ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по дисциплине: «Основы экологического права» на тему: «Экологический надзор» выполнил С. Ложков руководитель Г. Е. Гусева

Характерной особенностью правовой политики большинства развитых государств мира в конце XX - начале XXI вв. является увеличение внимания вопросам охраны окружающей среды, что обусловлено появлением новых угроз для выживания человеческой цивилизации в эпоху глобализации. Правовой формой осознания значимости экологических проблем является признание и нормативное закрепление на международном и внутригосударственном уровнях системы экологических прав и обязанностей человека и гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Основы экологического права»

на тему: «Экологический надзор»

Выполнил:

Ложков Сергей,

студент 2 курса группы П – 21

специальность: 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

Руководитель:

Гусева Г.Е

Лебедянь, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1. Состояние окружающей среды и природопользования на территории Липецкой области        4

1.1 Атмосферный воздух        4

1.1.1 Выбросы вредных веществ по муниципальным

образованиям        5

1.1.2 Выбросы от автотранспортных средств        5

1.2 Сточные воды        5

2. Государственный экологический надзор        6

3. Государственный экологический надзор в Липецкой области        9

3.1 Отдел государственного надзора Липецкой области        9

4. Охрана окружающей среды в Лебедянском муниципальном районе        12

4.1 Общие сведения        12

4.2 Воздействие на окружающую среду        13

4.2.1 Загрязнение атмосферного воздуха        13

4.2.2 Водопотребление и водоотведение        13

4.2.3 Обращение с отходами        13

4.2.4 Водные объекты        14

4.2.5 Недропользование        14

5. Государственный экологический надзор в Лебедянском муниципальном районе        15

6. Удовлетворенность населения качеством услуг в сфере экологии        15

Заключение        16

Список использованной литературы        18


Введение

Характерной особенностью правовой политики большинства развитых государств мира в конце XX - начале XXI вв. является увеличение внимания вопросам охраны окружающей среды, что обусловлено появлением новых угроз для выживания человеческой цивилизации в эпоху глобализации. Правовой формой осознания значимости экологических проблем является признание и нормативное закрепление на международном и внутригосударственном уровнях системы экологических прав и обязанностей человека и гражданина.

Такая мера является весьма своевременной в связи с тем, что состояние защищенности биосферы от антропогенных угроз вызывает обоснованную тревогу как мирового сообщества, так и национальных органов публичной власти, граждан и общественности ввиду тесной взаимосвязи между состоянием окружающей среды, качеством жизни и здоровья народов, составляющих мировое сообщество. Поиск разумного компромисса между общественной потребностью в чистой воде, чистом воздухе и иных элементах благоприятной окружающей среды и интересами экономики является одной из пока не решенных мировым сообществом глобальных проблем современности.

Между тем, как показывает практика, для обеспечения благоприятного качества окружающей среды недостаточно одного нормативного закрепления экологических прав и обязанностей человека и гражданина. Необходим эффективный механизм их реализации, включающий систему и структуру органов публичной власти, осуществляющих экологическую функцию государства, финансирование экологических программ и мероприятий, наличие системы экологического образования и воспитания граждан и должностных лиц, мер юридической ответственности, позволяющих адекватно реагировать на нарушения экологического законодательства.


1. Состояние окружающей среды и природопользования на территории Липецкой области

1.1 Атмосферный воздух

Уровень загрязнения атмосферного воздуха Липецкой области определяется выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников (автотранспорт).

Суммарный выброс загрязняющих веществ в области от стационарных источников за 2015 г. в атмосферный воздух составили 327,7 тыс. тонн.

Предприятиями города Липецка за 2015 г. выброшено 288,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (88,1% всех выбросов по области). За отчетный год произошло уменьшение выбросов на 2,3 тыс. тонн.

Основной загрязнитель атмосферы области – ПАО «НЛМК». Выбросы комбината в 2015 г. составили 276,4 тыс. тонн.

Суммарный природоохранный эффект от внедрения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 8,07 тыс.т. (без учета технологических мероприятий).

1.1.1 Выбросы вредных веществ по муниципальным образованиям

1.1.2 Выбросы от автотранспортных средств

По состоянию на 01.01.2016 г. количество АМТС, находящихся на регистрационном учете в Липецкой области, составило 455731 единица (без учета прицепов).

Вклад передвижных источников в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил около 28,9 %.

1.2 Сточные воды

По данным отдела водных ресурсов Донского БВУ по Липецкой области в 2015 году сброс сточных вод в поверхностные водные объекты уменьшился на 4,01 млн. м3 (4,79 %).

Предельные объемы сброса сточных вод для Липецкой области, соответствующие нормативам качества, на период 2015-2019 гг. по бассейну реки Дон установлены в объеме 172,305 млн. м3 в соответствии с приказом Донского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 14.08.2015 г. № 197 «О внесении изменений в Схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Дон».

Сточные воды, сброшенные в водные объекты, по категориям качества представляют собой:

Сброс загрязненных сточных вод в бассейн р. Дон составил 75,74 млн. м3.

загрязненные, без очистки сточные воды увеличились на 0,31 млн. м3 и составили 7,54 млн. м3,

Сброс загрязненных без очистки сточных вод осуществляют филиалы ЗАО СХП «Липецкрыбхоз».

загрязненные, недостаточно очищенные сточные воды составили 68,2 млн.м3

Сброс нормативно-чистых стоков уменьшился на 0,97 млн. м3/год и составил 0,99 млн. м3 против 1,96 млн. м3 в 2014 г. за счет ОАО «Силан» (предприятие-банкрот), ООО «Лебедянский» перевод в категорию нормативно-очищенных сточных вод.

Сброс нормативно-очищенных стоков на сооружениях очистки увеличился на 0,31 млн. м3 и составил 2,83 млн. м3 в 2015 г. против 2,53 млн. м3/год в 2014 г. за счет перевода из категории нормативно-чистых ООО «Лебедянский», постановкой на учет дополнительно двух водопользователей, а также за счет увеличения выработки электроэнергии на ПАО «Квадра» Липецкая ТЭЦ-2.[1]

2. Государственный экологический надзор

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.[2]

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.[3]

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.[4]

В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  • проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Цели экологического контроля целесообразно рассмотреть в соответствии с требованиями системного анализа, выделив систему целей, включающую конечные цели, подцели и задачи.

В качестве одной из подцелей эколого-контрольной деятельности можно выделить обеспечение разумного (не по принципу "после нас хоть потоп", а с учетом того, что после нас должны жить наши дети) использования природных ресурсов. Собственно говоря, речь идет о качестве природной среды, вернее, об одной из его составляющих - сохранении, восстановлении и поддержании ее продуктивности сегодня и в максимально далеком будущем.

Однако если не забывать, что человек не единственное живое существо в биосфере, то следует признать наличие еще одной подцели контрольной деятельности. Это - обеспечение такого качества природной среды, которое способствовало бы сохранению генетического фонда, видового многообразия животного и растительного мира, среды их обитания, природно-заповедного фонда.

Исходя из указанных целей и подцелей, определяется задача экологического контроля. Главной задачей экологического контроля в соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды" является обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ об охране окружающей среды.

В науке экологического права существуют и иные мнения относительно задач экологического контроля, а именно:

  • проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • выявление нарушений экологических требований при подготовке,
  • принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
  • проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.[5]

3. Государственный экологический надзор в Липецкой области

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области за 12 месяцев 2015 года было проведено 203 проверки по соблюдению хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства, что на 17% больше показателя аналогичного периода 2014 года. Из общего количества проверок осуществлено 135 плановых. Проведено 68 внеплановых проверок, что на 60% больше показателя аналогичного периода 2014 года. Доля внеплановых проверок за 12 месяцев 2015 года составляет 33% от общего числа проведенных проверок.

Количество выявленных нарушений составило 171 единицу, из них устранено 190 (111%). В том числе устранены нарушения, выявленные в 2014 году и подлежащие устранению в 2015 году. По результатам проведенных проверок выдано 141 предписание, выполнено – 163 (116%) с учетом предписаний, выданных в 2014 году и подлежащих исполнению в 2015 году.

Количество привлеченных к административной ответственности лиц составило 322 ед. – увеличение данного показателя на 29% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Начислено административных штрафов на сумму 4627 тыс. рублей, взыскано – 4062,3 тыс. рублей (88%), что на 14% больше процента взыскиваемости по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

За отчётный период в суд направлено 8 протоколов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и 5 протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ. По состоянию на 11.01.2016 г. вынесены решения на сумму 570 тысяч рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2014 года возросло общее количество проверок за счет ужесточения контроля за выполнением предписаний, выданных государственными инспекторами управления, путем увеличения числа внеплановых проверок.

Проведено контрольных мероприятий

Плановых/внеплановых

135/68

Административные расследования

21

Совместно с прокуратурами

130

Штрафы

Привлечено юридических лиц

(кол-во/тыс.руб.)

94/3113

Привлечено должностных лиц

(кол-во/тыс.руб.)

218/1504,5

Привлечено граждан (кол-во/тыс.руб.)

10/9,5

Обращения

Рассмотрено обращений

106

Привлечено к административной ответственности (кол-во/тыс.руб.)

10/288

Нарушения

Выявлено нарушений

171

Устранено нарушений

190

Выдано предписаний

на устранение нарушений

141

Иски

Нанесенный ущерб (кол-во/тыс.руб.)

7/163,6

Предотвращенный ущерб (кол-во/тыс.руб.)

8/437,8

3.1 Отдел государственного надзора Липецкой области

Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее – управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, осуществляющим государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Деятельность отдела государственного надзора (далее – ОГН) управления регламентирована в положении об ОГН, при этом специалисты отдела осуществляют областной государственный экологический надзор и рассматривают дела об административных правонарушениях в отношении граждан. В отношении индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц административные дела рассматриваются главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области и его заместителем.

Во исполнение поставленной задачи по повышению эффективности проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды в 2015 году были достигнуты следующие результаты.

Инспекторами ОГН проведено 1485 мероприятий по надзору и административно-процессуальных мероприятий. Из них:

  • проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 694;
  • проверок в отношении граждан – 93;
  • совместных проверок с органами прокуратуры – 165;
  • рассмотрено обращений – 478;
  • проведено административных расследований – 55.

В ходе мероприятий по надзору обследовано 2256 региональных экологических объектов: территории 129 ООПТ, 793 зоны санитарной охраны водозаборных скважин, 448 кустарных карьеров, 886 водных объектов.

По результатам надзорных мероприятий к лицам, виновным в совершении экологических правонарушений, применено 967 административных наказаний, из которых: в виде штрафов – 876 (на общую сумму более 6,5 млн. рублей), в виде предупреждений – 92.

Взысканные денежные средства по административным штрафам и предъявленным искам зачислены в бюджеты муниципальных образований, на территории которых совершены административные правонарушения.[6]

Назначено штрафов на сумму (тыс. руб.)

Поступило денежных средств по наложенным штрафам (тыс. руб.)

% взыскания по штрафам

г. Липецк  

2428,2

1157,9

48

г. Елец

200,2

180,9

90

Воловский

157,0

150,0

96

Грязинский

415,5

187,9

45

Данковский

254,0

244,0

96

Добринский

300,8

296,7

99

Добровский

206,0

148,0

72

Долгоруковский

140,0

110,0

79

Елецкий

296,0

218,0

74

Задонский

247,0

236,0

88

Измалковский

88,0

87,0

99

Краснинский

189,8

158,8

84

Лебедянский

285,4

216,6

76

Лев-Толстовский

206,0

168,0

82

Липецкий

187,0

117,0

63

Становлянский

118,0

118,0

100

Тербунский

327,0

273,0

83

Усманский

307,8

296,6

96

Хлевенский

60,0

60,0

100

Чаплыгинский

90,0

83,0

92

ИТОГО:

6503,7

4507,4

69

4. Охрана окружающей среды в Лебедянском муниципальном районе

4.1. Общие сведения

Лебедянский муниципальный район — административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) на севере Липецкой области России.

Административный центр — город Лебедянь.

Площадь 1420 км². Район граничит с Тульской областью, а также с Липецким, Данковским, Лев-Толстовским, Добровским, Краснинским и Задонским районами Липецкой области.

Основные реки — Дон, Красивая меча.[7]

Все население, тыс. человек - 40,8

Плотность населения, чел/км2 - 28,26

Число сельских поселений/г.п. - 16/1

4.2. Воздействие на окружающую среду

4.2.1. Загрязнение атмосферного воздуха

Выбросы от стационарных источников: 1,476 тыс. т

Основные источники выбросов в атмосферу:

  • ООО «Лебедянский машиностроительный завод»,
  • ОАО «Лебедянский сахарный завод»,
  • ОАО «Лебедянский»

4.2.2. Водопотребление и водоотведение

Забор воды из водных объектов - 5,33 млн.м3

  • в том числе из поверхностных - 0,81 млн.м3
  • из подземных 4,53 млн.м3

Использовано воды - 5,00 млн.м3

Объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды - 5,18 млн.м3 .

Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты - 1,72 млн. м3, в т.ч.:

  • загрязненных 1,7 млн.м3
  • нормативно-очищенных 0,02 млн.м3

4.2.3. Основные источники сброса сточных вод:

  • ООО «Лебедянский»,
  • ОАО «Лебедянский сахарный завод»,
  • ООО «ЛеМаЗ»
  • филиал ОГУП «Липецкоблводоканал» – «Лебедяньводоканал»

4.2.4. Обращение с отходами

Объем вывезенных твердых коммунальных отходов (Далее – ТКО) - 65,802 тыс. м3 (по данным управления ЖКХ Липецкой области)

Объем захороненных ТКО, 65,802 тыс. м3

        Количество объектов размещения ТКО (полигоны) - 1

Наличие объектов по сбору и/или утилизации отходов, в том числе ТКО – нет.

4.2.5. Водные объекты

Количество прудов и водохранилищ - 25

Количество гидротехнических сооружений (Далее – ГТС), построенных по проектам - 15

Из них: находящихся в федеральной собственности - нет

находящихся в областной собственности -10

находящихся в муниципальной собственности - 2

Прочие собственники ГТС 3

Бесхозяйные ГТС - нет

Обустроено водных объектов для отдыха граждан – 18.

4.2.6. Недропользование

Количество месторождений -18

Количество выявленных кустарных карьеров - 23

Количество лицензий - 2

Количество вовлеченных в эксплуатацию кустарных карьеров по добыче ОРПИ собственниками земельных участков - 7

Сведения о состоянии фонда водозаборных скважин для питьевого водоснабжения, в том числе:

  • Бесхозяйные - 23
  • Действующие и резервные - 229
  • Подлежащие ремонту - 7
  • Подлежащие тампонажу – 35
  • Ликвидированные в 2015 г.

С превышением ПДК загрязняющих веществ - 50

5. Государственный экологический надзор в Лебедянском муниципальном районе

Проведено мероприятий по контролю - 57

Выявлено нарушений - 52

Выдано предписаний – 8

Исполнено предписаний – 8[8]

Привлечено к административной ответственности:

ед.

тыс. руб.

предупреждение

Юридические лица

4

100

-

Главы администраций поселений

5

42

-

Индивидуальные предприниматели

11

49

2

Прочие должностные лица

17

94,4

-

Граждане

5

10,5

-

ИТОГО

42

295,9

2

Поступило в бюджет района, тыс.руб.

221,6

6. Удовлетворенность населения качеством услуг в сфере экологии

Согласно общероссийскому экологическому рейтингу субъектов РФ «Зеленый патруль» Липецкая область по итогам 2015 года располагается на 40-м месте из 85.

Рейтинг формируется по мере поступления информационных материалов из различных источников, включая средства массовой информации, органы власти, общественные, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и инициативные группы граждан. Характеристики удовлетворенности экологической средой выражаются в индексах. В состав итогового сводного индекса входят природоохранный индекс (основными индикаторами являются атмосфера, воздух, вода, водные ресурсы, почва, земельные ресурсы, биоресурсы и биоразнообразие), промышленно- экологический индекс (индикаторы – промышленная среда, продукция и услуги, ТБО и промышленные отходы, ответственность бизнеса, наука и технологии) и социально- экологический индекс (индикаторы – среда обитания, закон и власть, культура и образование, информационно- психологический климат, гражданское общество).

По результатам социологического мониторинга «Удовлетворенность населения предоставлением муниципальных услуг в г.Липецке по итогам 2012 – 2015 г.» 61% опрошенных не удовлетворены работой администрации г. Липецка в области охраны окружающей среды.

В частности, наибольшая неудовлетворенность населения (> 50 %) выражается по направлению «обследование и очистка водных объектов», ухудшилось отношение липчан к реализации политики муниципалитета по вопросам внедрения раздельного сбора отходов, развитию АСУДД «Зеленая волна» и повышению экологической культуры и грамотности населения. Таким образом, липчане выражают свое мнение в сторону усиления внимания администрации г.Липецка в сторону решения данных вопросов. В тоже время большинство опрошенных считают наиболее важными темами в сфере охраны окружающей среды: создание и сохранение зеленого фонда города (29%), обследование и очистка водных объектов (26%) и развитие АСУДД «Зеленая волна» (24%)[9]

Заключение

Государственный экологический контроль и надзор - функциональная основа воздействия на процесс природопользования и охраны окружающей природной среды (биосферы) России. И его неприемлемо ставить его в один ряд с конкретными мерами организационного, законодательного, идеологического и иного воздействия государства в системе "биосфера - человек".

В практическом, теоретическом и учебно-методическом плане есть смысл различать конкретные виды и формы государственного экологического воздействия. Следует помнить, что экологический надзор - проверка соответствия всего выявленного экологическим требованиям - динамичная (активная) форма государственного управления; последовательная стадия экологического процесса системного государственного регулирования. Это - обеспечение выполнения эколого-правовых требований; способ организационно-правового обеспечения сохранности экологической системы.

Предусмотренные меры, методы и формы государственного экологического воздействия составляют правовой механизм использования и охраны биосферы России - основной инструмент обеспечения экологической законности, правопорядка и безопасности ее населения.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/)

2. Администрация города Липецка Отдел охраны окружающей среды. Годовой отчет. (Режим доступа - http//lipetskcity.ru.uploadzamestiteliecologynorm-docotechet_2015.pdf)

3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Издательство Юристъ. 2003г. С. 320

4. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003г. С. 35

5. Пономарев М.В. Экологический контроль: Проблематика законодательного определения. // Экологическое право. 2003. № 6. С. 20

7. Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2015 году. Доклад. Липецкая область, 2016 г. Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области (Режим доступа - http://ekolip.ru/folder1/)


[1] Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2015 году. Доклад. Липецкая область, 2016 г. Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, 2016 (Режим доступа - http://ekolip.ru/folder1/)

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды"

[3] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003г. С. 35

[4] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Издательство Юристъ. 2003г. С. 320

[5] Пономарев М.В. Экологический контроль: Проблематика законодательного определения. // Экологическое право. 2003. № 6. С. 20

[6] Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2015 году. Доклад. Липецкая область, 2016 г.

[7] Кривошеин Н. В. Лебедянский историко-топонимический словарь / Липецкое областное краеведческое общество. — М.: Древлехранилище, 2011. — 152 с. — 220 экз. — ISBN 978-5-93646-182-8.

[8] Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2015 году. Доклад. Липецкая область, 2016 г. (Режим доступа - http://ekolip.ru/folder1/)

[9] Администрация города Липецка. Отдел охраны окружающей среды. Годовой отчет.

URL: http//lipetskcity.ru.uploadzamestiteliecologynorm-docotechet_2015.pdf