Особенности мотивации труда в сфере образования
Научная статья из выпускной квалификационной работы по теме "Моитвация труда персонала". В статье рассмотрена актуальность проблемы мотивации труда персонала, предложены материалы по особенностям мотивации труда в сфере образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научная статья по проблеме мотивации труда | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мотивации труда в сфере образования
Современная организация – уникальный механизм, надежное и эффективное функционирование которого зависит от слаженности в работе всех его элементов и систем. Эффективность современной организации во многом определяется компетентностью работников, их мотивационными установками на труд.
Мотивация сотрудников занимает одно из основных мест в управлении персоналом, т.к. она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на повышение эффективности деятельности организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Это говорит о том, что мотивация и стимулирование являются неотъемлемой составляющей управленческой деятельности. Они позволяют в полной мере осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал сотрудников для достижения текущих и стратегических целей организации.
Проблемами развития мотивации труда персонала, разработкой теоретических основ организации данного процесса работников в современных компаниях, а также практических рекомендаций для менеджмента и кадровых служб организаций разных сфер деятельности сегодня занимаются многие отечественные исследователи: Д.А. Аширов, Т.Ю. Базаров, Г.Х. Бакирова, О.В. Валиева, Зимняя И.А. и др.
Актуальность проблемы мотивации персонала не вызывает сомнений, так как современный уровень экономического развития сформировал новую парадигму управления, выделяющую человеческие ресурсы как ключевой элемент и ресурс эффективной организации. Важнейшей составляющей процесса управления человеческими ресурсами в организации является мотивация и стимулирование труда.
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с богатыми потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. И.А.Зимняя отмечает, что в педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Она считает, что учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность встречается с предметом деятельности – выработкой обобщённого способа действия – и опредмечивается в нём. В то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например, самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения. Внешние мотивы престижности работы педагогом в определённом образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации.
Деятельность любого педагога осуществляется в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать в качестве системы ограничений и предписаний. В связи с этим каждый педагог находится перед выбором того, что является в его деятельности главным, а что второстепенным: соблюдение ли норм и правил; его ли собственная карьера; его престиж в глазах начальства, коллег, учащихся; являются ли главными сами учащиеся, причины, обусловливающие их уровень развития к моменту встречи с данным педагогом, их будущая судьба, уровень их готовности к самостоятельному решению задач, которые поставит перед ними производство. Выбор главных стратегий деятельности и обусловливает тип направленности.
В связи с этим С.В. Кирдянкина выделяет три типа направленности:
- истинно педагогическую;
- формально педагогическую;
- ложно педагогическую.
Истинно педагогическая направленность характеризуется тем, что она приводит педагога к искомому результату путём включения в напряжённую деятельность самих учащихся. Заряд его поиска и напряжения как бы переносится на учащихся, побуждая их к преодолению собственных трудностей, вызывая у них собственные радости побед и преодолений. Продуктивная напряжённость связана со спокойной уверенностью педагога в правильности избранного пути, по которому он ведёт учащихся от незнания к знанию, и умением вселить эту уверенность в учащихся; со спокойным анализом причин, приведших учащегося к успеху или неудаче; с побуждением учащихся к самостоятельному поиску лучших способов решения учебной задачи, с признанием их ума и изобретательности, их творчества.
К формально – педагогической относят направленность, связанную с потребностью соблюдения норм и правил педагогической деятельности, зафиксированных в учебных планах, программах, учебниках, инструкциях. Следование им доминирует, заслоняя собой учащихся, их возможности и потребности.
Ложно педагогической называют направленность на самого себя: своё самочувствие, своё самовыражение, своё состояние, свою карьеру. Среди педагогов с данным типом направленности есть много интересных, эмоциональных, выразительных, эрудированных. На первый взгляд у них всё есть для того, чтобы иметь высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, но при более пристальном взгляде на учащихся, на то, как они знают предмет, как умеют работать самостоятельно, как относятся к будущей профессии, выясняется, что продуктивных педагогов данного типа направленности очень мало.
Также заслуживает внимания мотивационно – смысловая подструктура личности педагога, которая обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта.
Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность педагогическую, мотивы могут быть объединены в группы:
- социальные;
- материальные;
- собственно профессиональные;
- самосовершенствования,
- самозащиты.
Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда. К числу данной группы мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка, например, потребность в общественном признании. Мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.
Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.
Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. К собственно профессиональным мотивам относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятельности, желанием включиться в неё в той или иной ролевой позиции (организатора), подкрепляемым удовлетворённостью результатами самой деятельности. Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания основываются на потребности человека в постоянном личностно – профессиональном росте и связанной с этим осознанием необходимостью соответствовать определённому профессиональному эталону. Она включает в себя мотивы, выраженные стремлением пополнять профессиональные знания, повышать общий интеллектуальный уровень, совершенствовать умения и навыки в профессиональной сфере.
Группа мотивов самозащиты, самосохранения, как и группа материальных мотивов, имеет выраженную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленностью. Смыслообразующий деятельность характер таких мотивов как защита своих человеческих прав и свобод (например, права на труд, отдых, материальное вознаграждение по результатам труд) имеет в целом позитивную социальную направленность, если деятельность человека связана с реализацией своих способностей, направленных на достижение общественного блага.
Изучение мотивации деятельности педагогов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит решить немало задач повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществить отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Н. В. Немова предлагает модель условий мотивации профессионального развития педагога . На основании данной модели можно выделить ведущие мотивы и стимулы к профессиональному развитию.
1 Мотив самостоятельности, реализации себя в профессиональной деятельности как творческой личности предлагается формировать через следующие стимулы:
- открытие собственного мастер – класса для преподавателей округа или города;
- содействие в получении гранта на реализацию интересующего проекта;
- содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.
2 Мотив личного развития, приобретения новой информации:
- направление на стажировку или престижные курсы;
- предоставление времени на методическую работу(работа на дому);
- дополнительные дни к отпуску;
- содействие в переподготовке по интересующей преподавателя специальности.
3 Мотив самоутверждения, достижения социального успеха:
- предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары;
- организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати;
- привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы образовательного учреждения;
- получение права на проведение семинаров для своих коллег;
4 Мотив стабильности, защищенности:
- гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей;
- предоставление оплачиваемых часов на методическую работу;
- гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.
5 Мотив состязательности:
- методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства;
- присвоение звания победителя профессионального мастерства в образовательном учреждении.
Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в образовательном учреждении, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности.