Опыт работы по профилактике ВИЧ.
Проблема профилактики ВИЧ инфекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_profilaktike_vich.docx | 274.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Беркутова Элиза Мансуровна
педагог – психолог
МБОУ «СОШ №2»
г. Тарко – Сале
Профилактика ВИЧ/СПИД в молодежной среде в общеобразовательной школе.
Аннотация.
Многие знают о существовании страшной и неизлечимой болезни название которой – ВИЧ/СПИД. Но не многие знают историю ее происхождения. Первые случаи таинственного заболевания появились в США, Швеции, Гаити еще в конце 1970-х. Центры по контролю заболеваний в США в 1981 году зарегистрировали новое заболевание, которое было названо – СПИД.
В России летом в 1987 г. был зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции у гражданина нашей страны. К концу 1987 года было выявлено 25 ВИЧ-инфицированных. И на протяжении 30 лет число инфицированных неумолимо растет.
Эпидемия ВИЧ – инфекции затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.
Поэтому проводить профилактику в школьных учреждениях просто необходимо начиная с 7 класса. Проводя первичную профилактику СПИДа/ВИЧ в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и др.) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.
Целью данной работы в школе является:
- повысить информированность в проблеме ВИЧ – инфекции;
- сформировать установку на здоровый образ жизни;
- научить основам безопасного секса, как средству профилактики ВИЧ – инфекции при половом пути передачи;
- определить с помощью анкетирования «слабые» стороны конкретного подросткового коллектива для последующей воспитательной работы;
- сформировать социальную толерантность и сострадание к жертвам ВИЧ/СПИДа.
Для определения информированности и построения дальнейшей работы проводится анкетирование учащихся с 7-11 класс.
По результатам таких опросов видно, что 76% подростков 7 классов практически не осведомлены что такое ВИЧ, пути передачи, опасность этого заболевания. Среди учащихся 8-х классов определяется 52% подростков, которые имеют знания о данном заболевании. Среди учащихся 9-х классов осведомленность по проблеме ВИЧ/СПИД составляет 78%. Учащиеся 10-11 классов затрудняются с такими вопросами, как (через что ВИЧ не передается, можно ли заразится через укус насекомых, при поцелуе и т.д.).
Особое место в данной работе отводится психологическому аспекту. Формированию доброжелательного отношения к ВИЧ инфицированному, оказания ему поддержки, помощи.
Ключевые слова.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
Вирус – это мельчайший микроорганизм, живущий только внутри клетки. Попадая в организм человека, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, обеспечивающей защиту человека от инфекций. Разрушив часть иммунной системы, ВИЧ делает организм человека неспособным противостоять не только внешним инфекциям, но и бактериям, грибкам, которые в норме существуют в нашем организме и не вызывают заболевания.
Статья.
В МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале проводится систематическая работа по данному направлению. В этой работе участвуют и тесно сотрудничают классные руководители, учащиеся, родители, социальные педагоги, психологи и приглашаемые медицинские специалисты и сотрудники библиотек города.
При работе по профилактике ВИЧ – инфекции используются следующие формы занятий:
• Лекция. Это наиболее быстрый способ предоставления информации.
• Беседа, длительность которой составляет 20 минут. Здесь особое внимание необходимо уделить ответам на вопросы учащихся.
• Дискуссия, которая дает возможность людям выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предшествующего опыта, а также расширить, углубить это мнение, а в ряде случаев изменить на противоположное.
• Тематические беседы. На беседы приглашаются деятели культуры, медицины, отвечают на вопросы педагоги, врачи, выступает библиотекарь с демонстрацией новой литературы по теме вечера, демонстрируется видеофильм. Помещение оформляется заранее созданными работами самих учащихся. Возможно краткое выступление врача. Учащиеся принимают активное участие. Готовится выпуск стенгазеты по теме.
• Оформление стенда с информацией о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.
При начале работы проводится анонимное анкетирование с целью узнать об информированности молодежи по теме ВИЧ/СПИД.
Также ежегодно 1 декабря проводится школьная акция в рамках Всемирного дня по борьбе со СПИДом. В этот день раздаются учащимся «красные ленточки», сложенные особым образом, как символ борьбы со СПИДом.
Рис. 1. «Красная ленточка»
Ни одно мероприятие, связанное со СПИДом, не обходится без «красной ленточки». Проводятся разнообразные мероприятия:
- Видео уроки «СПИД – смертельная угроза человечеству», «Как слово наше отзовется», «Право на жизнь» и др. для учащихся 9-11 классов.
- Оформляются стенды по темам «Здоровье семьи – здоровье нации», «Мы за ЗОЖ», «Скажи НЕТ вредным привычкам» и др. для учащихся 7-8 классов.
- Психологами проводятся беседы, игры, тренинги направленные на актуализацию проблемы ВИЧ/СПИДа;
Рис. 2. Эмблема, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом.
- Особое внимание уделяется учащимся группы – риска. С ними систематически проводятся индивидуальные и групповые работы.
Информирование участников о степени риска передачи ВИЧ-инфекции (высоком риске, невысоком риске и отсутствии риска), закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекции. Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.
- Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.
- Классными руководителями, учителями проводятся различные мероприятия по формированию ЗОЖ, нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения (веселые старты, тематические классные часы и т.д.).
- Постоянное пополнение школьного сайта.
Все данные мероприятия дают положительный результат в области профилактики с ВИЧ/СПИД.
Выросло количество учащихся посещающих спортивные секции, творческие объединения, данная информация представлена в таблице 1.
Класс | Год обучения | Количество (%) |
7-8 класс 9-11 класс | 2017-2018 | 53% 56% |
7-8 класс 9 -11 класс | 2018-2019 | 72% 74% |
У детей вырос интерес к ЗОЖ, формируются ценности здоровья и отношения к здоровью. Обеспечиваются информационной, консультативной психолого-педагогической поддержкой семьи по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с употреблением ПАВ и наркотиков, и ВИЧ-инфицированием.
Список литературы.
1. Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – Москва: АСТ; 2017. – 637 с.
2. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург.: Речь; 2010. – 384 с.
3. Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин. 1993. – 153 с.