Юркалова Светлана Александровна

Сайт профтеха

Всегда впереди!

Профессия: Социальная работа

Профессиональные интересы: Качественное образование детей

Увлечения: Путешествие

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: с.Сеченово

Место работы: ГБПОУ "Сеченовский агротехнический техникум"

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yurkalova-svetlana-aleksandrovna
Noli nocere!
Латинское крылатое слово

О себе

Преподаватель гуманитарного цикла.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.П.Чехов "Вишневый сад", Л.Н.Толстой "Война и мир".

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.06 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования ()

__39.02.01_      Социальная работа__

код                               наименование специальности(ей) / профессии(ий)

 

Организация-разработчик: ГБПОУ «Сеченовский агротехнический техникум»

 

Разработчики:

 

 

Юркалова С.А., преподаватель

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации примерной программы учебной дисциплины

 

8

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИ

_______________________________________________________________

название дисциплины

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа

 

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также аттестации специалистов по социальной работе.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.06  «Основы педагогики и психологии» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-      планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

-      осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

-      оказывать психологическую самопомщь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-       сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

-      основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

- основы психологии и методы психологического познания человека.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __117__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __78 часов;

самостоятельной работы обучающегося __39_ часов.

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

46

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

- работа со словарями;

- подготовка опорного конспекта по темам;

- оформление таблиц и схем;

- анализ и решение логических заданий;

- написание эссе и творческих работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы.

4

9

8

5

5

8

Итоговая аттестация в форме экзамена    

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии».

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1.

Основы общей психологии

30

 

 

Тема 1.1. Введение в психологию. Предмет и методы психологии.

 

Тема 1.2. Методы психологии и их использование

Содержание учебного материала

2

 

1

Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях,

механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практи­ке.

Значение психологии в жизни человека.

Методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация,  психокоррекция, тренинг и др.

1,2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

 

Тема 1.3.

Понятие личности.

Содержание учебного материала

2

 

 

1

2

Понятие сознания.

Понятие личности. Структура личности. Темперамент, характер , способности. «Я- концепция»

Развитие и формирование личности. Факторы развития. Воспитание и самовоспитание. Раз­витие личности в деятельности. Социализация личности. Мировоззрение, убеждения личности.

1,2

 

Практические занятия Диагностика мотивационной сферы. Исследование индивидуальных различий. Ценностные ориентации личности.

2

2

 

 

                                       Исследование характера: акцентуации характера.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

 

Тема 1.3. Психические процессы. Познавательный процесс в целом.

 

Содержание учебного материала

2

 

 

1

Познавательный процесс в целом. Ощущение и восприятие. Их значение, свойства, виды. Представление. Память. Классификация, процессы памяти. Внимание. Виды внимания и его свойства.

Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Мыш­ление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные осо­бенности мышления. Воображение. Виды воображения. Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

 

Тема 1.4.

Эмоциональные процессы и состояния

 

Содержание учебного материала

2

 

 

1

Эмоции и чувства. Классификация эмоциональных состояний человека:

эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, стра­сти, чувства. Эмоциональные особенности и свойства личности. Управление эмоциями и чувствами. Понятие стресс, эустресс и дистресс.

2

 

Практические занятия Эмоции и их роль в жизни человека.

2

2

 

                                           Профилактика стрессовых состояний.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

 

Тема 1.5. Психические состояния личности

1

 

Виды психических состояний. Физиологический стресс. Психический стресс.

Дистресс. Приемы управления эмоциональными состояниями.

2

1

 

Практические занятия Основные виды проявления психических состояний.

2

2

 

Тема 1.6.

 Личность и деятельность

1

 

 

 

Взаимосвязь личности и деятельности. Структурные компоненты деятельности и

общения.        Характеристика видов деятельности. Особенности взаимодействия людей в группах.

2

1

 

Практические занятия Эффекты межличностного воспитания.

2

2

 

Тема 1.7.

Общение и его структура

1

 

 Понятие «общение». Функции общения. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные коммуникации. Разновидности групп общения.

2

1

 

Тема 1.8.

Психологические способы воздействия в процессе общения

1

Виды способов воздействия в процессе общения. Разнообразные аспекты процесса общения.

2

1

 

 

Практические занятия Эффекты межличностного воспитания.

2

2

 

Раздел 2.

Основы общей педагогики

48

 

 

Тема 2.1.

Введение. Основные понятия общей педагогики.

Содержание учебного материала

 

 

 

1

Педагогика как наука и искусство. Образование как социальный институт. Соотношение обучения и развития личности. Понятие целостного педагогического процесса. Воспитание как составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, цели, содержание и принципы  воспитания.

2

1

 

 

Практические занятия

- Целостный педагогический процесс

- Инновации в образовании.

2

 

2

2

 

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

 

Тема 2.2.

Понятия социальной педагогики.

Содержание учебного материала

 

 

 

1

Социальная педагогика. Сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе.

2

1

 

2

Основы социально-педагогической работы по различным направлениям.

2

2

 

3

Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности.

2

3

 

Практические занятия

- Основы социально-педагогической работы по различным направлениям

- Планирование и осуществление социально-педагогической деятельности.

2

 

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся 

4

 

 

Тема 2.3.Метод научно-педагогического исследования

1

 

 Виды методов научно-педагогического исследования. Методы наблюдения и

анализа. Процесс организации педагогического исследования.

2

 

 

Практические занятия Метод педагогических наблюдений. Метод беседы.

2

3

 

Практические занятия Анкетирование. Метод рейтинга.

2

3

 

Практические занятия Метод обобщения независимых характеристик

2

3

 

Практические занятия Метод педагогического эксперимента

2

3

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

 

Тема 2.4.

Педагогика социального становления личности. Социальное развитие личности

1

 

     Социальное формирование личности. Характер социального развития человека.

Уровни развития ребенка. Социальное развитие человека и его связь с психикой.

2

 

 

 Практические занятия   Социализация личности. Факторы, влияющие на социализацию личности.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

 

Тема 2.5.

Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни

  1.   Проблемы социализации личности в разном возрасте. Специфика социально-педагогической работы с людьми разных возрастов. Отрасли педагогической науки в зависимости от возраста человека.

2

 

 

Практические занятия   Особенности социализации  людей разных возрастов.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

 

Тема 2.6. Механизмы и движущие силы социального развития человека

 1.     Источники социального развития человека. Движущие силы социального развития человека.

2

 

 

2

 

 

Практические занятия   Движущие силы социального развития человека.

2

 

Практические занятия   Среда жизнедеятельности человека и ее влияние на социализацию личности.

2

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

Тема 2.7. Социокультурная среда семьи

1.           Основные функции семьи. Факторы, влияющие на развитие детей в семье. Семейное воспитание. Авторитет родителей.

2

 

 

 Практические занятия   Воспитательные возможности семьи.

2

2

 

 Практические занятия   Типичные ошибки семейного воспитания.

2

2

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

 

Тема 2.8. Пути повышения воспитательных возможностей семьи

 1.         Проблемы и ошибки в воспитании детей. Направления деятельности в воспитании.

2

2

 

Практические занятия    Факторы, повышающие воспитательные возможности  семьи.

2

2

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕН

 

3

 

Всего:

78

 

 
         

 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ педагогики и психологии.

 

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- таблицы по общей психологии;

- толковые словари;

- справочники по психологии и педагогики;

- раздаточные материалы справочного характера;

- дидактические материалы;

- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов

 

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор, видеофильмы.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.. Общая и профессиональная педагогика. М.Издательский центр «Академия».2009
  2.  Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. «Психология» Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, м., 1990г.
  4. Еникеев М.И. «Общая психология», М., 2000г.
  5. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.Проспект.2009
  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс декций/ В.Г. Крысько. – 4-е изд., испр. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 368с.
  7. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004 г., - 89 с.
  8. Педагогический словарь. Под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М. Издательский центр «Академия».2008
  9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.
  11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.

 

Дополнительные источники:

1.           Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.

2.           Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

3.           Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.

4.           Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

5.           Протоиерей В.В. Зеньковский Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004 г., 224 с.

6.           Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

7.         Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – 256 с.

8.         Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология человека» М., 1995г.

9.         Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология развития человека» М., 2000г.

10.    Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

 

 

 

 

5.     Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

 

 

·            планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность;

 

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка разработки плана и программы реализации социально-педагогической деятельности

- экспертная оценка полноты и логичности планирования социально-педагогической деятельности социального работника.

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

 

·   осуществлять первичную психологическую поддержку клиента;

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию первичной психологической поддержки;

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

 

·    оказывать психологическую самопомощь

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

 

Усвоенные знания:

 

·            сущность, содержание, принципы и методы воспитания и обучения в социальной работе;

 

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

 

·            основы социально-педагогической работы по различным направлениям;

 

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка разработки планов и программ реализации социально-педагогической работы по различным направлениям.

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

¾    экспертная оценка полноты, логичности и обоснованности осуществления педагогической поддержки клиента.

 

·основы психологии и методы психологического познания человека;

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

 

 

Проверку знаний и умений студентов, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетентностей в рамках учебной дисциплины «Основы педагогики и психологии» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:

- тестирование;

- тренинг;

-  работа в «малых группах»;

- решение ситуационных и практических задач;

- подготовка докладов;

- ролевая игра.

На каждом практическом занятии необходимо создавать условия для проведения анализа собственной деятельности (рефлексии) студентами, отвечая на вопросы «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что необходимо сделать, чтобы добиться лучших результатов?».

В процессе изучения курса дисциплины «Основы педагогики и психологии» целесообразно провести входное анкетирование студентов, позволяющее выявить отношение к предмету, наличие знаний и умений по данной дисциплине, представлений о ее роли в деятельности специалиста по социальной работе. Подобное анкетирование необходимо провести по окончанию изучения курса. Данные, полученные  в результате сравнительного анализа проведенного анкетирование на входе и на выходе обучения, позволят оценить степень самоопределения студентов, степень сформированности общих и профессиональных компетентностей, а также качество деятельности самого преподавателя.

Итоговый контроль целесообразнее проводить в форме экзамена с использованием ситуационных задач.

 

 

 

 

 

 

Моё портфолио

Учимся лего!

Все в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в образование  тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: работать с трудными подростками.

 

Я понимала, что быть таким преподавателем  непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало.

 

 

Моей мечте суждено было сбыться, когда я после окончания Арзамасского педагогического института им А.П.Гайдара   переступила порог тогда еще никому неизвестного СПТУ №-88.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы