КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
Методические указания по написанию для студентов заочного отделения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н.Прянишникова
Кафедра истории, социологии и права
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
для студентов заочного отделения
Пермь 2012
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения ПГСХА старшим преподавателем кафедры истории, социологии и права А.Ю.Чернышевым
Ответственный за выпуск – к.и.н., доцент Т.С.Волкова
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры
Одобрено методической комиссией факультета землеустройства и кадастра
СОДЕРЖАНИЕ
I ВВЕДЕНИЕ
1. Постановка научной проблемы
2. Актуальность работы
3. Объект и предмет исследования
4. Цель работы
5. Задачи работы
6. Рабочие гипотезы
7. Описание понятий, используемых в исследовании
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
8. Исследовательская часть
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. Выводы
10. Рекомендации
I ВВЕДЕНИЕ
1. Постановка научной проблемы.
Для выбора темы и ее формулировки вам следует обратиться за помощью к сетевому ресурсу http://ecsocman.hse.ru/
Здесь, в открытом доступе находятся архивы ведущих научных социологических журналов, таких как, например, издание Института социологии РАН «Социс» и др.
Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, вам необходимо ознакомится с одной-двумя публикациями, отражающими результаты исследовательской работы ученых по определенной проблеме. При этом одна статья становится для вас опорной, на основе которой вы и ведете последующее изложение. Эту статью необходимо скопировать и приложить к экземпляру контрольной работы. Она обязательно должно содержать библиографическое описание.
Вашей задачей является выявление в тексте научной статьи основных этапов социологического исследования, от постановки научной проблемы до рекомендаций. Каждая публикация отсылает к другим по данной проблеме, размещенным на сайте, что позволит вам использовать дополнительный материал и составить библиографический список в конце контрольной работы. Литературу из библиографического списка копировать и прилагать к контрольной работе не требуется.
Тема контрольной работы формулируется в виде социологического вопроса, например: «Как влияет семья на преступность несовершеннолетних?» Так вы учитесь обнаруживать научную проблему исследования, которую затем перенесете в свою контрольную работу. Подсказкой может стать заголовок используемой научной публикации. Например, студент ознакомился со статьей И.В. Цветковой «Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев» (Социс, 2010, №3. С.106-111). Свою контрольную работу он назвал «Каков престиж города в представлениях молодых тольяттинцев?» Проблемой научного исследования он обозначил критерии оценки города подростками. Проблема научной работы может быть сформулирована в аннотации опорной статьи.
2. Актуальность темы.
Далее вам необходимо обосновать свой выбор темы для контрольной работы. Для этого следует предварительно ознакомиться с аргументацией автора публикации и ответить на вопрос: достаточно ли аргументов актуальности, значимости темы приводит автор? Так, автор статьи «Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев» обращает внимание на растущее несоответствие между стереотипом Тольятти как молодежного города и реальными процессами, такими как старение населения, изменение структуры ценностей.
Не забывайте, что если автор научной публикации обосновывает актуальность научной проблемы проведенного им или с его участием исследования, то вам необходимо обосновать ваш интерес к его публикации и теме. Поэтому вы можете привлечь данные статистики, свой жизненный опыт, аргументы ценностного характера, отражающие вашу (а не только авторскую) позицию и т.п.
3. На третьем этапе вам необходимо указать объект и предмет исследования и описать социально-демографические характеристики объекта исследования. Так, объектом исследования престижа города Тольятти могут быть названы молодежь города или старшеклассники города или молодые горожане. Характеризуя объект исследования следует указать, например, что в исследовании приняли участие 818 старшеклассников 21 школы города Тольятти (С.107). Предмет исследования: престиж города Тольятти.
4. Формулируется цель контрольной работы, направленная на изучение научной проблемы. Пример формулировки цели: изучить, каков престиж города в представлениях молодых тольяттинцев.
5. Задачи контрольной работы.
Задачи предполагают получение промежуточных результатов, помогающих достичь цели исследования. Вам необходимо, опираясь на текст публикации написать, что конкретно вы хотите узнать, чему научиться и какие навыки получить в ходе самостоятельной работы над темой. Так, автор статьи поставил следующие вопросы: «Насколько условия города Тольятти соответствуют потребностям современной молодежи?» «Является ли Тольятти молодежным городом ХХI века?» ( С.107)
Примеры задач по теме «Каков престиж города в представлениях молодых тольяттинцев?»:
1. Ознакомиться с источниками социологической информации по теме.
2.Дать социологические определения понятиям «молодежь», «городская среда», «престиж».
3. Выяснить критерии оценки города подростками.
4. Изучить методику проведения социологических исследований.
5. Определить зависимость оценок престижа города от жизненных планов старшеклассников.
6. Высказать рекомендации по повышению удовлетворенности качеством жизни молодых горожан.
6. Рабочие гипотезы.
Далее вам предлагается обдумать тему исследования и самостоятельно ответить на проблемный вопрос. Изложение начинаете от первого лица: «Я думаю…», «Я считаю…» Вы составляете перечень ответов-предположений, показывающих возможные результаты исследования по вопросам, заданным социологами.
Затем вам необходимо привести гипотезы социологов в соответствующем месте публикации и сравнить их с вашими. Обращайте внимание на предложения, содержащие вероятностные суждения. Например, изучая престиж такого промышленного города как Тольятти среди старшеклассников, можно было предположить, что критерии престижности, отображающие состояние его культурной сферы, окажутся во второй половине рейтинга. Далее автор по этому поводу формулирует гипотетическое суждение: «Вероятно, это следствие влияния технократических идей, которые воплотились в Тольятти и продолжают оказывать влияние на мышление подрастающего поколения» (с.108).
7. Основные понятия темы
Вводная часть самостоятельной работы завершается определением понятий, используемых в исследовании (например, «семья», «преступность», «несовершеннолетние»). Обратите внимание на то, что ключевые слова могут приводиться уже в самом начале опорной статьи. Например, в статье «Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев» называются следующие ключевые слова: молодежь, городская среда, престиж. Вам необходимо в тексте контрольной работы раскрыть смысл этих понятий (дать определение) с точки зрения базовой для них науки. Во-первых, вам следует отразить то, как эти понятия раскрываются в самой публикации. Во-вторых, обратиться к словарям научных терминов. В-третьих, записать и дать определения всем понятиям, которые покажутся вам незнакомыми и непонятными в тексте, выделив их в особый подпункт раздела (назвав его, например, «Мой словарь»).
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
8. Исследовательская часть
Наибольший объем работы (до 2/3), разумеется, занимает собственно исследовательская часть. Она предполагает знакомство с научной литературой, другими источниками, описание основных методов исследования, процедуры его проведения или разработку методики и инструментария исследования, изложение результатов научных и собственных исследований. В тексте опорной статьи выявляется эта часть исследовательской работы социологов. Например, в основу публикации «Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев» положены материалы анкетирования старшеклассников г.Тольятти, проведенного сотрудниками отдела мониторинга «Ресурсного центра» Департамента образования весной 2009 г. (с.107) Контрольные работы, которые не содержат указания на факт проведенного социологического исследования и его авторов, приниматься не будут.
При работе с публикацией вам необходимо выяснить, логично ли выстроена статья: от идеи, актуальности до итоговых выводов и перспектив исследования; какие новые факты, явления, особенности процессов, групп, институтов и т.п. обнаружены автором; оценить качество визуального представления материала: наличие таблиц, диаграмм, иллюстраций, примеров и т.п., а также стиль изложения материала, доступность языка статьи для понимания читателями.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. Выводы
В выводах сравниваются полученные результаты исследования с предполагавшимися. В выводах указываются гипотезы, которые 1) полностью подтвердились, 2) частично подтвердились, 3) не подтвердились. Раздел предполагает изложение выводов, сделанных социологами в опорной статье, сравнение их с гипотезами, высказанными студентами к своей работе. Вы обязаны сделать собственные выводы. Например, в виде ответов на вопросы: «Что я знал(а) по этой теме?»; «Что нового я узнал(а) по этой теме?» Обращайте внимание в тексте опорной статьи на предложения, начинающиеся со слов: «Таким образом…», «Итак…». Например, по публикации «Престиж города в представлениях молодых тольяттинцев» можно сделать следующие выводы:
1) оценка престижности Тольятти зависит от профессиональных планов молодежи;
2) более высокие оценки условиям жизни в Тольятти дает молодежь, которая выбрала профессии в сферах строительства, обслуживания, правоохранительных органов;
3) мнения подростков о городской среде различаются в зависимости от их миграционных планов;
4) на сегодняшний день условия жизни в Тольятти соответствуют потребностям примерно половины молодежи, вступающей во взрослую жизнь, материальные и духовные запросы которой сравнительно невысоки.
В разделе не должно содержаться фактической информации (цифр, диаграмм и т.п.)
10. Рекомендации
В разделе раскрываются практическое значение исследования, сферы и возможности применения его результатов, излагаются рекомендации ученых, оценивается теоретическая и практическая значимость работы ученых.
Студентам предлагается заполнить таблицу
Проблема | Что делать? | Кто будет делать? |
1. | 1. | 1. |
Опираясь на выводы и рекомендации ученых, студент предлагает и обосновывает свои способы решения изучавшейся социальной проблемы.
В работе выявляются проблемы, требующие дальнейшего изучения, поскольку многие вероятностные суждения авторов публикации, не нашли прямого подтверждения в ходе исследования или были сделаны уже в ходе анализа результатов. Например, рассматриваемая публикация о престиже города выводит на проблему взаимосвязи миграционных настроений и условий проживания.
Допускается саморефлексия по поводу выполненной работы или прочитанных публикаций, вы можете поделиться размышлениями по поводу того, какие чувства, эмоции возникали у вас в процессе реферирования публикации.
Требования к оформлению работы
Объем - до 22 страниц машинописного текста, размер шрифта - 14, интервал - 1,5, редактор - Word, шрифт -.Times New Roman Параметры страницы: сверху, снизу, справа и слева по 2 см.
Приводимые в работе цитаты, данные исследований, информация из других источников, включая Интернет, требуют ссылок (внизу страницы), которые должны быть полными: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата.
В конце работы дается полный список использованной литературы, указывается дата окончания работы и подпись исполнителя.
Образцы оформления сносок
1 Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 64 – 84.
2 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие. М., 1995. С. 286 – 304.
3 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 29.
4 Халипов В.А. Введение в науку о власти. М., 1995, 640 с. (если ссылка дается на весь источник).
5 Наумова М.Д. Эволюция воззрений на власть в английском либерализме Х1Х в. Автореф. дис.… канд. полит. наук. М., 1999.
6 Соловьев А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии // Полис. 1998. № 4. С. 18.
7 Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое и права человека // Вопросы философии. 1990. № 5. № 6. № 11. С. 17 – 19. (если статья в нескольких номерах).
8 Щекочихин Ю. Московский спрут // Лит. газ. 1990. 12, 19 сент.
9 Разуваев В. Выборы и технологии. Избирательные кампании в политической литературе // Независимая газета. 1999. 14 окт.
10 http://ecsocman.hse.ru/data/2012/06/13/1273319963/Lukov.pdf
Преподаватель может организовать публичную защиту исследовательских работ, в ходе которой студенты представляют их компьютерные презентации и отрабатывают навыки устных выступлений.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА
Кафедра истории, социологии и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология и социология» на тему
Каков престиж города в представлениях молодых тольяттинцев?
Выполнил:
Проверил:
Пермь 2012