ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. БЕДНОСТЬ И БОГАТСТВО»

Чернышев Александр Юрьевич

Практикум включает задания, отражающие современные социальные реалии. Задания могут быть использованы для активизации самостоятельной работы как  студентов, так и старших школьников, изучающих блок "Социальные отношения" в рамках курса "Обществознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

БЕДНОСТЬ  И БОГАТСТВО»

Задание 1

М.Викторов, глава коммерческой компании считает, что понятие “бедные люди” – весьма относительно:  «Есть Диккенс в доме, не в кожаном переплете, а в самом обычном, и человек читает его, он – не бедный человек. Есть проигрыватель и пластинка с “Патетической” сонатой Бетховена, он не бедный человек. Имущественная составляющая не является критерием счастья. Счастье – это отсутствие внутреннего конфликта» (Огонек. 2007.№8. С.28).

Согласны ли вы с этим мнением? Кто такие «бедные люди»? Попробуйте составить перечень признаков, характеризующих бедного. Обоснуйте каждый из них.  Что нужно вам для счастья?

Задание 2 

Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж.Локк   считал   собственность   естественным   правом   человека,   но  Ж.Ж.Руссо   называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?

Задание 3

         Среди социологов 19 века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она – необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения?

Задание 4

         К.Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. У.Самнер возражал ему: это положение верно лишь для доиндустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

Задание 5

        Г.Спенсер рассуждал так: государственная помощь бедным вредна. Во-первых, вмешательство государства уже означает ограничение свободы людей. Во-вторых, помощь одним всегда происходит за счет других. Чем больше число живущих на государственное пособие, тем меньше число живущих работой, следовательно, сокращается производство необходимых людям товаров и увеличивается бедность. Таким образом, пособия не уничтожают, а перераспределяют бедность от одних к другим. Так ли это?

Задание 6

         Социальные мыслители 19 века, в частности П.Калхаун, придерживались такого мнения: бедность – это источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности, Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производство, выше рост богатства, без богатства нет цивилизованного общества. Попробуйте опровергнуть П.Калхауна или доказать его правоту.

Задание 7

         Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России? Дж. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. А что вы предлагаете?

Задание 8

В одном из интервью на вопрос, должны ли богатые люди делиться с бедными, президент Альфа-банка П.Авен ответил: «Один мой старший товарищ сказал: «А может, и отметками в школе надо было делиться? У одних пятерки, а у других двойки. Несправедливо!» Поймите, борьба с бедностью – функция не Альфа-банка и вообще не частного бизнеса. Это дело государства, Наше дело – зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести. Это уже наша личная воля, сколько и на что мы тратим, кому помогаем жить» (Аргументы и факты. 2004.№41.С.9).

        Согласны ли вы с тем, что бороться с бедностью – дело исключительно государства? Как по вашему мнению должны складываться взаимоотношения бизнеса и общества? Сегодня много говорится о социальной ответственности бизнеса. Что под этим понимается?

Задание 9

Авторы учебники «Социология» (М., ИНФРА-М, 2003. С.360-361) В.Добреньков И А.Кравченко приводят результаты одного исследования. Прочитайте и ответьте на вопрос?

«С суждением о том, что можно перешагнуть через некоторые нормы морали, если стремишься преуспеть, согласились 54,9% зажиточных и 13,9% бедных. А готовность поступиться материальным успехом, лишь бы не идти вразрез с совестью, проявили 45,1% зажиточных и 86,1% бедных».

Что вы думаете о полученных результатах исследования? Как вы думаете, какой вывод сделали социологи?

Задание 10

«Богатство –  отметина Бога». Это аксиома протестантской этики. Раз ты богат, значит, Бог к тебе благоволит – если, конечно, ты не украл, а заработал», - считает президент Альфа-банка Петр Авен (Аргументы и факты. 2004.№41.С.9).

 Согласны ли вы с этим утверждением? Как в разных религиозных системах определяется отношение к богатству?

Задание 11

Вот как П.Авен (Аргументы и факты. 2004.№41.С.9) характеризует бедных: «Я живу по простым принципам: считаю, что если ты здоров и вдруг беден (не считая пенсионеров и детей), то это стыдно сегодня… Богатые нравственнее бедных хотя бы потому, что они могут позволить себе больше. Они свободнее в поступках. А у бедных зачастую просто нет другого выхода, кроме как ради выживания пуститься во все тяжкие. Выходит, богатство, особенно среднего класса, ведет нас к нравственному обществу».

 Стыдно ли быть бедным или «бедность – не порок»? Так ли уж богатые нравственнее тех, кто имеет меньше или «сытый голодного не разумеет»?

Задание 12

Прочитайте диалог профессора Преображенского и Шарикова из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

« … Что же вы читаете?..

- Эту… Как ее… переписку Энгельса с этим… как его  - дьявола – с Каутским…

- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?...

- Да не согласен я.

- С кем? С Энгельсом или с Каутским?

- С обоими…

-…А что бы вы, со своей стороны, могли предложить?

- Да что тут предлагать?.. Взять все, да и поделить…

- Вы и способ знаете?..

- Да какой тут способ… Дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет…

-Что же, хорошо, я не против дележа. Доктор, скольким вы вчера отказали?

- 39 человекам…

-…С вас Шариков, 130 рублей. Потрудитесь внести».

        Сегодня депутат Государственной Думы В.Жириновский вновь вспомнил про Шарикова: «Кто с вами ( правительством – А.Ч.) остался? Мы с вами остались – шариковы. Преображенские уехали за границу. Нужно выбирать самых умных из шариковых» (Профиль. 2004. №36. С.26).

Чья позиция вам ближе? Что между героями общего и различного? Дело незабвенного Полиграфа Полиграфыча Шарикова живет и побеждает?

Задание 13

«Основной социальный недуг богатых называется относительной депривацией. Так именуют чувство недовольства собственным положением по сравнению с положением своих знакомых. Это же чувство заставляет богатых тянуться друг к другу.

Существует версия, будто некоторые продовольственные культуры и даже колесо были выведены или придуманы богатыми людьми первобытной эпохи. И первоначально не имели практического смысла. Они должны были укрепить авторитет и статус богатых, которые уже тогда нуждались в зависти и подражании» (Все ясно. 2006.№3. С.52).

 Согласны ли вы с утверждением, что зависть и подражание движут общество вперед,  а человека побуждают к постоянному развитию и совершенствованию?

Задание 14

         Неравенство состояний и неравенство образования – вот главные причины всех социальных потрясений, - считал Ж.Кондорсе, французский философ 18 века. Актуальны ли эти слова для современной России?

 Задание 15.  

Прочитайте следующий отрывок.

 «Если в 1963 г. первокурсниками стали 11 детей рабочих и крестьян из 100 выпускников школ, то в 1994 г. их было уже не более 5. Специалистов с высшим образованием, включая ученую степень, среди состоятельных людей примерно в 2 раза больше, чем в целом по стране, и в 3 раза больше, чем среди малоимущих. Отцы и матери состоятельных людей имеют высшее образование примерно в 3 раза чаще, чем родители респондентов в целом по массиву, и в 5 раз чаще, чем у малоимущих опрошенных. Показательно, что в сельской местности проживали в детстве только 1,9% состоятельных респондентов и почти половина малоимущих» (Социс.2006.№5.С.52-53).

Считаете ли вы, что доступ к образованию должен определяться материальным благосостоянием человека? Согласны ли вы с тем, что институт образования должен закреплять и морально оправдывать существующее в обществе социальное неравенство?

Задание  16

Академик Д.Львов пишет (Аргументы и факты. 2004. №47): «В России человек, произведший товаров на рубль, получает всего 33 копейки. Для сравнения: в Японии – почти 75 коп., в Евросоюзе – 70 коп, в США – 72. То есть россиянам за ту же работу платят в 2-3 раза меньше, чем в других странах… Да, мы отстаем от развитых стран по производительности труда в 6 раз, но по зарплате мы отстаем во все 12! Академией наук был произведен расчет: сколько наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты. Получилось в 3 раза больше, чем европеец или американец».

Какой вывод сделал бы социолог на основании этих данных? А какие рекомендации предложил бы?

        

Задание 17

        Вспомните, что означает понятие «потребительская корзина». Что она включает? Прочитайте следующий отрывок и выполните задания.

«Новая потребительская корзина слегка изменилась по сравнению с той, что действовала с 1999 года. Корзина подорожала всего на 84 рубля, или 3,3%. Увеличение произошло в основном за счет роста «мясной» составляющей: мяса человеку предлагается съесть 37 кг в год (при норме НИИ питания РАМН в 60 кг). Теперь Росстат пять лет будет рассчитывать минимальный прожиточный минимум и инфляцию по набору товаров и услуг, который вряд ли позволит реальному человеку поддержать свое существование. Зато искусственное занижение потребностей приведет «на бумаге» к сокращению числа бедных людей –этого от правительства давно требует президент. 97 кг овощей в год должен съедать россиянин. Правда, из этой массы 40 кг приходится на капусту и еще 40 кг – на свеклу и морковь. 20 штук яиц в год должно быть достаточно для трудоспособного россиянина. 7 лет должна служить гражданам верхняя одежда в виде набора из пальто, плаща и куртки. 45 руб. в месяц на культуру и 80 руб. на парикмахерские – такова стоимость необходимых россиянину услуг (Все ясно.2006.№4).

        Проведите небольшой эксперимент: придите в магазин и купите (или мысленно посчитайте по ценам) все заложенные в потребительскую корзину продукты в количестве, определенном правительством. Интересно, уложитесь ли вы в официальную потребительскую корзину?

 Можно провести другой эксперимент: взять в магазин сумму, составляющую стоимость потребительской корзины, и купить все, что вам необходимо для жизни в течение месяца. На сколько дней вам хватит купленного?

Задание 18. 

Вставьте пропущенные слова.

Социальная пирамида устроена так:

чем выше слои, тем больше ………….;

чем больше привилегий, тем ……….. их получить;

чем ………. ступенька, тем больше на подступах к ней барьеров,

чем больше привилегий, тем ……….. желающих их добиться;

чем выше ступенька, тем меньше на ней ……….. для желающих;

  1. чем выше ступенька, тем ………… отбор претендентов;
  2. чем ценнее блага, тем они ……………;

чем дефицитнее блага, тем …………… числу желающих они достанутся,

  1. чем ……….. блага, тем больше желающих их получить;

чем больше желающих, тем острее …………….. за их обладание;

чем ……….. конкуренция, тем жестче правила отбора,

чем жестче правила отбора, тем ………… и способнее прошедшие       наверх,

чем сильнее и способнее те, кто оказался наверху, тем ………. шансов вытеснить их у тех, кто только взбирается наверх.

Попробуйте продолжить этот анализ, задействовав в своих рассуждениях такие факторы, как титулы, образование, возраст, доход и далее по выбору

Задание 19 

Прочитайте отрывок из интервью В.Плескачевского, председателя комитета по собственности Госдумы:

- Тот факт, что многим крупные состояния достались в процессе приватизации, скажем так, без особых усилий и особых затрат, разве не должен побуждать вернуть обществу долг?

- Нет, конечно. Мало ли как мне досталось. Если я нашел самородок, почему я должен с ним поделиться?

- А если не нашел, а дал взятку чиновнику, который продал предприятие дешево?

- То же самое. Почему я виноват? Это чиновник мне отдал. Вы его и расстреляйте. Завтра тот же чиновник другому отдаст. Почему вы за мной гоняетесь? Мы не можем сказать: именем революции встать. Мы не можем сказать: вы обязаны иметь чувства. Чувство – это не предмет права (Финанс. 2006. 13-19 февраля.№6. С.82).

 А как бы вы ответили на вопросы журналиста?

Задание 20

«Это нормально, когда «высший класс», в какой-то момент наигравшись в элитарность, вдруг решает, что у него есть своя собственная социальная миссия», - говорит Максим Роговский, доктор культурологии… Любая социальная группа, которая считает себя «необычной» - будь то чикагские гангстеры 30-х или наша интеллигенция в 60-е, - непременно приходит к внутренней         необходимости просвещать остальных. «Да-да, именно просвещать, - уточняет Роговский. – Ведь они не просто рассказывают о своей жизни или делятся секретами своих побед, они хотят , чтобы с них брали пример» (Русский newsweek. 2005.№49 – 2006. №1. С.71)

        А вы хотите брать с них пример? Как вы считаете, в чем должна состоять социальная миссия «высшего класса»?

Задание 21

Объясняя необходимость столь широкого присутствия предпринимателей в Общественной палате, член ее счетной комиссии, президент Федерации мира и согласия Владимир Федосов заявил: «Богатство нации – люди, которые и владеют этими богатствами. Они предоставляют другим работу, развивают нашу экономику» (Русский newsweek. 2005. №44. С.28).

        Согласны ли вы с этим мнением, если учесть, что таких людей в обществе несколько процентов?

Задание 22

Негативное отношение к новой буржуазии – это не признак нашего времени. В России исстари не было культа богатства. В русской литературе нет примеров защиты капиталистической наживы. По выражению М.Цветаевой «сознание неправды денег в русской душе неотвратимо». А какие еще могут быть причины? Может, в этом повинны сами предприниматели?

Задание 23

«Дворянство завидовало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением к цивилизации и культуре, купеческие жены получали свои туалеты из Парижа; ездили на «зимнюю весну» на французскую Ривьеру, и в то же время по каким-то тайным  психологическим причинам заискивали у высшего дворянства. Чем человек становится богаче, тем пышнее расцветает его тщеславие»,- говорил В.Немирович-Данченко в начале 20 века.

Согласны ли вы с выводом знаменитого режиссера? Считаете ли вы, что с тех пор мало что изменилось?

А вот что писали в газетах о «новых русских» в начале 21 века: «У нашей нынешней «элиты» (в смысле у богатых) есть такая черта – им стыдно покупать задешево, даже не стыдно – западло. Но есть вещи, которые объективно не могут стоить дорого. Это объективно. А у нас, там, где отоваривается «элита», продавцы повышают цены на дешевые товары раз в десять, а то и в двадцать – лишь бы брали.

Недалеко от моего дома есть магазин, в котором продаются морские аквариумы. Самым дорогим экземпляром одно время там была не большая акула. Она, как заведенная плавала по кругу, выставляя над водой темный плавник, и стоила вместе с аквариумом примерно столько, сколько бы хватило на покупку в Москве собственной жилплощади. Я часто заходила в этот магазин, чтобы полюбоваться на нее, и не верила, что кому-то придет  в голову ее купить. И ведь купили! (Надеюсь, не для того, чтобы съесть). И что самое смешное – из-за цены. Продавец так и сказал о покупателе: «Дешевле он бы не купил».

Господа! Стыдно так тратить деньги в нищей стране». (Е.Гликман. «Вне икры» //Новая газета. 2005. Октябрь. Ежемесячное обозрение. С.3)  

Как вы думаете, зачем покупатель купил акулу? Разделяете ли вы пафос автора статьи?

Задание 24

«Богатый человек никогда не будет сорить деньгами. Как показывает практика, чем больше у человека разнообразных имиджевых штучек: дорогущие часы, крутая машина и т.д., то скорее всего это  все, что у него есть. Тот, кто заработал миллионы собственным трудом, умеет считать деньги и не будет ими бездумно кидаться», - говорит Алексей Новик. (А.Серов. Богатые просто рыдают //Финанс. 2006.№6. С.101).

        О чем свидетельствует такое поведение?

Задание 25

«Господин Усков, главный редактор GQ, рассказывал, что в нашей стране уже народился целый класс «золотых воротничков», для которых потребление продукции luxury стало жизненным приоритетом. Он ссылался на магазины Mercury, в руководстве которого считают, что покупка роскошных автомобилей  Bentley в кредит – дело ближайшего будущего… Господин Усков свидетельствовал о новой идеологии элиты: «Нет ни правых, ни левых, есть winners (англ. «победители»)  loosers (англ. «неудачники»)» (Новая газета. 2006. №35. С.11).

        Считаете ли вы, что способность покупать роскошные автомобили является мерилом успешности (неуспешности) человека? Чем, по вашему мнению, должно определяться положение человека в обществе?

Задание  26

Прочитайте отрывок из статьи А.П.Чехова «Наше нищенство» и прокомментируйте его.

 «Русский человек, например, ужасно застенчив, когда дает или предлагает, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из коренных его свойств. Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества: и уличным нищим, и их благодетелям. В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших – ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам… Все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажется… за кулисами всего этого чрезвычайно часто кроются несправедливость, произвол, насилие над чужой совестью, эксплуатация чужого чувства, преступление. Разве начальник станции, дающий даровой билет, не крадет? Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?

Хуже всего, что беспечность и художественный беспорядок, царящие в отношениях русского человека к чужой собственности, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд».

Что вы можете сказать об отношении нынешних россиян к труду?

Задание 27

В учебнике  «Социология» (авт. В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. М., ИНФРА-М, 2003, с.392) приводится список необходимых жизненных благ для англичан в 1988 г.

Почти все англичане считают, что нельзя обойтись без сухого теплого жилища с отопительной системой, с туалетом и ванной внутри дома, не являющимися общими с соседями, без общественного транспорта, теплого непромокаемого пальто и т.д.

Составьте собственный список, без чего вам нельзя обойтись. Напишите, чего из этого списка у вас нет. Проведите небольшое исследование: проанализируйте списки ваших коллег и сравните со своим. Дифференцируйте ваших коллег по наличию у них необходимых жизненных благ. Что вы им и себе порекомендуете?    

Задание 28

        Прочитайте отрывок и выскажите  свое отношение к позиции автора.

«Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство – неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития…

        Неравенство – не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество – единственного энергетического источника развития» (Основы социологии. Курс лекций. /под ред.А.Г.Эфендиева. М., 1993.С.285, 293).    

        Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать позитивное значение неравенства? Приведите контраргументы.      

Задание   29

Одним из достижений 2000-х гг. называют появление в России массового «среднего класса». Министерство экономического развития и торговли РФ, исходя из анализа динамики роста реальных доходов населения, прогнозирует увеличение доли «среднего класса» в структуре населения до 50 – 52% к 2020 г. А президент В.Путин накануне президентских выборов 2008 г. поставил задачу: через 12 лет довести уровень «среднего класса» до 70%.[1]

        А первый заместитель руководителя Администрации президента В.Сурков вообще называет  этот класс «гегемоном».  Якобы этот класс обрел «социальную гегемонию и политическую власть» и это отличает сегодняшнее время от предыдущего «десятилетия олигархов». Люди «среднего класса» будто бы формируют «современную культуру России», «наш образ жизни», «нашу демократию». Средний класс Сурков награждает эпитетами: «соль земли», «золотая середина», «сердцевина общества». «Российское государство – это его государство, и российская демократия – его, и будущее у них общее… Россия – их страна. Медведев и Путин – их лидеры».

        В этот класс он зачисляет «собственников обычного жилья, скромных автомобилей, небольших компаний», то есть врачей, преподавателей, офицеров, квалифицированных рабочих, сельских специалистов, госслужащих, офисных работников.[2]

ЧЕЛОВЕЧКИ

Человечек современный, низкорослый, слабосильный,

Мелкий собственник, законник, лицемерный семьянин,

Весь трусливый, весь двуличный, косодушный,

щепетильный,

Вся душа его, душонка – точно из морщин.

Вечно должен и не должен, то – нельзя, а это – можно,

Можешь карты, можешь мысли передернуть – осторожно,

Явно грабить неразумно, но – стриги овец.

Монотонный, односложный, как напевы людоеда:

Тот упорно две-три ноты тянет-тянет без конца,

Зверь несчастный существует от обеда до обеда,

Чтоб поесть – жену убьет он, умертвит отца.

Этот ту же песню тянет, - только он ведь просвещенный,

Он оформит, он запишет, дверь запрет он крючок.

Бледноумный, сыщик вольных, немочь сердца,

евнух сонный,

О, когда б ты, миллионный, вдруг исчезнуть мог!

К.Бальмонт.

        Какие признаки принадлежности к «среднему классу» выделяет поэт? Какие особенности мировоззрения  человека «среднего класса» характеризует поэт? Согласны ли вы с оценками «среднего класса», данными В.Сурковым и К.Бальмонтом?      

Задание 30

Молодые  россияне  остро  переживают  материальные  трудности  в семье.     В семьях, где за последние годы произошло изменение материального положения в сторону ухудшения, у детей отмечаются  значительные  отклонения  в душевном  состоянии. Установлена  прямая взаимосвязь:  негативная  динамика  материального  положения  семьи связана с негативной динамикой душевного самочувствия молодого поколения. В частности, 65% детей из семей, улучшивших свое финансовое положение  за последние  годы, отметили, что обычно пребывают в спокойном  душевном  состоянии.  Среди  тех,  чей  доход  за  последнее время значительно снизился, таковых  лишь 32% (Альбицкий, В.Ю. Состояние здоровья и образ жизни детей из бедных семей / В.Ю. Альбицкий, С.Я. Волгина, Е.А. Курмаев // Вопросы современной педиатрии. — 2007. №6. С. 25-28.

Какую закономерность выявляют исследователи? Попробуйте ее объяснить.

Задание 31

        В 80-е гг. ХХ в. Г.Хардином была предложена аналогия, связанная с ростом численности населения и обеспечением его продовольствием, которая стала известна как «этика спасательной шлюпки». Если в шлюпку сядет слишком много людей с потерпевшего бедствие корабля, то она потонет и все погибнут. Если бы в шлюпке было меньше людей, то, по мнению автора аналогии, они смогли бы благополучно добраться до берега. Обозначьте собственную позицию по отношению к «этике спасательной шлюпки».

По какую сторону борта в этой схеме вы видите Россию? (Д.А.Гдалин, И.Ю. Гладкий. Глобальная география. 11 кл.: Метод. Пособие. М., Дрофа, 2002. С. 28)

Задание 32

В период «Великой депрессии» президент США Ф.Рузвельт потребовал от конгресса снизить ставки налогов на небольшие доходы и увеличить их для крупных, на 7% поднять налог на наследство, заявив, что «богатство ныне не является результатом индивидуальных усилий».

        Согласны ли вы с доводом Рузвельта? Поддержали ли бы вы его инициативу?

Задание 33

Влияние уровня жизни семьи на психическое здоровье детей

Характеристики  

психического здоровья

Принадлежность к социальному слою по доходу

Бедные

Малообес-печенные

Базовые

Средние

Состоя-

тельные

Беспричинные приступы

тревожности

43

38

33

31

44

Невозможность сосредоточиться на умственной деятельности

34

43

29

24

56

Постоянное внутреннее  

напряжение

24

26

20

28

33

Чувство одиночества

33

29

18

26

44

Беляева, Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева// Социологические исследования. — 2006. №9. С. 52-63.

          О каких закономерностях влияния экономического неравенства на показатели психического  здоровья   говорят данные этой таблицы?

Задание 34

В своей книге «Исповедь на заданную тему» (в 19990 г.) Б.Н. Ельцин писал: «Пока мы живём так бедно и убого, я не могу есть осетрину и заедать её черной икрой, не могу мчать на машине, минуя светофоры и шарахающие автомобили, не могу глотать импортные суперлекарства, зная, что у соседа нет аспирина для ребёнка. Потому что стыдно» (Ельцин Б. Исповедь на заданную тему / Б. Ельцин.– М., 1990. С.123).

Чего стыдился автор? Социальное неравенство – это что-то постыдное?

Задание 35

«Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин не так давно высказал мнение, что в России слишком много миллиардеров и что это, мол, не «соответствует уровню развития страны»…

        «Соответствует» ли это число развитию экономики? Безусловно. Это свидетельство роста стоимости российского бизнеса – рынок оценивает российские компании все дороже и дороже, и в этом нет ничего плохого…

        К тому же богатство измеряется не доходом, а размером имущества. Это достаточно новое для России явление, которое до сих пор не понято и не принято населением. Миллиард – это не куча купюр, это стоимость бизнеса. Тот, кто хочет эту стоимость снизить, фактически покушается на частную собственность…

        Российской бедности стоит стыдиться. Ведь это не имманентное свойство людей, а следствие нелепых  социальных экспериментов, которые стерли понятие собственности (и уважения к ней), вытравили стремление к успеху и убили надежду на собственные силы».

М.Кашулинский, главный редактор Forbes // Forbes. 2008. Май. С.31.

        С кем вы согласны: со С.Степашиным или с редактором Forbes? Что понимает редактор журнала под богатством? Стыдиться ли бедности?

Задание 36

Герберт Саймон, лауреат нобелевской премии по экономике 1978 г.,  в 2000 г. писал, что не менее 90% доходов, получаемых в богатых странах, - результат использования «социального капитала». Саймон имеет в виду и наследственное богатство, и связи с людьми того же круга, и знакомства в чиновничьих кругах, и знания, накопленные обществом в целом в виде технологий и институтов. Ученый подсчитал: при плоской 70-процентной шкале подоходного налога в США можно было бы не только финансировать все правительственные программы, но и выплачивать каждому американцу примерно 8000 долл. в год. Причем даже при такой дикой ставке налога доход, оставшийся у людей после отчислений в бюджет, все равно был бы втрое больше, чем они, по мнению Саймона, заработали собственным трудом.

        А российский миллиардер М.Прохоров заявил «Комсомольской правде»: «Российские люди после многих лет унижений и трагедий заслужили право на  красивую и веселую жизнь». Но в Европе многие искренне считают, что права на жизнь как у русских миллиардеров в Куршевеле нет ни у кого, пока существует бедность…

        Российские миллиардеры хотят, чтобы их любили такими, какие они есть: «Мы ведь заслужили!», - пишет управляющий директор инвестиционного банка «КИТ Финанс» Л.Бершидский в «Forbes» (2007, май, с. 64).

        Что говорит Г.Саймон о происхождении доходов в богатых странах? С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, расскажите о происхождении крупных капиталов в России. Что вы скажите, по тексту, об отношении к богатству и бедности на Западе и в современной России?

Задание 37

«Наши люди в отличие от тех французов или немцев, перечисляя то, что они имеют, в последнюю очередь называют деньги. Или вообще забывают их упомянуть. То есть деньги для них – это не собственность. Это лишь возможность купить что-то, что останется при тебе… У нас просто в голове не укладывается, что деньги могут и должны «работать», а не лежать в ожидании крупной покупки. Что «правильная» собственность – та, которая приносит тебе доход… Подчеркиваю – средний обыватель, основная категория населения. А если я захочу стать совладельцем, например, «Газпрома» - как я это сделаю? В какой пенсионный фонд отдам свои средства? Понятия не имею. Меня никто этому не учил. Вот и получается, что деньги, акции, недоброй памяти ваучеры – все это для наших сограждан по сути ничто, из которого надо срочно делать «что-то».

Директор ИС РАН М.Горшков

//Российская газета. 2005. 7 дек. С.22

Как россияне, по мнению автора, относятся к деньгам, в отличие от европейцев? Что такое, по мнению автора, «правильная» собственность? С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, предложите не менее двух способов изменить отношение россиян к собственности.

Задание 38

В третьем майском номере газеты ПГСХА «Мариинка» за 2009 г. появилась заметка о впечатлениях  одного американца от увиденного в селе Красная Слудка. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

«Остановился калифорниец перед сплошь цветущим газоном из диких трав. Призадумался. Алексей  спрашивает: «Что с тобой?».

- Да вот думаю, - отвечает брат, - сколько стоит этот газон? У нас в Калифорнии такой газон имеют возможность иметь только миллиардеры. Сколько стоит вода, чтобы поливать такой громадный газон?

        Он заметил, что в Красной Слудке все улицы в таких газонах…

        Потом поехали в лес к роднику…Алексей берет кружку, черпает воду и пьет. Американец его предостерегает, разве можно воду из-под земли? У них в Калифорнии, если источник не в частной собственности, пить нельзя – отравлено… Удивился брат, что питьевая вода здесь ничейная, попробовал. Она ему сладкой показалась»

         Что характеризует данный отрывок? Что вы скажете об отношении к собственности американцев и россиян?

Задание 39

Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество). При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству пли по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.

И.Сталин Из отчетного доклада

XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)

        Дайте ваше определение социального равенства. Сравните его с марксистским. Выскажите свое обоснованное отношение к нему.

Задание 40

Гарри Табачник (Та6ачник Г. Последние хозяева Кремля. М.: Орфей, 1994. С. 36) свидетельствует: в год сталинской конституции (1936) русский рабочий на свой месячный заработок мог приобрести 241 кг хлеба, 13 кг масла, 19 кг мяса и 56 кг сахара. Автору эти данные потребовались для доказательства того, что покупательная способность рабочего сталинской поры была ниже возможностей российского пролетария, боровшегося с самодержавием в 1913 г. Если продолжить это сравнение, то в марте 1994 г. среднемесячная зарплата как рабочего, так и профессора в России составляла 164 800 рублей. И тот. и другой могли на эти деньги купить или 126 кг хлеба, или 39 кг масла, или 42 кг мяса, или 126 кг сахара. Для того чтобы купить набор, доступный рабочему в 1936 г., среднемесячную зарплату нужно было бы увеличить в три раза и довести ее до 503 000 рублей .

В.И. Жуков, В.Л. Прохоров.

Взгляд на Россию первой половины 90-х годов

//Социс, 1996, №4

        Как изменилось материальное положение рабочих в 90-х гг. прошлого столетия? В чем, по-вашему, причины этого? Проведите эксперимент: придите в магазин и мысленно купите продуктовый набор, указанный в тексте. Интересно, насколько он потянет? А затем посчитайте, как бы выглядел этот набор на месячную зарплату одного из ваших родителей?

Задание 41

Конечно, ставку на хорошее образование делал и советский средний класс. Но у "новых средних" другие приоритеты: учеба ребенка в престижном вузе по престижной специальности - это уже не столько предмет семейной гордости, сколько символ классовой общности, признак клубной принадлежности. Российские "средние" заявляют, что готовы тратить на образование детей до 500 долларов ежемесячно. "Образование рассматривается как маркер принадлежности к определенному социальному слою и как пространство "престижного потребления", - считает Борис Гладарев. - А еще характерно, что включение в рынок образовательных услуг стало происходить фактически с момента первой возможности ребенка эту услугу усваивать".

// Итоги, 2009, №53 от 28 декабря.  С.49

        О какой черте представителей нового «среднего класса» говорится в отрывке? Каково их отношение к образованию? А ваше?

Задание 42

Теперь собственно о ценностях. Они хорошо известны.  Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений.

  Хотел бы, кстати, напомнить, что Конституцией также установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Эта норма, эта моральная норма является у нас и нормой закона.

Президент России

 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации

5 ноября 2008 года

        Как понимает автор справедливость? Разъясните, что такое «пропаганда социального превосходства», приведите примеры и объясните. Почему она запрещена в Конституции (найдите в ее тексте подтверждение этого)?

Задание 43

Для мировоззрения крестьян, живущих в «земледельческой общине», характерны, по крайней мере, следующие черты: религиозность, традиционализм, тяга к сохранению традиций и обычаев предков; с одной стороны, общинный коллективизм, артельность, с другой стороны, мелкособственнические устремления. Особо следует подчеркнуть веру крестьян в сильное государство, в «сильную руку» или, часто, в сильного и доброго царя.

Почему образуются такие представления? Существенная черта «земледельческой общины» - «ее изолированность, отсутствие связи между жизнью одной общины и жизнью других, этот локализованный микрокосм, который не повсюду встречается как имманентная характерная черта этого типа, но который повсюду, где он встречается, возводит над общинами более или менее централизованный деспотизм» ((Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.19. С.405)

«Земледельческой общине» свойствен, как отмечал К.Маркс, дуализм: «… с одной стороны, общая собственность и обусловливаемые ею общественные отношения придают прочность ее устоям, в то время как частный дом, парцеллярная обработка пахотной земли и частное присвоение ее плодов допускают развитие личности, несовместимое с условиями более древних общин.

Но не менее очевидно, что тот же дуализм может стать со временем источником разложения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.19. С.404).

Конечно, при ведущей роли рабочего класса, его авангарда – подлинно Коммунистической партии – и его научной идеологии – подлинного марксизма – возможно и даже необходимо использование коллективистских устремлений, коллективистских сторон уклада жизни «земледельческой общины» и трансформирование, развитие его от уровня общинного до уровня общественного и, в конечном счете, до уровня коллективизма в масштабах человечества.

Вазюлин В.А. «Большой проект» Г.А.Зюганова

 с точки зрения марксиста (О «Манифесте НПСР»

 //Марксизм и современность. 1999. №1-2. С.70.

        О каких чертах мировоззрения крестьянина, жившего в 19 веке в земледельческой общине, пишет автор? Как объясняет он эти представления? Используя знания обществоведческих курсов и факты общественной жизни, поясните двумя примерами, как эти черты проявляются в мировоззрении и поступках современных российских крестьян?

Задание 44

        «Под словом «равенство» не следует понимать абсолютного равенства силы и богатства; но сила никогда не должна доходить до насилия; богатство же должно быть распределено так, чтобы ни один гражданин не был ни настолько богат, чтобы быть в состоянии покупать другого, ни настолько беден, чтобы ему пришлось продавать себя»

Ж..Ж.Руссо //цит. по: Р.Подольный. Любовь к мудрости.

 М., Детская литература, 1982. С.198

        Как вы понимаете позицию Ж.Ж.Руссо по отношению к равенству? Используя знания обществоведческих курсов и факты общественной жизни, подтвердите или опровергните точку зрения автора.

Задание 45

«Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию».

В.Путин. Строительство справедливости.

 Социальная политика для России

//Комсомольская правда. 2012. 13 февраля

Какие социологические понятия отражают ситуацию, о которой говорит президент? Какие последствия для общества и человека она может иметь?


[1] Комсомольская правда. 2008. 22 февраля. С.20.

[2] Российская газета. 2008. 4 декабря