Программа по обществознанию. Готовая
Программа по обществознанию. Готовая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ образования тверской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Осташковский электромеханический техникум»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СПО
«Осташковский ЭМТ»
______________ П.А. Антонов
«31» августа 2011 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2011
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом технического профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», предназначенной для изучения «Обществознания» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-прававого регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Программа может быть использована другими специальностями СПО, при подготовке по профессиям начального профессионального образования (далее НПО), а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский электромеханический техникум» (ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ»).
Разработчик(и):
Веригина Людмила Александровна, преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Pекомендована предметной методической комиссией общеобразовательного цикла ГБОУ СПО «Осташковский ЭМТ».
Протокол № ____от «____»_______________2011г.
© ГБОУ « Осташковский ЭМТ»
© Веригина Л.А.
Содержание
Стр.
| 4 |
| 8 |
| 18 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 23 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-овладение системой знаний 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 230115 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных соци альных ролей человека и гражданина;
-овладение умением получать и осмысливать социальную информацию,освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе: | |
Виды самостоятельных работ: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 20 15 10 5 4 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровни усвоения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||
Введение | 1 | Социальные науки | 2 1 | 2 | |||||||||||
2 | Специфика объекта их изучения | ||||||||||||||
3 | Методы исследования | ||||||||||||||
4 | Значимость социального знания. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки». | |||||||||||||||
Раздел 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ | 16 | ||||||||||||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 1 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 10 5 | 2 | |||||||||||
2 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. | ||||||||||||||
3 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | ||||||||||||||
4 | Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | ||||||||||||||
5 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; работа с вопросами и заданиями к теме 1.2 учебного пособия по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова, .Ю.Лазебниковой.М.,2007 Самостоятельное изучение вопросов темы «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»: 1.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. 2.Проблема познаваемости мира. Мировоззрение Типы мировоззрения. 3. Свобода как условие самореализации личности. 4. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. 5. Причины и истоки агрессивного поведения.Человек в учебной и трудовой деятельности. | |||||||||||||||
Тема.1.2. Общество как сложная система | 1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 6 3 | 2 | |||||||||||
2 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | ||||||||||||||
3 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся; выполнение домашнего задания по теме; составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу. Самостоятельное изучение вопросов темы «Общество как сложная система»:
5. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | |||||||||||||||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 8 | ||||||||||||||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | 1 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 2 1 | 2 | |||||||||||
2 | Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашнего задания по теме; изложить аргументы с собственными суждениями по проблеме «Особенности молодежной субкультуры». Самостоятельное изучение вопросов темы «Духовная культура личности и общества»
| |||||||||||||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | 1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 4 2 | 2 | |||||||||||
2 | Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; изложите собственное суждение о необходимости правового регулирования вопросов этики в науке. Самостоятельное изучение вопросов темы «Наука и образование в современном мире»:
3. Дополнительные образовательные услуги, поря док их предоставления. | |||||||||||||||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
| 1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 2 1 | 2 | |||||||||||
2 | Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | ||||||||||||||
3 | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с философскими и публицистическими источниками, написание рефератов по теме. Самостоятельное изучение темы «Искусство как элемент духовной культуры». | |||||||||||||||
Раздел 3. Экономика |
24 | ||||||||||||||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 1 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | 6 3 | 2 | |||||||||||
2 | Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | ||||||||||||||
3 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: анализ экономических ситуаций, решение задач по данной теме; работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. (в ред.от 25.11.2006 №193-ФЗ). Самостоятельное изучение темы «Экономика семьи» | |||||||||||||||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 1 | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга | 8 4 | 2 | |||||||||||
2 | Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». | |||||||||||||||
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 1 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 8 4 | 2 | |||||||||||
2 | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | ||||||||||||||
3 | Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Обобщающий урок. Контрольная работа. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:: выполнение домашнего задания по теме; анализ экономических ситуаций в практикуме по теме «Деньги, банки, инфляция». | |||||||||||||||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 1 | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 4 2 | 2 | |||||||||||
2 | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России». | |||||||||||||||
Раздел 4. Социальные отношения | 18 | ||||||||||||||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. | 1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 6 3 | 2 | |||||||||||
2 | Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | ||||||||||||||
3 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием по теме «Социальная роль». | |||||||||||||||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | 1 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 4 2 | 2 | |||||||||||
2 | Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | ||||||||||||||
3 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа студентов: работа над конспектом лекций; анализ конкретных ситуаций по теме «Социальные нормы и конфликты». | |||||||||||||||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 8 4 | 2 | |||||||||||
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | ||||||||||||||
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | ||||||||||||||
4 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ правовых источников по теме «Важнейшие социальные группы».Подготовить устное выступление по теме «Особенности молодежной политики вРФ». | |||||||||||||||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 16 | ||||||||||||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 6 3 | 2 | |||||||||||
2 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | ||||||||||||||
3 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. | |||||||||||||||
Тема 5.2. Участники политического процесса | 1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 10 | 2 | |||||||||||
2 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | ||||||||||||||
3 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | ||||||||||||||
4 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | ||||||||||||||
5 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над опорным конспектом; написание рефератов с последующим публичным выступлением. Самостоятельное изучение вопросов темы «Участники политического процесса»: 1. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 2. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации 3. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 5 | ||||||||||||||
Раздел 6. Право | 30 | ||||||||||||||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 1 | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. | 6 | 2 | |||||||||||
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | ||||||||||||||
3 | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | ||||||||||||||
4 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся работа над конспектом лекций; работа с заданиями практикума по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | 3 | ||||||||||||||
Тема 6.2.Основы конституционного права Российской Федерации | 1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 8 | 2 | |||||||||||
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | ||||||||||||||
3 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. | ||||||||||||||
4 | Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. | ||||||||||||||
5 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | ||||||||||||||
6 | Права и обязанности налогоплательщика. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме «Основы конституционного права в РФ». | 4 | ||||||||||||||
Тема 6.3. Отрасли российского права | 1 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 14
| 2 | |||||||||||
2 | Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | ||||||||||||||
3 | Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | ||||||||||||||
4 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | ||||||||||||||
5 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | ||||||||||||||
6 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | ||||||||||||||
7 | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | ||||||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; анализ нормативно-правовых документов по теме «Отрасли российского права». | 7 | ||||||||||||||
Тема 6.4. Международное право | 1 | Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Дифференцированный зачет. | 2 3 | 2 | |||||||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; подготовка к зачету. | 1 | ||||||||||||||
Всего: | 176 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места (25);
-рабочее место преподавателя (1);Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (15 шт.)
-мультимедийный проектор (1 шт.);
-ноутбук (1 шт.);
- экран (1 шт.);
- интерактивная доска (1 шт.);
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины (1 шт.).
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателей
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Интернет - источники:
- Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- ФГОУ Федеральный институт развития образования
- Федеральное агентство по образованию РФ www.ed.gov.ru
- Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru
- Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.
- ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург)
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знание: Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов. Умение: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества). | Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация). Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий. |
Знание: Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Умение: - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов. Оценка публичного выступления перед аудиторией. |
Знание: Особенности социально-гуманитарного познания. Умение: - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; -применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов. Итоговый дифференцированный зачет. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
75÷ 89 | 4 | хорошо |
51 ÷ 75 | 3 | удовлетворительно |
менее 51 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.