Тренинг как метод социально - психической адаптации студентов 1 курсов ВУЗа

Тезисы выступления на конференции в ННГУ, секция 4

"Социально-психологическая и медико-социальная адаптация и реабилитация"

Брылова Е.В.

Дата выступления 14.10.2009г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на конференции 387 КБ

Предварительный просмотр:

Брылова Е.В.

Секция 4. 

Социально-психологическая и медико-социальная адаптация и реабилитация.

Тренинг как метод социально - психической адаптации студентов

1 курсов ВУЗа

        Анализ жизнедеятельности молодого поколения, которые обучаются в Вузах России, показывает, что сегодня наряду с активизацией в них молодежной работы, часто можно увидеть нежелание молодежи повышать свою квалификацию, отсутствие мотивации к обучению и последующему трудоустройству.

        К сожалению, характерными чертами молодых работников предприятий и организаций остаются пока низкий уровень патриотизма и корпоративной культуры, правовая безграмотность, неумение проявить себя, низкий уровень общения молодых людей, нежелание работать по специальности после окончания вуза.

        Анализ положения молодежи позволяет выделить три взаимообусловленных блока ее проблем: социально-экономический, производственный и молодежный. И если первые две группы проблем касаются как молодых людей, так и других возрастных категорий работников предприятий, то третий блок проблем относится исключительно к молодежи как социально-демографической группе, имеющей свои особенности. Однако молодежная политика ВУЗа должна включать в себя реализацию всех обозначенных блоков проблем.

        Важно знать, что многие общероссийские проблемы сказываются на положении работающей молодежи. Среди них: экономическая нестабильность, влияющая на безработицу и уровень заработной платы, сложности приобретения жилья. К тому же политические коллизии способствуют созданию ситуации, которая воспринимается как аполитичность молодежи.

        В силу пассивности и низкой мотивации части молодежи она является пока в основном не субъектом деятельности, а объектом воздействия, не став в полной мере главным действующим лицом в реализации молодежной политики.

         В этой связи особое внимание следует уделить работе, направленной на привлечение к молодежной политике все большего количества молодых людей, расширение актива, подготовку молодежных лидеров.

        Задачами каждого ВУЗа должны стать оказание помощи молодому человеку в раскрытии его внутреннего потенциала, содействие в самоопределении, самоутверждении, самореализации, инициативности и самостоятельности.

        В настоящее время ряд проблем, стоящих перед ВУЗом, имеют чисто психологические корни и могут быть решены только с применением новых психологических методов оценки и коррекции особенностей личности студентов первых курсов. К этим проблемам относятся:

  1. Неадекватная структура мотивов студентов в процессе обучения в вузе;
  2. Низкий уровень осознания студентами своих возможностей, способностей, особенностей личности;
  3. Отсутствие методов, развивающих личность студента в процессе обучения в вузе;
  4. Низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
  5. Недостаточный уровень развития навыков взаимодействия с другими людьми;
  6. Недостаточный учет в процессе профессиональной подготовки склонностей, возможностей и типа личности студента.

        Конечно, современная молодежная политика в ВУЗе должна быть научно обоснованной, включать в себя специальные органы управления, отличаться новым содержанием, целостностью, последовательностью, скоординированностью, иметь достаточные материальные, организационные и правовые гарантии. Данная политика должна осуществляться на таких принципах, как:

  • принцип доверия;
  • принцип комплексного подхода к решению молодежных проблем;
  • принцип участия молодежи и ее организаций в управлении общественными делами;
  • принцип поддержки общественно значимых молодежных инициатив.

        Активный характер экспериментального метода в социальной психологии, к которой и относится тренинг, понимается весьма широко, особенно большое значение придается активности экспериментатора (тренера) - как возможности моделирования реальной ситуации. Кроме того, эксперимент должен быть обоснован теоретически, решать конкретную теоретическую задачу и устанавливать некоторую закономерность.

        Генеральный путь научного исследования в социальной психологии, таким образом, заключается в движении от теории к эксперименту, цель которого – нахождение психологических закономерностей, установление законов, предсказание психологических явлений - психологический прогноз.

        Мы считаем, что применение метода тренинга в работе со студентами 1курса ВУЗа позволяет изучить обычно не рассматриваемые социально-психологические аспекты совместной деятельности молодежных групп в ситуациях обучения:

  1. мотивационный,
  2. ценностный,
  3. субъектность группы как проявление инициативы и творчества в плане совершенствования организации и повышения культуры совместной деятельности,
  4. активность группы по оптимизации совместной деятельности и выделение себя из ситуации.

        Осуществление метода тренинга позволяет обратиться к идеям о саморазвитии группы, о ее самодвижении, о группе как о субъекте совместной деятельности, развиваемых рядом отечественных психологов.

        Б.М. Теплов, анализируя проблему соотношения естественного и лабораторного эксперимента с точки зрения использования объективного метода в психологии, считал некорректным их противопоставление, т.к. они решают различные задачи при осуществлении научного исследования в психологии. Естественный эксперимент помогает ставить жизненно важные проблемы, позволяет наметить гипотезы, дает возможность применения уже устоявшихся закономерностей к объяснению некоторых сложных задач, исследования содержательных сторон деятельности. Используя же лабораторный же эксперимент, в данном случае – тренинг - можно не только мысленно, но и на деле осуществить научную абстракцию, доказать выдвинутые гипотезы, вскрыть механизм изучаемых явлений.

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.

Проводимые в социологии эксперименты различаются:

1) по характеру объекта и предмета исследования;

2) по специфике поставленной задачи;

3) по характеру экспериментальной ситуации;

4) по логической структуре доказательства гипотезы.

Таблица 1 Классификация социологических экспериментов

Основания для классификации

Виды экспериментов

Характер объекта и предмета исследования

Реальные (натуральные)

на генеральной совокупности

на выборочной совокупности

Мысленные

на математической модели

эксперименты "экс-постфактум"

Специфика поставленной задачи

Научные: теоретические и методические

Прикладные

Проективные

Ретроспективные

Однофакторные

Многофакторные

Характер экспериментальной ситуации

Контролируемые

Неконтролируемые

Лабораторные

Полевые

Активно направленные

Естественные

Логическая структура доказательства

Параллельные

Последовательные

        Социальная зрелость представляет собой целостность осознания и реализации в деятельности личности её основных социальных и психологических качеств и свойств. Также нужно учитывать отношение личности к своим потенциальным возможностям. И на первых курсах обучения в Вузе это наиболее важно. При использовании метода социально-психологического тренинга можно не только проследить, когда у человека появляются собственные взгляды и отношения, какие для него характерны требования, оценки и самооценки, но и вовремя скорректировать процесс социализации личности студента. Причём, как с профессиональных, так и с личностных позиций.

        Вероятно, многие ошибки в воспитании молодёжи определяются тем, что мы стремимся решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения критично размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и своё собственное совершенствование.

        Молодые люди, а особенно студенты 1 курса Вуза, - это, в большинстве своём, вчерашние школьники. Формула «учитель сказал – ученик сделал» для них теряет свою действенность. Но, потеряв одну модель общения и взаимодействия с учителями, молодому человеку нужна новая – пустоты тут быть не может. Авторитарные методы воздействия оказываются в этой ситуации неэффективными.

        Метод тренинга – это работа «на равных». Здесь нет учителя и ученика. В тренинге реализуются партнерские позиции участников. Тренинг не учит – участники сами находят и проверяют инструменты и положения, которые впоследствии помогут им успешно идентифицировать себя во взрослой жизни, повысить собственную самооценку и развить  критичность ума.