ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Гинзбург Денис Александрович

Особенности государственного контроля (надзора) в сфере образования вытекают из сущностных характеристик государственного управления, под которыми предлагается понимать целенаправленное воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения.

С одной стороны, контроль (надзор) — это неотъемлемый элемент государственного управления, а с другой — самостоятельная, функционально обособленная, целенаправленная, положительно организующая деятельность творческого характера. Одновременно по отношению к основным функциям государства контроль (надзор) является функцией вспомогательной, вторичной и объективно необходимой2.

Именно контроль (надзор) обеспечивает работу механизма обратной связи, показывает субъекту управления реакцию объекта на управляющие воздействия, свидетельствует о степени эффективности принимаемых управленческих решений. В конечном счете результаты государственного контроля (надзора) являются одним из индикаторов оценки управленческой деятельности государства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности государственного контроля (надзора) в сфере образования вытекают из сущностных характеристик государственного управления, под которыми предлагается понимать целенаправленное воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения.

  • одной стороны, контроль (надзор) — это неотъемлемый элемент государственного управления, а с другой — самостоятельная, функционально обособленная, целенаправленная, положительно организующая деятельность творческого характера. Одновременно по отношению к основным функциям государства контроль (надзор) является функцией вспомогательной, вторичной и объективно необходимой2.

Именно контроль (надзор) обеспечивает работу механизма обратной связи, показывает субъекту управления реакцию объекта на управляющие воздействия, свидетельствует о степени эффективности принимаемых управленческих решений. В конечном счете результаты государственного контроля (надзора) являются одним из индикаторов оценки управленческой деятельности государства.

Если государственное управление представляет собой деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства, то контроль (надзор) как элемент такого управления можно определить как властную управленческую деятельность, предусмотренную законодательством, осуществляемую от имени государства органами власти и (или) должностными лицами.

Контроль в демократическом обществе носит многофункциональный характер, и, естественно, в социологической и управленческой литературе выделяются различные его аспекты. Его считают функцией управления, стадией управленческого цикла, формой обратной связи, способом обеспечения законности и дисциплины, процессом, обеспечивающим достижение целей организации.

«Приходится констатировать, что наличие большого количества контрольно-надзорных органов еще не является гарантией соблюдения законности и дисциплины… В этой связи говорить о том, что контроль является одним из самых эффективных средств обеспечения законности, было бы не совсем верно, однако контрольные мероприятия позволяют вскрывать большое количество нарушений и упущений в деятельности того или иного органа власти и управления, а также выявлять нарушения

  • служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время отказываться от контроля, а также проведения контрольных мероприятий ни в коем случае нельзя, на повестке дня сегодня стоит задача совершенствовать контрольный механизм того или иного органа власти и управления, а также государства в целом».

Изучение государственного контроля (надзора) следует начинать с понятий. Анализ юридической и иной литературы показывает, что научные дискуссии вокруг терминов «контроль» и «надзор» ведутся достаточно давно.

Беляев В. П. отмечает нежелание законодателя использовать наработки ученых по проблеме разграничения терминов «контроль и надзор», который по-прежнему употребляет их в качестве однопорядковых (синонимов), что не только отражается негативным образом на терминологической чистоте, но и в определенной степени влияет на четкое определение функциональной принадлежности контрольных и надзорных структур.

  • словарях и других справочных изданиях под «контролем» понимается, как правило, учет и проверка3.

А. Б. Зеленцов считает, что слова «контроль» и «контролер» в русский язык пришли из французского языка. Капитаны французских военных судов вели «роли» команды. Администрация же порта приписки корабля вела «контроли», что затрудняло присвоение денежного довольства путем манипуляции численностью команды4.

Контроль (от франц. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями5