Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ01. Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ.01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации основной професиональной образовательной программы по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_vypolneniyu_kursovoy_raboty.docx140.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

 «Сызранский медико-гуманитарный колледж»

 

Методические указания по выполнению комплексной курсовой работы

ПМ.01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО

034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение


Составитель: О.В.Нарбекова

                                                                                                     Рассмотрена и утверждена на

      заседании ЦМК  СГД

                                                                                                     Протокол № ___ от ________

                                                                                                     Председатель ЦМК

г.о Сызрань,  2013 г

Пояснительная записка

     

       Целью данных методических указаний является оказание помощи обучающимся в написании курсовой работы по ПМ 01. Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации

       В методических указаниях излагается цель и задачи написания курсовой работы, рассматривается порядок ее выполнения, даются рекомендации по выбору темы курсовой работы, составлению ее плана, подбору и изучению необходимой литературы. Кроме того, в данных методических указаниях приводятся основные требования к содержанию и оформлению структурных элементов курсовой работы. В заключение, студенты могут ознакомиться с особенностями процедур рецензирования, защиты и оценки курсовой работы.
   Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Организация документационного обеспечения и функционирования организации и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

        Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и учебному плану, студенты по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение изучают ПМ 01. Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации в 3 семестре. В ходе освоения профессионального модуля обучающиеся должны выполнить курсовую работу, предусмотренную учебным планом, и представить ее к защите в срок, предусмотренный графиком выполнения курсовой работы.

      Курсовая работа является одной из форм самостоятельного творческого  исследования студентом интересующей его проблемы, а также завершающим этапом изучения модуля.

      Целью курсовой работы является более углубленная разработка одной из проблем курса, формирование у обучающихся навыков проведения самостоятельного исследования, умения анализировать отобранные источники, формулировать выводы и предложения по выбранной проблеме на основе изученных источников и литературы.

      Обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему курсовой работы, определить необходимый круг источников и литературы по выбранной теме, оформить курсовую работу в соответствии с требованиями.

Задачи выполнения курсовой работы:

1) расширение теоретических знаний ПМ.01 Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации;

2) приобретение практических навыков роботы с источниками и литературой по теме исследования;

3) обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;

4) выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы;

5) приобретение навыков обработки фактического материала, составления и оформления многостраничных текстовых документов с табличными вставками, приложениями и ссылками и их анализ;

6) способствование формированию следующих профессиональных и общих компетенций :

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей

ПК 1.2

Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций

ПК 1.3

Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации

ПК 1.4

Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5

Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения

ПК 1.6

Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела

ПК 1.7

Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу

ПК 1.8

Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы

ПК 1.9

Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение

ПК 1.10

Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1  Выбор темы курсовой работы

     При выборе темы курсовой работы обучающийся должен учитывать: свой интерес к той или иной научной проблеме; степень личного знакомства с намечаемым для исследования объектом; характер и объем практически доступных для использования литературных, статистических и других источников и материалов.

      Обучающемуся предоставляется право самому наметить тему курсовой работы, если он хорошо знаком по роду своей деятельности или предыдущему опыту с каким-либо объектом изучения, представляющим для него интерес.

     Написание курсовых работ представляет собой определенную систему, призванную подготовить обучающегося к выполнению выпускной квалификационной  работы (дипломной работы). Каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, в то же время она может быть составной частью будущей выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Поэтому выбор темы курсовой работы часто может предопределить тему выпускной квалификационной  работы (дипломной работы).

     Тематика курсовых работ представлена в приложении А.

2 Порядок выполнения курсовой работы

     Процесс выполнения курсовой работы может быть разбит на несколько этапов:

    1) Обоснование актуальности выбора темы курсовой работы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется утверждение темы курсовой работы руководителем. После утверждения выбранной темы, на первой консультации руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения. Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает обучающийся, исходя из темы курсовой работы.

  2) Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на их подбор и соответствующую обработку.

     Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно-методических, но и различных периодических изданий. Важнейшим источником теоретических идей и фактов являются нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Основным источником подбора литературы являются систематические (тематические) и алфавитные каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке.

     При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать путем конспектирования, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

     3) Формулирование текстового изложения результатов проведенного анализа источников и литературы и формулирование собственных выводов. На этом этапе выполняется само исследование темы, в текстовой форме проводится письменное изложение полученных результатов согласно разработанному плану. Необходимо дополнение курсовой работы таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т.д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал. Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

    4) Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

     Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста, и которые достаточно трудоемки и требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (разделов, подразделов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

     Оформленная и подписанная обучающимся и руководителем на титульном листе курсовая работа за неделю до защиты должна быть подана преподавателю. Преподаватель может рассматривать курсовую работу в течение 7дней с момента ее сдачи.

     Полное оформление курсовой работы проводится в соответствии с требованиями данных методических указаний и требованиями ГОСТ Р6.30-2003.

     Для соблюдения срока предоставления курсовой работы на рецензирование и оценку руководителю преподавателем должен быть составлен календарный план выполнения курсовой работы, в котором указываются сроки завершения каждого этапа или стадии ее выполнения и представления к защите. Руководитель и заведующий отделением осуществляют контроль за выполнением данного календарного плана.

     Необходимо правильно распределить и продуктивно использовать время, отведенное для непосредственного выполнения курсовой работы и подготовки ее к защите. Обучающийся обязан регулярно (в установленные календарным планом сроки) информировать научного руководителя о ходе выполнения курсовой работы, представляя ему для ознакомления и проверки текста отдельные разделы и подразделы в рамках утвержденной программы выполнения работы. В случае серьезных замечаний текст перерабатывается основательно. В исправленном виде в полном объеме и вместе с иллюстрациями он снова подается на проверку руководителю в установленный срок.

3 Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы

     Курсовая работа состоит из текстовой части и иллюстративного материала, содержащих решение задач, установленных заданием на курсовую работу. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист,

- задание на курсовую работу,

- содержание,

- введение,

- основную часть (теоретическая и практическая),

- заключение,

- список использованных источников,

- приложения.

     Титульный лист курсовой работы является первым листом курсовой работы и не нумеруется. Титульный лист обязательно должен содержать: полные наименования специальности; полное наименование дисциплины и темы курсовой работы; фамилию и инициалы руководителя курсовой работы; обозначение группы, фамилию и инициалы студента, являющегося исполнителем; отметки для даты и подписи руководителя курсовой работы и обучающегося. Титульный лист подписывается студентом при сдаче курсовой работы научному руководителю; руководителем – в том случае, если курсовая работа допускается к защите.

     Задание на курсовую работу включается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов. Бланк задания на курсовую работу содержит: заголовочную часть титульного листа; наименование темы курсовой работы; исходные данные к курсовой работе, включающие в себя нормативно-правовую и нормативно-методическую документацию по теме курсовой работы; перечень подлежащих разработке вопросов, охватывающих основные положения курсовой работы; перечень иллюстративного материала; дату выдачи задания и срок защиты работы с подписями руководителя и исполнителя.

     В структурный элемент «Содержание» следует вносить все последующие структурные элементы курсовой работы, включающие «Введение» номера и наименования разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованных источников»; а также все приложения и их наименования с указанием соответствующих страниц.

     Введение является вступлением к курсовой работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики. Определение актуальности темы, является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности документоведческих проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (предмет, объект, хронологические и/или географические рамки), формируется основная цель и устанавливаются задачи курсовой работы. Определяется объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятия. Предмет исследования – влияние результатов экономического анализа на принятие эффективных, обоснованных решений». Объем введения не должен превышать 2-х листов.

      Основную часть работы целесообразно разделить на три раздела.

      Первый раздел предусматривает исследование теоретических вопросов, которые должны быть увязаны с практической частью работы и служить основой для разработки предложений и рекомендаций. Решающим фактором успешного написания этого раздела является тщательное и всестороннее изучение всех источников и литературы по избранной теме. При выборе исторической тематики необходимо увязать предмет исследования с современными проблемами документоведения. Обязательными являются ссылки на использованные литературные источники.

     Второй раздел носит аналитический характер. Важно не только глубоко изучить действующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и персональная оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. На основе проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме, произвести анализ основных тенденций развития объекта исследования.

Аналитическая часть должна иметь предметное, конкретное название. Например, если тема курсовой  работы «Исследование документооборота ЗАО «Василиса», то название аналитической части может быть следующим: « Анализ документооборота  ЗАО «Василиса» за 2011-2013 г.г.»

В аналитической части курсовой работы в соответствии с выбранной темой:

1. Дается общая характеристика объекта курсовой работы (предприятия, группы компаний), его приоритетных сфер деятельности. Представляются сведения об организационной и производственной структурах предприятия, выполняется их краткий анализ. В качестве источников информации используются: данные собственных исследований, данные предприятия-объекта исследования, а так же справочная информация, подтверждающая отраслевые тенденции развития предприятия.

2. Выполняется развернутый анализ показателей деятельности в соответствии с темой курсовой работы для определения основных тенденций развития предприятия не менее чем за три последних года, а так же причин, их вызвавших. Для проведения анализа обучающимся могут быть использованы некоторые количественные показатели, характеризующие как  рациональную организацию работы с документами, так и организацию работы службы ДОУ (архива) в целом. (Приложение Б).

3. В завершении второго раздела обучающимся разрабатывается аналитическое резюме, в котором обобщаются результаты. Аналитическое резюме является не только завершающим разделом  аналитической части курсовой работы. Оно также должно обосновать и доказать целесообразность разработки практических рекомендаций, их обоснованность.

      Третий раздел включает в себя разработку рекомендаций и мероприятий по решению выявленных в процессе анализа практического материала проблем. Он подводит итог всей проделанной работе и должен отражать практическую полезность выполненного обучающимся исследования. Рекомендации следует излагать последовательно, разбив на пункты, аргументируя каждый вывод. В целом данный раздел должен иметь целостное, логически выдержанное построение, позволяющее проследить авторский подход в раскрытии темы исследования.

Третья часть, как и аналитическая, должна иметь конкретное название. В случае с используемым нами примером, если тема курсовой работы  посвящена исследованию документооборота предприятия, то проектная часть может иметь название: «Рекомендации по совершенствованию документооборота ЗАО «Василиса».  Типовая структура практической части включает  не менее  двух организационно-технических мероприятий с изложением предлагаемых практических  решений, каждое из которых должно иметь достаточное обоснование, позволяющее оценить влияние разработанной рекомендации на показатели деятельности предприятия после ее внедрения. Для разработки практических рекомендаций и оценки эффективности их внедрения могут быть использованы показатели, представленные в приложении В.

Практические рекомендации  должны содержать:

- сущность предлагаемых изменений, включая содержание и структуру новшеств, методические рекомендации по осуществлению управленческих процедур, практические предложения по их реализации;

- технологию внедрения разработанных предложений, включая организационно-экономическое, кадровое, техническое обеспечение;

- механизм адаптации предлагаемых решений к действующей системе управления организацией;

- оценку последствий реализации предложений.

            Разработку практической  части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) практических рекомендаций. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели; содержать конкретные решения.

В случае выбора и реализации тем научно-исследовательского характера практические  решения могут быть  посвящены отдельным направлениям аналитической работы специалиста по документационному обеспечению управления, архивиста. В этом случае они могут включать:

- процедуры сбора данных, обработки полученной информации; особенности формирования баз данных по документам организации;

- процедуры анализа взаимовлияния законодательной базы на сферу деятельности и т.д.

Кроме того, практические решения могут касаться изменения структур управления организацией или отдельными ее подразделениями, корректировки сфер ответственности и обязанностей, системы контроля исполнения.

      Заключение является завершающей стадией написания курсовой работы, содержащей в сжатой форме теоретические выводы, практические предложения. Иными словами, в заключении автором формулируются общие выводы результатов проведенного исследования, обобщающие частные выводы, полученные на предыдущих этапах работы. Объем заключения должен составлять 1,5-3 листов.

     При написании курсовой работы обязательным является составление списка использованных источников. В список могут быть включены только работы, упомянутые и цитируемые ранее в процессе исследования. Литература записывается и нумеруется в порядке ее упоминания в тексте. Материал курсовой работы допускается помещать в приложениях. В приложениях можно размещать графический материал, таблицы большого формата, ксерокопии документов и т.д.

5 Требования к оформлению курсовой работы

5.1 Общие требования

     Текст курсовой работы выполняется на листах формата А4, соблюдая  следующие размеры полей:

- левое – не менее 20 мм,

- правое – не менее 10 мм,

- верхнее – не менее 20 мм,

- нижнее – не менее 20 мм.

     Текст курсовой работы выполняется на компьютере в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0. Абзацный отступ в тексте должен быть равен 15 мм. Текст должен быть выровнен по ширине.Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов и наименований структурных элементов «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», приложений с их буквенным обозначением: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков подразделов и заголовков приложений: обычный, размер 14 пт. Шрифт указания на характер приложений (обязательное, рекомендуемое, справочное): обычный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: полуторный. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 8 мм. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком подраздела - 15 мм.

     Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor

и вставлены в документ как объект.

Размеры шрифта для формул:

- обычный - 14 пт;

- крупный индекс - 10 пт;

- мелкий индекс - 8 пт;

- крупный символ - 20 пт;

- мелкий символ - 14 пт.

      Иллюстрации должны быть вставлены в текст:

      1) либо командами ВСТАВКА-РИСУНОК, которые позволяют вставить рисунки из коллекции, из других программ и файлов, со сканера, созданные кнопками на панели рисования, автофигуры, объекты Word Art, диаграммы (все иллюстрации, вставляемые как рисунок, должны быть преобразованы в формат графических файлов, поддерживаемых Word);

    2) либо командами ВСТАВКА-ОБЪЕКТ, при этом необходимо, чтобы объект, в котором создана вставляемая иллюстрация, поддерживался редактором Word стандартной конфигурации.

       Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением в том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами. Помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

     Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце.

     Большое внимание в курсовой работе следует оказать правописанию. Оно должно соответствовать правилам русской орфографии и пунктуации. На протяжении всего текста необходимо соблюдать единство терминологии. Текст курсовой работы излагается от третьего лица.

5.2 Титульный лист

      Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.  Пример оформления титульного листа курсовой работы для специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» приведен в приложении Б.

5.3 Задание

     Задание на курсовую работу может быть заполнено, как бланк или набрано на компьютере в соответствии с требованиями к его содержанию. Пример оформления бланка задания приведен в приложении В.

5.4 Содержание

     Структурный элемент «Содержание» включается в общую нумерацию разделов и размещается на отдельном листе или нескольких листах. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка посередине страницы с первой прописной буквы. Наименования структурных элементов, разделов и подразделов курсовой работы, включаемых в содержание, не отделяются от номеров страниц точками.

5.5 Введение, заключение

    Структурные элементы «Введение» и «Заключение» включаются в общую нумерацию разделов и размещаются на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записываются в виде заголовков посередине страницы с первой прописной буквы.

5.6 Основная часть

       Текст основной части разделяется на разделы, подразделы, пункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично.

     Пример: 1.2.3 - обозначает раздел 1, подраздел 2, пункт 3

     Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов и подразделов записывают с абзацного отступа с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

     Каждый раздел основного текста рекомендуется начинать с нового листа. Каждый подраздел или пункт так же рекомендуется начинать с нового листа, если после их наименования на листе помещается менее 5 строчек текста.

    Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставиться скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

а) ______________

б) ______________

1)______________

2)______________

в) ______________

       В тексте курсовой работы не допускается:

1) применять иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

2) применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, а также соответствующими государственными стандартами;

3) применять произвольные словообразования;

4) употреблять математические знаки без цифр, а также знаки № (номер), % (процент);

5) применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ и др.) без регистрационного номера;

6) не допускаются выделения и подчеркивания слов по тексту.

      Все иллюстрации в основном тексте (схемы, графики и т.д.) называются рисунками и нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста или в пределах раздела.

Ссылки на иллюстрации следует давать по типу «... в соответствии с рисунком 1...». Иллюстрации располагают после первой ссылки на них. Пояснения к рисункам можно делать как в тексте, так и под иллюстрацией. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» с указание порядкового номера помещают после иллюстрации и пояснительных данных к ней с абзацного отступа. Наименование рисунка записывается на одном уровне со словом «Рисунок» через дефис.

     Пример:

     Рисунок 1 – Наименование рисунка

     Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Все таблицы в пределах текста (или раздела) следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке пишут слово «Таблица» с указанием её номера. Слово «Таблица» с указанием порядкового номера помещается над левым верхним углом таблицы с абзацного отступа. Тематический заголовок записывается на одном уровне со словом «Таблица» через дефис.

      Пример:

      Таблица 1 – Наименование таблицы

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае но-

мер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

     Пример: Таблица 1.1

     Таблица может иметь заголовки и подзаголовки. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком.

     Графы таблицы допускается нумеровать для облегчения ссылок в тексте, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

    Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием.

      Если таблица не размещается на одном листе, допускается делить её на части. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Таблицы, занимающие больше половины листа, рекомендуется выносить в приложения.

       Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками.

     Все иллюстрации и таблицы должны быть органически связаны с текстом и не должны иметь лишних изображений, которые не поясняются в тексте.

5.7 Список использованных источников

     Структурный элемент «Список использованных источников» не включается в общую нумерацию разделов и размещается на отдельном листе в конце текстовой части курсовой работы перед приложениями. Слово «Список использованных источников» записывается в виде заголовка посередине страницы с первой прописной буквы.

Ссылки на источники в тексте в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

5.9 Приложения

      Материал курсовой работы допускается помещать в приложениях. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах после списка использованных источников. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его буквенного обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное». В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках в тексте не указывают. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё,З,Й,О,Ч,Ь,Ы,Ъ.

Пример: Приложение В

      Если в тексте курсовой работы одно приложение, то оно обозначается «Приложение А». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Если в приложении дана таблица, слово «Таблица» записывается с указанием буквы приложения и номера таблицы через точку и тематическим заголовком, например:

Пример:

Таблица А.1 – Тематический заголовок

       Если в приложении дана таблица, имеющая размер больше листа, то на следующем листе пишется – продолжение таблицы А.1.

      Если в приложении приводится многостраничный документ или несколько документов в рамках одного приложения, на каждой последующей странице с абзацного отступа пишется – продолжение приложения В. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

6 Рецензирование, защита и оценка курсовой работы

      При рецензировании курсовой работы оценивается качество работы, степень ее самостоятельности, теоретическая обоснованность и прикладное значение, отмечаются достоинства и недостатки в раскрытии темы. Замечания по тексту работы могут отмечаться преподавателем на полях работы. Работа, получившая положительную оценку, допускается к защите и возвращается студенту для подготовки к защите. Отрицательная рецензия  предполагает полную или частичную переработку курсовой работы, ее повторное рецензирование и (в случае положительной оценки) ее защиту.

      При подготовке к защите курсовой работы студент должен внимательно ознакомиться со всеми замечаниями, отмеченными в рецензии, и устранить недостатки.

     Защита курсовой работы проводится в назначенный преподавателем день в форме собеседования, в ходе которого студент обосновывает выбор темы курсовой работы и ее актуальность, указывает цель и основные задачи исследования, приводит общую характеристику объекта исследования, кратко излагает основные выводы и результаты работы и отвечает на замечания, отмеченные в рецензии. Выступление студента в ходе защиты должно быть четким, ответы на вопросы – продуманными, точными и лаконичными.

      Общая оценка курсовой работы складывается из двух оценок: оценки качества самой работы (ее содержания, оформления и т.д.) и оценки защиты курсовой работы студентом (по результатам собеседования).

      При оценке работы учитываются степень изучения и раскрытия темы курсовой работы, достижения цели и задач исследования; умение анализировать собранный материал; грамотность изложения; правильность оформления, качество доклада студента, аргументированность его ответов на вопросы. При выставлении оценки особо учитывается самостоятельность и инициативность студента при разработке темы работы.

       По результатам защиты выставляется окончательная оценка, которая учитывает степень устранения указанных недостатков и качество ответов студента при собеседовании.

     Работа оценивается по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

     Оценку «отлично» получает студент, который показал в курсовой работе и при ее защите глубокие знания по теме, творчески использовал их для анализа современного состояния проблемы, смог обобщить фактический материал и сделал выводы и предложения по результатам исследования. Данная работа не должна иметь существенных недостатков.

      Оценку «хорошо» получает студент, который показал в курсовой работе и при ее защите достаточные знания по теме, осветил все вопросы, устранил выявленные недостатки, но не проявил творческого отношения к работе.

     Оценку «удовлетворительно» получает студент, который не полностью раскрыл основные вопросы курсовой работы, либо изложил их недостаточно логично, не в полной мере устранил выявленные недостатки и неуверенно отвечал при защите работы.

     Оценку «неудовлетворительно» получает студент, который не раскрыл тему курсовой работы, допустил грубые ошибки и неточности при ее написании. Такая работа не допускается к защите и подлежит переработке.

Приложение А

Тематика комплексных  курсовых работ

1. Особенности документирования договорных отношений

2. Значение нормативно-методической регламентации документационного обеспечения управления. Анализ инструкции по делопроизводству.

3. Анализ автоматизации документационного обеспечения управления на примере конкретного предприятия.

4. Анализ организации документооборота учреждения и основные направления его совершенствования.

5. Анализ работы с исходящей документацией.

6. Анализ использования номенклатуры дел в оперативном хранении и ведомственном архиве.

7. Анализ основных направлений совершенствования документационных процессов.

8. Организация и совершенствование работы с документами по личному составу.

9. Организация регистрации документов. Анализ современных регистрационных форм.

10. Исследование роли  унификации и стандартизации в совершенствовании состава и форм документированной информации.

11. Особенности документирования деятельности коллегиальных органов управления.

12. Проблемы обеспечения юридической силы документов в условиях новых информационных технологий.

13. Организационные формы документационного обеспечения управления. Анализ структуры  службы ДОУ.

14. Анализ работы с входящей документацией.

15. Оценка современного состояния документационного обеспечения управления.

16. Исследование методов организации контроля за исполнением документов в условиях  традиционного делопроизводства.

17. Документирование управленческой деятельности как основа информационной среды современного предприятия.

18. Исследование лингвистических особенностей и редактирования управленческих документов.

19. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов. Опыт их применения.

20. Анализ информационно-справочного обслуживания аппарата управления в условиях применения вычислительной техники.

21. Анализ автоматизированных систем регистрации документов.

22. Особенности использования документов на новейших носителях.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон РФ от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)
  4. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., № 24 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) Постановление правительства «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с изображением Государственного герба РФ» от 27 декабря 1995 г; № 1268 (с последующими изменениями и дополнениями)
  5. Положение об Архивном фонде РФ. Утверждено Указом Президента от 17 марта 1994 г.; № 552. (с последующими изменениями и дополнениями).
  6. Положение о Федеральной архивной службе России. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г.; № 1562(с последующими изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.; № 191(с последующими изменениями и дополнениями).
  8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» от 15.06.2009 №  477(с последующими изменениями и дополнениями).
  9. Постановление Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») от 03.03.2003 N 65-ст
  10. ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299) (ред. от 08.09.2010)

Основные источники:

  1. Андропова И.Ю., Андропова Н.Л., Макарова Н.В. Кадровое делопроизводство: документация. – М.: ОИЦ «Академия», 2009
  2. Басаков М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления на основе ГОСТ Р 6.30-2003). – М.: Дашков и К0, 2009.
  3. Галахов В.В. Секретарь-референт высокой квалификации: организация секретарского дела. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. – М.: Издательство ПРИОР, 2005.
  5. Киселёв С.В. Офисные приложения MS Office. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
  6. Киселёв С.В., Нелипович О.Н. Офисное оборудование. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
  7. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник. / Под ред. Д.О. Тузова, В.С. Аракчеева. - М.: ФОРУМ - ИНФРА – М., 2010.
  8. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. -  М.: «Академия», 2010.
  9. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
  10. Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  11. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М.: Книга-сервис, 2009.
  12. Тютяева Л.Л. Организация документооборота и документального управления. – М.: «Академкнига/ Учебник», 2010.
  13. Управление персоналом/ под ред. О.И. Марченко. – М.: «Ось – 89», 2006.

Дополнительные источники:

  1. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом. – Минск: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2007.
  2. Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом// Управление персоналом, 2005, № 12.
  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2006.
  4. Ленкевич Л.А. Делопроизводство. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
  5. Ленкевич Л.А. Техника машинописи. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  6. Ленкевич Л.А. Персональный компьютер в работе секретаря. – М.: ОИЦ «Академия». 2010.
  7. Ленкевич Л.А. Секретарь-референт. Секретарское дело. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
  8. Ленкевич Л.А. Секретарь-референт. Техника машинописи. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
  9. Ленкевич Л.А. Секретарь-референт. Делопроизводство. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
  10. Мартынова О.В.        Основы редактирования. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
  11. Практикум по административному праву./Под ред. проф. Д.Н. Бахраха. - М.: НОРМА-ИНФРА - М, 2006.
  12. Пшенко А.В., Степанова Е.В. Секретарь-референт высокой квалификации: Документационное обеспечение управленческой деятельности. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
  13. Снежко О.А. Трудовое право РФ. Учебный комплекс курса: Учебно-методическое пособие. – М.: Приор-издат, 2007.
  14. Теплицкая Т.Ю. Настольная книга секретаря-референта. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  15. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Управление персоналом. – М.: Мир, 2008.
  16. Чистякова С.В. Управление персоналом. – Саратов, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. www.consultant.ru
  2. www.garant.ru
  3. www.sekretary.net
  4. www.officemart.ru
  5. www.kadrovik-praktik.ru
  6. www.todo1.kdelo.ru
  7. www.bt-centre.ru
  8. www.autoaf.ru/arhivnoe-delo
  9. www.1archive-online.com


Приложение Б

    Таблица 1

Показатели и характеристики элементов системы управления

Показатель

Алгоритм расчета

1

2

3

1

Уровень управляемости (Ку)

Ку =  , где

Ун - норма управляемости;

Уф - фактический уровень.

2

Занятость персонала в аппарате управления (Кз)

Кз =  , где

АУП - численность аппарата управления;

ППП - численность промышленно-производственного персонала.

3

Степень централизации функций (Кц)

Кц =  , где

Рфц - количество принятых решений при выполнении данной функции на

        верхних уровнях управления;

Рф - общее количество принятых решений при выполнении данной

       функции на всех уровнях управления.

4

Соотношение численности линейного и функционального персонала (Кс)

Кс =  , где

АУПл - численность руководителей среднего звена в ОСУ;

АУПф - численность работников всех функциональных служб.

5

Степень формализации труда работников (Кф)

Кф =  , где

АУПн - численность работников, труд которых организован на основе

             нормативной документации;

АУП - общее число работников в ОСУ.

6

Уровень механизации и автоматизации труда работников (Км.а.)

К м.а =  , где

Тм.а - количество управленческой техники и оргтехники (в стоимостном

         выражении).

7

Эффективность труда в ОСУ (ПАУП)

ПАУП =  , где

В - объем реализованной продукции (услуг) (в стоимостном выражении).

8

Экономичность труда в ОСУ (ЭАУП)

ЭАУП =  , где

САУП -  общая сумма затрат на управление;

Собщ - общая сумма затрат на производство услуг.

9

Коэффициент целенаправленности ОСУ (КцОСУ)

КцОСУ =  , где

АУПу , АУП - численность административно-управленческого персонала, занятого решением специальных проблем, и всего.

10

Показатели иерархичности управления:

а)  руководителей

     среднего звена

б) функционального

     руководства

  ,       , где

Ро - общая численность работающих в СУ;

Нун - норма управляемости для руководителей низшего звена;

С - сменность работы;

Нус - средняя норма управляемости для руководителей высших ступеней;

h - количество уровней;

И - число исполнителей;

hф - количество уровней функционального руководства.

11

Коэффициент полноты охвата функций управления (Ко.ф.)

Ко.ф =  , где

Кф , Кн - количество работ, проводимых в аппарате управления фактически и по установленным положениям.

12

Коэффициент дублирования функций (Кд)

Кд =  , где

Коз - количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;

Кн - количество работ по утвержденным положениям.

13

Коэффициент глубины специализации управленческих работ (К r.c)

Кr.c =  , где

Тр. проф - объем работ, профильных для данного подразделения;

Тр - общая трудоемкость работ, выполняемых данным подразделением.

14

Коэффициент надежности системы управления (Кнад)

Кнад = , где

Кн - количество нереализованных решений;

Кобщ - общее количество решений, принятых в подразделении.

15

Коэффициент абсолютного использования информации (Ка.н)

Ка.н  =  , где

Iисп , Iвход - общее количество случаев использования документа (показателя) и общее количество имеющихся документов (показателей).

16

Коэффициент эффективного использования информации (Кэ.и)

Кэ.и = , где

Iэ.исп - количество случаев эффективного использования документа

          (показателя).

17

Коэффициент нарушений ритмичности управленческого цикла (Кн.р)

Кн.р =  , где

Q - нормативное количество часов работы;

Δg - ежедневное отклонение от нормативного объема работ.

18

Коэффициент качества выполнения управленческих функций (Ккур)

Ккур =  , где

tпi - потери производственного времени в производственных подразделениях из-за несвоевременного или некачественного выполнения функций;

m - число функций управления; n - число подразделений;

Тсмi - сменный фонд времени в соответствующих производственных подразделениях.

19

Коэффициент оперативности управления (Ко)

Ко =  , где

D1, D2, D3 - установленный срок исполнения для соответствующих

                   документов;

К1, К2, К3 - отставание от принятого срока исполнения документов в днях

d1, d2, d3 - удельный вес документов конкретного вида.

20

Коэффициент непрерывности информационных потоков (Кнур)

Кнур =  , где

tу.нор , tу.факт - длительность управленческого цикла, рассчитанного по

                    сроку прохождения документа, нормативная и фактическая.

21

Коэффициент пропорциональности аппарата управления (Кпур)

Кпур =  , где

tпер.ур - время перерывов в работе по вине смежных подразделений;

Тур - общий фонд работ;

n - число подразделений.

22

Коэффициент непрерывности аппарата управления (Кнури)

Кнури =  , где

tпер.ур - время перерывов, зафиксированных в работе аппарата управления;

Тур - трудоемкость управленческих работ по подразделениям.

Приложение В

Таблица 2

Показатели эффективности организационно-технических мероприятий, методы и примеры их расчета

Показатели эффективности организационно-технических мероприятия

Методы расчета

Примеры расчета

(на условных данных)

1

2

3

4

1.

Снижение трудоемкости услуг в результате внедрения организационно-технических мероприятий.

                 n

Δ Тобщ =  N год   ( tшт1  - tшт2)

                 1

где n - число видов продукции (услуг),

      Nгод - годовой объем выпуска в       натуральном выражении ( шт.),

      tшт1, tшт2 - норма времени на изготовление единицы продукции (час.).

В результате совершенствования технологии сократилось время выполнения операции.

Еcли tшт1 = 4 час., tшт2 =3 час.

Годовая программа выпуска = 4000, то сокращение общей трудоемкости определяют:

Δ Т общ = 4000  (4-3) = 4000 н/час.

2

Относительное (условное) высвобождение численности рабочих за счет снижения трудоемкости.

            Δ Т общ

Δ Ч = ⎯⎯⎯⎯⎯

          F пол. год. К в.н.

             

где F пол. год - годовой полезный фонд  време-

                            ни 1-го рабочего ( час),

       К в.н. - коэффициент выполнения норм выработки (средне-статистические по предприятию).

                                         

В результате внедрения организацион-но-технических мероприятий трудоемкость годовой продукции (tобщ. сокращается на 4000 н/ч.

По балансу рабочего времени полезный фонд времени по каждому рабочему составляет 2000 час., Кв.н. = 1,0.

Условное высвобождение численности  составит:        4000

Δ Ч = ⎯⎯⎯⎯⎯ = 2 чел

           2000  1,0

3

Снижение трудоемкости производства единицы продукции (услуги) в процентах.

                            t шт.2

а = 100  ( 1 - ⎯⎯⎯⎯⎯ )

                            tшт.1

где tшт.2 - трудоемкость после внедрения

                  мероприятия,

tшт.1 - трудоемкость до внедрения

         мероприятия.

Используя исходные данные в примерах п.п. 1-3, снижение трудоемкости (в %) составит:

                        3

а=100  ( 1 - ⎯⎯ ) = 25%

                       4

4

Прирост производительности труда (выработки) (в %) на основе снижения трудоемкости.

               100  а

Δ ПТ = ⎯⎯⎯⎯

                100 - а

где а - снижение трудоемкости (в %).

 

При условии снижения трудоемкости на 25% производительность труда (выработка) возрастает:

              100  25

Δ ПТ = ⎯⎯⎯⎯ = 33,3%

                100 - 25

5

Увеличение производительности труда (выработки) в абсолютном выражении (шт., тыс. руб. и т.п.) за счет снижения трудоемкости.

              Fном                      Fном

Δ В = ⎯⎯⎯⎯  - ⎯⎯⎯⎯⎯

               tшт2                        tшт1

где  Fном  - номинальный фонд времени 1 рабочего (смену, месяц, год).

При условии, если номинальный фонд времени составляет за год 24 2400 часов, а tшт1 = 4 час., tшт2 = 3 час., то увеличение выработки составит:

          2400    2400

Δ В = ⎯⎯ - ⎯⎯ = 800 - 600 = 200 ед.

              3         4

6

Относительное (условное)  высвобождение численности рабочих за счет увеличения использования рабочего времени основных рабочих.

                                      Fпол. до внед.

Δ Ч = Ч исх   ( 1 - ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ )

                                   Fпол. после внедр.

где Чисх - исходная численность основных ра-

                бочих, рассчитанная по формуле:

               О реал. после внедр.

Ч исх. = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

                     Вср. до внедр.

Внедрение организационных мероприятий улучшает обслуживание рабочих мест основных рабочих. В результате полезный фонд времени каждого рабочего возрастет с 1820 часов до 1850 часов.

Выработка продукции на 1-го рабочего до внедрения мероприятия составляла 16 д.ед. годовой объем производства после внедрения возрастет и составит 320 д.ед.

F пол. “до” и “полсле” внедрения - полезный фонд времени 1-го рабочего “до” и “после” внедрения организационно-технических мероприятий:

              Ч до внедр.  Роб.

Ч исх.  = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯

                     100

где Ч до внедр. - численность работ до внедрения мероприятия,

Роб.- рост объема производства в результате внедрения мероприятия.

Тогда относительная экономия численности рабочих составит:

             3200                1820

Δ Ч = ⎯⎯⎯  ( 1 - ⎯⎯⎯ ) = 200  0,02=

               16                   1850         4 чел.

7

Прирост производительности труда в результате экономии численности работающих.

               

                Δ Ч 100

Δ ПТ = ⎯⎯⎯⎯⎯

               Чисх - Δ Ч

где Δ Ч - экономия численности работающих,

      Чисх  - исходная численность,  исчисления на объем производства после внедрения мероприятия.    

       

Если исходная численность составляет 20 чел., а экономия численности - 4 чел., то прирост  производительности труда составит:

              4  100

ΔПТ = ⎯⎯⎯⎯ = 25%

                20 - 4

8

Прирост производительности труда в результате сокращения непроизводительных затрат рабочего времени.

             

                 Т потерь

ΔПТ = ⎯⎯⎯⎯⎯  100

                 Т оп.ф

где  Т потерь - непроизводственные потери рабочего времени (по результатам) (мин.),

          Т оп.ср. - оперативный фонд рабочего времени (мин.).

В результате ФРД выявлены непроизводительные потери рабочего времени в размере 18 минут. В результате орг.-тех. мероприятий непроизводительные потери будут ликвидированы.

Прирост производительности труда составит:

               18

ΔПТ = ⎯⎯   100 = 5,9 %

              304

9

Прирост производительности труда (выработки) в (%) за счет увеличения продолжительности фазы устойчивой работоспособности в результате улучшения условий труда.

               Рпосле внедр. - Р до внедр.

ΔПТ = (⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ )  100  Кпопр.

                       Р до внедр. + 1

где Р “до” и ”после” внедрения - уд. вес дли-

          тельности фазы устойчивой работо-

          способности,

       К попр. - поправ. коэффициент, учитываю-

                     щий функциональное состояние

                     человека (  0,20)

Удельный вес устойчивой работоспособности в фонде полезного времени работника до внедрения мероприятия составляет 0,6, после внедрения – 0,7%. Тогда прирост производительности труда составит:

                    0,7-0,6

ΔПТ = (⎯⎯⎯⎯⎯) 100  0,2 = 1,25%

                    0,6+1

10

Общий прирост производительности труда в целом по нескольким орг.-тех. мероприятиям.

                 

                 n

                  ΔЧ  100

ΔПТобщ = ⎯⎯⎯⎯⎯

                          n

                 Чисх - ∑ΔЧ

                         

где  ∑ΔЧ - сумма относительной экономии

                   численности работающих по

                   всем мероприятиям;

        n - количество мероприятий.

Проектом предусмотрены три орг.-тех. мероприятий, в результате которых ожидается относительное высвобождение численности

 ΔЧ1= 1,5 чел.,  ΔЧ2 = 2,2 чел.,

ΔЧ3 =1,3 чел. Исходная численность составляет 200 человек, тогда:

                 (1,5 + 2,2 + 1,3)  100

ΔПТобщ = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ = 2,6%

                  200 - (1,5 + 2,2 + 1,3)

11

Экономия за счет уменьшения затрат на заработную плату в результате относительного высвобождения основных рабочих-сдельщиков (руб./год).

                                                             Уз.д.

Э з/пл.сдельн [(tшт1   Сч1 - tшт2  Сч2 )  ( 1 + ⎯⎯)

                                                             100

         Уос

 (1+ ⎯⎯)] N год

        100

где tшт1, tшт2  - трудоемкость изготовления еди

                        ницы изделия (услуги) “до” и

                    ”после” внедрения мероприятия,

       Сч1, Сч2  - средняя часовая оплата труда;

       Уз.д.  -уровень зарплаты дополнительно

                 %  к ОСП з/п.;

        Уос - уровень отчислений на единый социальный налог,

         Nгод - годовая программа (шт.)

             

В результате внедрения мероприятий трудоемкость изготовления  единицы продукции сократится с 3,4 до 2,8 часа.

Средняя часовая ставка снизилась с

 570 д.ед. до 550 д.ед. Уровень дополнит. з/пл. составляет 8%, отчислений на социальные нужды - 40%. Годовая программа 15000 шт.

Экономия затрат на заработную плату составит:

Эз/пл.сд. = [ ( 3,4  570  - 2,8  550)

             8                26,3

 (1+ ⎯⎯ )  ( 1 + ⎯⎯)] 15000

           100              100          

 8800 т.д. ед.

                                 

                         

12

Экономия за счет уменьшения  затрат на заработную плату в результате высвобождения вспомогательных рабочих и др. рабочих, оплачиваемых повременно.

                                                      Уос

Эз/пл. = [ ΔЧповр  3 мес.  ( 1 + ⎯⎯)]  12

                                                      100

где Δ Ч повр - уменьшение численности

                     рабочих-повременщиков,

       3 мес. - средний заработок за месяц

                    1 рабочего,

       Уос - уровень отчисления на единый социальный налог.

За счет совмещения функций предусмотрено сокращение численности вспомогательных рабочих-повременщиков на 2 человек.

Средняя заработная плата в месяц составляет 200 д.ед.

Тогда, экономия затрат на зарплату рабочих-повременщиков составит:

                                          26,3

Эз/пл.повр = [ 2  200  ( 1 + ⎯⎯)]  12 = 6720 д.е

                                        100    

13

Увеличение объема производства за счет общего прироста производительности труда в результате внедрения орг.-тех. мероприятий.

          Опр.базисн.  ΔПТ%общ.

Опр. = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯ + Опр.базисн.

                                  100

где Опр.базисн. - объем производства базисный

                          (до внедр. меропр.),

      ΔПТобщ. - прирост производительности

                     труда за счет проектируемых

                     мероприятий.

До внедрения мероприятий годовой объем производства составляет

1000 д.ед. Прирост производительности труда - 7%.

Тогда объем производства после внедрения составит:

                 1000  7

Опр. = ⎯⎯⎯⎯⎯ + 1000 = 1070д.ед.

                     100

14

Экономия в результате относительного сокращения условно-постоянных расходов.

                  Э усл.пост   (Δ Ор. - Δ З усл.пост.)

Э усл.пост = ⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

                               100

где Э усл.пост. - сумма условно-постоянных                             расходов в фактической смете расходов,

       Δ О р. - прирост объема услуг ( в %),

       Δ З усл. пост. - прирост условно-постоян-

                                   ных расходов (в %).

В смете затрат сумма условно-постоянных расходов до внедрения мероприятий составляет 240 д.ед. В результате внедрения мероприятия ожидается рост объема производства на 7%, а  условно постоянные расходы возрастут только на 1%.

                    240  (7-1)

З усл. пост. = ⎯⎯⎯⎯⎯ = 14,4 д.ед.

                           100

15

Экономия в связи с сокращением амортизационных отчислений в себестоимости единицы услуг при более полной загрузке оборудования.

               А1      А2

Эам. = ( ⎯⎯ - ⎯⎯ )  N2

                 N1       N2

где А1 и А2 - суммы амортизационных

                    отчислений на основные фонды    

 “до” и ”после” внедрения,

         

N1 и N2  - программа производства (в натур.

                выражен.) “до” и “после”

                внедрения мероприятия.

За счет внедрения рациональной системы обслуживания оборудования ожидается, что программа производства возрастает с 10 тыс. изд. до 12 тыс. изд., стоимость  основных фондов и амортизац. отчислений  останутся неизменными

= 6 тыс. д.ед.

                6             6

Эам. = ( ⎯⎯   -   ⎯⎯)  12 = (0,6-0,5)  12

               10            12

= 1,2 тыс. д. ед.                        

16

Экономия за счет изменения нормы расхода материалов и цен на них.

Эм = [ ( Нм1   Цм1 - Нм2  Ц2) ]  N2

где Нм1 , Нм2  - нормы расхода материала на                       изготовление единицы изделия “до” и “после” внедрения мероприятия,

      Ц12 - цены на используемые материалы “до” и “после” внедрения мероприятий,

      N2  - годовой выпуск продукции (в натуральном выражении).  

                             

В результате  внедрения проектируемых мероприятий ожидается снижение норм расхода смазочных материалов с 2 до 1,5 кг. и возникает возможность применения более дешевых смазочных материалов с 40 до 30 тыс. д.ед. Годовая программа 1000 ед. Экономия материалов составит:

Эм = ( 2  40 - 1,5  30 )  1000 = (80 -45)  1000 = =35000 д. ед.

17

Годовая экономия за счет внедрения орг.-тех. мероприятий.

Эгод = Э з/пл. + Э усл.пост. +Эам. + Эм + Эпроч.  или

Эгод = (С1 -С2)  N2 год.

18

Изменение суммы затрат на 1 руб.

              Сбаз - Эгод

Эруб. 2 = ⎯⎯⎯⎯

                    Ореал

где   Обаз.  - себестоимость общей реализации в баз. период (до внедрения мероприятия),

       Эгод  - сумма годовой  экономии от проектирования мероприятия,

       Ореал  -объем реализации после

                    внедрения мероприятия.

19

Экономический эффект от внедрения проектирования мероприятия.

Ээ = (С12) N2- Ен    ΔК

где   С1 и С2 -себестоимость ед. проектирова-

                        ния “до” и “после” внедрения,

         Ен - коэффициент экономической эффективности (в условиях рыночной экономики равен 0,3),

          Δ К - дополнительные кап. вложения по проектируемым мероприятиям,

          N 2 - годовое количество производим. продукции услуг) после внедрения мероприятия.

     

20

Срок окупаемости проектируемого мероприятия.

ΔК

Ток  ⎯⎯⎯⎯⎯

1 - С2) N2