Статья на тему: «Мобильное обучение»

Алиночка

В данное время информационно-коммуникационные технологии одерживают бесповоротную победу в сфере образования во всем мире. В большинстве школ, вузов, колледжей основаны  компьютерные  сферы обучения, созданы сети повышения квалификации педагогов и преподавателей. Появилось и развивается новое направление в образовании – мобильное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mobilnoe_obuchenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка группы М-6061,

                                 Фархутдинова А.А.

                                         

 «Мобильное обучение»

           В данное время информационно-коммуникационные технологии одерживают бесповоротную победу в сфере образования во всем мире. В большинстве школ, вузов, колледжей основаны  компьютерные  сферы обучения, созданы сети повышения квалификации педагогов и преподавателей. Появилось и развивается новое направление в образовании – мобильное обучение.

          Первые попытки организовать сферу, в которой студент  не зависел бы от стационарного компьютера, а мог перемещаться с ним как внутри вуза, так и за ее пределами, начались практически в то же время, когда стали доступны карманные  компьютеры. Основные направления использования мобильных компьютеров в обучении были намечены еще Аланом Кеем. По его замыслу «дайнабуки» должны были стать основными инструментами учебного процесса. С их помощью дети смогли бы составлять собственные программы, читать электронные книги и общаться – как в школе, так и за ее пределами.

          Внедрение мобильного обучения стало возможным благодаря широкому набору функций современных мобильных устройств, к которым на сегодняшний день в частности, относятся: голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, Интернет-браузеры и др. 

         Используя возможности мобильных устройств обучающихся, система мобильного обучения может решить следующие образовательные задачи:

  • передача информации (расписание, оплата за обучение и т. п.);
  • персональные  электронные ресурсов (учебники, справочники, словари, аудиовизуальная информация);
  • организация использования  обуч. программ, с помощью поисковых систем и Интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обучающихся и преподавателей, дополнительных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.);
  • обмен мгновенными сообщениями, пересылка информации;

        Мобильное обучение функционирует в реальном времени, предоставляя актуальные информационные материалы. Оно, с одной стороны, индивидуально, с другой стороны, основано на сотрудничестве, создании учебных сообществ. Таким образом, при использовании мобильного обучения достигается высокая степень социализации обучающихся, развитие коммуникативных компетенций и умения работать в команде.

Внедрение мобильного обучения стало возможным из-за перехода от индустриального общества к информационному. Концепция открытого образования также становится причиной введения дистанционного способа обучения в образовательных организациях. Приумножение количества информации приводит к тому, что традиционные технологии обучения часто становятся малоэффективными, а в некоторых случаях вообще отсутствуют возможности их использования.

Мобильное обучение – это понятие, которое объединяет возможности современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий для получения образования.  Так же можно дать другое определение более простое и распространенное - это любая учебная активность студента, в которой в основном применяют портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты, нетбуки или ноутбуки.

В последние годы в связи с повышением использования электронных средств общения и связи мобильное обучение получает широкое распространение. Это связано с тем, что очень большой процент населения Российской Федерации имеет смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие гаджеты.

Также повышение требований к квалификации работников заставляет получать образование (повышение квалификации, получение второго образования). Также многие люди имеют высокий потенциал в собственном развитии и получают образование вне зависимости от требований работодателей. В связи с принятием в 1994 году «Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» образовательные организации создают дистанционные курсы, программы для людей с ограниченными возможностями для реализации их права на образование.

Так целью мобильного обучения Куклев В.А. определяет «постановку и решение задач по комплексной информатизации образовательной деятельности и реализация мероприятий, направленных на интеграцию образовательной, научной и управленческой деятельности образовательного заведения для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне специальностью на основе современных ИКТ» [1, с. 91].

При этом применение мобильных информационных технологий дает возможность использовать их различные механизмы поддержки электронного обучения:

  • организовывать доступ к электронным образовательным ресурсам (образовательный портал университета, база данных, электронная библиотека и т. д.);
  • обеспечивать коммуникацию пары учитель-ученик вне зависимости от географического местоположения каждого из них;
  • применять все виды мобильных устройств  для сохранения информации (фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны и т.д.);

многие современные приборы в научном секторе (электронный микроскоп, хроматограф, спектрометр и т. д.) имеют возможности подключения мобильных устройств  для загрузки, сохранения и отправки полученных данных.

Последняя опция позволяет проводить исследование дистанционно на приборах, которые недоступны ученому, но внеся свои данные или отправив вещество на исследование можно дистанционно получить результаты исследования.

Многие педагоги выделяют полно-объемное мобильное обучение и смешанное обучение. Полно-объемное мобильное обучение подразумевает использование электронного обучения на всех этапах, а смешанное обучение организуется как с помощью традиционных способов, так и с помощью электронного обучения. При этом возможно прохождение некоторых курсов только с помощью электронного обучения, а других курсов смешанно. Например, лекции и семинары проводятся в традиционной форме, а контроль знаний осуществляется по электронным технологиям [2, с. 80].

Получается, что мобильное обучение обеспечивает самообучение, но естественным является вопрос: «А имеются ли минусы у электронного обучения?». Многие ученые определяют, что такой способ ориентирован на получение формальных знаний об окружающем мире. Конечно, профессиональную подготовку не всегда можно полностью получить электронно. Ведь образование включает в себя и воспитание, а также развитие творческого мышления и различных технических способностей [3, с. 72].

Список  использованной литературы:

  1. Куклев, В.А. Становление системы мобильного обучения / В.А. Куклев // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 89-107.
  2. Погуляев, Д. В. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе / Д. В. Погуляев // Прикладная информатика. - 2006. № 5. - С. 80-84.
  3. Соловов, А.В. Электронное обучение: вектор развития / А. В Соловов, А.А. Меньшикова // Высшее образование в России. - 2015. - № 11. С. 66-75.