Словообразование
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Яковенко Татьяна Евгеньевна

Урок русского языка в 8 классе по теме "Словосочетание". программа Разумовской М.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е 1. Знать, что такое словосочетание 2. Учиться устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании 3. Учиться выделять словосочетания из предложения

Слайд 2

Проверка домашнего задания Что такое синтаксис? Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение . Что такое пунктуация? Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация . Какие знаки препинания вы знаете ? . ! ? , : ; « » ( ) - … Кто такой Александр Матвеевич Пешковский ? А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису .

Слайд 3

Озеро Байкал Опишите, что вы видите

Слайд 4

слово озеро Байкал, берег , горы , вода , деревья. бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры словосочетание Где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов?

Слайд 5

Словосочетание ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид. В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная вода Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Прилагательное + существительное Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.

Слайд 6

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СМОТРЮ НА ОЗЕРО Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид. В словосочетании смотрю на озеро главное слово – смотрю , так как от него мы зададим вопрос: смотрю (на что?) – на озеро. Смотрю на озеро озеро - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом, поэтому вид словосочетания – глагольный. глагол + существительное Зависимое слово – выражено именем существительным . Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания и предлога.

Слайд 7

Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная , день; чистый , озеро; смотрит , громкий; раскинулось , широкий; приехать , озеро, вкусный , книга. Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? Из пар слов смотрит, громкий , вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.

Слайд 8

Выпишите словосочетания Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.С.Пушкин .) волнистые туманы на печальные поляны льет печально льёт свет

Слайд 9

Выпишите словосочетания На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. ( С.А.Есенин ) На пушистых ветках Снежною каймой Белой бахромой. Распустились на ветках Распустились бахромой Распустились каймой

Слайд 10

Самостоятельная работа Выпишите словосочетания Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на Земле. «Море» – так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.

Слайд 11

Итог урока В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. Что такое словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание? Назовите вид словосочетаний по главному слову? Что не является словосочетанием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....