Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине: "Конституционное право"

Парфенюк Оксана Алексеевна

Методические указания подготовлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Конституционное право» для специальности «Право и организация социального обеспечения» и призваны помочь студентам при самостоятельном изучении вопросов курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_s.r.konstitutsionnoe_pravo.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

(ГАПОУ ТО «АТК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине

«Конституционное право»

для студентов специальности

 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                                 2016

Составитель: Парфенюк Оксана Алексеевна        

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                            4

1. Конституционное право как отрасль права                                                       5

2. Конституция РФ – основной закон государства                                               5

3. Основы конституционного строя РФ                                                                 7

4. Конституционный статус личности                                                                   9

5. Федеративное устройство государства                                                            10

6. Избирательная система                                                                                      11

7. Президент РФ – глава государства                                                                   11

8. Федеральное Собрание РФ                                                                                12

9. Правительство РФ                                                                                              14

10. Судебная власть                                                                                                14

11. Органы власти в субъектах РФ                                                                       15

12. Органы местного самоуправления                                                                 16

Список  литературы                                                                                               18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса «Конституционное право» – формирование у студентов представления о конституционном праве как о науке, отрасли права в целом и об отдельных его институтах, расширение юридического и политического кругозора, приобретение объема знаний, необходимого для выполнения будущих профессиональных обязанностей, формирование высокого уровня правовой культуры.

Методические указания подготовлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Конституционное право» для специальности «Право и организация социального обеспечения» и призваны помочь студентам при самостоятельном изучении вопросов курса.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Одной из важных задач в подготовке специалистов  является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа студента (СРС).

СРС может быть истолкована в двух смыслах:

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле самостоятельная работа студента является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

Самостоятельная работа студента предусматривает:

-   составление таблиц, схем;

- создание глоссария;

- решение практических ситуаций.

-  подготовка к практическим (семинарским) занятиям, зачету,

-изучение нормативных актов, литературных и других источников по определенной теме с последующим конспектированием и устной беседой с преподавателем.

За каждое правильно выполненное задание студент получает 1 балл.

1. Самостоятельная работа № 1

по теме 1.1: «Конституционное право как отрасль права»

Цель: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал.

                2. Развивать навыки работы с разного вида источниками.

Задание: выписать примеры источников конституционного права (не менее 10 источников) с указанием названия, полного наименования, даты принятия и номера, а также даты последних изменений и дополнений.

Например: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014).

        Источники конституционного права – это правовые  акты,  в  которых находят свое закрепление нормы конституционного права.

        К источникам конституционного права относятся  только  действующие  в  настоящее  время нормативные правовые акты.

       1.  Основным источником является  Конституция РФ. Нормы, установленные в Конституции РФ, носят учредительный характер, являются  первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны. Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

       2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ).

       ФКЗ принимаются по вопросам Конституции РФ. Предусмотрен более жесткий порядок принятия ФКЗ по сравнению с ФЗ.

       3. Указы и другие нормативные акты Президента РФ.

       4. Постановление палат Федерального Собрания РФ.

       5. Постановление Правительства РФ.

       6. Декларации.

       7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ.

       8. Договоры.

2. Самостоятельная работа № 2

по теме 1.2: «Конституция РФ – основной закон государства»

Цель: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал.

                2. Развивать навыки работы с разного вида источниками.

                3. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Задание: составить таблицу «Сравнительный анализ Конституций РФ, СССР, РСФСР».

С помощью справочно-правовой системы Гарант найдите тексты Конституций СССР 1924 года, 1936 года, 1977 года, Конституций РСФСР  1918 года, 1925 года, 1937 года, 1978 года и Конституции РФ 1993 года. Проанализируйте положения данных конституций и составьте сравнительную таблицу в произвольном порядке.

Сравнение осуществляем по следующим критериям:

Критерии

Экономика

Политическая система

Социальная система

Политические и гражданские права

Культурные права

Внешнеполитический курс

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РФ 1993 г.

3. Самостоятельная работа № 3

по теме 1.3:  «Основы конституционного строя»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права и специальной литературой.

Задание 1: законспектировать порядок изменения 1, 2, 9 глав Конституции РФ.

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ (глава 9).

Изучив, главу 9 Конституции РФ, необходимо выявить лица и органы, обладающие инициативой по внесению предложения о пересмотре Конституции Российской Федерации, определить порядок пересмотра Конституции РФ  и представить конспект.

Конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.

3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.

4. Составить конспект,

Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.

Опорный конспект должен содержать все то, что студент собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.

Основные требования к содержанию опорного конспекта

  1. Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
  2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта

  1. Опорный конспект должен быть понятен.
  2. По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса.
  3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
  4. Не должен содержать сплошного текста.
  5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

Методика составления опорного конспекта

  1. Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
  2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
  3. Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
  4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.

Задание 2: создать глоссарий.

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.

Глоссарий составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания. Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

Составление толкований слов:

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Планирование деятельности по составлению глоссарий:

1. Определить, с какой целью составляется глоссарий.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3. Продумать составные части глоссария.

4. Изучить дополнительный материал по теме.

5. Составить список слов.

6. Подобрать толкование слов.

7. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

8. Проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания.

9. Оформить готовый глоссарий.

4. Самостоятельная работа № 4

по теме 1.4:  «Конституционный статус личности»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права.

Задание: выписать основные функции омбудсмена в РФ.

Нормативно-правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от12 марта 2014 г.

Руководствуясь методическими указаниями по составлению конспекта (самостоятельная работа № 3) необходимо проанализировать и законспектировать основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

5. Самостоятельная работа № 5

по теме 1.5:  «Федеративное устройство государства»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права.

Задание: охарактеризовать конституционно-правовой статус Тюменской области

Нормативно-правовые акты:

Устав Тюменской области от 15.06.95г. (с изменениями на 02.06.2014 года)

Российское государство – это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

Руководствуясь методическими указаниями по составлению конспекта (самостоятельная работа № 3) необходимо проанализировать и охарактеризовать конституционно-правовой статус Тюменской области по следующим критериям:

- принцип образования территории Тюменской области;

- законодательство;

- система органов государственной власти;

- территория;

- административный центр, символика;

- предметы ведения;

- наличие в составе Тюменской области других субъектов РФ.

6. Самостоятельная работа № 6

по теме 2.1:  «Избирательная система»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права.

Задание: перечислить случаи, в которых выборы могут быть признаны:

- несостоявшимися;

- недействительными.

Нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями от 04.06. 2014г.)

Руководствуясь методическими указаниями по составлению конспекта (самостоятельная работа № 3) проанализируйте данный закон и выполните задание.

7. Самостоятельная работа № 7

по теме 2.2.:  «Президент РФ – глава государства»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права.

Задание: охарактеризовать полномочия Президента РФ.

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ (глава 4)

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

 Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия  Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Президент РФ и Правительство  РФ.

2. Президент РФ и Федеральное Собрание.

3. Президент РФ и судебная власть.

4. Президент РФ и субъекты Федерации.

5. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения ее безопасности.

6. Полномочия  Президента РФ в области внешней политики.

7. Иные полномочия Президента РФ.

Руководствуясь методическими указаниями по составлению конспекта (самостоятельная работа № 3) проанализируйте полномочия президента и распределите их по группам.

 

8. Самостоятельная работа № 8

по теме 2.3:  «Федеральное Собрание РФ»

Цель: 1.Закрепить изученный теоретический материал

           2. Проанализировать полномочия Федерального Собрания РФ.

Задание: решить задачу (по выбору студента).

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ (глава 5).

Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000 г. с изменениями и дополнениями.

 При решении задач очень важно выяснить предмет конституционно-правового спора и определить круг вопросов, которые необходимо разрешить. Полезно в письменном виде сформулировать эти вопросы, чтобы выявить порядок решения задачи и максимально подробно разобрать ситуацию.

Затем необходимо изучить соответствующие нормативные правовые акты и судебную практику, относящиеся к задаче, подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы необходимо дать точные ответы и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты, назвав статью, пункт. При этом нужно не только излагать содержание нормы, но и объяснить ее смысл, раскрыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала надо сформулировать решение, сделать четкие выводы.

Важно обратить внимание на то, что условия отдельных задач рассчитаны на несколько вариантов решений, каждый из которых необходимо проанализировать. В ряде случаев студентам можно самим ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Задача 1.

Правительство РФ внесло в Совет Федерации законопроект «Об общих принципах разграничения государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации». Поскольку к законопроекту не прилагались финансово-экономическое обоснование и справка о состоянии законодательства в соответствующей области отношений, Председатель Совета Федерации вернул законопроект в Правительство РФ. Какие действия субъектов законодательного процесса противоречат Конституции РФ и Регламентам палат?

Задача 2. 

Депутат Государственной Думы Петров Е. А. внес в палату законопроект «О реструктуризации естественных монополий в Российской Федерации». Перед первым чтением депутаты Миронова Г. И. и Иванова Т. В. потребовали внести в законопроект их поправки. Депутат Петров выразил протест, утверждая, что только он как автор может вносить изменения и дополнения в законопроект. Данная ситуация повторилась и перед вторым чтением. Проанализировав ситуацию, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие действия (бездействие) субъектов законодательного процесса противоречат Регламенту государственной Думы?

2. Сохраняется ли право авторства на законопроекты и принятые законы?

3. Имеет ли автор законопроекта какие-либо исключительные права в отношении своего объекта законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы?

Задача 3. 

Министерство финансов РФ внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной год. Государственная Дума приняла бюджет в третьем чтении и направила на одобрение в Совет Федерации, который не успел его рассмотреть в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок. В силу этого Председатель Государственной Думы направил принятый палатой Федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» Президенту РФ для подписания и обнародования. Какие действия (бездействие) субъектов законодательного процесса противоречат Конституции РФ, Регламентам палат, Бюджетному кодексу РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ?

 9. Самостоятельная работа № 9

по теме 2.4:  «Правительство РФ»

Цель: 1.Закрепить изученный теоретический материал

           2. Проанализировать полномочия Президента РФ и Правительства РФ.

Задание: используя сеть Internet, выписать правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, принимаемые ими в процессе реализации своих полномочий по каждому из полномочий Президента РФ и Правительства РФ.

Например:

В соответствии с пп. д, ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны – Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (в ред. от 28.02.2013 года).

10. Самостоятельная работа № 10

по теме 2.5:  «Судебная власть»

Цель: 1.Закрепить изученный теоретический материал

           2. Проанализировать структуру Конституционного Суда РФ.

Задание: изобразить в виде схемы структуру Конституционного Суда РФ.

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ (глава 7)

Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

11. Самостоятельная работа № 11

по теме 2.6:  «Органы власти в субъектах РФ»

Цель: 1.Закрепить изученный теоретический материал

           2. Проанализировать систему органов государственной власти Тюменской области.

Задание: составить схему, отражающую систему органов государственной власти Тюменской области.

Нормативно-правовые акты:

Устав Тюменской области от 15.06.95г. (с изменениями на 02.06.2014 года)

Система органов государственной власти Тюменской области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленными Федеральным законом.

Систему органов государственной власти области составляют:

- Губернатор Тюменской области (далее также - Губернатор области) - высшее должностное лицо области;

- Тюменская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Тюменской области;

- правительство Тюменской области, (далее также правительство области), возглавляемое Губернатором области, - высший исполнительный орган государственной власти области;

- иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с  Уставом Тюменской области.

Судебную власть на территории области осуществляют федеральные областной и районные суды общей юрисдикции, федеральный Арбитражный суд области, Уставный суд области и мировые судьи области. Образование, компетенция и порядок деятельности федеральных судов устанавливается законодательством Российской Федерации.

12. Самостоятельная работа № 12

по теме 2.7:  «Органы местного самоуправления»

Цель: 1. Конкретизировать знания по изучаемой теме.

2. Научить самостоятельной работе с источниками права.

Задание: выписать полномочия исполнительного, представительного органа местного самоуправления и полномочия главы города Тюмени.

Нормативно-правовые акты:

Устав Тюменской области от 15.06.95г. (с изменениями на 02.06.2014 года)

Законодательным (представительным) органом Тюменской области является Тюменская областная Дума. Областная Дума состоит из 48 депутатов. Из них 24 депутата избираются по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями, и 24 депутата - по одномандатным избирательным округам. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Депутаты областной Думы работают путем совмещения депутатской деятельности c выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы либо на профессиональной постоянной основе. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Губернатор Тюменской области является высшим должностным лицом Тюменской области и возглавляет постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тюменской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Губернатор области избирается сроком на 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. На Губернатора области распространяются запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством.

 Систему исполнительных органов государственной власти области составляют:

- Правительство Тюменской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области;

- иные исполнительные органы государственной власти области, образованные по решению Губернатора области.

Правительство области составляют: губернатор области, вице-губернатор области, первые заместители Губернатора области, заместители Губернатора области, иные члены правительства области, должностные лица правительства области. Губернатор области может образовывать президиум правительства области. Состав президиума правительства области, полномочия и порядок его деятельности утверждаются Губернатором области.

Порядок организации деятельности и принятия решений правительства области устанавливается регламентом правительства области. Губернатор области вправе создавать территориальные органы исполнительной власти области.

Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. Правительство области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

Руководствуясь методическими указаниями по составлению конспекта (самостоятельная работа № 3) проанализируйте Устав Тюменской области и выполните задание.

Сокращения, используемые в методических рекомендациях:

  1. Ведомости СССР − Ведомости Верховного Совета СССР;
  2. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР − Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР;
  3. Ведомости СНД РФ и ВС РФ − Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;
  4. СЗ РФ − Собрание законодательства Российской Федерации;
  5. РГ − Российская газета;
  6. САПП − Собрание актов Президента  и Правительства Российской Федерации;
  7. ФКЗ − Федеральный конституционный закон;
  8. ФЗ − Федеральный закон.

Список литературы

Основная литература: 

  1. Певцова Е. А. Право: учебник.-1-е изд.- М.: Академия, 2011.- 400 с.

Дополнительная литература:

  1. Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие.-/ В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская.- 7-е изд., испр. и доп., М.: Академия, 2008.-528 с.
  2. Жинкин, С. А. Теория государства и права : конспект лекций.-19- изд.- Ростов н/Дону, 2015.- 218 с.
  3. Яковлев А.И. Основы правоведения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведения.- 7-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 336 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно доступа к образовательным ресурсам windo.edu.ru - свободный доступ к каталогу образовательных интернет- ресурсов и полнотекстовой электронной учебно- методической библиотеке для общего и профессионального образования.
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов school. collection. edu.ru
  3. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior. edu.ru

        Периодические издания (журналы):

  1. Просветительский журнал по социальным вопросам //Социальная защита
  2. Просветительский журнал по социальным вопросам //Социальная работа