навсегда отрезаны от качественного жилья, образования, отдыха, других благ, многие из них стали ориентироваться на жизнь социального дна, изгоев социума. Поэтому-то и фиксируются короткие жизненные проекты молодых: наркоману бесполезно внушать, что до 30 лет доживает редкий из наркозависимых людей. Ведь больше жить ему просто не надо, он не видит, не может увидеть перспектив для себя в этой жизни. Не случайно, как свидетельствуют оценки экспертов, по сравнению с 1990 г. в 2002 г. число больных наркоманией в России возросло в 10 раз и достигло более 2 млн. человек. Молодому человеку, который чрезмерно потребляет спиртное, можно сказать, уже спивается, также бессмысленно говорить о жизненных перспективах, "открытости всех дорог". По данным Комитета по безопасности Государственной Думы в 2007 г. в стране было зафиксировано 65 тыс. алкоголиков, чей возраст не превышал 15 лет. Сейчас каждый третий подросток в возрасте 12 лет, что называется, "балуется" пивом, даже среди 13-летних таких две трети. Потребление водки резко возрастает с 15-летнего возраста. Нельзя не видеть, что все это происходит на фоне едва ли не полностью разрушенной социализации подрастающего поколения. Телевизионная и Интернет пропаганда насилия, всякого рода пороков, снижение нравственных барьеров "взрослого" общества способствовали развитию и такого явления как детская и подростковая проституция. По данным социологических исследований, проституцией занимается 5,7% опрошенных в возрасте 12 - 22 лет. Если в 1991 г. средний возраст, в котором молодежь начинала сексуальную жизнь, составлял 16,3 года, в 1996 г. - 15,4, то в 2001 г. - 14,3 года.

В. В. Кривошеев. Короткие жизненные проекты:

 проявление аномии в современном обществе

//Социс. 2009. № 3, Март, C.57-67.

  1. О каком проявлении аномии пишет автор? Как он его понимает?
  2. Какими фактами иллюстрирует автор это проявление аномии?
  3. Как в социологической науке определяется понятие «аномия»? Приведите не менее двух подходов к объяснению этого феномена.
  4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три последствия аномии для личности и общества.


Прочитайте текст и выполните задания


Ценностные предпочтения молодежи

         В целом, социологическое исследование фиксирует изменения в ценностных предпочтениях: растет значимость индивидуальных ориентации: для одних - это отдых и развлечения; для других - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - главными остаются ценности благополучия своей семьи, здоровья, хорошей (оплачиваемой) работы. Эти выводы подтверждают тенденцию на рост идеологического и мировоззренческого плюрализма, многовариантность, "мозаичность" и фрагментарность мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важнейшими становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений.

Данные нашего исследования позволяют утверждать, что в ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: 1) амбивалентность, сочетание противоположных оценок; 2) нестабильность, изменчивость; 3) эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; 4) отсутствие выраженного интереса к политике и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; 5) "приниженность" идеалов, доминирование прагматических установок; 6) ориентации на гедонистические ценности, получение наслаждений ("кайфа"); 7) преобладание инструментальных ценностей над терминальными (по Рокичу). Многие прежние ценности заменяются "новыми", некоторые из традиционных перемещаются на периферию ценностного сознания, хотя по-прежнему играют значительную роль в мотивационно-ценностной структуре определенной части молодежи. Ее установки и поведение, лишь в большей или меньшей степени - адекватная реакция на происходящие изменения в обществе, опирающиеся на собственные представления о значимости тех или иных ценностей, их роли в самореализации, а также слабым влиянием российской общественности на формирование у нее здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознание и поведение.

А.В.Петров. Ценностные предпочтения молодежи:

 диагностика и тенденции изменений

 //Социс. 2008 . № 2, Февраль. C. 83-90

  1. О каких изменениях в ценностных ориентациях молодежи пишут социологи?
  2. Как автор объясняет эти изменения?
  3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента для обоснования или опровержения выводов социологов о «слабом влиянии российской общественности на формирование у нее здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознание и поведение» молодежи.
  4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три факта, иллюстрирующих позитивное влияние общественных институтов на формирование ценностных ориентаций молодежи.


Прочитайте текст и выполните задания


КАТАСТРОФИЗМ В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ

В 2005 г. студентам 2 и 4 курсов трех факультетов ПГСХА, изучавшим курс «Социология», было предложено задание – написать социальную автобиографию. Студентам предлагалось ответить   на следующие вопросы:

А. Какие события общественной жизни остались в памяти Вашего поколения?  

Б. Насколько глубоко Вы переживали эти ситуации? Как повлияли  эти события на Ваше отношение к жизни, ценностные ориентации?

        Проведенный нами анализ дополняет общую картину массовой тревожности в российском обществе. Список наиболее тревожных явлений действительности возглавляют различные проявления социальной девиации.

        Рубеж двух веков и тысячелетий усилил апокалиптические настроения в мире. В нашем исследовании катастрофы и природные катаклизмы нашли отражение в каждой четвертой работе. Студенты напрямую связывают учащение природных катаклизмов и катастроф с отношением человека к природе, но, в первую очередь, с отношениями между людьми. Студентов одолевают страх и чувство беззащитности  и в то же время любопытство, что ощущает человек в пограничной жизненной ситуации, желание рационально это осмыслить.

Наше исследование показало, что несмотря присущую молодежи адаптируемость и обучаемость в новых социальных условиях, чувство незащищенности продолжает превалировать. Депривация важнейшей человеческой потребности – в безопасности, препятствует реализации в полной мере потребностей более высокого - социального порядка.

С одной стороны, обнаруживается уверенность, что «человек сам способен построить свою жизнь так, как ему это нужно», а, с другой, осознание «как жестока жизнь», что «человечество истребляет себя». Принятие индивидуализма и в то же время, констатация его последствий. Вера в силу человека, а, с другой стороны, растерянность перед происходящими событиями  («зачем и кому все это надо»), а потому «лучше выбросить их из своей памяти как кошмарный сон». Вместо коллективных действий скорее подразумевается самозащита... Остро переживается потребность ощущать, что судьба человека в его собственных руках, верить в его способность самостоятельно изменить жизнь к лучшему, понять свое место в этой жизни. 

А.Чернышев

1. Какие выводы делает автор по результатам исследования?

2. Как, по мнению автора, влияет нарастание массовой тревожности в обществе на  социальное поведение индивидов?  

3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите не менее трех причин нарастания массовой тревожности в обществе?

4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, обоснуйте на трех примерах, почему проблемы безопасности могут стать предметом изучения науки социологии.


Прочитайте текст и выполните задания


Аномия и демография

- Что еще, кроме финансовых проблем, у нас в стране особенно сильно влияет на демографию?

- На материальные трудности наслаивается и другой, может быть, даже более страшный дефицит - дефицит человеческой солидарности, выражающийся в катастрофической разобщенности людей. Отсутствует общность интересов, привычек и убеждений. В свое время Эмиль Дюркгейм, один из отцов современной социологии, описывал процесс развития человеческого общества как мучительный переход от отмирающих форм солидарности к новым ее формам, жизненно необходимым обществу современному. В промежуточной стадии, когда старые, досоветские и советские формы солидарности разрушены, а новые не созданы, в обществе царит аномия - социологический термин, в точном переводе означающий безнормие, а в вольном - беспредел. Думаю, что высокая смертность и крайне низкая рождаемость во многом связаны как раз с дефицитом солидарности на всех уровнях - семейном, бытовом (например, в отношении водителей к пешеходам и друг к другу), производственном, макроэкономическом (последнее проявляется в крайне неравномерном распределении доходов). Дезинтеграция нашего общества проявляется и в том, что оно пока не может сформировать привлекательных для личности и продуктивных для общества моделей построения жизни обычного человека, включая ее демографическую и карьерную составляющие. Людям необходимы "перила", помогающие идти по жизни, четкие и понятные правила и ориентиры, придерживаясь которых можно прожить хорошую жизнь, принести пользу своей семье, стране…

- Кто будет заниматься подобным воспитанием: государство или общество?

- Хороший вопрос и тяжелый. Думаю, в разных пропорциях и то и другое. Ну а сами эти пропорции будут складываться постепенно, в ходе дальнейшего развития. А вообще черта между воспитателями и воспитуемыми всегда весьма условна. Все мы так или иначе влияем друг на друга.

Михаил Клупт,  доктор экономических наук, профессор,

 автор книги "Демография регионов Земли"

// Итоги, 2009, №53 от 28 декабря.  С.47

  1. О какой причине демографического кризиса в современном российском обществе говорит автор?
  2. Как связаны между собой демографическая ситуация в обществе и аномия, по мнению автора?
  3. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, конкретизируйте мысль автора, что черта между воспитателями и воспитуемыми всегда весьма условна.
  4. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите не менее двух примеров, подтверждающих дефицит солидарности в российском обществе.


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Поскольку постоянно со студентами разбираем ситуации из литературных произведений, и у меня потихоньку накапливается материал. Посмотрите здесь: http://nsportal.ru/node/667806
Если бы работал в школе, обязательно с учителями литературы что-нибудь такое "забабахал". Типа ток-шоу...

Чернышев Александр Юрьевич

Прошу прощения, коллеги, при восстановлении моего аккаунта комментарии были утрачены.