МУ по выполнению внеаудиторной работы по МДК 03.01

Муха Екатерина Владимировна

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский политехнический техникум» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Раздел 1, 2

по специальности 08.02.01.  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

 (базовый уровень)

2022 г.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский политехнический техникум» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Организация-разработчик: ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум»

Разработчики:

Муха., преподаватель ГПОУ «СПТ»

Рассмотрены и одобрены на заседании педагогических работников

 

Протокол № ___  от «___» ____________ 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ                                  

                                                                                                                         стр.

  1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                   3                          
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                4
  3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ, ВИДЫ И ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ                6
  4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

  ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ                        11

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ                     12
  2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВНЕУДИТОРНОЙ РАБОТЫ                   28
  3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                   29
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ                                                           30


1. ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент!

Данные методические указания разработаны Вам в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений».

Методические указания помогут Вам правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и деятельности в целом.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Знания, которые Вы приобретаете в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые вы получаете во время аудиторного занятия. Самостоятельно можно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая Вами учебная, учебно-исследовательская работа по освоению содержания образовательной программы, выполняемая по заданию, при методическом руководстве и контроле педагога, но без его непосредственного участия или при частичном непосредственном участии педагога.

При выполнении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы Вы можете использовать различные информационные и материально-технические ресурсы колледжа, к которым относятся:

- библиотека с читальным залом, с возможностью работы в сети Интернет;

- учебно-методическая база учебных кабинетов, лабораторий.

Если в процессе выполнения заданий для внеаудиторной самостоятельной работы у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, то Вы можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.

Желаем Вам успехов!


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Междисциплинарный курс МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»  входит в профессиональный модуль ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

В результате освоения данной дисциплины  студент должен уметь:

  • планировать последовательность выполнения производственных процессов с целью эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • оформлять заявку обеспечения производства строительно-монтажных работ материалами, конструкциями, механизмами, автотранспортом, трудовыми ресурсами;
  • определять содержание учредительных функций на каждом этапе производства;
  • составлять предложения по повышению разрядов работникам, комплектованию количественного профессионально-квалификационного состава бригад;
  • производить расстановку бригад и не входящих в их состав отдельных работников на участке;
  • устанавливать производственные задания;
  • проводить производственный инструктаж;
  • выдавать и распределять производственные задания между исполнителями работ (бригадами и звеньями);
  • делить фронт работ на захватки и делянки;
  • закреплять объемы работ за бригадами;
  • организовывать выполнение работ в соответствии с графиками и сроками производства работ;
  • обеспечивать работников инструментами, приспособлениями, средствами малой механизации, транспортом, спецодеждой, защитными средствами;
  • обеспечивать условия для освоения и выполнения рабочими установленных норм выработки;
  • обеспечивать соблюдение законности на производстве;
  • защищать свои гражданские, трудовые права в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами;
  • организовывать оперативный учет выполнения производственных заданий;
  • оформлять документы по учету рабочего времени, выработки, простоев;
  • пользоваться основными нормативными правовыми актами по охране труда и охране окружающей среды;
  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • использовать экобиозащитную технику;
  • обеспечивать соблюдение рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;
  • проводить аттестацию рабочих мест;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
  • вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
  • проводить инструктаж по охране труда работников на рабочем месте в объеме инструкций с записью в журнале инструктажа;

В результате освоения данной дисциплины студент должен знать:

  • научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;
  • научную организацию рабочих мест;
  • принципы и методы планирования работ на участке;
  • приемы и методы управления структурными подразделениями, при выполнении ими производственных задач;
  • нормативно-техническую и распорядительную документацию по вопросам организации деятельности строительных участков;
  • формы организации труда рабочих;
  • общие принципы оперативного планирования производства строительно-монтажных работ;
  • гражданское, трудовое, административное законодательство;
  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
  • действующее положение по оплате труда работников организации (нормы и расценки на выполненные работы);
  • нормативные правовые акты, определяющие права, обязанности и ответственность руководителей и работников;
  • формы и методы стимулирования коллективов и отдельных работников;
  • основные законодательные нормативные акты в области охраны труда и окружающей среды;
  • инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;
  • требования по аттестации рабочих мест;
  • основы пожарной безопасности;
  • методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
  • технику безопасности при производстве работ;
  • организацию производственной санитарии и гигиены.

иметь практический опыт:

  • осуществления планирования деятельности структурных подразделений при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
  • обеспечения деятельности структурных подразделений;
  • контроля деятельности структурных подразделений;
  • обеспечения соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов;

Формируемые компетенции ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.

ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.

ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

 В соответствии с учебным планом на изучение МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» отводится 168 часов, в том числе 52 часа – на внеаудиторную самостоятельную работу по "Разделу 1, 2".

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю осваиваемой профессии, овладение опытом научной, творческой, исследовательской деятельности.

Перед выполнением Вами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Преподаватель осуществляет систематический контроль выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы, проводит анализ Вашей деятельности и результатов самостоятельной работы.

В качестве форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы экономики» используются:

- рефераты;

- доклады;

- конспекты;

- решение задач.

Систематически выполняя предложенные преподавателем задания для внеаудиторной самостоятельной работы, Вы овладеете знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю осваиваемой Вами профессии / специальности, сформируете у себя готовность к самообразованию, самостоятельности и ответственности, научитесь творчески подходить к решению проблем учебного и профессионального уровня.

 

3.        РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ, ВИДЫ И ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЕ МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Раздел 1, 2

Наименование раздела, темы

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

Источники

Формы контроля

Тема 2.1. Понятие и виды
менеджмента

Доклад

Виды менеджмента

4

Драчева Е.Л., Юликов Л.И.  Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений –

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Тема 2.2. Функции
менеджмента

Доклад

Функции менеджмента

4

Драчева Е.Л., Юликов Л.И.  Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений –

 Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

 АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Тема 2.3. Принципы и
методы менеджмента

Доклад

Принципы и методы менеджмента

4

Драчева Е.Л., Юликов Л.И.  Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений –

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Защита

Тема 2.4 Менеджер, его личные качества

Ответы на вопросы

Решение теста

Саморазвитие конкурентноспособного лидера

6

Драчева Е.Л., Юликов Л.И.  Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений –

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Проверка

   Тема 2.5. Миссия, цели и

стратегия организации

Анализ ситуации (ответ)

Цели организации

6

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Проверка

     Тема 2.6. Проектирование

     Раб             работы организации

Доклад

Проектирование стратегии организации

4

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Тема 2.7. Организационные

процессы

Анализ ситуации (ответ)

Сущность и классификация конфликтов. Взаимосвязь конфликта и стресса.

Анализ ситуации

6

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Проверка

Тема 2.8. Организационная
культура

Анализ ситуации

Организационная
культура

6

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Проверка

Тема 2.9. Взаимодействие
человека и организации

Анализ ситуации

Основные правила и методы делового общения

6

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Проверка

Тема 2.10. Мотивация
деятельности

Анализ ситуации

Выбор критериев мотивации труда подчинённых в конкретных ситуациях.

6

Виханский, О. С, Наумов, А. И.  Менеджмент : учебник

АК Семёнов, ВИ Набоков, «Основы менеджмента» :

Г.Б. Казначевская Менеджмент.Учебник, для СПО

Выступление на уроке

Проверка

Всего:

52

4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Внимательно выслушайте или прочитайте тему и цели внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
  • Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Повторите необходимый для выполнения самостоятельной работы теоретический материал по конспектам лекций и другим источникам, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
  • Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
  • Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  • При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  • Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы группы.
  • В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  • По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые  вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  • Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  • Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы.


5.        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа № 1

Понятие и виды менеджмента

Цель: Закрепить и обобщить теоретические знания о понятиях и видах
менеджмента.

Задание: Подготовить и представить к защите доклад на тему «Виды менеджмента».

Порядок выполнения доклада:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Структура доклада:

Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что....).

Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).

Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).

Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то ...).

Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение - что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).

Опорные вопросы:

  • Классификация видов менеджмента;
  • Расскрыть каждый из видов менеджмента;
  • Дать полную характеристику каждому виду менеджмента;
  • Область применения.

klassifikaciyamanagementa

Список используемой литературы:

Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.

Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 2

Функции менеджмента

Цель: Закрепить и обобщить теоретические знания о функциях менеджмента.

Задание: Подготовить и представить к защите доклад на тему «Функции менеджмента».

Порядок выполнения доклада:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Структура доклада:

Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что....).

Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).

Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).

Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то ...).

Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение - что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).

Опорные вопросы:

  • Основные функции управления;
  • Что такое контроллинг?
  • Что такое делократия?
  • Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла;
  • В чем заключается взаимосвязь отдельных функций управленческого цикла?
  • В чем особенности реализации функции планирования в плановой и рыночной экономиках?
  • Каковы причины низкой мотивации труда персонала?
  • Укажите основные направления контроля за производством.

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 3

Принципы и методы менеджмента

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения в определение метов управления и их принципов.

Задание: Подготовить и представить к защите доклад на тему:

Порядок выполнения доклада:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Структура доклада:

Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что....).

Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).

Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).

Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то ...).

Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение - что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).

Опорные вопросы:

  • В чем отличие методов управления от функций и принципов управления?
  • Назовите  особенности  организационно –административных методов управления.
  • Какие  достоинства  и  недостатки  присущи    организационно –административным методам управления?
  • Раскройте содержание экономических методов управления и их значение.
  • В чем отличие экономических методов от административных?
  • Каковы цели и содержание социально –психологических методов управления?

 Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; защита, выступления на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа № 4

Менеджер, его личные качества

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по теме менеджер, его личные качества.

Задание.

Проверьте свои способности к саморазвитию и развитию (тест)

  1. За что вас ценят друзья:

а) преданный и верный друг; б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в) эрудированный, интересный собеседник;

  1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) целеустремлѐнный; б) трудолюбивый; в) отзывчивый.

  1. Как  вы  относитесь  к  идее  ведения  личного  ежедневника,  к

планированию своей работы на год, месяц, неделю, день:

а) думаю, что это пустая трата времени; б) пыталась это сделать, но нерегулярно; в) положительно: давно это делаю.

  1. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться:

а) не хватает времени; б) нет подходящей литературы; в) нет силы воли и настойчивости.

  1. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:

а) невнимательность; б) переоценка своих способностей; в) точно не знаю.

Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов:

а) невнимательность; б) переоценка своих способностей; в) не знаю.

  1. На    основе    сравнительной    самооценки    выберите,    какая

характеристика вам более всего подходит:

а) настойчивость; б) усидчивость; в) доброжелательность.

  1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) решительность; б) любознательность; в) справедливость.

  1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:

а) генератор идей; б) критик; в) организатор.

  1. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у

вас развиты в большей степени:

а) сила воли; б) память; в) обязательность.

  1. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время:

а) занимаюсь любимым делом; б) у меня есть хобби; в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11.        Какая из нижеприведѐнных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес:

а) научная фантастика; б) религия; в) психология.

  1. Кем бы вы могли себя максимально реализовать: а) спортсменом; б) учѐным; в) художником.

  1. Каким чаще всего вас считали или считают учителя:

а) трудолюбивым; б) дисциплинированным; в) сообразительным.

  1. Какой из трѐх принципов ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего:

а) живи и наслаждайся жизнью; б) жить, чтобы больше знать и уметь; в) жизнь прожить – не поле перейти.

15.        Кто ближе всего к идеалу:

а) человек здоровый, сильный духом; б) много знающий и умеющий; в) независимый и уверенный в себе.

16.        Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем мечтаете в профессиональном и личном плане:

а) думаю, что да; б) скорее, да; в) как повезѐт. 17. Какие фильмы вам больше всего нравятся:

а) приключенческо-романтические; б) комедийно-развлекательные; в) философские.

18.        Представьте, что вы заработали миллиард. Куда бы вы его предпочли истратить:

а) путешествия; б) учиться за границей и вложить в любимое дело; в) в материальные ценности (коттедж, машина, мебель) и жить в своѐ удовольствие. Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом (табл. 3)

Таблица 3

Оценка ответов

Вопрос

Оценочные баллы

Вопрос

Оценочные баллы ответов

ответов

1

а 2; б 1; в3

10

а 2; б 3; в 1

2

а 3; б 2; в 1.

11

а 1; б 2; в 3

3

а 1; б 2; в 3

12

а 1; б 3; в 2

4

а 3; б 2; в 1.

13

а 3; б 2; в 1

5

а 2; б 3; в 1

14

а 1; б 3; в 2

6

а 3; б 2; в 1

15

а 1; б 3; в 2

7

а 2; б 3; в 1

16

а 3; б 2; в 1

8

а 3; б 2; в 1

17

а 2; б 1; в 3

9

а 2; б 3; в 1

18

а 2; б 3; в 1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и развитию (табл.4).

Таблица 4

Оценка уровней

Суммарное число баллов

Уровень способностей к саморазвитию и

самообразованию

18–25

1

– очень низкий

26–28

2

– низкий

29–31

3– ниже среднего

32–34

4

– чуть ниже среднего

35–37

5

– средний уровень

38–40

6

– чуть выше среднего

41–43

7

– выше среднего

44–46

8

– высокий уровень

47–50

9

– очень высокий уровень

51–54

10  – наивысший

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОТВЕТА:

  1. Дайте ваше определение лидера. Чем ваше определение лидера отличается от предложенных в работе?

  1. Укажите типичные ошибки лидеров, которые терпят поражение.

  1. Укажите приоритетные направления стратегии успеха лидера.
  2. Какую роль играет саморазвитие в становлении лидера.

Ответы оформть в письменной форме.

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 5

Миссия, цели и стратегия организации

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения оформулировании миссии организации, установки цели и работы на перспективу организации. 

Задание:  сформулируйте цели организации с учетом данных, содержащихся в ситуационной задаче ( в соответствии с Вашим вариантом).

Вариант 1. Вы – руководитель предприятия розничной торговли бытовой техникой. Ваше предприятие работает с ведущими производителями бытовой техники, ценовая политика позволяет работать с различными группами потребителей. Но в условиях экономического кризиса объем продаж значительно уменьшился и на складе образовалось большое количество нереализованной техники. Вместе с тем, специфика Вашего товара предполагает быстрое моральной устаревание техники, поэтому скопление товара на складе Вам не выгодно.

Сформулируйте краткосрочные цели и задачи Вашего предприятия, позволяющие решить возникшие проблемы.

Вариант 2. Вы – владелец небольшой парикмахерской в так называемом «спальном» районе большого города. Спектр услуг – стрижка, покраска, завивка и укладка волос. В парикмахерской работают мастера – универсалы, что позволяет обслуживать клиентов разного пола и возраста. Для привлечения клиентов на начальном этапе Вы пошли на льготное обслуживание детей, пенсионеров, инвалидов, ввели накопительную систему скидок. Доходы парикмахерской позволяют выплачивать зарплату работникам, закупать необходимые расходные материалы, но прибыли от деятельности предприятия нет.

Сформулируйте новые цели и задачи предприятия.

Вариант 3. Вы – владелец продуктового магазина. Долгое время Ваше предприятие было единственным в микрорайоне, поэтому проблем с персоналом и потребителями у Вас не было. Но через дорогу от Вашего магазина появилась новая торговая точка с тем же ассортиментом товаров, при этом условия для продавцов и покупателей там значительно лучше. В результате Вы ощутили отток персонала и покупателей.

Сформулируйте новые цели и задачи предприятия.

Вариант 4. В условиях дефицита мест  в дошкольных детских учреждениях Вы решаетесь вложить капитал в организацию коммерческого детского сада. Муниципальные власти выделили Вам запущенное здание старого детского сада, на территории которого долгое время действовала стоянка автотранспорта. Вы нашли подрядчика для восстановления здания, ремонтные работы уже подходят к концу.

Сформулируйте дальнейшие цели и задачи Вашего предприятия.

Вариант5. Вы – владелец небольшого, но дорогого ресторана, который рассчитан на посещение потребителей, имеющих достаток значительно выше среднего. Поэтому круг потребителей услуг Вашего ресторана ограничен. При этомВы живете в среднестатическом городе России, в котором преобладает население со средним достатком. Товарооборот Вашего ресторана очень мал, так как в день бывает не более 10 посетителей.

Сформулируйте новые цели и задачи Вашего предприятия.

Руководство к выполнению работы

  1. Для успешного выполнения задания повторите теоретический материал лекции на тему «Цели и функции управления».
  2. Решение ситуационной задачи рекомендуется выполнять в табличной форме:
  3. Помните, что цели должны быть реальными и достижимыми, цели не должны противоречить друг другу и отражать указанное в задании состояние предприятия.
  4. Обратите внимание на то, что задачи конкретизируют цели и показывают, каким путем Вы планируете добиться поставленных целей.

В качестве вывода сделайте прогноз развития Вашего предприятия, т.е. что произойдет на предприятии при условии достижения поставленных целей. Дайте два варианта прогнозов: оптимистический и пессимистический

Формулировка целей

Формулировка задач

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 6

Проектирование работы организации 

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по теме проектирование работы организации.

Задание: Подготовить и представить к защите доклад на тему:

Проектирование стратегии организации

Порядок выполнения доклада:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Структура доклада:

Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что....).

Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).

Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).

Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то ...).

Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение - что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).

Опорные вопросы:

  • Основы проектирования производственных систем.
  • Основные этапы, исходные данные и особенности процесса проектирования.
  • Задачи проектирования производства.
  • Методы организационного проектирования.
  • Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли.
  • Проектирование поточного производства.
  • Организационное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств.
  • Особенности разработки технической, организационной и планово-экономической документации.
  • Состав и содержание организационных проектов.

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; защита, выступления на семинарских занятиях.

Самостоятельная работа № 7

Организационные процессы

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по теме сновные технико-экономические показатели деятельности организации .

Задача: формирование умения анализировать конфликты в организации и принимать управленческие решения в конфликтных ситуациях.

Задание 1. Рассмотрите предложенную ситуацию:

Вариант 1. Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А Вы видите ее не только в добром здравии, но отдохнувшей и похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. При этом во вверенном Вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.

Вариант 2. Вы руководитель технологической группы. В Вашем подчинении находятся 4 человека. Один из них работает качественно, но медленно и неравномерно. Поэтому особенно ответственную работу Вы поручаете другим сотрудникам, которые успевают делать все, в том числе и помогать медлительному сотруднику. Но последнее время вам стали поступать жалобы на перегрузку, часто сотрудники стали отказываться выполнять работу за другого.

Вариант 3. Вы технолог в салонеткрасоты. В вашем подчинении находятся парикмахеры, маникюрши, косметологи. В вашем коллективе сложились теплые дружеские отношения: сотрудники проводят много времени вместе, все знают друг о друге, советуются друг с другом даже о личных проблемах . В салон была принята новая сотрудница, которая не участвует в общих «посиделках», ничего не рассказывает о себе. Остальные сотрудники стали игнорировать новую сотрудницу, не оказывают ей помощи и бегают к Вам с докладом о ее ошибках.  

Вариант 4. Вы руководитель структурного подразделения. Ваша организация испытывает трудности в период кризиса. Нестабильность ощущают все сотрудники организации, их знакомы и знакомые их знакомых постоянно рассказывают о сокращениях в других организациях. Это всех беспокоит.

И вот Вы заметили, что Ваши сотрудники проявляют беспокойство, раздражение, перестали оказывать друг другу помощь в работе, стали с радостью докладывать Вам об ошибках других. Потом Вы узнаете, что в вашем подразделении прошел слух о том, что Вы ищете среди своих сотрудников кандидатов на сокращение.

Вариант 5. Вы менеджер по работе с клиентами в туристической фирме. Руководство фирмы сначала требовало ежедневного отчета о работе, потом ввели журнал регистрации прихода и ухода с работы сотрудников, потом Вы должны стали писать объяснительные записки о том, почему Вы слишком много времени потратили на беседу с одним клиентом, потом решили поставить на Ваш автомобиль навигатор, чтобы следить, действительно ли Вы поехали на встречу с клиентом и, наконец, установили камеры видеонаблюдения в офисе. Этот излишний контроль стал Вас беспокоить и раздражать, Вы стали утомляться на работе и плохо спать.

Задание 2. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Задание 3. Письменно ответьте на вопросы:

  1. Чем отличается понятие «конфликт» от понятия «конфликтная ситуация»?
  2. Что необходимо для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт?
  3. Назовите основные причины конфликтов.

Руководство к выполнению работы

  1. Выберите из предложенных ситуаций Ваш вариант ( по рекомендации преподавателя).
  2. Дайте письменный анализ указанной ситуации по следующему плану:

- Каков тип предложенного конфликта? Почему Вы так считаете?

- Кто или что является субъектом и объектом конфликта?

- Каковы причины конфликта?

- Предложите варианты решения конфликта.

- Укажите возможные последствия конфликта.

- Укажите функциональные и дисфункциональные стороны данного конфликта.

3. При ответе на контрольный вопрос № 1 не следует давать определений указанных в вопросе понятий: ответ на вопрос предполагает анализ понятий и поиск отличительных признаков данных понятий.

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 8

 Организационная культура

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по теме сновные технико-экономические показатели деятельности организации .

Задание:

Фирма «Тойз′Р′Ас» является крупнейшей розничной компанией по продаже игрушек в США, объем продаж – свыше 2,3 млрд. долл. в 1986 году, 295 магазинов в США, Канаде, Великобритании, Сингапуре и Гонконге. Эту фирму часто хвалят за революцию в отрасли игрушек в США и теперь она расширяет свою международную деятельность, что повлечет за собой строительство по меньшей мере 200 магазинов за рубежом в течение последующих 10 лет.

«ТойзРАс» имеет базовую формулу действий, которой она следует США и использует при расширении своей международной деятельности. Фирма наращивает мощности на уровне 10% в год. Она завоевывает рынки в новых географических районах каждый год и каждом районе строит склад с несколькими магазинами, сгруппированными вокруг этого склада. Региональный склад позволяет «ТойзРАс» пополнять запасы магазинов за ночь и хранить большие объемы товаров, которые закупаются у изготовителей по низким ценам в «мертвый сезон».

Компания всегда размещает свои магазины на основной транспортной магистрали около крупного торгового центра. Эта политика дает возможность привлекать покупателей торгового центра, но позволяет избегать высокой арендной платы за размещение на его территории. Каждый магазин представляет собой огромный, отдельно стоящее здание со стеллажами типа складских, на которых от пола до потолка хранятся более 18 тыс. изделий, и тележками для отбора товаров для облегчения процесса покупки.

«Тойз′Р′Ас» никогда не проводит дешевых распродаж, но предлагает «повседневные низкие цены», что стимулирует покупки в «мертвые сезоны». Компания придерживается умеренной рекламной практики. Она использует телевизионную рекламу, когда впервые попадает на новый рынок, но весьма ограниченную печатную рекламу после организации магазинов. Располагая по 18 тыс. изделий в каждом магазине и создав удобную для покупателей процедуру возврата товара, «Тойз′Р′Ас» претендует на то, чтобы стать единственным местом по продаже игрушек и сопутствующих товаров.

 В компании практикуется процедура централизованного принятия решений. Все магазины построены в соответствии с точными инструкциями главного правления фирмы. Магазины имеют идентичную планировку, товары размещены на стеллажах по чертежам, полеченным из главного правления. С помощью сложной системы автоматизированного прогнозирования и учета материальных запасов прослеживается объем продаж по каждому товару и каждому магазину. Данные об объеме продаж используются в главном правлении для прогнозирования будущих продаж и для принятия решений относительно повторных заказов ходовых товаров и снижения цен на неходовой товар. Так, тщательно следят за продажами «ТойзРАс» могла закупать достаточное количество модных товаров, чтобы избежать отсутствия таких товаров на складе и избавить от тех товаров, которые теряют популярность и освободить полки для ходовых изделий.

 

 

       Вопросы задания:

  1. «Базовая формула» фирмы «Тойз′Р′Ас» представляет собой, по существу, политику,            которая направляет планирование и принятие решений. Какова политика компании в области размещения и планировки предприятия маркетинга, закупок, и административного контроля?
  2.  Как эта политика помогает «Тойз′Р′Ас» в формулировании целей?
  3. Как, по вашему мнению, будет ли эта политика такой же эффективной за      

      рубежом, как в США? Да или нет, почему?

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 9

Взаимодействие человека и организации

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по взаимодействие человека и организации

Задание 1: Проанализировать ситуацию, оформить в письменной форме.

. Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

 1.Познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека;

 2.Создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций;

3.Непосредственный контакт менеджера с другими лицами;

4.Осознание менеджером результатов и последствий контактов.

Задание 1. По предложенным ситуациям выстроить схему делового общения менеджера. В предложенных ситуациях можно воспользоваться любыми вариантами подсказок либо предложить собственный.

Указать к какому типу собеседников относится предложенный в ситуации сотрудник (см. варианты ситуаций )

Состав отчета:

1.Выполнение задания 1

2.Выводы.

Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент «

В.Д. Сухов, С,В. Сухов, Ю.А. Москвичев « Основы менеджмента»

Курс лекций.

Ситуации :

Ситуация 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый вариант решения.

А. Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.

В. Выразить свое несогласие с решением начальника, предупредить о том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные ваше подчиненному без вашего согласия.

Г. В интересах дела отменить задание начальника и приказать подчиненному продолжать начатую работу.

Ситуация 2. Сотрудник вашего отдела допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган уточненные данные.

Действия руководителя:

А. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.

Б. Потребовать письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.

В. Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное решение.

Г. Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя

Ситуация 3. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой.

Что вы ответите:

А. Скажите, что премии распределяются и утверждаются в соответствием с приказом.

Б. Успокоите сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

В. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий юридический или профсоюзный орган.

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.

Самостоятельная работа № 10

Мотивация деятельности

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по мотивации подчиненных.

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:

  1. В чем суть мотивации как функции управления?
  2. На чем основаны содержательные теории мотивации?
  3. В чем суть процессуальных теорий мотивации?
  4. В чем особенности мотивации труда в практике управления?

Задание 2. Внимательно прочитайте ситуационную задачу, отбирая информацию о системе мотивации на предприятии.

Три года назад Петр Романов стал директором и основным совладельцем приватизированного предприятия «Подмосковный мясокомбинат», которое находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие регионы, а объем продаж рос на 20% в год. Люди покупали продукции комбината благодаря ее высокому качеству.

Однако, Романов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения своей работы. Они допускали серьезные ошибки: путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции, добавляли в исходную продукцию не те добавки, плохо перемешивали сырье при изготовлении колбас и сосисок…. Были случаи, когда работники неумышленно портили  готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест. В общем, люди делали в течение восьми часов только то, что им было сказано, а потом шли домой.

Для того, чтобы повысить мотивированность и ответственность работников комбината, Романов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии решений. Для начала они доверили работникам проверку качества выпускаемой продукции. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству продукции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится предприятию и что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий.

Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоропортящейся продукции. Для этого членам бригады пришлось собрать необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками комбината, а также провести обследование магазинов и киосков, чтобы узнать о том, как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшение производственного процесса. В итоге, это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работ был низким и чье безразличие мешало улучшению работы. Позже  жалобы стали поступать и на руководителей и сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.

Романов, другие высшие руководители предприятия и представители рабочего коллектива разработали новую систему оплаты, названную «разделенным участием в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «доналоговой» прибыли делится каждые шесть месяцев между работниками предприятия. Индивидуальное участие в разделенной прибыли основывалось на результатах оценки уровня выполнения работы каждым и участников этого процесса. Сама система оценки была разработана и проводилась в жизнь группой работников комбината, представляющих его отдельные подразделения. Так работники предприятия оценивались  по вкладу их в групповую работу; по тому, как они коммуницируют с членами группы; по их отношению к групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техники безопасности. Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а при необходимости и за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решение по графику работы, требуемому бюджету, измерению качества и обновления оборудования. Многое, что раньше являлось работой руководителей группы на таком предприятии, теперь стало частью работы члена группы.

Петр Романов считал, что успех его бизнеса определяется следующим:

  1. Люди хотят быть значимыми, и задача руководства обеспечить им это чувство значимости.
  2. Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, чего Вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их.
  3. Сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения на предприятии.
  4. Любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы.
  5. Работа руководителя заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каждым служит как его личным интересам, так и интересам всего предприятия.

Задание 3. Проанализируйте данную в работе ситуацию.

Руководство к выполнению работы

  1. Для успешного выполнения задания необходимо повторить материал лекции на тему «Мотивация».
  2. При чтении ситуационной задачи выписывайте ту информацию, которая напрямую связана с проблемой мотивации.
  3. Анализ ситуации необходимо построить по следующему плану:

- Какие проблемы были у предприятия, когда его возглавит Петр Романов?

- Какие формы и методы мотивации использовал Петр Романов?

- Какие потребности работников были удовлетворены благодаря принятым мерам ( в соответствии с содержательными теориями мотивации) ?

- Какой теорией мотивации воспользовался Петр Романов? Почему Вы так считаете?

- Отражает ли ситуационная задача характеристику системы вознаграждений на комбинате? Какие черты этой системы Вы нашли в тексте задачи?

- Какие проблемы не удалось решить Петру Романову? Какие новые проблемы могут появиться?

- Предложите свои методы мотивации персонала комбината и обоснуйте свое предложение.

4. Работу следует оформлять письменно в форме ответов на вопросы или связным текстом ( по выбору).

Список используемой литературы:

  • Алесинская Т.В. Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». (Ч. 1). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.
  • Бугаян И.Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар. Учеб. пособие / И.Р. Бугаян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2010.
  • Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Материалы семинара по МВА образованию. – Москва, 2012.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2010.

Контроль: выступления на семинарских занятиях; собеседование с группой; просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы; обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы на учебном занятии.


6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВНЕУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ

Критериями внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • уровень усвоения студентом учебного материала;
  • умение        использовать        теоретические        знания        при        выполнении практических заданий;
  • сформированность общенаучных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с рекомендациями;

Большинство самостоятельных работ данного пособия выполняются индивидуально, возможность выполнения работы группой отражена в заданиях.

Критерии оценки:

«отлично» – вы полностью и правильно выполнили задание, работа оформлена в соответствии с рекомендациями, чисто, аккуратно и без исправлений, объём работы приближен или равен максимуму от предъявленных требований – задания сделаны на 95%;

«хорошо» – вы выполнили большую часть задания, есть недочеты,  объём работы составляет среднее арифметическое между минимумом и максимум от предъявленных требований – задания сделаны на 80%;

«удовлетворительно» – половина задания вызвала у вас затруднения, много неточностей, объём составляет минимум от предъявленных требований –   задания сделаны на 75%

Желаем успешного выполнения заданий!


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основные источники

1.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007

2. Котлер Ф. Маркетинг,менеджмент – СПб: Питер, 2002

3.Мекон М.Х. Основы менеджмента – М.: Дело, 2004

4. Большаков А.С. Современный менеджмент – СПб: Питер,2002

5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник – М.: Экономистъ, 2005

6. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник – М.: ЮНИТИ, 1999

7. Михалева Е.П. Менеджмент: пособие для подготовки к экзаменам – М.: Юрайт-Издат, 2003

Дополнительные источники

  1. Бодди Д. Основы менеджмента – СПб: Питер, 1999
  2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли – М.: Издательство Эскомо-пресс, 2001
  3. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учебное пособие – М.: ПРИОР, 2002

Периодические издания

Журнал «Менеджмент в России»

Журнал «Деловой квартал»

Журнал «Бизнес и жизнь»


ПРИЛОЖЕНИЕ

пример титульного листа

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

"Сыктывкарский индустриальный колледж"

ГПОУ "СИК"

Реферат (доклад)

МДК 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»

Тема________________________________________________________

Проверил:

преподаватель

 Смирнова Е.В.

"___"_____________201__ г.

Выполнил

студент группы____

________________________

Сыктывкар, 2016