Трансляция опыта в ХМАО-Югра

Разработка и реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации бюджетного учреждения ХМАО-Югры "Ресурсный центр развития социального обслуживания на период 01.04.2023 - 31.12.2023 год (выполнение государственного задания) по теме "Выявление, диагностика и ранняя помощь людям, в том числе детям с РАС и иными ментальными нарушениями" (Очно, г. Сургут)

https://rcsur.ru/news/kpk-pomosh-lyudyam-ras-mentalno/

Разработка программы и проведение тренингов для руководителей среднего звена ООО "Самотлорнефтегаз" в 2022-2023 году по теме "Эффективный наставник"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/30...

Проведение цикла обучающих семинаров для преподавателей, не имеющих педагогического образования_2023г

https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/30...

Разработка программы семинара по запросу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа "Разработка программы социальной реабилитации несовершеннолетних детей и их семей" (программа, презентация к курсу,  ссылки на мероприятие)

http://nko86.ru/vuz/2019/12/19/reabil/

Разработка программы курсов повышения квалификации "Технологии проблемнго обучения: теория и практика" и ее реализация (презентация, ссылка  на учебно-методический комплекс)

http://nko86.ru/vuz/2019/10/18/kurs/

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии проблемного обучения: теоретические основы Курсы повышения квалификации Автор: Мясникова Светлана Владимировна, кандидат философских наук

Слайд 2

Проблемное обучение – это такая организация педагогического труда, когда ученик сам находится в поиске решения новых проблем. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н.Рыленков

Слайд 3

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью» Л.Н.Толстой

Слайд 4

« Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, не развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир ». П.П.Болонский

Слайд 5

История идеи проблемного обучения Древнегреческий философ Сократ (469 – 399 г. до н.э.) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя, отсюда название метода обучения - сократическая беседа, поисковая. Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778) чтобы ученик захотел узнать и найти знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску Философ, педагог Джон Дьюи (1859-1952) выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Обучение как исследование проблем разрабатывали в России - И.Я. Лернер , Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.

Слайд 6

Проблемная ситуация – такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное , которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Слайд 7

Задача Проблемная ситуация Ситуация задачи не требует для своей характеристики обязательного включения в эту ситуацию субъекта действия Характеризует определение психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которые требует открытия новых знаний о предмете, способы или условия выполнения действий Учащийся, перед которым становится задача, не всегда ее принимает Происходит изменение психического состояния субъекта Искомое задачи всегда или в большинстве случаев составляет единичное отношение или единичную конкретную величину Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного залдания Несмотря на конкретность поставленного задания , неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации для выполнения этого задания, всегда составляет общее отношение, свойство, способ и т.п., относящееся к целому классу близких заданий

Слайд 8

Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову : побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними; использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения; побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах; выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка; побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация; побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов; ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы; организация межпредметных связей; варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Слайд 9

Цели проблемного обучения: д остижение высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию; а ктивизация мышления учащихся; ф ормирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности; ф ормирование мотивации достижения успеха; ф ормирование интереса к изучаемому предмету.

Слайд 10

Основные методы решения проблемных задач проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее) совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися) исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение)

Слайд 11

Условия эффективности проблемного обучения Обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения. Обеспечение посильности предлагаемых проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного. Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций. Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися ».

Слайд 12

Варианты постановки и решения проблемы: лекция : педагог ставит и решает проблему - ученики пассивно слушают; лекция-беседа : педагог - система уточняющих и дополняющих вопросов, структурирование, систематизация высказываний, подводящие к выводам; ученики – участники диалога; малые группы (альтернативы) : педагог – постановка проблемы, отбор 2-3 путей решения, анализ выступлений групп; ученики – первичное определение путей решения, поиск аргументов в защиту своей точки зрения (в группах ).

Слайд 13

Варианты постановки и решения проблемы «мозговой штурм»: педагог – постановка проблемы (1 этап), отбор группы, организация работы; ученики – распределение ролей во время штурма, генерирование идей (2 этап), оценивание предложенных идей и выбор наиболее оптимальных (3 этап) генераторы - критики : педагог – постановка проблемы, формирование 2-х групп, направление их работы; ученики – генерирование любых идей (1 группа) и выбор оптимальных путей решения (2 группа)

Слайд 14

Характеристики проблемного вопроса Сложность, выступающая в форме противоречия; Емкое содержание; Увлекательная форма; Доступный для ученика уровень сложности

Слайд 15

Математика 5 класс Проблемное изложение нового материала . Изучение новой темы начать с постановки вопроса : На доске записать: 78 + 37; 17 – а; 23 + с; 127 – 63; а + в; 71 – 18; Ребята , внимательно посмотрите , на какие две группы можно разделить эти выражения ? Попросить записать их в два столбика: 78 + 37; 17 – а; 127 – 63; 23 + с; 71 – 18; а + в; - почему вы пришли к такому разделению? - дайте название каждому столбику (числовые и буквенные). - сформулируйте тему сегодняшнего урока. Молодцы , с вашей помощью определили тему нашего урока: « Числовые и буквенные выражения» Сегодня мы будем учиться читать и записывать буквенные выражения.

Слайд 16

Решение проблемных вопросов способствует: развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся; прочному усвоению знаний; формированию самостоятельного творческого мышления; знакомству с исследовательскими методами; развитию логических способностей учеников, а также умения вникать в суть явлений; воспитанию осознанного и заинтересованного отношения к обучению; ориентации на комплексное использование полученных знаний.

Слайд 18

Проблемные вопросы для учителя как помочь ученику в раскрытии его творческих способностей. Чему учить, как учить. какие эффективные методы и формы выбрать; как учить мыслить и рассуждать; как привлечь к исследовательской деятельности; как научить сформулировать соответствующие выводы.

Слайд 19

Классификация проблемных вопросов (для деятельности учителя) исследующие направленность внимания; проверяющие прочность имеющихся знаний; обучающие школьников сравнивать явления и предметы; помогающие отобрать факты, доказывающие то или иное утверждение; направленные на выявление связей и закономерностей; обучающие поиску и обобщению фактов; выявляющие причину события и его значение; призванные подтвердить правило; формирующие убеждения, а также навыки самовоспитания.

Слайд 20

Плюсы (+) проблемного обучения Минусы (-) п роблемного обучения активность самостоятельность мотивация творчество освоение навыка преодоления противоречий большая затрата времени самостоятельность в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков, при изучении материала описательного характера

Слайд 21

Виды практической деятельности на уроке Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование. Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование .

Слайд 22

Уровни усвоения знаний мышления 1 уровень. Уровень обычной активности . 2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности . 3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности . 4 уровень . Уровень творческой активности.

Слайд 24

Традиционное (сообщающее) обучение Проблемное обучение Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу . Учитель использует объяснительно-иллюстративные методы. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, учащихся. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Отсутствует возможность включения в процесс всех учащихся; наибольшую трудность представляет применение информации в практике. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Слайд 25

Этапы и приемы работы в организации проблемных ситуаций на уроках Основные этапы Прием учебной работы Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Восприятие и осознание проблемы Установление причинно- следственных связей Создает условие размышлением над проблемой и самостоятельного поиска решения проблемы Устанавливает причинно- следственные связи. Определяют круг вопросов для решения той или иной проблемы. 2. Формулировка и гипотезы исходя из данных условий. Поиск решений Выдвижение гипотезы предположений и поиск решений. Организует поиск гипотезы Ведут поиск решения проблемы. Выдвигают предварительные гипотезы 3. Доказательство и проверка гипотезы Обоснование гипотезы Проверка гипотезы Вырабатывают и доказывают вариант решения проблемы 4. Нахождение результата Вывод Создает условие для выработки подходящего варианта Сформулируют окончательные выводы

Слайд 26

Ключевые фразы ПОЗНАНИЕ - Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. ПОНИМАНИЕ - Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно ...; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл. ПРИМЕНЕНИЕ - Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить ... АНАЛИЗ - Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните как и почему. СИНТЕЗ - Разработайте новый вид...; создайте; что произойдет, если ...; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. ОЦЕНКА - Установите нормы; отберите и выберите; взвесьте возмож­ности; выскажите критические замечания; выберите то, что

Слайд 27

Создание проблемной ситуации Ситуация с «затруднением» противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала «Подводящий диалог» вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод «Мотивирующее пятно» «яркое пятно», интригующий материал в начале урока «Удивление» сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Слайд 28

Выберите подходящую пословицу, котрая , на ваш взгляд, подходит к сегодняшнему нашему занятию Смелость города берет. Всякому овощу свое время. Старая песня на новый лад. Через тернии к звездам. О монах, ты идешь трудной дорогой. Учиться обучая. Ах, как я устал от этой суеты . Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Слайд 29

Параметры подготовки обучающихся к проблемному обучению

Слайд 30

Структура проблемного урока

Слайд 31

ЗАДАНИЕ 1. Продумайте идеальный путь постановки и решения проблемы на уроке (способ создания проблемной ситуации, средства постановки и способ решения проблемы) по теме, которая будет завтра на вашем уроке . 2. Определите способы организации и управления познавательной деятельностью учащихся, отберите методы и формы обучения . 3. Подготовьте материалы для диагностики достижений школьников .