Рабочая программа учебной дисциплины "Экология автомобильного транспорта"

Краева Ираида Валентиновна

Рабочая программа содержит паспорт прграммы учебной дисциплины, структуру и примерное содержание учебной дисциплины, условие реализации программы учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины. А так же разработанные контрольные и лабораторные работы по данной рабочей программе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_avtomobilnogo_transporta.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                            

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины      

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология автомобильного транспорта

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии (профессиям) СПО  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

        Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в курсовой подготовке незанятого населения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 Дисциплина входит в вариативную часть

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1.  давать характеристику токсичным выхлопам автомобилей и шумовому воздействию;
  2. снижать токсичные выхлопы нейтрализацией токсичных компонентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. техническое состояние автомобиля и его влияние  на загрязнение окружающей среды;
  2. антропогенные факторы, приводящие к экологической опасности;
  3. устройства и принцип действия каталитических нейтрализаторов;
  4. закон об экологической безопасности автомобильного транспорта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:

     лабораторные занятия

26

     практические занятия

18

     контрольные работы

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Внеадиторная самостоятельная работа (домашняя работа, подготовка сообщений по индивидуальным заданиям).

Изучение материала по учебным пособиям.

Подготовка сообщений


12

22

10

Итоговая аттестация в форме зачета    

 

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___Экология автомобильного транспорта____________

                                                                             наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Вредные выбросы и их воздействие на живую природу

23

Введение

Содержание учебного материала:

  1. Экология в современном мире;
  2. Экологическая безопасность;
  3. Современный уровень автомобилизации и перспективы.

2






2

Практические занятия:

  1.  Экологическая безопасность

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Позитивные и негативные стороны взаимодействия автомобиля и окружающей среды

2

2

Тема 1.1.

Природные ресурсы

Содержание учебного материала:

  1. Понятие, классификация;
  2. Использование природных ресурсов в производстве и эксплуатации автомобилей;
  3. Оценка эффективности использования.

4






2

Практические занятия:

  1. Классификации природных ресурсов

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Вторичное сырье, как энергетический и сырьевой ресурс для автомобильной отрасли

2

2

Тема 1.2. Взаимодействие человека и природы

Содержание учебного материала:

  1. Природа и общество. Система «человек – окружающая природная среда»
  2. Преднамеренные и непреднамеренные взаимодействия человека на условия существования
  3. Глобальные проблемы экологии
  4. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.

8







2

Практические занятия:

3.Природа и общество

4. Глобальные проблемы экологии

4

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;
  2. Уничтожение вредных выбросов.

4

2

2

Тема 1.3.  Влияние технического состояния автомобилей на загрязнение окружающей среды

Содержание учебного материала:

  1. Воздействие вредных компонентов на человека и окружающую среду;
  2. Неисправности двигателя, систем питания, зажигания

9






2

Лабораторная работа:

  1. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта;
  2. Влияние режима движения автотранспортного средства на количество загрязнителей,

выбрасываемых в атмосферу

  1. Определение уровня шума автомобиля при работе двигателя на холостом ходу;
  2. Измерение шума системы выпуска двигателя на автомобиле

16

4

4


4

4

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Утечка ТСМ и технических жидкостей;
  2. Отсутствие нейтрализаторов отработавших газов.

6

3

3

Раздел 2. Обеспечение

экологичности

 автомобильного

транспорта



21

Тема 2.1.  Мероприятия по обеспечению

 экологичности  атомобильного транспорта

Содержание учебного материала:

  1. Устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов;
  2. Обратная связь;
  3. Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизельных двигателей;
  4. Основные правила эксплуатации автомобиля с катлитическим нейтрализатором
  5. Нормы токсичности

11











2

Практические занятия:

  1. Каталитические нейтрализаторы

2

2

Лабораторная работа:

5. Формирование показателей токсичности для легковых автомобилей. Пробеговые выбросы;

6. Формирование показателей токсичности для большегрузных автомобилей. Удельные выбросы;

7. Влияние параметров конструкции автомобиля на количество вредных выбросов

10

4

4

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Содержание вредных веществ в отработавших газах ;
  2. Влияние атмосферного воздуха на состояние здоровья человека;
  3. Трехкомпонентный нейтрализатор;
  4. Сажевые катализаторы;
  5. Рекомендации по эксплуатации автомобиля с каталитическим нейтрализатором.

15

3

3

3

3

3

Тема 2.3. Эколого-правовая

 ответственность

Содержание учебного материала:

  1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу;
  2. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды;
  3. Возвещение вреда, причиненного здоровью человека;
  4. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде;
  5. Экологическая оценка производства и предприятий

10




2

Практические занятия:

  1. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду;
  2. Правовые вопросы экологической безопасности;

8

4

4

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1.  Экологическое преступление.

15

2

Всего

132

3. условия реализации программы дисциплины

3.1.     Требования     к     минимальному     материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологии».

 Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся:

  1. стол ученический;
  2. стул ученический;
  3. стол учительский;
  4. стул учительский;
  5. комплект карт по устройству и принципу действия каталитических нейтрализаторов

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
  2. Телевизор;
  3. Экран
  4. Сканер
  5. Принтер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы, дополнительная литература

Основные источники: 

  1.  Галицин А.Н. «Основы промышленной экологии»: учебник для нач.проф.образования.- М.: ИРПО; «Академия», 2010.- 240 с.
  2. Алексеев И.Я. «Транспорт и охрана окружающей среды». М..,2007

Дополнительные источники:

  1. Е.И. Тупикин «Общая биология с основами экология и природоохранной деятельности». М., 2010
  2. Алексеев С.П. «Борьба с шумом и вибрацией в машиностроение». М., 2008
  3. Ансеров Ю.М. «Машиностроение и охрана окружающей среды». М., 2007

Информационные ресурсы в Интернете:

  1. http://elementy.ru/lib/25560

 

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

давать характеристику токсичным выхлопам автомобилей и шумовому воздействию

Практические занятия


снижать токсичные выхлопы нейтрализацией токсичных компонентов

Самостоятельная работа, практические занятия

Знания:

техническое состояние автомобиля и его влияние  на загрязнение окружающей среды;


Практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа

антропогенные факторы, приводящие к экологической опасности;

Практические занятия, самостоятельная работа

устройства и принцип действия каталитических нейтрализаторов;

Практические занятия, самостоятельная работа

закон об экологической безопасности автомобильного транспорта.

Самостоятельная работа