Опыт работы по профилактике ВИЧ.

Беркутова Элиза Мансуровна

Проблема профилактики ВИЧ инфекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_profilaktike_vich.docx274.38 КБ

Предварительный просмотр:

Беркутова Элиза Мансуровна

педагог – психолог

МБОУ «СОШ №2»

г. Тарко – Сале

Профилактика ВИЧ/СПИД в молодежной среде в общеобразовательной школе.

Аннотация.

 Многие знают о существовании страшной и неизлечимой болезни название которой – ВИЧ/СПИД. Но не многие знают историю ее происхождения. Первые случаи таинственного заболевания появились в США, Швеции, Гаити еще в конце 1970-х. Центры по контролю заболеваний в США в 1981 году зарегистрировали новое заболевание, которое было названо – СПИД.

В России летом в 1987 г. был зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции у гражданина нашей страны. К концу 1987 года было выявлено 25 ВИЧ-инфицированных. И на протяжении 30 лет число инфицированных неумолимо растет.

Эпидемия ВИЧ – инфекции затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.

Поэтому проводить профилактику в школьных учреждениях просто необходимо начиная с 7 класса. Проводя первичную профилактику СПИДа/ВИЧ в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и др.) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.  

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.

Целью данной работы в школе является:

 - повысить информированность в проблеме ВИЧ – инфекции;

 - сформировать установку на здоровый образ жизни;

 - научить основам безопасного секса, как средству профилактики ВИЧ – инфекции при половом пути передачи;

 - определить с помощью анкетирования «слабые» стороны конкретного подросткового коллектива для последующей воспитательной работы;

 - сформировать социальную толерантность и сострадание к жертвам ВИЧ/СПИДа.

Для определения информированности и построения дальнейшей работы проводится анкетирование учащихся с 7-11 класс.

По результатам таких опросов видно, что 76% подростков 7 классов практически не осведомлены что такое ВИЧ, пути передачи, опасность этого заболевания. Среди учащихся 8-х классов определяется 52% подростков, которые имеют знания о данном заболевании. Среди учащихся 9-х классов осведомленность по проблеме ВИЧ/СПИД составляет 78%. Учащиеся 10-11 классов затрудняются с такими вопросами, как (через что ВИЧ не передается, можно ли заразится через укус насекомых, при поцелуе и т.д.).

Особое место в данной работе отводится психологическому аспекту. Формированию доброжелательного отношения к ВИЧ инфицированному, оказания ему поддержки, помощи.

Ключевые слова.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

Вирус – это мельчайший микроорганизм, живущий только внутри клетки. Попадая в организм человека, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, обеспечивающей защиту человека от инфекций. Разрушив часть иммунной системы, ВИЧ делает организм человека неспособным противостоять не только внешним инфекциям, но и бактериям, грибкам, которые в норме существуют в нашем организме и не вызывают заболевания.

Статья.

В МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале проводится систематическая работа по данному направлению. В этой работе участвуют и тесно сотрудничают классные руководители, учащиеся, родители, социальные педагоги, психологи и приглашаемые медицинские специалисты и сотрудники библиотек города.

При работе по профилактике ВИЧ – инфекции используются следующие формы занятий:

• Лекция. Это наиболее быстрый способ предоставления информации.

• Беседа, длительность которой составляет 20 минут. Здесь особое внимание необходимо уделить ответам на вопросы учащихся.

• Дискуссия, которая дает возможность людям выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предшествующего опыта, а также расширить, углубить это мнение, а в ряде случаев изменить на противоположное.

• Тематические беседы. На беседы приглашаются деятели культуры, медицины, отвечают на вопросы педагоги, врачи, выступает библиотекарь с демонстрацией новой литературы по теме вечера, демонстрируется видеофильм. Помещение оформляется заранее созданными работами самих учащихся. Возможно краткое выступление врача. Учащиеся принимают активное участие. Готовится выпуск стенгазеты по теме.

• Оформление стенда с информацией о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

При начале работы проводится анонимное анкетирование с целью узнать об информированности молодежи по теме ВИЧ/СПИД.

Также ежегодно 1 декабря проводится школьная акция в рамках Всемирного дня по борьбе со СПИДом. В этот день раздаются учащимся «красные ленточки», сложенные особым образом, как символ борьбы со СПИДом. C:\Users\BDR\Desktop\slide-1.jpg

Рис. 1. «Красная ленточка»

Ни одно мероприятие, связанное со СПИДом, не обходится без «красной ленточки». Проводятся разнообразные мероприятия:

- Видео уроки «СПИД – смертельная угроза человечеству», «Как слово наше отзовется», «Право на жизнь» и др. для учащихся 9-11 классов.

- Оформляются стенды по темам «Здоровье семьи – здоровье нации», «Мы за ЗОЖ», «Скажи НЕТ вредным привычкам» и др. для учащихся 7-8 классов. C:\Users\BDR\Desktop\111111258898989.jpg

- Психологами проводятся беседы, игры, тренинги направленные на актуализацию проблемы ВИЧ/СПИДа;

Рис. 2. Эмблема, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом.

-  Особое внимание уделяется учащимся группы – риска. С ними систематически проводятся индивидуальные и групповые работы.

Информирование участников о степени риска передачи ВИЧ-инфекции (высоком риске, невысоком риске и отсутствии риска), закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекции. Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

- Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.

- Классными руководителями, учителями проводятся различные мероприятия по формированию ЗОЖ, нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения (веселые старты, тематические классные часы и т.д.).

- Постоянное пополнение школьного сайта.

Все данные мероприятия дают положительный результат в области профилактики с ВИЧ/СПИД.

Выросло количество учащихся посещающих спортивные секции, творческие объединения, данная информация представлена в таблице 1.

Класс

Год обучения

Количество (%)

7-8 класс

9-11 класс

2017-2018

53%

56%

7-8 класс

9 -11 класс

2018-2019

72%

74%

У детей вырос интерес к ЗОЖ, формируются ценности здоровья и отношения к здоровью. Обеспечиваются информационной, консультативной психолого-педагогической поддержкой семьи по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с употреблением ПАВ и наркотиков, и ВИЧ-инфицированием.C:\Users\Super-HD\Desktop\503908823.jpg

C:\Users\Super-HD\Desktop\679135674.jpg

Список литературы.

1. Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – Москва: АСТ; 2017. – 637 с.

2. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург.: Речь; 2010. – 384 с.

3. Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин. 1993. – 153 с.