Жарова Валентина Васильевна

сайт музыкального руководителя

Профессия: Музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Вокал

Увлечения: Цветы, книги

Страна: Россия

Регион: Калужская область

Населенный пункт: г. Спас- Деменск

Место работы: МКДОУ "Детский сад" "Рябинка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zharova-valentina-vasilevna

Создаю сайт для расштрения материальной базы сети. Для использования моих материалов другими участниками.         Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа - это судьба языка. Повсеместно наблюдается процесс упрощения,  оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Я, как музыкальный руководитель ставлю перед собой  задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях,  закличках, припевках, колядках, обрядах, при этом нужно  поэтапно формировать интерес к фольклору.

Формы и способы знакомства с народными традициями могут быть разнообразными. Это и досуги, праздники,  где  особое внимание уделяется прикладному искусству, участию  в обрядах. Например, праздник  «Масленица», который мы   проводили на улице  с пением закличек, припевок, хороводами, играми.  С настоящим чучелом Масленицы и вкусными блинами. Это  и занятия, на которых поем народные песни, чаще с движениями, прослушивание  музыки в исполнение оркестра русских народных инструментов. Прекрасный образец  «Камаринская» Чайковского. Сюда  же входит  обучение игре  на русских народных инструментах, например на ложках, когда дети осваивают несколько видов игры на этом инструменте.

Прекрасный способ знакомства с народной культурой – это посещение музея народного творчества. Памятуя о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать,  мы с ребятами  с удовольствием посетили такой музей.   В нашем городе он находится в здании библиотеки. Дети познакомились  с предметами  старинных народных промыслов, увидели  утварь крестьянской деревни, предметы быта и многое другое. Приобщение  к народным традициям это и новая, незнакомая до этого, красочная атрибутика и выступление скомороха и сказительницы. Явления природы, связанные со сменой времен года,  обряды, отражающие быт крестьянской деревни, труд людей и  отношения взрослых и детей – все это наиболее ярко представлено именно в народных праздниках.

А теперь хочется рассказать о некоторых разделах музыкального занятия.

Еще в прошлом веке было обращено внимание на роль фольклора в детском музыкальном воспитании. Прежде всего, можно назвать целый ряд детских песен, которые передавались из поколения в поколение и составили «золотой фонд»- народного творчества. Эти песни и по форме и по содержанию близки малышам. Русский педагог Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную песню и даже в начале воспитания? Да потому что, мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что не желаем бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родною нам народной песней. Песня входит в наш быт и радость, и горе, и любовь, и ненависть - все воплотилось в песне.

Обилие гласных, простой ритм, рисунок, интересное содержание делают русскую народную потешку, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная потешка, обладает огромной художественно - воспитательной ценностью. Формирует  художественный  вкус ребенка, обогащают его речь типично  народным выражениям, поэтическими образами: зимушка - зима, травушка - муравушка, Ванечка - дружок.

Необходимо терпеливо объяснять детям незнакомые слова: коромысло, почивать, грать. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни: «А я по лугу», «Во кузнице», «Как пошли наши дружки» и др. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать. На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, присядка,  ковырялочка. После того, как дети освоят эти движения можно включать их в пляски. Кроме песни и плясок разучивают игры с пение, хороводы и потешки. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают желание двигаться.  Например, потешку «Барашеньки - крутороженьки» инсценировать, а затем можно использовать на новогодних утренниках. В играх часто пользуются игровыми зачинами, т.е. считалками выбирая водящего. Дети делают это с удовольствием. Игры – наверное, любимое занятие детей. Например, игре «Гори ясно» - предшествует считалка. Считалки дают возможность использовать песенно - ритмическую основу народных игр.

В разделе «Слушание музыки» дети знакомятся со звучанием русских народных инструментов.  Жалейка, гусли, гармонь, баян, балалайка, рожок. Важно давать детям слушание в исполнительном оркестре русского народного инструмента: солистов - инструменталистов, русских народных хоров. Учить детей различать голоса мужского и женского хора, сольное пение, исполнение «a capella».

Дети должны знакомиться с новыми музыкальными терминами» хор, ансамбль, певец, оркестр. При слушании оркестра русского народного инструмента, дети узнают солирующий в оркестре инструмент. Важно сосредоточить внимание детей на изобразительности звука: сравнить звук или фразу с каким-либо действием: качание колыбели, движение мехов гармошки, стук дождя, бег лошадки.

При прослушивании музыки важно использовать иллюстрации из детских книг, репродукции картин русских художников.

Из опыта работ музыкальных руководителей - детям очень нравится играть на русских народных инструментах. Очень хотелось, чтобы  у нас были разнообразные  народные инструменты:  ложки, трещотки, колотушки, бубенцы.  Можно самим изготовить коробочки, трещотки и др. из подручных материалов. Из опыта музыкального  работника - дети с удовольствием осваивают игру на ложках. В репертуаре детского оркестра могут войти пьесы: «Ах, вы сани».  «Светит месяц» и др.   Воспитатели  могут  познакомить детей с народно - прикладным промыслом. Это и  хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки. Затем предлагать детям лепить, расписывать, рисовать, и из их работ оформить праздничную выставку.   

Итогом работы с русским народным материалом являются праздники. В октябре  мы проводим фольклорный праздник  «Эта русская сторонка» или с частичным использованием фольклорного материала. Здесь и красные девицы водят хороводы, добры  молодцы мерялись силой,   состязались,  кто кого переговорит. Были и  сюрпризные моменты со скоморохами.

Новый год, а затем  Рождество – самый любимый детьми праздник. И опять можно обратиться к фольклору. В древней Руси празднование нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали, пели поздравительные песенки - колядки. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент мы используем на  утреннике. Скоморохи ходили от дома к дому и колядовали. А  этих домах жили колобок, петух и курица, три медведя, т.е. герои разных сказок. А потом была баба Яга с частушками.

8 марта по времени совпадает с народным праздником Масленицей- веселый с гулянием и катанием на лошадях, с блинами и угощениями. И к нам на праздник приходила.  Масленица- белая, ряженная, длинная трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые, головастые. Прекрасно и «катание на тройке», угощение блинами.

И последний утренник года -  Русский сувенир   совпадает с праздником 1 Мая.

Зал оформляется в виде ярморочной площади. С ярких лотков продаются  народные игрушки, матрешки, пряники, сушки. Ведущая одета в сарафан с кокошником, дети - матрешки, «Ваньки-встаньки» в красочных костюмах. Шествие сопровождается русской народной песней «Светит месяц» в исполнении русского народного оркестра  в записи. На утреннике мы  использовали сюрпризные моменты- карусели, сделанные из ярких лент.

Таким образом, все праздники можно проводить на основе или с использованием фольклорного материала. При этом дети становятся активными, эмоциональными, обогащается словарный запас, повышается интерес к музыке. Дети лучше поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения - более раскованы.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близки детям и любимым ими, способствует пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа, его быту.

В журналах «Музыкальный руководитель» и «Дошкольное воспитание» развивается тема: «Фольклорная школа».  Здесь начиная с сентября, на основе народного календаря спланирована система занятий по ознакомлению ребенка с окружающим миром, которые представлены не как занятия, а как праздники. При этом дети получают интересную информацию о каждом празднике, также даны приметы, пословицы и поговорки, рассказано, что делали в этот день, дан материал и т.д.

Дети не только получают интересные сведения, но и проникаются духом к родной земле - кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости, уважением к труду человека и приобщаются к традициям и культуре нашего народа.

 

О себе

Закончила Калужское музыкальное училище, дирижер хора. Работаю в детском саду музыкальным руководителем. Являюсь аккомпаниатором в клубе хора ветеранов. Углубленно занимаюсь с детьми детсада патриотической работой. Выступаем с детьми на всех концертах и конкурсах района. Являюсь художественным руководителем пед коллектива детского сада.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения А. Чехова, С. Есенина, В. Астафьева. Православная литература.

Мой взгляд на мир

                                                                     

Мои достижения

                                                                                                    

Моё портфолио

                                                                                                               

Добавить грамоту в портфолио