Коррекционно-развивающая программа для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков» (авторы составители Минулина Т.Ю. музыкальный руководитель, Чечерина И.Е. методист)

Чечерина Ирина Евгеньевна

Авторы-составители:
Минулина Т.Ю. - музыкальный руководитель БУ "КЦСОН "Виктория",
Чечерина И.Е. - методист БУ "КЦСОН "Виктория"

Программа «Радуга звуков» является рабочим документом музыкального руководителя.

Программа обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие,  поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень;  право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст .№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_raduga_zvukov_08.05.2013.docx79.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент социального развития ХМАО-Югры

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения

 «Виктория»

Утверждаю:

Директор

БУ ХМАО –Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория»

______________ Л.А. Прохорова

 Приказ № __35__

«18» «февраля» 2013г

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ

«РАДУГА ЗВУКОВ»

Составитель:

Минулина Т.Ю. -музыкальный

руководитель отделения психолого-

педагогической помощи семье и детям

Чечерина И.Е. методист

г. Лангепас

2013г.


I.Пояснительная записка

     Музыкальное развитие дает возможность, наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества детей (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний) и, что самое главное - это постоянная возможность самореализации, что особенно важно, так как сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых все более весомое место начинает занимать проблема сохранения психического и физического здоровья детей и подростков. 

  1.       Актуальность программы.

В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения  «Виктория»  находятся дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.  Многие из воспитанников имеют хорошие музыкальные данные, но лишены возможности раскрыться, проявить себя творчески.

  Для развития музыкальных и творческих способностей детей разработана программа «Радуга звуков», которая защищает право ребенка на здоровое развитие,  поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень;  право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст.№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»). В рамках проведения  мероприятий  по программе ребенок имеет возможность проявить себя творчески, самосовершенствоваться, приобретать навыки коммуникативного общения, участвуя, в конкурсах и фестивалях, различного уровня.

     Особенность программы  «Радуга звуков»  в том, что она разработана для неподготовленных детей и способствует снятию психоэмоционального напряжения, развитию общей музыкальности, расширению кругозора.  При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Занятия осуществляются на основе добровольности, независимо от уровня подготовленности ребенка.

            Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков воспитанников, последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, современная песня в - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

             Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие воспитанников будут идти взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

      В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

           В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

На каждом музыкальном занятии используются здоровье сберегающие технологии:

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной, коррекционно-развивающей  работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Валеологические песенки - распевки.

С них  начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям.

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

  1. Целевая группа:

Данная программа рассчитана для воспитанников учреждения 7-14 лет.

  1. Цель:  развитие музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности»

  1. Задачи программы:

В области обучения:

  • Обучить певческим навыкам, выразительному пению.
  • Обучить основам музыкальной грамоты.
  • Обучить сценической культуры, работе в коллективе.
  • Формировать устойчивый  интерес  к пению.

В области развития:

  • Развивать слух и голос детей.
  • Развивать  музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
  • Использовать  различные  приемы  вокального исполнения.

В области воспитания:

  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Приобщать к концертной деятельности  (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Сохранять и укреплять психическое здоровье детей.

  1. Формы работы:

  1. Групповые и индивидуальные занятия.
  2. Контрольные занятия.
  3. Открытые занятия для педагогов.
  4. Концерты, творческие встречи.
  5. Постановка музыкальных композиций, театральных постановок.
  6. Участие детей в конкурсах и фестивалях.

  1. Методы работы

В качестве главных методов программы «Радуга звуков»  избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1.     Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у воспитанников осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.     Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации.

      В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального объединения проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3.     Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого направления программы  с содержанием всей структуры  программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.     Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


II. Содержание программы.

Срок реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года.

Этапы реализации программы

Программа реализуется  в три этапа:

Подготовительный (январь):

  • Знакомство с воспитанниками;
  • Диагностика вокальных данных;
  • Подбор  и работа с музыкальным материалом;
  • Составление плана учебных занятий.

Основной (февраль-ноябрь):

  • Теоретические и практические занятия.
  • Развитие и совершенствование музыкальных навыков в исполнительской деятельности.

Итоговый (декабрь):

  • Анализ реализации программы;
  • Итоговая диагностика;
  • Участие воспитанников в конкурсах, концертах внутри учреждения, в городских, окружных.

Механизм реализации программы.

     

     Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой,  литературой,  фольклором, сценическим искусством, ритмикой.  Для этого планируется  консультации с хореографом, психологом.

     Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.      Теоретическая часть включает в себя основы музыкальной грамоты, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, индивидуальности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.


Направления деятельности

  1. Пение как вид музыкальной деятельности.
  2. Формирование детского голоса.
  3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
  4. Игровая деятельность, театрализация песни.
  5. Элементы хореографии.
  6. Актёрское мастерство.
  7. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.


III. Ресурсы

Кадровые ресурсы

п/п

Специалисты

Количество

Направление работы

Заведующая отделения  дневного пребывания

Заведующая стационарным отделением

2

Контролирует процесс реализации программы, оказывая при этом необходимую помощь

Музыкальный руководитель

1

Реализация программы, разработка сценариев к мероприятиям, написание конспектов занятий.

Психолог

1

Консультирование специалиста по личностным особенностям детей.

Педагог организатор

1

Совместное проведение культурно-массовых мероприятий, разработка сценариев

Информационные ресурсы

  • выпуск информационных буклетов для детей, родителей;
  • рекомендации к консилиуму;
  • выставки творческих работ;
  • привлечение СМИ к освещению, проводимых мероприятий в центре.

Методические ресурсы

  • Абелян И.К. «Как Рыжик научился петь», / И.К.Абелян.- Москва, 1985 – 139с.
  • Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
  • Добровольская Н.С.  Распевания в школьном хоре/ Н.С.Добровольская.- Москва: Просвещение 1987г. – 75с.
  • Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев.- Москва:  Издательство «Музыка», 1968. – 675 с.
  • Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// В.В. Емельянов.- Москва:  Литература-интернета, 2006- №12- С. 3-5.
  • Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. – / Е.М. Малинина.- Москва: Сов. композитор, 1967. -149с.
  • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. / М.А. Михайлова. - Ярославль. Академия развития, 1997г –  240 с.
  • Струве Г.А.  Школьный хор / Г.А. Струве – Москва: «Музыка», 1981 – 190 с.
  • Павлищева О.С. «Методика постановки голоса»/ О.С. Павлищева Москва: Просвещение, 1964 г. – 128с

Нормативно-правовая база

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2010 № 247-п «Об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы» (с изменениями на 26.02.2011);
  • Распоряжение Правительства автономного округа «О Комплексе мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на 2011 год» (от 25 марта 2011 года №101-рп);
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  • Устав бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания «Виктория».

Инструкции по ТБ

  • Инструкция по ТБ и охране труда при проведении массовых мероприятий.
  • Инструкция по ТБ и охране труда при проведении прогулок, экскурсий, походов.
  • Инструкция по охране труда для музыкального руководителя.

Материально-технические ресурсы

  • Фортепиано;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Краски, цветные карандаши, фломастеры, ватман, альбомы для рисования, кубики, цветные ленты, резиновые мячи;
  • Детские стулья;
  • Костюмы для выступлений;
  • Экран для демонстрации слайдов, видеоматериалов;
  • Компьютер.

IV. Контроль и управление

 

V. Результаты


V. Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Ожидаемые результаты

Качественные (критерии оценки)

Количественные (критерии оценки)

Развитие вокально-интонационных навыков воспитанников.

Расширение диапазона голоса воспитанников, развитие речевых навыков умение правильно дышать, знание строения голосового аппарата.

Количество участников посещающих мероприятия в течение года.

Количество участников, имеющих положительную динамику (не менее 50-60%).

Раскрытие творческих способностей воспитанников.

Расширение  кругозора, развитие умения работать в группе.

Количество воспитанников участвующих в организации мероприятий (до 90%).

Реализация программы в полном объёме и в запланированные сроки.

Своевременность оказания услуг, их полнота и доступность.

Количество оказанных услуг.

Количество мероприятий по программе.

Привлечение к реализации программы  различных структурных подразделений города.

Совершенствование межведомственного взаимодействия.

Количество учреждений привлечённых к реализации программы

Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня.

Развитие индивидуальных музыкальных и творческих способностей.

Количество воспитанников, участвующих в конкурсах, фестивалях.

Количество призовых мест.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ

     За период реализации программы (январь-май 2013 года) проведено 18 мероприятий,    из них по плану 6 мероприятий. Еще 12  мероприятий были проведены, которые организованы совместно с учреждениями города.

     На мероприятиях было охвачено 17 несовершеннолетних  воспитанников стационарного отделения, 31 несовершеннолетний воспитанник  дневного отделения, 10 клиентов реабилитационного отделения.

     Уровень положительной динамики вокально-интонационных навыков и творческих  (по данным мониторируемых показателей) составил -  69 %.  У воспитанников отмечается положительная динамика толерантного отношения друг к другу. С каждым последующим мероприятием  у детей возникает желание принимать участие в следующих, с большей творческой активностью.

 Воспитанники учреждения приняли участие в городском фестивале-конкурсе  детско-юношеского творчества «Лангепасская капель-2013»; в городском фестивале духовной поэзии «И воспоет душа моя Господа – 2013г».  

   Все дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. В рамках программы все клиенты 100% удовлетворены качеством работы по программе.

VI. Список используемой литературы

  1. Абелян И.К. «Как Рыжик научился петь», / И.К.Абелян.- Москва, 1985 – 139с.
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
  3. Добровольская Н.С.  Распевания в школьном хоре/ Н.С.Добровольская.- Москва: Просвещение 1987г. – 75с.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев.- Москва:  Издательство «Музыка», 1968. – 675 с.
  5. Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// В.В. Емельянов.- Москва:  Литература-интернета, 2006- №12- С. 3-5.
  6. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. – / Е.М. Малинина.- Москва: Сов. композитор, 1967. -149с.
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. / М.А. Михайлова. - Ярославль. Академия развития, 1997г –  240 с.
  8. Струве Г.А.  Школьный хор / Г.А. Струве – Москва: «Музыка», 1981 – 190 с.
  9. Павлищева О.С. «Методика постановки голоса»/ О.С. Павлищева Москва: Просвещение, 1964 г. – 128с

Интернет ресурсы

  1. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «музыка»  http://gracheva-detsad.narod.ru/index/0-26


VII. Методическое обеспечение

Краткое содержание направлений

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах,  вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный.  Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения.  Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня, формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Элементы хореографии.

 Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема VI. Актёрское мастерство.

 Передача посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Учебно-тематический план

Разделы, название темы

Часы

теория

практика

Общ. кл-во часов

Инд. работа

I

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

0,5

-

0,5

-

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

2

3

2

3

Строение голосового аппарата

1

1

2

-

4

Правила охраны детского голоса.

0,5

-

0,5

-

5

Вокально-певческая установка.

2

6

8

6

II

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

2

8

10

4

2

Певческое дыхание.

2

8

10

4

3

Дикция и артикуляция.

2

10

12

4

4

Речевые игры и упражнения.

2

8

10

4

5

Вокальные упражнения.

2

12

14

4

III

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

1

Народная песня

1

6

7

4

2

Произведениями русских композиторов-  классиков.

1

4

5

4

3

Произведения современных отечественных композиторов.

1

14

15

12

IV

Игровая деятельность, театрализация.

2

5

7

4

V

Элементы хореографии

-

10

10

6

VI

Актерское мастерство

4

8

12

4

VII

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

10

10

-

2

Выступления, концерты.

10

10

-

Итого

25

126

144

72

Примерное тематическое планирование культурно-массовых мероприятий на 2013 год

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ожидаемый результат

1.

«Святочные посиделки»

Январь

Развитие познавательной активности. Расширение знаний о жанрах русской народной песни.

2.

«Защитникам Отечества – посвящается!»

Февраль

Развитие чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости

3.

«По волнам Надежды, Веры и Любви!»

Март

Воспитание внимания и любви к близким людям, коррекция семейных отношений.

4.

«Масленичные гуляния!»

Март

Приобщать детей к народному творчеству, приобщение к русскому фольклору.

5.

«Дорого яичко ко Христову Дню!»

Апрель

Развитие духовно-нравственных ценностей

6.

«Мы внуки твои, Победа!»

Май

Расширение знаний о военных песнях, воспитание патриотических чувств, традициях празднования Дня Победы.

7.

«Семья – радуга детства!»

Май

Гармонизация детско-родительских отношений, создание положительной дружеской атмосферы.

8.

«День защиты детей»

Июнь

Формирование интереса работать в коллективе, развитие музыкального творчества.

9.

Мероприятие, посвященное Дню Любви, Семьи и Верности

Июль

Коррекция семейных отношений, формирование позитивного образа семьи.

10.

«Лето в музыке»

Август

Творческое развитие, развитие фантазии, внимания, памяти, расширение кругозора.

11.

«Времена года»

Сентябрь

Активизация мыслительных процессов. Привлечение внимания к разнообразию звуковых картин: звуки дождя, грома, капель воды. Снятие психологического напряжения.

12.

«Мои года – моё богатство!»

Октябрь

Привитие уважительного отношения к людям пожилого возраста

13.

«Свет материнства – свет любви!»

Ноябрь

Воспитание уважения к матери, чувства добра, заботы. Привлечение детей к активному участию в подготовке к празднику.

14.

«Новогоднее чудо»

Декабрь

Формирование творческой активности, создание положительной дружеской атмосферы между детьми  и воспитателями.


Паспорт программы

«Коррекционно-развивающая программа

для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков»

Наименование учреждения с указанием территориальной принадлежности

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения  «Виктория» г. Лангепас

Наименование программы

Коррекционно-развивающая программа

для воспитанников в возрасте от 7 до 14 лет «Радуга звуков»

Ф.И.О. автора(ов) / составителя(ей) с указанием должностей

Минулина Т.Ю. - музыкальный

руководитель отделения психолого-

педагогической помощи семье и детям.

Чечерина И.Е - методист

Должностное лицо, утвердившее программу, дата утверждения

Директор учреждения, приказ по учреждению от 17.10.2012 № 229 «Об утверждении инновационных программ».

Директор учреждения Приказ № 35 от 18.02.2013г «Об утверждении программ на 2013 год».

Направление защиты прав детей                      (на защиту каких прав детей направлена программа)

Программа «Радуга звуков» направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие,  поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень;  право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни (ст .№6, 31 «Конвенция о правах ребенка»).

Инновационность программы (аргументация)

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков воспитанников, последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Программа обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

На каждом музыкальном занятии используются следующие здоровьесберегающие технологий:

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной, коррекционно-развивающей  работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Валеологические песенки - распевки.

С них  начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

В качестве главных методов программы «Радуга звуков»  избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Целевая группа

воспитанники учреждения в возрасте от 7 до 14 лет.

Цель программы

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе певческой деятельности.

Сроки реализации

1 год с января 2013 года