СНИЖЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4

СНИЖЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ

 

© 2010 г.                                                       Е.В. Брылова

Дисфункциональное явление можно проанализировать и скорректировать комплексным методом, систематизируя характеристики насильственных действий по следующим основаниям: типовые переменные действия применительно к внутрисемейному взаимодействию такие как аффективность – аффективная нейтральность; ориентация на себя (на индивидуальные личные цели) – ориентация на коллектив (ориентация на интересы коллектива).

             Ключевые слова: семейное насилие, молодая семья, структура, типовые переменные действия, коррекция установок, аффективность.

 REDUCTION OF AN ABUSIVE  RELATIONSHIP:

SOCIAL-PSYHOLOGICAL WORK WITH YOUNG FAMILIES.

Dysfunctional phenomenon can be analyzed and corrected by a complex method, classifying the characteristics of violent action on the following grounds: Model of the variables in relation to intrafamily interaction such as affectivity - affective neutrality; orientation to themselves (to the individual personal goals) - focus on team (focus on collective interests).

Key words: family violence, young family, structure, typical action variables, correction facilities, affectivity.

Автор  Елена Владимировна Брылова

Электронная почта:  brylova@bk.ru  

Психолог, преподаватель высшей школы.

Должность: Педагог-психолог МОУ СОШ №2 г. Люберцы, ведущий специалист отдела дополнительного образования филиала НОУ ВПО МПСУ в г. Люберцы

Адрес: Московская область, г. Люберцы, ул. Электрификации, 30. индекс 140004

Рабочий телефон (495)554-52-62

{C}{C}

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brylovastatyanngu.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4

СНИЖЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ

© 2010 г.                                                       Е.В. Брылова

Заведующая учебно-консультационным центром филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Люберцы

brylova@bk.ru

Поступила в редакцию

        Дисфункциональное явление можно проанализировать и скорректировать комплексным методом, систематизируя характеристики насильственных действий по следующим основаниям: типовые переменные действия применительно к внутрисемейному взаимодействию такие как аффективность – аффективная нейтральность; ориентация на себя (на индивидуальные личные цели) – ориентация на коллектив (ориентация на интересы коллектива).

        Ключевые слова: семейное насилие, молодая семья, структура, типовые переменные действия, коррекция установок, аффективность.

REDUCTION OF AN ABUSIVE  RELATIONSHIP:

SOCIAL-PSYHOLOGICAL WORK WITH YOUNG FAMILIES.

Dysfunctional phenomenon can be analyzed and corrected by a complex method, classifying the characteristics of violent action on the following grounds: Model of the variables in relation to intrafamily interaction such as affectivity - affective neutrality; orientation to themselves (to the individual personal goals) - focus on team (focus on collective interests).

Key words: family violence, young family, structure, typical action variables, correction facilities, affectivity.

Автор  Елена Владимировна Брылова

Электронная почта:  brylova@bk.ru 

Психолог, преподаватель высшей школы.

Должность: заведующая учебно-консультационным центром филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Люберцы

Адрес: Московская область, г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 5 А. индекс 140000

Рабочий телефон 503-82-44

Author Elena Vladimirovna Brylova

e-mail brylova@bk.ru 

Psychologist, teacher of high school.

Position: managing an educational-consultation centre of branch NOU VPO MPSI in Lubertsy

The address: Moscow Region, Lubertsy, street Smirnovskaya, д. 5 А. Index 140000

Office number 503-82-44


Домашнее насилие распространено во всех регионах Российской Федерации. От этого вида насилия все члены семьи страдают независимо от своего возраста, пола, социального положения или этнической принадлежности.

Домашнее насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ. Исследования внутрисемейного насилия и его последствий актуальны по причине дегуманизации общества и углубления связанных с ней проблем общественного развития – преступности, наркомании, детской беспризорности.

Однако проблемы семейного насилия не часто являются предметом эмпирических исследований в современной российской социологии, что объясняется приватностью этой проблемы, сложностью анализа и закрытостью для исследователя многих процессов в семейной сфере. Исследования ведутся преимущественно в рамках психологии (необихевиоризм, психоанализ, семейная психология) и юридической ювенологии, а также девиантологии.

Одна из самых трудных проблем социологической теории заключается в том, чтобы из множества типов описания социальных явлений отобрать и упорядочить эти описания с точки зрения их специфических особенностей.

Простейший случай использования понятия структуры действия[1] состоит в описании элементов системы их свойств, имеющих значение для их отношения с иными связанными с ними частями. Это заставляет в рамках любой систематической конструкции ставить вопрос о месте рассматриваемого явления в более широкой системе. Внутрисемейное насилие как дисфункция молодой семьи стала предметом пристального внимания настоящего исследования, поскольку непосредственно связана с состоянием института семьи в России.

Основная предпосылка этого направления заключается в предположении, что явления насилия в отдельной семье и в социуме находятся в состоянии своего рода систематической взаимозависимости друг с другом, хотя конкретный вид этой связи остается в высшей степени проблематичным.

Именно с этой точки зрения становится ясно, насколько важно понятие структуры. Структура — понятие общее, разумеется, для всех эмпирических наук и означает некоторый аспект системы, который обладает относительной устойчивостью[2]. Примером этого может служить и молодая семья.

Возможно, что именно понятие функции внутри и для социальной системы оказало величайшую услугу социологической науке в качестве искомого критерия уместности и значимости указанного процесса отбора и упорядочения.

Прежде всего, выбор из бесконечного разнообразия тех свойств, которые могут считаться важными при рассмотрении проблемы семейного насилия, не может быть проведен на основе здравого смысла, а требует теоретических критериев.

В современной социологии строгое различие между ролью — участием индивида в социальном взаимодействии и характеристикой его личности, независимой от ролевой структуры, стало общим местом[3].

Установление отношений между изменениями ситуаций внутрисемейного насилия и их последствиями требует эмпирического доказательства этого взаимоотношения на достаточно большом количестве случаев.

Уровень теоретического анализа, таким образом, предполагает определенную структуру проблем, которые являются весьма перспективными для анализа и коррекции насилия в молодой семье. Существует, по крайней мере, три органических области структурного обобщения, которые присущи этому уровню[4].

Первая — это обобщение взаимосвязей структурных компонентов в частных типах социальных систем, степени жестокости и гибкости таких отношений и пределов совместимости различных компонентов в одной и той же системе.

Вторая область — это проблема сравнительной типологии социальных систем и, следовательно, проблема степени изменчивости, вариабельности систем в целом, а не их частей. Как показал М. Вебер[5], логика доказательства причинных зависимостей в социальных процессах основывается на систематической сравнительной типологии.

Наконец, существует проблема генетических отношений между структурными типами. Структурные изменения потенциально присущи всем социальным системам, к которым мы относим молодую семью. Поэтому вопрос о том, какие структуры и при каких условиях могут преобразоваться в некоторые другие структуры, является неотъемлемым вопросом, внутренне присущим структурному анализу.

В настоящем исследовании мы рассматриваем семью как совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют целостную социальную систему. Изменение некоторых элементов этой системы, по  нашему мнению, стимулирует постепенное прогрессивное изменение молодой семьи как социального объекта.

Семью, как любую социальную систему, отличает целостная структура, основными элементами которой являются статусы членов семьи, их взаимодействия, отношения и связи, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в культурно-историческом процессе на основе совместной деятельности членов семьи, переходя из поколения в поколение.

Социологическая наука в своем современном состоянии не всегда может обеспечить главные условия динамического анализа, т.е. «непрерывное и систематическое отнесение каждой проблемы к состоянию системы как целого»[6]. Но если это невозможно обеспечить, то нужно применить какой-то способ упрощения.

Способ упрощения, по Парсонсу[7], заключается в том, чтобы некоторые обобщающие категории, которые в развитой системе динамического анализа являются переменными, превратить в константы. Тогда исследователь получает систему структурных категорий, которая и используется при рассмотрении динамических проблем.

В нашем случае ситуация домашнего насилия выступает как динамическая проблема, а социальные установки и диагностируемые личностные черты супругов становятся категориями анализа. Американский классик современной социологии Т. Парсонс рассматривает мотивацию в свете выбора индивидом поведения исходя из конкретных ситуаций в группе (в нашем случае, в семье). До тех пор, пока индивид не произвел выбора типа своего поведения, ситуация в отношении мотивации остается неясной, нельзя выделить четко линию его поведения.

Что касается теории действия Т. Парсонса[8], то основным ее понятием является понятие типовых переменных действия, то есть некоторых переменных, крайние (предельные) значения которых составляют пространство (континуум), в котором могут быть определены идеальные типы социального действия.

Следует отметить, что действие в теории Т. Парсонса понимается как «некоторый процесс в системе «субъект действия – мотивация»[9], имеющий мотивационное значение для действующего индивида». Для создания нашей программы мы опирались именно на эту теорию.

Парсонс выделил пять типовых переменных (типовых пар)[10]:

  1. аффективность – аффективная нейтральность;
  2. ориентация на себя (на индивидуальные личные цели) – ориентация на коллектив (ориентация на интересы коллектива);
  3. универсализм (то есть одинаковое, универсальное отношение ко всем людям) и партикуляризм (то есть особое, «пристрастное» отношение к кому-либо на основе личных симпатий или антипатий);
  4. качество – результативность (достигаемые или аскриптивные статусы  и роли);
  5. специфичность – диффузность.

Для Парсонса особое значение имели две типовые пары, через которые он и предлагал определять различные типы действия, это универсализм – партикуляризм и аскриптивность – достиженчество. Однако для нашего исследования особое значение приобретут две других пары типовых переменных: аффективность – аффективная нейтральность и индивидуальная ориентация – коллективная ориентация. Мы попытаемся проанализировать насильственные действия членов семьи, применяемые ими в конфликтных ситуациях, с точки зрения системы координат, заданной на основании этих переменных.

В конкретных ситуациях домашнего конфликта каждый член семьи делает выбор в диапазоне между этими полярными позициями. В настоящем исследовании внутрисемейного насилия мы предположили, что выбор между насильственными действиями и конструктивными переговорами, который делает каждый член семьи в зависимости от его личных убеждений, жизненного опыта, индивидуальных особенностей в большинстве случаев оказывается ближе к аффективным поступкам и достижению индивидуальных целей. То есть, в семейном конфликте эмоциональная несдержанность и личные цели превалируют у большинства молодых супругов над рациональностью и ориентацией на общие семейные цели, что, безусловно, не способствует сохранению и укреплению молодой семьи.

Этот выбор во многом зависит от того:

  • как человек оценивает ситуацию, как воспринимает различные ситуационные аспекты и какие возможные исходы предвидит;
  • удовлетворение каких своих потребностей он связывает с данной ситуацией;
  • как он может воздействовать на ситуацию, в какой степени достижение его целей и возможности действовать в направлении их достижения укладываются в рамки данной ситуации.

Работа учебно-консультационного центра Люберецкого филиала МПСИ в тесном сотрудничестве с общественными организациями г. Люберцы и Администрацией города и района направлена на создание последовательной системы диагностики, анализа и коррекции социальных процессов, происходящих в молодых семьях, для профилактики и предотвращения домашнего насилия.

Цель разработанной нами программы, апробированной в 2010 году учебно-консультационным центром Люберецкого филиала Московского психолого-социального института в г. Люберцы и Люберецком районе – анализ и коррекция ситуаций насилия в молодых семьях.

Объектом настоящей работы стали установившиеся дисфункциональные способы межличностного взаимодействия, практикуемые в семьях, где присутствуют те или иные виды домашнего насилия.

Для апробации программы анализа и профилактики ситуаций внутрисемейного насилия в  молодых семьях «Семья: позитивная реальность» была произведена выборка из числа молодых семей, проживающих на территории г. Люберец и Люберецкого района. Выборка была целевой: супруги, обратившиеся в консультационный центр, не имеющие проблем с алкоголем и наркотиками и желающие сохранить семью. Всего в работе приняли 282 семейные пары, стаж семейной жизни которых не превышал 5 лет, возраст супругов – 19-26 лет.

Исследование проходило в два этапа:

1. Диагностико-аналитический.

2. Итоговый.

Задачи исследования:

1. Уточнение понятия «насилие» применительно к семейным отношениям на основе анкетирования 282 супружеских пар.

2. Выявление последствий насильственной модели поведения для молодых супругов.

3. Изменение насильственной (пассивной) социальной позиции молодых супругов на ненасильственную (активную).

Первый этап исследования проходил в учебно-консультационном центре Люберецкого филиала МПСИ с апреля по июнь 2010 года и был направлен на выработку категориального аппарата изучения последствий внутрисемейного насилия.

Диагностика проблемы домашнего насилия в молодых семьях началась с опроса по разработанной нами анкете из 11 вопросов. Предложенные варианты ответов были сформулированы таким образом, чтобы выяснить отношение респондентов к некоторым действиям – считают ли они названные поступки насилием или нет.

Кроме описания актов явного физического («Избиение, побои, толкание, щипки, таскание за волосы») и сексуального («Принуждение к сексуальным отношениям») насилия, мы упомянули в анкете такие действия, как «Запрет на учебу/работу», «Непристойные шутки/замечания», «Запрет встречаться с родными, друзьями, препятствия в общении с ними», «Отказ в деньгах для приобретения жизненно важных вещей». То есть, респондентам необходимо было оценить акты психологического, эмоционального и экономического насилия.

Результаты анкетного опроса:

1. Больше половины участников затруднялись с определением насилия при распределении его по видам (60% мужчин и 55% женщин). Выявился недостаток информации по проблеме: люди просто не знают, какие действия членов семьи по отношению друг к другу можно расценивать как насильственные.

2. Наименьшие затруднения вызвало определение физического и сексуального насилия (98% выборки). Оно принимается молодыми супругами как неизбежное социальное зло, как составная часть реальной жизни.

3. При заполнении анкеты многие участники устно комментировали некоторые примеры насильственных действий, которые существуют в их семьях:

– женщины чаще отмечали физическое и экономическое насилие как реалии своей семейной ситуации;

– мужчины обращали внимание на психологические и физические методы воздействия, которыми пользуются их жены для давления на них и на других членов семьи.

4. Отношение респондентов к проявлениям психологического и эмоционального насилия не столь однозначно. Половина выборки (48% мужчин и 55% женщин) затруднялись квалифицировать означенные действия как насильственные. Мы полагаем, что принятие ограничений, налагаемых одним из супругов на другого – это следствие влияния гендерных стереотипов. Люди привыкли подчиняться гендерным нормам, причем и мужчины, и женщины в равной степени. Несоответствие стереотипу может привести к осуждению или непониманию со стороны общества, что вероятнее всего травмирует личность. Ревность не считают насилием 60% мужчин и 45% женщин, а запрет работать или учиться не считают насилием 85% женщин и 60% мужчин. Наиболее распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины проявляется у супругов на подсознательном уровне, когда они комментируют свои ответы: «Я прихожу после работы и хочу горячий ужин и чистую постель – разве не для этого нужна жена?». Причем практически все участники анкетирования в той или иной степени разделяют это мнение.

При составлении программы групповых занятий, основываясь на результатах анкетирования, мы включили в нее следующие блоки вопросов:

  1. Информация о природе внутрисемейного насилия и о его видах.
  2. Различные виды насилия в молодых семьях как семейная дисфункция.
  3. Удовлетворенность семейной жизнью.

Мы сочли целесообразным проведение с участниками групповых консультаций для разъяснения задач нашей работы и мотивирования супругов на дальнейшую совместную работу.

Большинство мужчин и женщин выборки (55% и 58% соответственно) во время консультационных встреч демонстрировали приверженность к насильственным способам решения возникающих конфликтных ситуаций в семье. Они считали некоторые виды насилия (физическое, психологическое и экономическое) в определенной степени приемлемыми для себя и использовали их в повседневной жизни.

Абсолютно нейтральных позиций, когда тема насилия неинтересна и полностью чужда человеку, нами зафиксировано не было, что вполне объяснимо: любой человек, совершая некое действие, ставит определенную цель и чувствует заинтересованность в получении результата своих действий, выбирает привычные, проверенные временем, друзьями и родственниками методы воздействия и достижения целей. В нашем случае – насильственные.

На 10% женщин и 15% мужчин выразили желание «держаться подальше» и «не влезать, целее будешь», что можно квалифицировать как пассивную социальную позицию избегания семейных конфликтов.

Аналитическая часть исследования состояла в изучении возможных действий супругов в стандартных жизненных ситуациях межличностного взаимодействия для дальнейшей их коррекции.

Для оценки личностных качеств респондентов и составления прогноза их поведения мы использовали следующие тестовые методики:

  1. Самооценка (по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан).
  2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
  3. Оценка мотивации одобрения (тест Д. Крауна и Д. Марлоу).
  4. Уровень агрессии (рисуночный тест Розенцвейга, вариант для взрослых).
  5. Удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

Как и предполагалось, адекватная самооценка зафиксирована только у 15% мужчин и у 8% женщин. Заниженная самооценка диагностирована у 20% мужчин и 45% женщин. Большая часть мужской части выборки демонстрирует завышенную самооценку – 65%. 47% женщин также имеют завышенную самооценку. Существенные различия либо неадекватность уровня самооценки у супругов повышают риск семейного насилия. Одинокими в браке себя чувствовали 25% мужчин и 60% женщин. Стремление получить одобрение супруга/и выражено у 80% мужчин и 75% женщин. Данный показатель интересен тем, что он проявляет высокую степень зависимости респондентов от таких факторов, как влияние знакомых, коллег, СМИ, и стимулирует супругов занимать пассивную социальную позицию: «пусть будет, как будет». В то же время высокий уровень агрессии присущ 80% мужчин и 65% женщин. 54% мужчин и 42% женщин «скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» своим браком.

Поскольку перечисленные характеристики важны для сохранения семьи и значимы для уровня семейного насилия, прогноз развития семей респондентов в тот момент был неутешительным. С целью изменения ситуации мы запланировали проведение практических семинаров по проблеме насилия в семье. Поскольку выборка была целевой, уровень мотивации участников на улучшение отношений был высоким. Этот факт существенно повлиял на желание супругов участвовать в групповых занятиях. Люди видели в этих занятиях возможность научиться способам сохранения семьи. Очевидно, что других источников информации о том, как сохранить и сделать свой брак счастливым, у респондентов нет либо они ограничены.

С участниками проводились аналитические семинарские занятия по проблеме семейного насилия и улучшения внутрисемейного взаимодействия.

Целью семинарских занятий – в первую очередь – стало информирование, а, во-вторых, мотивирование супругов на изменение существующих деструктивных установок решения семейных проблем. Мы попытались изменить мотивацию молодых супругов при выборе поступков в семейном конфликте: сдвинуть характеристики действий, которые они выбирают, в сторону аффективной нейтральности и достижения общих целей.

Первый этап исследования завершился анкетированием участников. Анкеты содержали вопросы о степени изменения установок участников по отношению к семейному насилию, касались изменений в межличностных отношениях супругов с остальными их членами семей, были вопросы и о том, как видят респонденты свое будущее и готовы ли они к переменам.

Большая часть выборки (80% мужчин и 65% женщин) выразили готовность к изменениям и тяготение к ненасильственному взаимодействию с членами своей семьи. Наблюдался явный сдвиг мотивации действий в сторону аффективной нейтральности.

Второй этап исследования, итоговый, прошел в сентябре 2010 года.

На базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала МПСИ  были проведены поддерживающие практические семинары с участниками первого этапа программы. Используя те же тестовые методики, мы смогли достоверно подтвердить динамические изменения социальной позиции большинства участников исследования, начатые на первом этапе нашей работы.

Мы констатировали снижение уровня агрессии: он снизился у 68% мужчин и 85% женщин. У большинства супругов (65% пар) повысился уровень удовлетворенности браком по сравнению с первым этапом исследования. Остальные методики также иллюстрируют положительную динамику в отношении супругов друг к другу и к самим себе. В ходе ролевых игр мы констатировали, что супруги стали гораздо больше внимания при разрешении конфликтной ситуации уделять достижению не личным, а семейных, общих целей.

Выбор оптимальных характеристик переменных, мотивирующих поведение супругов в конфликтных ситуациях, должен осуществляться на следующих условиях:

1. Аффективность-аффективная нейтральность. Оптимален для ненасильственных видов взаимодействия выбор, близкий к аффективной нейтральности действия, потому что излишняя эмоциональность значительно снижает способность супругов к мирному решению спорных вопросов. Эта точка зрения подтверждается данными итогового анкетирования и анализом видеозаписей, проводившихся на семинарских занятиях. Безусловно, некоторая степень выраженности эмоций необходима для нормального человеческого взаимодействии супругов и в каждой конкретной ситуации оптимум эмоций должен быть определен индивидуально. Мы видим наш успех в том, что участники программы «Семья: позитивная реальность» повысили самооценку и уверенность в собственных силах, что позволит им смелее пробовать новые способы взаимодействия в конфликтных ситуациях, а также контролировать свои эмоции при обсуждении спорных вопросов с супругом/супругой.

2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив. Желателен компромиссный выбор действий с учетом как собственных целей супругов, так и общих, семейных целей. Без внимания к желаниям других членов молодой семьи (в контексте данного исследования, супруга/супруги) достижение индивидуальных целей с ориентацией только на свои интересы ставит под угрозу сохранение молодой семьи. В результате проведенной работы данное мнение подтверждается результатами анкетирования и тестирования по означенным выше методикам. Большинство респондентов отметили, что раньше они гораздо реже склонялись к компромиссу при обсуждении спорных вопросов и принятии решений в своей семье, выбирая авторитарные методы взаимодействия, или просто игнорировали мнение других членов семьи. Участники выказали готовность мирно решать семейные конфликты, учитывая не только собственные интересы и желания.

Выбор оптимальных характеристик всех переменных может быть целью дальнейших исследований.

Данное исследование выявило насущную необходимость постоянной просветительской и коррекционной социально-психологической работы с молодыми супругами по проблеме внутрисемейного насилия. Разработанная нами модель социально-психологического влияния на микропроцессы в молодой семье дает возможность супругам достичь, сконструировать и ввести в повседневную практику семейной жизни модели ненасильственного взаимодействия при решении возникающих конфликтных ситуаций и семейных проблем.

Другими словами, мы добиваемся прогрессивного развития семейных отношений молодых супругов, в которых они становятся активными участниками в противовес принятой ими ранее пассивной социальной позиции.


Список литературы.

  1. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009
  2. Кон И.С. Люди и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред Ю. Н. Давыдова; М., Прогресс, 2008.
  4. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Академический проект,2009.
  5. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.


[1] Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009, с. 290

[2] Парсонс Т.  О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009, с. 299.

[3] Кон И.С. Люди  и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. С.190-223.

[4] Парсонс Т.  О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009, с.301-302

[5] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред Ю. Н. Давыдова; М., Прогресс, 2008,с.122

[6] Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Академический проект,2009., с. 303-304.

[7] Там же, с. 305.

[8] Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009,с. 374.

[9] Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994., с. 560.

[10]Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2009, с. 498.