Программа по обществознанию. Готовая

Веригина Людмила Александровна

Программа по обществознанию. Готовая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obshchestvoznaniyu._gotovaya.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ образования тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Осташковский электромеханический техникум»

             «Утверждаю»

Директор ГБОУ СПО

«Осташковский ЭМТ»

                                                                                               ______________ П.А. Антонов

«31» августа 2011 г.

                    ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

                

                

2011

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом технического профиля получаемого  профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», предназначенной для изучения «Обществознания» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-прававого регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Программа может быть использована другими специальностями СПО, при  подготовке по профессиям начального профессионального образования (далее НПО), а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский электромеханический техникум» (ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ»).  

Разработчик(и):

Веригина Людмила Александровна, преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Pекомендована предметной методической комиссией общеобразовательного цикла ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ».

 Протокол  № ____от «____»_______________2011г.

©        ГБОУ « Осташковский  ЭМТ»

©        Веригина Л.А.

Содержание

                                                                                                Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

18

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

       Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения основанного на уважении принятых в обществе норм,  способности к личному самоопределению и самореализации;

-воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-овладение системой знаний 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),  230115 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных соци альных ролей человека и гражданина;

-овладение умением получать и осмысливать социальную информацию,освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения  учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен: 

знать/понимать:

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм механизмы правового регулирования;

-особенности социально-гуманитарного познания;          

 уметь:

-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной  среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

        -оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

         -формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

        -подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

         -применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

       - совершенствования собственной познавательной деятельности;

       -критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

       -решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

       -ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

      -предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

     -реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

Виды самостоятельных работ:

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

20

15

10

5

4

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                              

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

Наименование

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровни усвоения

1

2

3

4

Введение

1

Социальные науки

2

1

2

2

Специфика объекта их изучения

3

Методы исследования

4

Значимость социального знания.

Внеаудиторная  самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки».

Раздел 1.

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

16

           

    Тема 1.1.

Природа человека, врожденные    и приобретенные        качества

1

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

10

5

2

2

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

3

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

4

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

5

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; работа с вопросами  и заданиями к теме 1.2 учебного пособия по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова, .Ю.Лазебниковой.М.,2007

Самостоятельное изучение вопросов темы «Природа человека, врожденные    и приобретенные        качества»:

1.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

2.Проблема познаваемости мира. Мировоззрение Типы мировоззрения.

3. Свобода как условие самореализации личности.

4. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.

5. Причины и истоки агрессивного поведения.Человек в учебной и трудовой деятельности.

Тема.1.2. Общество как сложная система

1

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

6

3

2

2

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

3

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся;  выполнение домашнего задания по теме; составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу.

Самостоятельное изучение вопросов темы «Общество как сложная система»:

  1. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
  2. Многовариантность общественного развития.
  3. Смысл и цель истории.
  4. Антиглобализм, его причины и проявления.

5.    Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Раздел 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества

8

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

2

1

2

2

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.        

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся : выполнение домашнего задания по теме; изложить аргументы с собственными суждениями по проблеме «Особенности молодежной субкультуры».

Самостоятельное изучение вопросов темы «Духовная культура личности и общества»

  1. . Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.
  2. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет

         Тема 2.2

Наука и образование в современном мире

1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

4

2

2

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся:  выполнение  домашнего задания по теме; изложите собственное суждение  о необходимости правового регулирования вопросов этики в науке.

Самостоятельное изучение вопросов темы «Наука и образование в современном мире»:

  1. Свобода научного поиска.
  2. Роль образования в жизни современного человека и общества.

 3.  Дополнительные образовательные услуги, поря  док их предоставления.

Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

       

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

2

1

2

2

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

3

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся:  работа с философскими и публицистическими источниками, написание рефератов по теме.

Самостоятельное изучение темы «Искусство как элемент духовной культуры».

Раздел 3.

Экономика

 

24

Тема 3.1.

Экономика и экономическая

наука.

Экономические системы.

Экономика  семьи

1

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

6

3

2

2

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

3

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.        

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся: анализ экономических ситуаций, решение задач по данной теме; работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. (в ред.от 25.11.2006 №193-ФЗ).

Самостоятельное изучение темы «Экономика семьи»

Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

1

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга

8

4

2

2

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся: выполнение домашнего задания; работа  с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике».

Тема 3.3.

ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

1

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

8

4

2

2

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

3

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Обобщающий урок. Контрольная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся:: выполнение домашнего задания по теме; анализ экономических ситуаций в практикуме по теме «Деньги, банки, инфляция».

Тема 3.4. 

Основные проблемы экономики России. 

Элементы международной экономики

1

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

4

2

2

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: выполнение домашнего задания; решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России».

Раздел 4.

Социальные отношения

18

Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация.

1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

6

3

2

2

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

 Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием по теме «Социальная роль».

Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты

1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

4

2

2

2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Самостоятельная работа  студентов: работа над конспектом  лекций; анализ конкретных ситуаций по теме «Социальные нормы и конфликты».

Тема 4.3.

Важнейшие социальные общности и группы

1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

8

4

2

2

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

3

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

4

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа   над конспектом лекций, анализ правовых источников по теме «Важнейшие социальные группы».Подготовить устное выступление по теме «Особенности молодежной политики вРФ».

Раздел 5.

Политика как общественное явление

16

Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

6

3

2

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

3

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации.

Тема 5.2.

Участники политического процесса

1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

10

2

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

3

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

4

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

5

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа  над опорным  конспектом; написание рефератов с последующим публичным выступлением.

Самостоятельное изучение вопросов темы «Участники политического процесса»:

1. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации

3. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

5

Раздел 6. Право

30

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

1

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

6

2

2

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

3

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся работа над конспектом лекций; работа с заданиями практикума по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

3

Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

8

2

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

4

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

5

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

6

Права и обязанности налогоплательщика.

 Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме  «Основы конституционного права в РФ».

4

Тема 6.3.

Отрасли российского права

1

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

14

 

2

2

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

3

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

4

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

5

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

6

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

7

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа над конспектом лекций; анализ нормативно-правовых документов по теме «Отрасли российского права».

7

Тема 6.4.

Международное право

1

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Дифференцированный зачет.

2

3

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа  обучающихся: работа над конспектом лекций; подготовка к зачету.                 

1

Всего:

176


3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета:

    -посадочные места (25);

    -рабочее место преподавателя (1);Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (15 шт.)

-мультимедийный проектор (1 шт.);

 -ноутбук (1 шт.);

- экран (1 шт.);

- интерактивная доска (1 шт.);

- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины (1 шт.).

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень  рекомендуемых  учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные  источники:

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Интернет -  источники:

  1. Министерство образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru
  3. ФГОУ Федеральный институт развития образования  

http://www.firo.ru/

  1. Федеральное агентство по образованию РФ www.ed.gov.ru
  2. Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru
  3. Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.
  4. ФГОУ СПО Петровский  колледж (г. Санкт-Петербург)

www.petrocollege.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знание:

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.

Умение:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

 - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация).

Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Знание:         

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Умение:

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Текущий контроль: индивидуальный  и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов.

Оценка публичного выступления перед аудиторией.

Знание:

Особенности социально-гуманитарного познания.

Умение: 

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

 -применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Текущий контроль: индивидуальный  и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов.

Итоговый дифференцированный зачет.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

75÷ 89

4

хорошо

51 ÷ 75

3

удовлетворительно

менее 51

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.