Рабочая программа по обществознанию для 5 класса ФГОС

Ахмадеева Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Согласовано

на методическом совете.

Протокол от «» августа 2016 г.

Утверждено приказом

 от «»   августа  2016 г.

 

                                                                                                                                       

Рабочая программа

по обществознанию

5 класс

2016 – 2017 учебный год

                                                                                                 Составлена  Ахмадеевой Е. В.,

учителем экономики и обществознания

высшей квалификационной категории

г. Перевоз

2016 г.

                                                                                                                             

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.

  «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание  изучает общественную жизнь многоаспектно, используя  для  этого    комплекс общественных  наук: философию, социологию,    политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику   данного   учебного   предмета:   его   интерактивный   характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Знания по курсу должны     помочь     ответить      учащимся       на   наиболее      значимые вопросы       миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире?» и т. д.

Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах.

 При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать       межпредметные  связи. Прежде всего, следует  опираться  на   знания    учащихся  по истории, литературе, искусству, географии.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

 -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

 -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

 относительно целостное представление о человеке;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. 

2. Содержание учебного предмета

Глава 1. Человек (5 ч.)

Загадка человека (2 ч.)

 Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять     на наследственность.

Отрочество – особая пора (2 ч.)

Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.     Нужны ли сегодня рыцари.

Повторительно – обобщающий урок по первой главе «Человек» (1 ч.)

Глава 2. Семья (7 ч.)

Семья и семейные отношения (2 ч.)

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство (2 ч.)

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Свободное время (2 ч.)

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Повторительно – обобщающий урок по второй главе «Семья» (1 ч.)

Глава 3. Школа (7 ч.)

Образование в жизни человека (2 ч.)

Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование (2 ч.)

Формы образования. Роль книги. Самообразование- путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья (2 ч.)

Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Повторительно – обобщающий урок по третьей главе «Школа» (1 ч.)

Глава 4. Труд (5 ч.)

Труд – основа жизни (2  ч.)

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Труд и творчество (2 ч.)

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Повторительно – обобщающий урок по четвертой главе «Труд» (1 ч.)

Глава 5. Родина (10 ч.)

Наша Родина - Россия (2 ч.)

 Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России (2 ч.)

Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России (2 ч.)

Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю.

Мы – многонациональный народ (2 ч.)

Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Повторительно – обобщающий урок по пятой главе «Родина» (1 ч.)

Повторительно – обобщающий урок по учебному курсу (1 ч.)

Тематическое планирование

урока

Кол-во

часов

Тема и тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Предметные                         Метапредметные        Личностные

Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД, виды контроля достижений метапредметных и предметных результатов.

Глава 1 Человек

1-2

2

Тема I. Загадка человека(Урок изучения нового материала)

  1. Введение в предмет.
  2. Зачем человек рождается?
  3. Что такое наследственность.
  4. Наследственность- биологическая сущность всех людей.
  5. Можно ли влиять на наследственность.

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

3-4

2

Отрочество - особая пора жизни

(Комбинированный урок)

  1. Легко ли быть подростком?
  2. Отрочество- пора мечтаний.
  3. Самостоятельность- показатель взрослости.
  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
  5. Нужны ли сегодня рыцари.

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт
своей  личности  с  учётом   мнения  других  людей,   в  том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

 Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, тест.

5

1

Практикум( Урок практикум)

1.Человек- социальное и биологическое существо.

2. Возраст человека

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия

Задания с развёрнутым ответом, тест.

Глава 2 Семья

6-7

2

Семья и семейные отношения

(Комбинированный урок)

  1. Зачем люди создают семьи.
  2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
  3. Какие бывают семьи.

Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье.

Составление схемы, задания с кратким ответом.

8-9

   2

Семейное хозяйство

(Комбинированный урок)

  1. Семейные заботы.
  2. Каким должен быть хозяин дома.
  3. Как хозяйствовать по правилам.

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

Составить семейный бюджет, вопросы.

10-11

2

Свободное время

(комбинированный урок)

  1. Что такое свободное время.
  2. Свободное время и занятия физкультурой.
  3. Свободное время и телевизор. Компьютер и мобильный телефон.
  4. Своими руками
  5. Что такое хобби.

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды», тест.

12

1

Практикум

(Повторительно-обобщающий урок)

  1. Экономия семейных ресурсов.
  2. Это должен уметь каждый хозяин.
  3. Творчество своими руками.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 Составлять рассказы:

-учимся быть рачительными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

Составление кроссворда, задания с кратким ответом, вопросы.

Глава 3. Школа.

13-14

2

Образование в жизни человека

(Урок изучения нового материала)

  1. Школьное образование.
  2. О чём рассказала бабушка.
  3. Чему учит школа сегодня.
  4. Учись учиться

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Работа с текстом учебника по заданиям, задания с развёрнутым ответом, вопросы.

15-16

2

Образование и самообразование

(Комбинированный урок)

  1. Формы самообразования.
  2. Испокон века книга растит человека.
  3. Самообразование- путь к успеху.
  4. Новые возможности.
  5. Самообразование и самоорганизация.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Воспитание ответственности, умение учиться

Моделирование ситуаций и их анализ, составление схемы. Вопросы.

17-18

2

Одноклассники, сверстники, друзья.

(Комбинированный урок)

  1. Ты и другие ребята.
  2. Слово не воробей.
  3. Какой ты, друг?

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Задания с кратким ответом. Тест.

19

1

Практикум.

( Урок –практикум)

  1. Отношения друзей и сверстников.
  2. Организация свободного времени.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Воспитание ответственности, умение учиться

Решение познавательных задач

Глава 4. Труд.

20-21

2

Труд – основа жизни

(Урок изучения нового материала

  1. Каким бывает труд.
  2. Что создаётся трудом.
  3. Как оценивается труд.
  4. Богатство и бедность.
  5. Богатство обязывает.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Моделирование ситуаций и их анализ, составление таблицы,тест.

22-23

2

Труд и творчество.

(Комбинированный урок)

  1. Трудовая деятельность человека.
  2. Мастер и ремесленник.
  3. Что такое  творчество.
  4. Творчество в искусстве.

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника, вопросы.

24

1

Практикум.

( Урок-практикум)

  1. Труд в деятельности человека.
  2. Мир профессий.

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Решение познавательных задач, тест.

Глава 5.Родина

25-26

2

Наша Родина-Россия.

(Урок изучения нового материала)

  1. Российская федерация.
  2. Русский язык- государственный.
  3. Что значит быть патриотом.

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

Работа с текстом учебника, задания с кратким ответом, вопросы.

27-28

2

Государственные символы России.

(Комбинированный урок)

  1. Герб России.
  2. Флаг России.
  3. Гимн России.

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага.

Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Составление схем, работа с текстом учебника, задания с кратким ответом.

29-30

2

Гражданин России

(Комбинированный урок)

  1. Гражданин.
  2. Права и обязанности граждан России.
  3. «Моя хата с краю»

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданствен-ности, представленным в СМИ

Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.

Моделирование ситуаций и их анализ, вопросы.

31-32

2

Мы – многонациональный народ.

(Комбинированный урок)

  1. Что говорит закон.
  2. Мы дети разных народов, мы один народ.
  3. Многонациональная культура России.
  4. Что такое национальность

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

Решение познавательных задач, составление кроссворда, задания с кратким ответом.

33

1

Родина.

( Итоговый урок)

  1. Проверочная работа.
  2. Групповые задания

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

 Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

Задания с кратким ответом, тест.

34

1

Человек и общество

( Урок- практикум, защита проектов)

Защита проектов.

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

Овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
на уроках и в доступной социальной практике

Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Составление презентаций, вопросы.

  1. Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения
  1. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6-е изд.-М.: Просвещение, 2015.
  2. Нормативные документы:

а) Декларация прав человека

б) Конвенция о правах ребенка

Список  используемой литературы.

1. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова– М.: «Просвещение», 2013.- 63 с.

2. Рабочая программа по обществознанию, под редакцией Л.Н. Боголюбова – М., «Просвещение», 2013 г.

3. Учебник «Обществознание» 5 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение», 2015 г.

4. А.С. Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 класс . – М.: «Экзамен», 2012 г.  ФГОС.

5. Обществознание. Электронное приложение  к  учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 5 класс (СD).