РП по УД Технология обработки конструкционных материалов для специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям)

Скрыпченкова Ольга Сергеевна
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 190629 (23.02.04) «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14. Технология обработки конструкционных материалов

Специальность: 190629 (23.02.04) Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

2016 г.


Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190629 (23.02.04) Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (Приказ № 274 Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2010г., зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 01 июня 2010 г. №17426)

Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 5 от «14» июня 2016 г.
Председатель МС_________ С.А. Блохина

  1. Составитель: Скрыпченкова О.С. преподаватель первой квалификационной категории
    ГБПОУ «СПЭТ»

        


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        12
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        13


  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 190629 (23.02.04) «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Технология обработки конструкционных материалов» входит в общепрофессиональный цикл вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • грамотно проектировать технологические процессы обработки конструкционных материалов;
  • разрабатывать технологию и проводить расчет технологических процессов изготовления деталей;
  • осуществлять выбор оборудования и технологической оснастки для реализации производственных процессов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • технологические процессы получения и обработки деталей;
  • принципы работы и конструктивные особенности основного технологического оборудования;
  • принципы машиностроительного производства;
  • применяемое оборудование и оснастку;
  • конструкционные материалы и основные требования, предъявляемые к ним.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

Лабораторные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

17

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

17

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

Объем

Уровень

разделов и тем

работа обучающихся

часов

освоения

Введение

Содержание учебного материала Цель и задачи дисциплины. Понятие «Технология обработки конструкционных материалов». Роль металлообработки в машиностроении. Краткий обзор развития металлообрабатывающей промышленности в России.

1

2

Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

1

3

Раздел 1. Литейное производство

4

Тема 1.1. Получение отливок в разовые формы и специальные способы литья

Содержание учебного материала Назначение и сущность литейного производства. Краткие сведения о технологии получения отливок в разовых формах. Модели и их назначение. Назначение стержней. Формовочные материалы и стержневые смеси. Плавильное оборудование.

Литниковая система и ее назначение. Технология ручной и машинной формовки. Требования, предъявляемые к литейным сплавам. Примеры литых деталей, используемых в электрических машинах.

Краткие сведения о технологии литья в металлические формы (кокиль), центробежного литья, литья под давлением, литья по выплавляемым моделям, литья в оболочковые формы, литья по газифицируемым моделям.

Достоинства и недостатки каждого вида литья, область их применения. Перспективы развития литейного производства.

1

2

Практическая работа №1-2

Разработка технологического процесса и маршрутной карты изготовления литейной заготовки.

2

3

Самостоятельная работа  Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

доклада


1

2

Раздел 2. Технология  обработки металлов давлением

5

Тема 2.1. Общие сведения. Прокатка, прессование, волочение.

Содержание учебного материала Физическая сущность пластической деформации и факторы, влияющие на пластичность металла. Понятие о наклепе, возврате, рекристаллизации. Влияние холодной и горячей пластической деформации на структуру и свойства металла. Температурный интервал горячей обработки давлением. Перегрев и пережог. Нагревательные печи и электронагревательные устройства. Сущность прокатки металлов. Сортамент прокатного производства. Классификация прокатных станов. Волочение, его сущность, назначение, виды волочильных станов. Прессование, его сущность, виды, назначение. Основные операции технологического процесса.

1

2

Самостоятельная работа  Подготовка сообщения Перспективы развития прокатного производства.

1

3

Практическая работа № 3

Разработка технологического процесса изготовления детали прокаткой.

1

3

Тема 2.2. Ковка, штамповка

Содержание учебного материала Ковка. Сущность технологического процесса. Основные операции, инструменты и оборудование. Достоинства и недостатки. Область применения. Горячая и холодная штамповка. Сущность технологических процессов, Основные операции, приспособления, оборудование. Достоинства и недостатки.

Примеры обработки металлов ковкой и штамповкой в дорожной технике. Обработка давлением в условиях сверхпластичности.

1

2

Практическая работа № 4

Разработка технологического процесса изготовления детали ковкой

1

3

Раздел 3. Сварка, резка, пайка и наплавка металлов

17

Тема3.1. Общие сведения о сварке. Электродуговая сварка и резка 

Содержание учебного материала Сущность сварки. Достоинства и недостатки процесса сварки. Типы сварочных соединений и швов. Требования, предъявляемые к качеству сварочного шва.

Способы контроля. Основные операции технологического процесса сварки.  Перспективы развития сварочных технологий. Понятие об электрической дуге. Сущность электродуговой сварки. Приоритет русских ученых В.В. Петрова, Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова в открытии, разработке, использовании электродуговой сварки. Краткие сведения о сварочном оборудовании, на постоянном и переменном токе.

Сварочная проволока и электроды для электродуговой сварки. Краткие сведения о других видах дуговой сварки: под слоем флюса, в среде защитных газов, электрошлаковой. Область применения электродуговой сварки в дорожной технике. Операции технологического процесса сварки.

Техника безопасности при электродуговой сварке. Электродуговая резка металлов и ее особенности.

2

2

Практическая работа №5-6

Разработка технологического процесса изготовления конструкции

 сваркой

2

3

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка сообщения перспективы развития сварочного производства.

2

3

Тема 3.2. Газовая сварка и резка

Содержание учебного материала 

. Сущность газовой сварки. Газы, применяемые для сварки и резки. .Сварочное пламя и его структура. Аппаратура для газовой сварки: баллоны, горелки, вентили, редукторы, ацетиленовые генераторы.

Краткие сведения о технологии газовой сварки. Применение газовой сварки при ремонте деталей.

Газовая резка: сущность, оборудование, технологии. Правила техники безопасности при газовой сварке и резке.

1

2

Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Подготовка  сообщения: перспективы развития газовой сварки.

1

3

Тема 3.3. Электроконтактная сварка.

Содержание учебного материала Сущность электроконтактной сварки и ее виды. Стыковая электроконтактная сварка, виды, назначение. Точечная сварка, сущность, область применения. Шовная (роликовая) сварка, ее сущность, назначение.

Понятие о циклограммах стыковой, точечной и шовной сварок. Достоинства и недостатки электроконтактной сварки.

1

2

Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка сообщения: Перспективы развития электроконтактной сварки.

1

2

Тема 3.4. Особые способы сварки

Содержание учебного материала Общие сведения о специальных видах сварки давлением: холодной сварке, сварке трением, ультразвуковой сварке, сварке взрывом, диффузионной сварке. Область применения. Общие сведения о плазменной сварке, лазерной и электронно-лучевой. Область применения.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

1

2

Тема 3.5. Пайка металлов

Содержание учебного материала Сущность процесса пайки металлов. Мягкие припои, их состав, марки по ГОСТу. Флюсы, применяемые при пайке мягкими припоями. Принадлежности для пайки металлов. Технология пайки мягкими припоями.

Твердые припои. Состав и марки твердых припоев по ГОСТу. Флюсы. Технология пайки твердыми припоями. Техника безопасности при пайке металлов.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

1

2

Тема 3.6.  Технология восстановления и упрочнение деталей наплавкой

Содержание учебного материала

Сущность и назначение механизированной наплавки металлов. Автоматическая наплавка металлов под слоем флюса. Вибродуговая наплавка, ее сущность и назначение. Наплавка в среде защитных газов, плазменно-порошковая наплавка.

Металлизация, ее сущность и назначение.

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

1

2

Раздел 4. Технология обработки заготовок на металлорежущих станках

14

Тема 4.1. Элементы резания металлов и геометрия резцов

Содержание учебного материала Понятие о процессе резания. Движения при резании металлов. Классификация основных способов обработки металлов резанием в зависимости от характера главного движения и движения подачи.

Элементы резания: глубина резания, подача и скорость резания.

Основные части и конструктивные элементы токарного проходного резца. Основные углы токарного резца, их влияние на процесс резания. Классификация токарных резцов.            

1

2

  Самостоятельная работа Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка сообщения перспективы развития м еталлообработки.

2

3

Тема 4.2. Понятие о режимах резания.

Содержание учебного материала

Физические основы процесса резания металлов. Силы, действующие на резец при резании. Теплообразование при резании. Стойкость инструментов, пути ее повышения. Исходные данные и порядок определения оптимальных режимов

резания. Определение машинного времени при точении. Понятие о высокопроизводительных методах резания. Классификация металлорежущих станков по технологическим, конструктивным и групповым признакам, по точности и степени специализации. Система нумерации станков. Условные обозначения кинематических пар и деталей узлов станка.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.                                   

1

2

Тема 4.3. Станки токарной и сверлильной группы

Содержание учебного материала

Общее назначение станков токарной группы, их классификация   основные узлы токарно-винторезных станков.      Универсальные приспособления для токарных станков Работы выполняемые     на  токарно-винторезных  станках.     Особенности   и

элементы режима резания при сверлении, зенкеровании и развертывании. Классификация   сверл,   зенкеров   и   разверток,   их   назначение        Работы, выполняемые на сверлильных и расточных станках.

2

Практическая работа № 7

Расчет режима  резания при точении

1

3

Практическая работа № 8

 Расчет режима  резания при сверлении

1

3

Тема 4.4  Фрезерование и шлифование

Содержание учебного материала

Особенности процесса шлифования и фрезерования. Классификация фрез по конструкции и технологическим признакам. Классификация фрезерных и шлифовальных станков. Работы выполняемые на фрезерных станках. Характеристика абразивных материалов Притирочные и. доводочные работы. Краткие сведения о работе хонинговальных станков.

2

2

Практическая работа № 9

Расчет режимов резания при фрезеровании

1

3

Практическая работа № 10

Назначение режимов резания при шлифовании

1

3

Тема 4.5 Строгальные и долбежные станки. Протягивание

Содержание учебного материала

Сущность и область применения строгальных станков, применение долбежных станков. Работы, выполняемые на строгальных и долбежных станках.

Общие сведения о процессе протягивания, его назначение. Виды протяжек.

Работы, выполняемые на протяжных станках.

1

2

Тема 4.6. Электрические способы обработки металлов

Содержание учебного материала

Схемы, материал. Сравнительная характеристика электрических методов обработки металлов.

Понятие об анодно-механической и ультразвуковой обработке металлов.

Сущность электрохимического полирования. Применение электрических способов обработки металлов в ремонтном производстве.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.                                   

1

2

Раздел 5 Технология изготовления деталей из неметаллических материалов

6

Тема 5.1 Изготовление деталей из пластмасс

Содержание учебного материала

Способы формования изделий из пластмасс. Сравнительная характеристика этих способов. Основные технологические операции.

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.   

1

2

Тема 5.2 Изготовление резинотехнических изделий

Содержание учебного материала

Состав, свойство и область применения резинотехнических материалов. Способы изготовления резиновых деталей. Основные операции изготовления прокладок, корда шин.

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.                                   

1

2

Раздел 6 Технология создания защитно-декоративных покрытий

3

Тема 6.1 Гальванические покрытия

Содержание учебного материала

Назначение и применение гальванических покрытий. Подготовка поверхности детали перед нанесением гальванических покрытий. Методы нанесения гальванических покрытий. Основные операции технологии создания гальванических покрытий.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.                                   

Подготовка сообщения: Перспективы развития гальванического производства.

1

3

Тема 6.2 Лакокрасочные покрытия

Содержание учебного материала

Назначение, свойства и классификация лакокрасочных покрытий, применяемое оборудование и материалы, Способы нанесения лакокрасочных материалов. Основные операции технологического процесса

1

2

Итого

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия кабинета;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Учебно-методические средства:

- комплект учебно-методической документации;

- раздаточный материал.

Технические средства обучения:

Оборудование для проведения практических работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Черепахин А.А. Технология обработки материалов: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / А.А. Черепахин. - 5-е изд.,стер. - М. : Издательский центр Академия, 2012. - 272с.

Дополнительная литература:

  1. Адаскин А.М.  Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие для нач. проф. образования / А.М.Адаскин, В.М.Зуев. - 6-е изд., пер. и доп. - М. : Издательский центр Академия, 2009. - 288с.
  2. Власов В.С. Металловедение: Учебное пособие для студентов / В.С. Власов. - М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2011. - 336с.
  3. Долгих А.И. Слесарные работы: Учебное пособие / А.И.Долгих, С.В.Фокин, О.Н.Шпортько. - М. : Альфа-М:ИНФРА-М, 2010. - 528с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

грамотно проектировать технологические процессы обработки конструкционных материалов;

Практические занятия,

 наблюдение за выполнением индивидуального задания

разрабатывать технологию и проводить расчет технологических процессов изготовления деталей;

Практические занятия,

 наблюдение за выполнением индивидуального задания

осуществлять выбор оборудования и технологической оснастки для реализации производственных процессов.

Практические занятия,

 наблюдение за выполнением индивидуального задания

знания

технологические процессы получения и обработки деталей;

Устный опрос , тестирование                                                                            

принципы работы и конструктивные особенности основного технологического оборудования;

     Устный опрос , тестирование                                                                                                                

принципы машиностроительного производства

Устный опрос

Тестирование                                                                          

применяемое оборудование и оснастку;

Устный опрос. тестирование                                          

конструкционные материалы и основные требования, предъявляемые к ним

Устный опрос

Тестирование                                                                          


4.2. Вопросы к дифференцированному зачету по учебной дисциплине Технология обработки конструкционных материалов

  1. Получение отливок в разовые формы и специальные способы литья.
  2. Общие сведения. Прокатка, прессование, волочение.
  3. Ковка, штамповка.
  4. Общие сведения о сварке. Электродуговая сварка и резка.
  5. Газовая сварка и резка.
  6. Электроконтактная сварка.
  7. Особые способы сварки.
  8. Пайка металлов.
  9. Технология восстановления и упрочнение деталей наплавкой.
  10. Элементы резания металлов и геометрия резцов.
  11. Понятие о режимах резания.
  12. Станки токарной и сверлильной группы.
  13. Фрезерование и шлифование.
  14. Строгальные и долбежные станки. Протягивание.
  15. Электрические способы обработки металлов.
  16. Изготовление деталей из пластмасс.
  17. Изготовление резинотехнических изделий.
  18. Гальванические покрытия.
  19. Лакокрасочные покрытия.