разработка урока по обществознанию "Признаки, функции, формы государства"

Гороховцева Наталья Евгеньевна

Урок построен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Материал подобран грамотно и хорошо воспринимается обучающимися. Выводы, сделанные по уроку, аргументированы и  убедительны. Содержание  методической разработки урока соответствует календарно-тематическому планированию. Материалы методической разработки могут быть использованы преподавателями обществознания, как средних школ, так и учреждений начального профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: «Признаки, функции, формы государства»

Разработала :

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2012г.

Тема урока: Признаки, функции, формы государства.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать, что такое государство, каковы  его функции.

Развивающая: учащиеся должны уметь классифицировать современные государства

Воспитательная: формирование культуры диалога.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: государство, признаки государства, формы государственного устройства, полис, нация, общество, мировое сообщество.

План урока:

  1. Государство, причины его появления. Функции государства.
  2. Формы государственного устройства.

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Государство, причины его появления. Функции государства.

Учитель: С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых государств связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством. Оно призвано было организовать людей, проживающих на определённой территории, для решения важных для всего общества дел.

Учитель: Запишем в тетрадях определение понятия государства.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Учитель: Государство осуществляет управление обществом с помощью своих органов власти и управления. В решении вопросов управления обществом оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию, органы безопасности.

     Как политическая организация общества государство выражает общий интерес. Например, необходимость проведения крупных хозяйственных работ (сооружение ирригационных систем на Древнем Востоке); наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооружённых формирований и регулярного сбора средств на их сооружение (Киевская Русь, дружина, полюдье); завоевание и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощённых (Спарта – илоты, англосаксонское завоевание Британии). Ряд этих примеров показывает, как общий интерес способствовал возникновению государства.

     Кроме того, государство представляет население страны в отношениях с другими государствами.

     Возникла необходимость в профессиональных чиновниках – управленцах, выполняющих публичные, то есть общие для всех, функции организации и управления. Эти люди, в целом составляющие аппарат управления, призваны служить обществу. Так возникает государство.

     С зарождением государства появляются правовые нормы, оформленные в своды законов (Законы Хаммурапи, «Законы Ману», «Русская правда» и т.д.), призванные регулировать отношения между народом и государством.

Учитель: Запишем в тетрадях признаки правового государства.

Признаки правового государства:

  1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
  2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
  3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
  4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
  5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
  6. Обязательность членства в государстве
  7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
  8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)

Учитель: Запишем в тетрадях определение функции государства, и наиболее важные направления деятельности.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Функции государства:

Внутренние

  1. Политическая – государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.
  2. Экономическая – государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и д.р.)
  3. Социальная – осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
  4. Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

Внешние:

  1. Участие в решении глобальных проблем
  2. Обеспечение национальной безопасности
  3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  4. Отсутствие государственных интересов в международных отношениях
  1. Формы государственного устройства.

Учитель: Несмотря на общие признаки, государства различаются по своей форме.

Учитель : Запишем в тетрадях определение понятия форма государства.

Форма государства – это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется. Форму государства характеризуют три элемента:

1.  Форма правления (Кто правит? Каким образом получил власть?)

2. Форма государственного устройства (Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы взаимоотношения с центральной властью?)

3.   Политический режим (Каковы взаимоотношения власти и общества, с помощью каких средств – права, авторитета, насилия – осуществляется власть?)

На  доске схема:

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

                 

Форма правления

Это способ организации                          Форма государственно-

верховной государственной               территориального устройства

                           

                                                          Это способ взаимосвязи терри-

                                                          ториальных образований госу-

монархия           республика                  дарства, закреплённый кон-

(единовластие)   (общественное дело)   ституцией

                                                                                                                          Политический режим

абсолютная      президентская                                                                   Это совокупность ме-

(Катар, Оман,    (Аргентина, США,                                                              тодов и способов осу-

Саудовская          Бразилия)                        * унитарное                              ществления в стране

Аравия)                                                              (единый)                               государственной

                                                             *федеративное                         власти  и управления                                                    

                                                                          (союз, договор)                                        

                                                                      *конфедеративное                               

               

                                                                       (союз, сообщество)                *демократический

дуалистическая         полупрезидентская                                                      (власть народа)

(Иордания, Марокко,  (Австрия, Россия,                                                       *тоталитарный

Непал)                             Франция)                                                                     (целиком, полностью)

                                                                                                                            *авторитарный

                                                                                                                                (власть, влияние)

парламентская                        парламентская

  (Великобритания, Норвегия,       (Германия, Индия,

   Швеция)                                          Италия)

  Учитель: Прочитайте и определите, о какой из форм государства идёт речь.

  1. Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства – унитарное)
  2. Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства – федерация)
  3. Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству. (Монархия)
  4. Государство, в котором власть принадлежит выборным органам. (Республика)
  5. Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел. (Демократия)
  6. Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жёстких мер (армии, полиции, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством. ( Диктатура)

Учитель: Запишем в тетрадях Виды монархий, виды республик и их признаки.

Виды монархий и их признаки

Линии

сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

(от лат. Duo –два)

Парламентская

(конституционная)

  1. Принадлежность законодательной власти

Монарху

Разделена между монархом и парламентом

Парламенту

  1. Осуществление исполнительной власти

Монарх

Формально – монарх, фактически - правительство

  1. Назначение главы правительство

Монарх

Формально – монарх, но с учётом парламентских выборов

  1. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

  1. Право роспуска парламента

__

(парламент отсутствуют)

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

  1. Право veto монарха на решения парламента

__

Абсолютное veto

Предусмотрено, но не используется

  1. Чрезвычайно – указное законодательство

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

  1. Современные государства

Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман

Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Виды республик и их признаки

Линии

сравнения

Президентская

Полупрезидентская

(смешанная)

Парламентская

  1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

  1. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

  1. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства

  1. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

  1. Наличие поста премьер - министра

Отсутствует

Существует пост премьер - министра

  1. Объем полномочий президента

Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность

  1. Современные государства

США, страны Латинской Америки

Австрия, Россия, Франция

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Итог урока:

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Государство – это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой – то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.
  2. Государства бывают разные. Они различаются:
  1. по территориальному  устройству;
  2. по форме правления;
  3. по политическому режиму.

Всё это различные формы государства.

  1. По территориальному устройству государства делятся на простые и сложные. Большинство государств мира – простые. Среди сложных государств сейчас больше федераций.
  2. По форме правления: монархии и республики.
  3. Больше всего жизнь людей зависит от политического режима, который бывает демократическим и недемократическим (диктатура).
  4. Государство и общество следует различать. Государство – это система органов, учреждений, занимающихся политическим управлением обществом.

Домашнее задание:

Выучите параграф 16 (учебник Кравченко), выполните практикум на с. 128. Напишите эссе по высказыванию: «Власть страха и власть закона являются результатом определённого соотношения власти силы и власти информации».



Предварительный просмотр:

Влияние массовой культуры на подрастающее поколение

Н.Е.Гороховцева преподаватель обществознания

ОГБОУ НПО ПУ№6 г. Зима

      Массовая культура окружает современного школьника на каждом шагу.  Продукты массовой культуры играют важную, а иногда и определяющую роль в социализации подростков и молодёжи. Отсюда необходимость серьёзного изучения массовой культуры, способов её влияния на сознание человека.    Кто, как ни учитель обществознания, должен показать подростку различие между произведениями высокой культуры и продуктами культуры массовой, взаимодействие, взаимопроникновение массовой, элитарной, народной культур, научить его делать выбор?    Массовая культура неотделима от средств массовой информации коммуникации. Каналы  распространения массовой культуры: радио, телевидение, видео, звукозаписи, кино, Интернет и д.р.  Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, и  д.р. Вся культура, и не только массовая, так или иначе,  проходит через СМИ. Способность к быстрому и практически полному охвату самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.  СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию.  Под влиянием средств информации меняется сам тип мышления. Пользуясь «Электронной информацией», мы вынуждаем наш мозг думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книг), а «мозаично», через интервалы, посредством, так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений – книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует, прежде всего, на эмоции человека, а не на его сознание. С помощью телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекцию видного учёного, и на концерт виртуоза – исполнителя и в театральный зал, и даже на сцену и за кулисы. Не говоря уже о возможности собственными глазами видеть и любоваться красотами далёких архитектурных сооружений, пейзажами дальних и ближних стран. Можно продолжить длинный и всё расширяющийся перечень возможностей знакомства с миром культуры при помощи телевидения. Но было бы несправедливо не видеть существенных изъянов, также связанных с телевизионным освоением культуры. Сегодня продукция массовой культуры является популярным рекламоносителем. Скрытая реклама представляет собой размещение определённой торговой марки или самого товара или услуги в кино, телефильме, сериале или телевизионной программе в рекламных целях. Являясь частью сценария, продукт органично вписывается в художественное повествование.  Многие современные художественные фильмы являются носителями скрытой рекламы. Этот рекламный приём зародился в США. В 1929 г. Американское правительство, озаботившись здоровьем нации, без меры, поедавшей вредную пищу, профинансировало создание мультфильма, главный герой которого, съев банку консервированного шпината, становился сильным. После выхода мультфильма на экраны продажи данной продукции выросли на 30%, а для компании, производящей её, до сих пор остаётся основным рекламоносителем.

         В связи с запретом на прямую рекламу табачной и алкогольной продукции скрытая реклама этих товаров широко используется в художественных фильмах. Размещение подобных торговых марок в кино – практически единственный способ внедрения рекламы своей продукции, не нарушая при этом законодательство. Только скрытая реклама сигарет «Marlboro» за последние 15 лет была 62 раза размещена в фильмах. С каждым годом объёмы скрытой рекламы увеличиваются и в российских фильмах. Например, реклама водки «Урожай» в фильме «Особенности национальной рыбалки». В «Дневном дозоре» была размещена реклама пива «Старый мельник», автомобиля «Mazda» и т.д.

       В литературные тексты скрытая реклама вошла давно. Известно, что великий сказочник Андерсен живописал Копенгаген не только из любви к своей родине, но и потому, что его очень просили об этом в городской мэрии. Для западной книгопродукции скрытая реклама в бестселлерах – не слишком распространённое явление. Как инструмент коммерции его стали применять англичане. Самым читаемым автором российской массовой литературы, по данным Книжной палаты, является Дарья Донцова. 22 миллиона экземпляров изданных и проданных книг обеспечили ей место на «Площади звёзд» современных писателей. Вряд ли кто будет спорить с тем, что романы Д. Донцовой не имеют признаков художественного произведения с точки зрения высокой русской литературы. Они не попадают под понятие «художественное произведение». Что же тогда обеспечивает их успешность? В рамках Донцовой скрытая реклама представлена широко: от автомобилей до товаров для детей. В детективах, как в других продуктах массовой культуры, наиболее действенна скрытая реклама табака и алкоголя – в связи с ограничениями прямой рекламы этих товаров на телевидении. Очевидно одно, если скрытая реклама и дальше будет так гиперактивно развиваться, то массовая литература рискует потерять свои индивидуальные черты. Являясь частью сценария, продукт органично размещается в художественном повествовании. Использование товара героем создаёт впечатления его ценности, исключительности, престижности.

      Задача зрителя и читателя как потребителя – провести грань между истинно личными потребностями и способами их удовлетворения и потребностями, диктуемыми продуктом массовой культуры. А задача современного преподавателя обществознания постараться научить своих обучающихся проводить эту грань. Возможность критичного взгляда на продукт массовой культуры делает человека более свободным в своих предпочтениях, мыслях, поведении, позволяет ему осуществлять свой собственный выбор.

Список литературы:

  1. Акопян К.З. Массовая культура/ К.З.Акопян, А.В.Захаров, С.Я.Кагарлицкая.М.: Альфа – М. 2004.-302с.
  2. Булатова М.Н., Дуринова Е.В. Телесериал как продукт массовой культуры: семиологический подход к анализу сюжета (на примере телесериала «Остаться в живых»)/ М.Н.Булатова // Литера. 2008. №3. С.114-127.
  3. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров – М., 2004
  4. Туманов О. Прибыль от сериалов – самые серьёзные деньги на ТВ /О.Туманов/ Broadcasting. Телевидение и радиовещание.- 2005.- №7
  5. Хит Р. Скрытая власть рекламы / Р.Хит.- М.: Эт Сетера Паблишинг, 2006.- 188с.

Заявка

на участие в Межрегиональной конференции

«Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС»

Фамилия Имя Отчество участника (полностью)

Гороховцева Наталья Евгеньевна

Должность (класс, курс)

Преподаватель обществознания (I-IIкурс)

Адрес организации

(индекс, регион, название населенного пункта, полное наименование организации)

665383 Иркутская область г. Зима, улица Кирова 12,Профессиональное училище №6

Название конкурсного материала

Влияние массовой культуры на подрастающее поколение

Номинация (направление)

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС.

Е-mail участника

qoroxovceva75

Телефон участника

89500932760