Яковенко Татьяна Евгеньевна

сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Русский язык и литература

Увлечения: фотография

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: с. Маяк Нанайский район

Место работы: МКОУ СОШ с. Маяк

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yakovenko-tatyana-evgenevna
Трудясь с важностью и размышлением над образованием духа и сердца учеников своих, будете крупно и духу своему доставлять новые преимущества. Стараясь других сделать мудрыми, сами будете становиться мудрее, стараясь их исправить, всегда будете успевать в собственном исправлении.
Новиков Николай Иванович (1744 - 1818 гг.)

О себе

Работаю в школе, преподаю русский язык и литературу. Занятия в свободное время - вязание, чтение.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классика.

Моё портфолио

 Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания.

2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения.

Рабочие программы составлены  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требований к уровню подготовки выпускников, программы для общеобразовательных школ авторов - составителей.

 

Преподаваемый предмет

Классы

Учебно-методический комплект

(программы, учебники)

Русский язык

 

Программа по русскому языку для 5-9 классов. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос и др.. М: Дрофа, 2010г.

6

Учебник для ОУ. Русский язык. 6 кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  М: Дрофа, 2010 г.

9

Учебник для ОУ. Русский язык. 9 кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  М: Дрофа, 2009 г.

Письмо и развитие речи

 

Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида под ред. В.В. Воронковой. М: Владос 2010 г.

6

Н.Г. Галунчикова  Э.В, Якубовская  Русский язык 6 класс. Москва, Просвещение, 2009г

9

Н.Г. Галунчикова  Э.В, Якубовская  Русский язык 9 класс. Москва, Просвещение, 2009г

Литература

 

Программа по литературе для общеобразовательных школ под ред. Меркина Г.С. изд-во «Русское слово», 2009г.

6

Г.С.  Меркин, «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»   изд-во «Русское слово» 2009 г.

9

Г.С.  Меркин, Б.Г. Меркин «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»   изд-во «Русское слово» 2011 г.

Чтение и развитие речи

 

Программы для специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений  VIII  вида   для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой

6

«Чтение. 9 класс: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. М. «Просвещение», 2008.

9

«Чтение. 9 класс: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. М. «Просвещение», 2006.

 

2.2.         Использование современных образовательных технологий

          Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения.

         Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных умений и навыков, на творческом взаимодействии учителя и учащегося, которое строится на современных образовательных технологиях, которые приобретают в наши дни особое значение. Поэтому применяю нестандартные методы обучения: интерактивное обучение,  поисковую деятельность, технологию проблемно – модульного обучения, дифференцированное обучение, технологию критического мышления, учебно – исследовательскую работу. 

          Дифференцированное обучение  - актуальная проблема современной школы. Потребность в таком обучении на уроках русского языка становится все более острой, так как словесники должны дать каждому ребенку поучить общеобразовательный минимум на уровне его способностей и желания. По моим наблюдениям дифференцированное обучение приносит положительные результаты. Например, для сильных учеников я готовлю разнообразные задания: составление кластера, таблицы, выполнение обязанностей консультанта, составление карточек для закрепления знаний и умений, сочинения на лингвистические темы и др. Для учащихся со средними учебными возможностями создаю условия для дальнейшего развития их познавательной активности, воспитываю самостоятельность и уверенность в своих силах. А ученики, которые испытывают трудность в обучении, работают  в  щадящем режиме.

        Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления использую задания поискового характера. В процессе решений поисковой задачи учащиеся самостоятельно анализируют языковые явления, открывают новые знания и способы их добывания.

       Технология развития критического мышления учит учащихся «конструировать» собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. В применяемой технологии большое внимание уделяется приемам и методам визуальной организации материала. Поэтому широко применяю данную технологию в работе с лингвистическими текстами  по русскому языку в школьных учебниках, начиная с 5 класса, при подготовке к ЕГЭ. Свое движение мысли мои ученики отражают в таблицах,  кластерах, алгоритмах. Данная технология способствует формированию у детей логического мышления, коммуникативной компетенции.

           Для приобретения учащимися старших классов функционального навыка исследования как способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции ученика  и получения новых знаний применяю научно – исследовательскую работу на элективных курсах, во внеурочное время. В ходе работы старшеклассники саморазвиваются и самореализуются: получают навыки эффективного сотрудничества, адекватного оценивания себя и свои достижения, имеют начальный опыт в оперировании полученными знаниями, ориентации в современном информационном пространстве.

         Интерактивное занятие представляет собой форму обучения, основанную на интенсивном межличностном общении и взаимодействии всех участников, включенных в учебно-познавательных процесс.

        Очень важную роль на интерактивных занятиях играет обучающее пространство. Поэтому на таких уроках строю учебное пространство, располагающее к диа- и полилогу. Совместно с учениками формирую группы и намеренно не называю тему урока. Дети должны самостоятельно назвать ее сами к концу урока. Начинается групповое исследование поставленной задачи. Внутригрупповая работа сменяется этапом групповых решений, который должен привести всех участников к совместному  результату. На последнем этапе провожу оценивание деятельности групп. Предлагаю самим учащимся оценить работу. Чаще всего их оценка совпадает с моей, потому что дети знают, что каждую поставленную отметку нужно комментировать. Они знают мое правило: нет комментария – нет отметки.

          Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий позволило интенсифицировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, участвовать в конкурсах в режиме он-лайн. Использование компьютера кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Ведь компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы.  На консультациях по подготовке к ЕГЭ я  предлагала своим ученикам использовать тренажеры как самопроверку.  На уроках применяю презентации в программе Power Point, составленные мною, использую разнообразные формы наглядности, internet b медиаресурсы. В этом учебном году мои дети впервые участвовали в конкурсе в режиме он-лайн. В настоящее время начинаю практику преподавателя дистанционной подготовки учащихся к ЕГЭ.   

  2.3. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель  учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению

 материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

На уроках  русского языка и литературы приемлемы такие Технологии сохранения и стимулирования здоровья как игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.

Поэтому урок строю с чередованием различных видов учебной деятельности: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Использую различные формы работы для развития творческой деятельности учащихся.  Широко применяю динамические паузы как профилактика утомления в 5 классе.   Учитываю  возрастные, индивидуальные  особенности  и способности учащегося. Применяю педагогику встречных усилий. Такое обучение становится увлекательным процессом совместного познания. Полезны и  эмоциональные разрядки на уроке. Такое взаимоотношения на уроке «учитель — ученик» создает комфорт, сотрудничество. Строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы Конечно же, соблюдаю нормы САНПИНа: обстановку и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение.

(Приложение № 9)

2.4.          Система работы с талантливыми обучающимися.

          Для реализации творческого потенциала детей нужно создать благоприятные условия. Затем организовать работу с одаренными и талантливыми детьми.

         Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми состоит следующих этапов:

·        Выявление   одаренных и талантливых детей

·        Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

·        Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

·        Поощрение одаренных детей

·       Работа с родителями одаренных детей и с преподавателями

          Среди  учеников, которым я преподаю русский язык и литературу, есть талантливые дети. Таким  детям даю возможность показать себя, на что он способен. Оказываю помощь, советую, даю рекомендации, индивидуально работаю, консультирую. Создаю условия для творческого роста. Предлагаю олимпиадные задания  по русскому языку и литературе, предлагаю поучаствовать в различных  творческих конкурсах разного уровня, посещать научную секцию. (Именно в них происходит  демонстрация  способности ученика, его знаний и умений). Всегда  отслеживаю результаты, чтобы  видеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом. Рассказываю про успехи ребенка родителям. Публично благодарю за проделанную работу.

Добавить грамоту в портфолио