КОС по дисциплине: "Основы экологического права"
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 и рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Основы экологического права.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
(ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________ Н.П. Туровинина
«_____»______________20____ г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП.04 Основы экологического права
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2016
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 и рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Основы экологического права. |
Организация разработчик: ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
Разработчик:
Парфенюк О.А., преподаватель профессионального учебного цикла, высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕН
на заседании предметно цикловой комиссии
«Технологии и управление»
Протокол № 5 от 19 января 2016 г.
Председатель _________ А.Н. Черных
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ……….…… ……….4
2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке …….5
- Оценка освоения учебной дисциплины………………………… ……………7
- Формы и методы оценивания …………………………………..…… ……....7
- Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине… …15
- Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по
учебной дисциплине……………………………………………………………… 25
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции, и общими компетенциями:
У1 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
У2 использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
У3 соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
З1 принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
З2 особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
З3 условия, устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
З4 принципы и методы рационального природопользования;
З5 методы экологического регулирования;
З6 принципы размещения производств различного типа;
З7 основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
З8 понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
З9 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
З10 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
З11 природоресурсный потенциал Российской Федерации;
З12 охраняемые природные территории.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Формой итоговой/промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений, а также динамика формирования компетенций:
Таблица 1
Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке
Результаты обучения: знания, умения, компетенции | Показатели оценки результата |
1 | 2 |
По завершению обучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими УМЕНИЯМИ | |
У1. анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - обработка и представление экологической информации в виде таблиц, диаграмм, презентаций. |
У2 использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; | - составление схемы взаимодействия организмов и среды обитания; - определение особенностей расселения живых организмов; - определение экологической ситуации и особенностей экологической политики в разных странах и регионах мира; |
У3 соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; | - сопоставление традиций природопользования и экологической ситуации в различных регионах; - объяснение и оценка важнейших принципов экологической безопасности. |
По завершению обучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими ЗНАНИЯМИ | |
З1 принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; | - описание принципов взаимодействия живых организмов и среды обитания; |
З2 особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | - понимание особенностей взаимодействия общества и природы, основных источников техногенного воздействия на окружающую среду; |
З3 условия, устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса; | - определение причин возникновения и подходов к решению проблем экологического кризиса; - определение условий устойчивого развития экосистем. |
З4 принципы и методы рационального природопользования; | - владение принципами и методами рационального природопользования |
З5 методы экологического регулирования; | - владение методами экологического регулирования; |
З6 принципы размещения производств различного типа; | - объяснение принципов размещения производств различного типа. |
1 | 2 |
З7 основные группы отходов, их источники и масштабы образования; | - описание основных групп отходов, их источников и масштабов образования; |
З8 понятие и принципы мониторинга окружающей среды; | - владение понятиями и принципами мониторинга окружающей среды; |
З9 правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; | - воспроизведение правовых и социальных вопросов природопользования и экологической безопасности; |
З10 принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | - владение принципами и правилами международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; |
З11 природоресурсный потенциал Российской Федерации; | - изложение природоресурсного потенциала Российской Федерации; |
З12 охраняемые природные территории. | - перечисление видов охраняемых природных территорий, пояснение их отличий друг от друга. |
В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - использование творческого подхода к выполнению задания |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - выделение из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи. |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - осуществление поиска источника информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета. - систематизация информации в рамках заданной структуры. |
ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу. -соблюдает нормы публичной речи |
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями |
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления |
. 3 Оценка освоения учебной дисциплины
3.1 Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Таблица 2
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины
Элементы учебной дисциплины (разделы/темы) | Проверяемые З, У, ОК и ПК (код) | Показатели оценки результата | Форма и метод контроля | Макс. кол-во баллов (при рейтинговой системе оценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1.1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды | У2, З1 | - составление схемы взаимодействия организмов и среды обитания; - определение особенностей расселения живых организмов; - описание принципов взаимодействия живых организмов и среды обитания; | Самостоятельная работа | 3 |
Тема 1.2. Особенности взаимодействия общества и природы
| У1, У3, З2, З3 | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - обработка и представление экологической информации в виде таблиц, диаграмм, презентаций. - сопоставление традиций природопользования и экологической ситуации в различных регионах; - объяснение и оценка важнейших принципов экологической безопасности - понимание особенностей взаимодействия общества и природы, | Тест Самостоятельная работа
| 3 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
основных источников техногенного воздействия на окружающую среду; - определение причин возникновения и подходов к решению проблем экологического кризиса; - определение условий устойчивого развития экосистем. | ||||
Тема 1.3. . Развитие экосистемы | У1, У2, У3, З1, З2, З3, ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ОК7 | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - обработка и представление экологической информации в виде таблиц, диаграмм, презентаций. - составление схемы взаимодействия организмов и среды обитания; - определение особенностей расселения живых организмов; - определение экологической ситуации и особенностей экологической политики в разных странах и регионах мира; - сопоставление традиций природопользования и экологической ситуации в различных регионах; - объяснение и оценка важнейших принципов экологической безопасности - описание принципов | Практическая работа Самостоятельная работа Семинар | 9 6 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
взаимодействия живых организмов и среды обитания; - понимание особенностей взаимодействия общества и природы, основных источников техногенного воздействия на окружающую среду; - определение причин возникновения и подходов к решению проблем экологического кризиса; - определение условий устойчивого развития экосистем. - использование творческого подхода к выполнению задания - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности - осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. - оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев - участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу. -соблюдает нормы публичной речи | ||||
Тема 2. 1. Основные направления, принципы и методы рационального природопользования | У1, З4 | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - владение принципами | Тест | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
и методами рационального природопользования | ||||
Тема 2. 2. Проблемы использования природных ресурсов | У1, З1, З4 | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - обработка и представление экологической информации в виде таблиц, диаграмм, презентаций. - владение принципами и методами рационального природопользования - изложение природоресурсного потенциала Российской Федерации; | Самостоятельная работа | 3 |
Тема 2. 3. Методы экологического регулирования | У1, У3; З4; З6, З7; ОК1, ОК2; ОК3, ОК4; ОК5, ОК7, ОК8 | - анализ экологических последствий различных видов деятельности; - использование статистической информации разной формы и содержания; - обработка и представление экологической информации в виде таблиц, диаграмм, презентаций. - сопоставление традиций природопользования и экологической ситуации в различных регионах; - объяснение и оценка важнейших принципов экологической безопасности - владение принципами и методами рационального природопользования- объяснение принципов | Практическая работа Самостоятельная работа | 6 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
размещения производств различного типа - описание основных групп отходов, их источников и масштабов образования; - использование творческого подхода к выполнению задания - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности - выделение из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи - осуществление поиска источника информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета. - систематизация информации в рамках заданной структуры; - организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления | ||||
Тема 3. 1. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | У3, З5, З7, З9, З | - сопоставление традиций природопользования и экологической ситуации в различных регионах; | Самостоятельная работа | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- объяснение и оценка важнейших принципов экологической безопасности - владение методами экологического регулирования; - описание основных групп отходов, их источников и масштабов образования; - воспроизведение правовых и социальных вопросов природопользования и экологической безопасности; - владение принципами и правилами международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ||||
Тема 3. 2. Природоресурсный потенциал Российской Федерации | З2, З5, З8, З9, З12, ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК7, ОК8 | - понимание особенностей взаимодействия общества и природы, основных источников техногенного воздействия на окружающую среду; - владение методами экологического регулирования; - владение понятиями и принципами мониторинга окружающей среды; - воспроизведение правовых и социальных вопросов природопользования и экологической безопасности; - изложение природоресурсного потенциала Российской Федерации; - перечисление видов | Практическая работа | 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
охраняемых природных территорий, пояснение их отличий друг от друга. - использование творческого подхода к выполнению задания - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности - умение находить способы реализации самостоятельной деятельности. - выделение из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи - организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления |
3.2 Типовые задания для текущей аттестации по учебной дисциплине
Тема 1.1 «Принципы взаимодействия живых организмов и среды»
Задания для оценки З1, У2 :
- Самостоятельная работа по теме «Принципы взаимодействия живых организмов и среды»
Задание 1. Найдите значения терминов:
Автотрофы, Биогеоценоз, Биосфера, Биота, Биотоп, Загрязнитель, Ноосфера, Природопользование, Сукцессия, Экосистема, Популяция, Мутуализм, Паразитизм, Комменсализм, Конкуренция,
Гетеротрафы. с помощью сети ИНТЕРНЕТ, запишите в свою тетрадь.
Выучите термины; будьте готовы ответить на вопросы учителя. Работа будет считаться выполненной лишь после собеседования с преподавателем по данной теме.
Критерии оценки:
3 балла-работа выполнена в полном объёме, без ошибок
2 балла- работа выполнена в полном объеме, имеются небольшие неточности
1 балл – работа выполнена не полностью, есть значительные недочеты
Тема 1.2 «Особенности взаимодействия общества и природы»
Задания для оценки З2, З3, У1, У3:
- Тест по теме «Особенности взаимодействия общества и природы»
Задание: Выберите верные продолжения приведенных ниже утверждений. Задания, где несколько верных ответов, отмечены звездочкой.
1. Природная среда, а так же природа, вовлеченная в хозяйственную деятельность человека и измененная им, называется …
а) биосфера б) окружающая среда в) ноосфера
2. Качество среды определяется…
а) ПДК различных веществ в атмосфере и воде;
б) Числом промышленных предприятий на 1000 га.;
в) количеством мероприятий по охране окружающей природной среды в год.
3. ТЭС, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу…
а) углекислый газ, оксид серы;
б) оксид кремния, известняк;
в) сульфид железа, медный купорос.
4. Потепление климата признано международными организациями одной из глобальных проблем человечества. Главным виновником этого явления считаются...
а) сельскохозяйственные предприятия;
б) разрастающиеся города;
в) тепловые электростанции.
5. Оцените истинность выражений:
1. Чем больше внесено в почву удобрений, тем больше урожай.
2. Пестициды занимают второе место среди всех веществ, вызывающих мутации.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) оба выражения верны; в) оба выражения не верны
6. Альтернативой применению пестицидов для уничтожения сельскохозяйственных вредителей является...
а) внесение большого количества удобрений;
б) облучение полей ультрафиолетом;
в) использование биометодов борьбы с вредителями.
7. Процесс роста городов, идущий быстрыми темпами - …
а) «урбанизационный взрыв»;
б) эффект Фико;
в) индустриализация.
8. Расположите города в порядке увеличения уровня загрязнения атмосферы:
1. Тюмень 2. Омск 3. Магнитогорск
а) 1. 2. 3; б) 1. 3. 2; в) 2. 1. 3;
г) 2. 3. 1; д) 3. 2. 1; е) 3. 1. 2.
9. Накопление фосфатов в водоеме приводит к …
а) увеличению интенсивности фотосинтеза;
б) зарастанию водоема;
в) отравлению рыбы фосфатами.
10. К числу самых загрязненных морей относят:
а) Белое море, Черное море, Красное море;
б) Балтийское море, Каспийское море, Средиземное море;
в) Баренцево море, Охотское море, Карское море.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | а | в | б | в | а | а | б | б |
Критерии оценки:
0,3 балла – каждый правильный ответ
- Самостоятельная работа № 1
к теме 1.2. «Особенности взаимодействие общества и природы».
Задание: используя материал учебной литературы, заполните таблицу «Виды смога, их влияние на окружающую среду ̋
№ п/п | Виды смога | Влияние на окружающую среду |
Критерии:
3 балла - таблица заполнена полностью, содержатся исчерпывающие сведения по всем графам.
2 балла - таблица содержит неполные сведения по 1-3 графам.
1 балл - сформулированы не все характеристики; имеются существенные ошибки в заполнении таблицы.
Тема 1.3 «Развитие экосистемы»
Задания для оценки З1, З2, З3, У1, У2, У3, У6, ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ОК7 :
1) Практическая работа №1 по теме «Развитие экосистемы»
Задание №1
Составьте схемы круговорота углерода в водной и наземной экосистемах. Перечислите названия входящие в их состав организмов.
Цветными стрелками покажите:
- направление движения углекислого газа, поглощаемого зелеными растениями;
- направление движения углерода от растения по пищевым цепям к консументам первого порядка;
- выделение углекислого газа в атмосферу.
Составьте пояснительный текст к схеме с описанием круговорота углерода. В чем опасность повышения концентрации углерода в атмосфере?
Задание№2
Составьте схему круговорота фосфора и разными стрелками покажите перемещение фосфоросодержащих соединений:
-поглощение фосфатов растениями из почвы;
-движение органических соединений фосфора по пищевым цепям от растения к животным и рецудентам;
- выделение неорганического фосфора консументами и редуцентами в окружающую среду (воду, почву).
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
1. Какой фазы не существует в круговороте фосфора?
2. Где фосфор может накапливаться?
3. Почему фосфорные соединения могут возвращаться в растения?
Задание№3
Составьте схему круговорота азота, обозначив разными стрелками:
-движение азота к растениям от мест его фиксации (бобовые растения, промышленность, атмосферные электроразряды);
-движение органических азотосодержащих соединений по цепям питания-к растениям, животным, бактериям, фиксирующим его;
-выделение неорганических азотных соединений в окружающую среду.
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
1.В каком виде растения могут поглощать азот?
2.Как газообразный азот может быть «связан» и как он может поступить в растения?
3.Какова роль клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений в круговороте
азота?
Критерии оценки:
3 - все задания выполнены полностью, составлен пояснительный текст к каждой схеме.
2 - все задания выполнены, но не составлен пояснительный текст.
- - задание выполнены не все, в пояснительном тексте допущены ошибки.
2)Практическая работа № 2 по теме «Развитие экосистемы»
Задание№1
Заполните ячейки в схеме.
Неорганические соединения + энергия
Неорганические соединения – энергия
Задание№2
На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды.
Заполните схему:
Задание№3
Заполните таблицу. В зависимости от способа питания подберите трофическуюгруппу организмов.
№ п/п | Способ питания | Трофическая группа | Примеры |
1 | Используют углерод неорганического вещества, например СО2 | ||
2 | Животные питаются живыми растениями | ||
3 | Используют углерод неорганического вещества и химическую энергию | ||
4 | Используют углерод органических веществ и заключенную в них энергию | ||
5 | Питаются другими животными | ||
6 | Для синтеза органических веществ используют углерод неорганических веществ и солнечную энергию | ||
7 | Питаются мертвыми органическими веществами | ||
8 | Питаются соками организма - хозяина |
Критерии оценки:
3 - все задания выполнены полностью.
2 - все задания выполнены, но допущены ошибки.
1 - задание выполнены не все, допущены существенные ошибки.
- Практическая работа №3 по теме «Развитие экосистемы»
Задание№1
Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?
№ п/п | Экологические проблемы | Предложения по решению |
1 | Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | |
2 | Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм | |
3 | Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий | |
4 | Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалами | |
5 | Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий | |
6 | Замусоривание дворов и улиц | |
7 | Шумовое загрязнение от самолетов |
Предлагаем готовые решения актуальных экологических проблем:
А. Принятие закона.
Б. Введение местного налога.
В. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.
Г. Административное постановление и реальная помощь властей.
Д. Ужесточение законов.
Е. Экологическое образование и воспитание.
Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
Критерии оценки:
3 - таблица заполнена полностью, содержатся исчерпывающие предложения по всем графам.
2 - таблица содержит неполные сведения.
1 - имеются существенные ошибки в заполнении таблицы.
4)Самостоятельная работа №2 по теме «Развитие экосистемы»
Задание: используя материал учебной литературы, составить схему пищевой цепи.
Продуценты => Консументы 1 порядка =>Консументы 2 (3) порядка => Редуценты
Критерии оценки:
3 балла - схема составлена полностью
2 балла - схема содержит неполные сведения
1 балл - имеются существенные ошибки в заполнении схемы.
5) Самостоятельная работа № 3 по теме «Развитие экосистемы».
Задание: используя материал учебной литературы и интернет-источников, составьте таблицу экологическую картины мира.
В каждой графе нужно указать главные направления экологии.
Техногенные загрязнители | Проблемы экологии (глобальные) | Стратегия выживания человека |
Критерии оценки:
3 балла - таблица заполнена полностью, содержатся исчерпывающие сведения по всем графам.
2 балла - таблица содержит неполные сведения по 1-3 графам.
1 балл - сформулированы не все характеристики; имеются существенные ошибки в заполнении таблицы.
6) Вопросы к семинару по теме «Развитие экосистемы».
1. Составляющие экосистемы
2. Преднамеренное воздействие человека на природные экосистемы
3. Непреднамеренное воздействие человека на природные экосистемы
4. Возможные причины возникновения экологического кризиса
5. Современные подходы к решению проблемы экологического кризиса
Критерии оценки:
2 балла – ответы полные, без ошибок
1 балл – ответы полные, имеются небольшие неточности
0,5 балла – ответы не полные, есть значительные недочеты
Тема 2.1 «Основные направления, принципы и методы рационального природопользования»
Задания для оценки З4, У1:
1) Тест по теме «. Основные направления, принципы и методы рационального природопользования»
Задание: Выберите верные продолжения приведенных ниже утверждений. Задания, где несколько верных ответов, отмечены звездочкой
- К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
А) энергия Солнца и ветра Б) ресурсы животного мира
В) растительные ресурсы В) водные ресурсы
- Минерально-сырьевые ресурсы - …
: А) возобновимые Б) неисчерпаемые В) невозобновимые
- Различные формы эксплуатации природных ресурсов и меры по их сохранению называются …
А) природопользование Б) рационализм В) ресурсооборот
4. Система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов, наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом интересов хозяйства - …
А) дальновиднологическое природопользование
Б) традиционное природопользование
В) рациональное природопользование
5. Вещества и энергия природы, которые используются в хозяйственной деятельности человека для удовлетворения его потребностей, называются:
А) природными ресурсами Б) агрозапасами В) бенталем
6. Пляжи морских побережий, живописные ландшафты относятся к …
А) рекреационным ресурсам
Б) земельным ресурсам
В) климатическим ресурсам
7*. Природопользование включает следующие основные виды деятельности:
А) самостоятельно инициированные процессы
Б) извлечение и переработка
В) охрана природы территории, на которой ведется добыча
Г) воспроизводство и восстановление
8*. Рациональное природопользование предусматривает:
А) экономную эксплуатацию ресурсов
Б) эффективный режим воспроизводства
В) получение максимальных объемов природных богатств
9. Оцените правильность высказываний
1. Рациональное природопользование подразумевает добычу ресурсов в размерах, нужных человеку.
2. Рациональное природопользование подразумевает наряду с добычей, эксплуатацией охрану природных ресурсов.
А) верно только1 Б) верно только 2
В) верны оба высказывания Г) оба высказывания не верны
10*. Для претворения в жизнь принципов рационального природопользования существует система разработанных мер:
А) юридических Б) экономических В) технологических
Г) санитарно-гигиенических Д) биотопных Е) мутагенных
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | в | а | в | а | а | б, в, г | а, б | в | а, б, в, г |
Критерии оценки:
0,3 балла – один правильный ответ
Тема 2. 2. «Проблемы использования природных ресурсов»
Задания для оценки З4, З11, У1:
- Самостоятельная работа по теме «Проблемы использования природных ресурсов»
Задание: составить тезисы о природных ресурсах : воздух, вода, почва, растительный и животный мир, пользуясь учебником Тупикина Е.И. «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности».
Прочитайте текст учебника на указанных страницах, выберите главное о значении данного ресурса, его состоянии, причинах этого состояния, а также способах сохранения этого ресурса.
материал о почвах на страницах 277- 278, 308 – 311
-Воздух (стр. 274 – 275; стр. 302 – 304)
-Вода (стр. 275 -277; стр. 304 – 308)
-Растительный мир (стр. 313 – 315)
-Животный мир (стр. 314 – 315)
Критерии оценки:
3 балла-работа выполнена в полном объёме, без ошибок
2 балла- работа выполнена в полном объеме, имеются небольшие неточности
1 балл – работа выполнена не полностью, есть значительные недочеты
Тема 2. 3. Методы экологического регулирования
Задания для оценки З4, З6, З7, У1, У3, ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ОК8:
- Практическая работа №4 по теме «Методы экологического регулирования»
Задание№1
Заполните таблицу:
Рациональное использование природных ресурсов.
Природные ресурсы | Направления рационального природопользования | |||
методы восстановления природного ресурса | комплексное использование природного ресурса | вторичное использование природного ресурса | природоохранные мероприятия | |
Водные ресурсы | ||||
Земельные ресурсы | ||||
Полезные ископаемые | ||||
Растительный мир | ||||
Животный мир | ||||
Вывод:
Критерии оценки:
3 балла - таблица заполнена полностью, содержатся исчерпывающие предложения по всем графам, сформулирован вывод.
2 балла - таблица содержит неполные сведения.
1 балл - имеются существенные ошибки в заполнении таблицы.
- Практическая работа№5 по теме «Методы экологического регулирования»
1.Задание для учета автотранспортной нагрузки.
На выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений.
На каждый створ требуется 2 наблюдателя: один учитывает машины, идущие из центра на окраину, второй - из окраинных районов в сторону центра. Целесообразно провести отдельный учет легковых автомобилей, грузовых машин, автобусов и т.д. В течение 1года.
На одних и тех же створах возможно проведение разнообразных наблюдений:
-в разное время дня
-в разные дни недели
Данные оформляются в учетных таблицах, а затем строится график суточной и недельной динамики движения транспорта на конкретной улице.
При построении графика на горизонтальной оси откладывается время, а на вертикальной оси – суммарная интенсивность транспортного потока.
2. Оформление работы:
Предоставлена учетная таблица.
Построен график.
3.Вывод:
Критерии оценки:
3 балла - все задания выполнены полностью, построен график, сформулирован вывод.
2 балла - все задания выполнены, но допущена ошибка в построении графика
1 балл - задание выполнены не все, допущены существенные ошибки.
- Самостоятельная работа по теме «Методы экологического регулирования»
Задание: используя материал учебной литературы, заполните таблицу «Основные загрязнители воды, воздуха, почвы».
Основные загрязнители | ||||
механические | химические | физические | Бактериологические и биологические | |
Вода | ||||
Воздух | ||||
Почва | ||||
Критерии оценки:
3 балла - таблица заполнена полностью, содержатся исчерпывающие сведения по всем графам.
2 балла - таблица содержит неполные сведения по 1-3 графам.
1 балл - сформулированы не все характеристики; имеются существенные ошибки в заполнении таблицы.
Тема 3. 1. «Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности»
Задания для оценки З5, З7, З9, З10, У3, ОК2, ОК3:
- Самостоятельная работа по теме « Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности»
Задание:1. Используя федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» определите основные задачи и особенности регулирования отношений взаимодействия природы.
2. Дать краткую характеристику каждой главе закона.
3. Дать характеристику Земельному Кодексу РФ и Водному Кодексу РФ.
Критерии оценки:
3 балла – грамотное изложение материала, полнота раскрытия темы, четкий и последовательный ответ.
2 балла - грамотное изложение материала, неполное раскрытие темы.
1 балл – допущены ошибки в изложении материала
Тема 3. 2. «Природоресурсный потенциал Российской Федерации»
Задания для оценки З2, З8, З5, З9, З12, ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК7, ОК8
1) Практическая работа №6 по теме «Природоресурсный потенциал Российской Федерации»
Задание№1
Заполните ячейки в предложенной схеме.
Задание№2
Рассмотреть систему органов управления и надзора по охране природы на примере региона.
Вывод:
Критерии оценки
3 балла – выполнены оба задания, схема составлена верно, сформулирован вывод.
2 балла - выполнены оба задания, но допущены незначительные ошибки.
1 балл - имеются существенные ошибки в выполнении заданий.
- Практическая работа №7 по теме «Природоресурсный потенциал Российской Федерации»
Задание: смоделировать ситуацию и составить исковое заявление по возмещению ущерба здоровью, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды.
Примерная форма искового заявления в суд.
В______________________________________
(указать наименование районного суда)
Истец__________________________________
(указывается наименование и место
жительства, для юридических лиц
мест нахождения и реквизиты
юридического лица)
Ответчик________________________________
(наименование и место жительства)
Сумма иска______________________________
(указывается цифрами и прописью)
Исковое заявление
Дата (время) причинения вреда, в чем конкретно он проявился.
Если это известно, то указать причину, повлекшую вредное воздействие: нарушение ответчиком экологических норм и стандартов, несоблюдение правил природопользования, авария на производстве и т.д.
Указать, в каких материальных потерях выразился вред, в чем выражаются нравственные и физические страдания (физическая боль, невозможность продолжать работу и активную общественную жизнь и т.д.)
Указать, каким образом определен размер убытков, включая прямой ущерб и неполученные доходы. Назвать сумму, истребуемую в качестве компенсации морального вреда.
Мотивировать причинную связь между действиями ответчика и наступившим вредом. Указать документы, которые это подтверждают.
На основании вышеизложенного прошу взыскать с_________ руб., в том числе________ руб. в качестве компенсации морального вреда.
Приложение:
Подпись (и печать для юридического лица)
Критерии оценки:
3 балла – исковое заявление составлено верно, правильно смоделирована ситуация.
2 балла – при составлении искового заявления допущены несущественные ошибки.
1 балл - имеются существенные ошибки при выполнении задания.
- Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации
по учебной дисциплине
Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения студента, приведенные в разделе 2.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен
Экзаменационная работа включает в себя три части. Каждое задание первой части (1 – 15задаания) оценивается в 1 балл, задания второй части (16 - 20 задания) – 2 балла, задание третьей части (21- 25 задания) – 4 балла
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Инструкция для студентов
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания - 45 минут.
Задание:
Вариант 1
Выберите один правильный вариант ответа:
1. Метод, используя который экологи моделируют экологические процессы, которые произойдут при изменении экологических условий - …
А) математический
Б) экономический
В) юридический
Г) биосферный
2. Консументами являются …
А) водоросли б) лишайники в) млекопитающие
- Программой ООН для определения общего уровня социально-экономического развития страны предложен …
А) индекс гуманитарного развития
Б) валовый национальный продукт
В) уровень дохода на душу населения
Г) коэффициент умственного развития
4. Выберите верное высказывание:
А) следует наращивать производственные мощности не за счет увеличения потребления ресурсов, а за счет рационального их использования
Б) человек должен вернуться к тому образу жизни, когда он был лишь частью природы
В) для уменьшения интенсивности воздействия на природу следует расширить площадь использования ресурсов планеты
5. Газогидраты представляют собой …
А) воду, встречающуюся в залежах каменного угля
Б) соединения метана с водой
В) растворенный в воде углекислый газ
6. Одной из причин обезлесенья является …
А) промышленная вырубка лесов
Б) миграция населения в зоны тропических лесов
В) повышение температуры воздуха из-за роста содержания в атмосфере углекислого газа
7. Быстрые темпы роста городского населения – это признак …
А) демографической политики правительства
Б) урбанизации
В) демографического «взрыва»
8. Этот метод охраны природы предполагает усиление рыночных средств воздействия на экологические процессы.
А) административный
Б) экономический
В) технологический
9. Идеальной формой организации производственного процесса является …
А) автоматизация производства
Б) безотходная технология
В) непрерывное производство
10. Производство товаров народного потребления - это … форма природопользования.
А) жизнеобеспечивающая
Б) хозяйственно-экономическая
В) оздоровительная
Выберите несколько правильных ответов
11. Государственные контролирующие органы должны …
А) разрабатывать технологии вторичного использования природных ресурсов
Б) следить за тем, чтобы не вводились в эксплуатацию предприятия не обеспеченные очистными сооружениями
В) следить за тем, чтобы действующие предприятия соблюдали нормативы качества окружающей природной среды и другие нормы и правила, установленные в законном порядке
Г) следить за тем, чтобы не нарушались права человека
12. К рудным ресурсам относятся…
А) железный колчедан
Б) известняк
В) боксит
Г) яшма
13. Из древесных растений выберите самые нетребовательные к минеральным веществам:
А) клен б) бук в) сосна обыкновенная г) береза
14. Среди эасоленых почв различают:
А) солончаки
Б) солонцы \
В) солянки
Г) рассолы
15. Рекультивация земель обычно делится на два этапа:
А) горно-технический
Б) биологический
В) химический
Г) физический
Вставьте пропущенные слова и фразы:
16. Численность рябчиков, глухарей, куропаток и других видов снижается главным образом в эксплуатируемых лесах, так как ….
17. Развивающиеся страны обеспечивают прирост сельскохозяйственной продукции .за счет … характера развития.
18. Экономический рост автоматически приводит к … рождаемости.
19. Примером прямого воздействия загрязнений на человека может служить …
20. К токсичным веществам, загрязняющим атмосферу относятся …
Дайте объяснение явлению
21. В конце 1989 г. в СССР было опубликовано сообщение комиссии, которая занималась последствиями проводившихся в 50-60 г. ХХ в. испытаний атомной бомбы на Чукотке. Плохое состояние здоровья чукчей объясняют произошедшим тогда радиоактивным загрязнением: почти 100% больны туберкулезом, 90% - хроническими легочными заболеваниями, значительно повышена заболеваемость раком. Средняя продолжительность жизни чукчей составляет 45 лет. Свяжите эти два явления.
22. Предложите способ борьбы с ветровой эрозией почв.
23. Опишите последствия внесения в почву минеральных удобрений.
Решите задачи:
24. Водная экосистема обладает чрезвычайно ценным свойством непрерывного самовозобновления под влиянием солнечной радиации и самоочищения. Агентами самоочищения являются бактерии, грибы и водоросли. Установлено, что в ходе бактериального самоочищения через 24 часа остается не более 50% бактерий. Определите, сколько должно пройти часов, чтобы осталось 0,5 % бактерий.
25. Определите, какие изменения произошли в природе если:
А) на берегу водоема мало стрекоз
Б) на стволах деревьев исчезли лишайники
В) в ручье появились личинки ручейников.
Эталон ответов к экзаменационному тесту №1
- А
- В
- А
- А
- Б
- А
- Б
- Б
- Б
- Б
- Б, В
- А,В
- В, Г
- А,Б
- А,Б
- Они лишаются токовищ и мест гнездования
- Экстенсивный
- Снижению
- Действие сернистого газа на дыхательные пути
- Угарный газ, оксид азота
- Чукчи живут за счет оленей, которые питаются лишайниками, аккумулирующими радиоактивность.
- Лесозащитные полосы.
- Активация микробиологических процессов, ухудшение физико-химических и биологических свойств почвы, снижение качества сельскохозяйственной продукции.
- Ответ: 48 часов.
- А – водная фауна обеднена
Б - в воздухе присутствует сернистый газ
В – в ручье чистая вода
Вариант 2
Выберите правильный вариант ответа:
1. Термин «экология» впервые в 1866 г. ввел ученый:
А) Менделеев
Б) Вернадский
В) Элтон
Г) Геккель
2. Самым опасным загрязнением атмосферы и всей окружающей среды является:
А) загрязнение сернистым газом
Б) загрязнение фреонами
В) радиоактивное загрязнение
- Биосфера возникла …
А) 7 млрд лет назад
Б) 3,5 – 4,5 млрд лет назад
В) 25 млн лет назад
Г) 180 - 200 млн лет назад
4. Границы биосферы определяются …
А) присутствием растительных и животных организмов и продуктов их жизнедеятельности
Б) результатами антропогенной деятельности человека
В) в зависимости от изменения климата
5. Биогеоценоз – это …
А) микроорганизмы, разрушающие органическое вещество
Б) один из вариантов экосистемы
В) совокупность природы и природных явлений
6. В использовании лесов главным видом деятельности является …
А) заготовка грибов и ягод
Б) заготовка лекарственных растений
В) заготовка древесины
7. Из перечисленных объектов к рекреационным относятся …
А) луга
Б) огороды
В) парки
Г) сады
8. Кислотные дожди в большей степени соответствуют …
А) воде озера, где развиваются аэробные процессы с выделением метана и сероводорода
Б) сухому вину
В) серной кислоте
Г) яблочному уксусу
9. Процесс развития городов с увеличением их доли в биосфере называется …
А) агломерацией
Б) урбанизацией
В) мелиорацией
Г) градопроизводством
10. Плотность популяции зависит прежде всего от …
А) дефицитного ресурса
Б) климата
В) ландшафта
Выберите несколько правильных ответов
11. Экосистемы по источнику энергии бывают:
А) автотрофные
Б) гетеротрофные
В) биотические
12. К мировым экологическим проблемам относятся:
А) озоновые дыры
Б) парниковый эффект
B) высокая смертность
Г) катастрофы и их ликвидация
13. К абиотическим факторам относятся:
А) свет
Б) питательные элементы
В) бактерии
Г) атмосфера
14. Постройте пищевую цепь в необходимой последовательности из следующих звеньев:
А) фитофаги
Б) хищники
В) зеленые растения
Г) детрит
15. Результатом второй «зеленой революции» ( с 80-х гг.) явилось:
А) снижение количества пестицидов
Б) эрозия почв
В) повышение биологического разнообразия
Вставьте пропущенные слова и фразы
16. Фитонциды, выделяемые растениями, обладают полезным для человека свойством. Они …
17. По подсчетам ученых запасов угля хватит на … лет.
18. Главной задачей продуцентов в составе городских экосистем является …
19. «Зеленая революция» - это …
20. Правовая система нашей страны предусматривает 4 формы ответственности: 1) …, 2) …, 3) …, 4) …
Предложите выход из ситуации:
21. Предложите пути решения проблемы загрязнения автомобилями атмосферного воздуха в городе.
- Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими фтор. Можно ли употреблять эту рыбу в пищу?
- Предложите способ осуществления принципа комплексного использования сырья и отходов в пищевой промышленности.
Решите задачи:
- При санобработке кухни площадью 10 м 2, высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м 3 ?
- При сгорании 1л. Этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1г. свинца. Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1л. На 1км, ПДК свинца – 0,0007мг/м
Эталоны ответов к экзаменационному тесту №2
- Г
- В
- Б
- А
- Б
- В
- В
- Б
- А
- А
- А, Б
- А,БГ
- Б, А, Г
- В, А, Б, Г
- А, В
- Убивают микроорганизмы
- 250
- Регулирования газового обмена
- Период, когда в сельском хозяйстве кардинально меняют основной подход к выращиванию растений
- Административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная
- Оптимизация режима движения на автодорогах, проведение систематически организованного экологического просвещения.
- Рыбу есть нельзя, так как на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере.
23. Отходы можно использовать в качестве корма для скота, не пригодные для кормовых целей отходы можно использовать для приготовления компоста.
- Нельзя, так как концентрация хлорофоса составляет 6,25 г/м 3 .
- 22,85 х 10 6 м 3
