Железнова Наталья Викторовна

Сайт учителя химии

Нужно жить не просто сыроежкой, что сидит под ёлкою в бору, не пустой чадящей головешкой, а костром, гудящим на ветру!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Химия

Увлечения: Семья, вождение автомобиля, кулинария

Регион: Тверская область

Населенный пункт: г. Конаково

Место работы: МБОУ СОШ №3

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zheleznova-natalya-viktorovna
Кто не идет вперед, тот идет назад:стоячего положения нет.
В.Г.Белинский

В чем состоит главное отличие учителя от ученика? По-моему, учитель не обязательно должен знать больше фактов, чем ученик, по всем разделам школьных наук,  но по своему предмету он должен быть специалистом. Как источник информации для учеников преподаватель может быть ограничен в некоторых областях знаний. Это нормально, не стоит учителю гнаться за компьютером. Но как личность учитель может быть авторитетом для учеников любого возраста и интеллектуального уровня. Педагогический процесс – это взаимодействие личностей, а не только передача информации. Каждая личность и так может сама взять для себя нужные сведения (литературы по разным предметам в наше время хватает). Педагогическое взаимодействие личностей – это взаимосогласование путей знания; учитель всегда учится, уча учеников. Для того чтобы сделать учащегося личностью, как того требует время, «сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя…»

 

Чтоб этот бренный мир земной не омрачала мгла,

Будь путеводной всем звездой, сожги себя дотла!

О себе

Закончив МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Химия», я не имела знаний по педагогике и психологии, потому что выпускники университета обычно продолжают работу в научно-исследовательских институтах. Судьба забросила меня работать в школу. И пусть я не стала выдающимся ученым, мне посчастливилось переосмысливать химические законы и открытия вместе с учениками. Известный канадский биолог и врач Г.Селье рассматривает преподавание как один из факторов, благоприятствующих развитию научной интуиции: «хороший способ переосмыслить основные положения проблемы и направить мысли в нужную сторону – объяснять проблему людям, которые мало с ней знакомы, … поскольку для объяснения предмета его приходится сводить к самым простым, но и самым существенным аспектам».

С годами я прихожу к выводу, что для работы учителя необходимо не только педагогическое образование, но еще и основы актерского и, что важнее, режиссерского мастерства. Учитель - это артист на сцене, но работа актера легче, ведь ему помогают и автор пьесы, и опытный режиссер, да и произносимый текст зрителям понятен. Нас не учат искусству красноречия, режиссер не помогает на репетициях, а предмет, о котором говоришь, требует от аудитории огромного напряжения. А театрально – режиссерский «язык действий» позволяет правильно организовать из обычного урока краткий, насыщенный информацией спектакль. Но речь идет не о театрально-наигранном выступлении учителя, а об его умении читать и понимать свое поведение и поведение учеников. И мне приходится быть артистом и режиссером-постановщиком.

Нужна ли дистанция между учителем и учеником? Нужна, но не дисциплинарная. Для детей, по-моему, очень важно чувство защищенности, наличие покровительства человека, которому можно доверять. Учитель может быть сколько угодно «своим», но при малейшей необходимости он должен превращаться в «крышу и стены»,  способные защитить детство. Именно на уроках химии в некоторых случаях возможны способы подавления – вполне возможно остановить не в меру любопытного ученика во время опасного демонстрационного эксперимента.

Знания, получаемые в средней школе, можно условно разделить на те, которые явно понадобятся в будущем (грамматика, арифметика, алгебра, геометрия, физика, информатика, иностранные языки), и те, которые большинство выпускников забывает после экзамена раз и навсегда. Химию многие ученики и их родители относят к последней категории. Данный предмет изучается в школе одним из последних; к этому времени у многих учеников уже полностью отбито желание учиться. И поэтому перед учителем химии возникает проблема, как заинтересовать учеников своей наукой, да еще обеспечить «усвоение учащимися умений и навыков в соответствии с программой». В этой непростой ситуации на первое место, как мне кажется, выходит личность учителя. Чтобы заинтересовать предметом, учитель химии сам должен быть интересным человеком.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Педагогическая поэма"  Макаренко А.С.

"Как закалялась сталь"  Н.Островский

"Тихий Дон" М.Шолохов

Мой взгляд на мир

Будьте любезны с людьми во время своего восхождения - вам придется встретиться с ними, когда вы будете спускаться.

Мои достижения

Учитель высшей категории

Победитель районного этапа конкурса "Учитель года-2006"

Второй призер регионального этапа конкурса "Учитель года-2006"

Победитель ПНПО конкурса лучших учителей РФ - 2006 на получение денежного поощрения

Победитель конкурса "Учителя-учителям 2008", включающего трехнедельную программу повышения квалификации в университете штата Монтана (США)

 

Моё портфолио

«Человек, решивший стать учителем, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека, хотя бы для своих учеников…Учитель не имеет права быть рядовым…» С.Соловейчик

Попытаюсь сформулировать  педагогические принципы, которым  стараюсь следовать: стремиться к максимальной гибкости в общении с учениками; стараться сочувствовать и сопереживать ученикам; пытаться придавать личностную окраску преподаванию химии; искать  положительные подкрепления для самовосприятия  учащихся; использовать стиль  неформального теплого общения с учащимися; предпочитать устные контакты  на уроке письменным работам (по возможности); внушать учащимся уверенность в себе, жизнерадостность.

От учителя зависит, кто покинет школу – забитые винтики-исполнители или способные к творческому саморазвитию личности.

Добавить грамоту в портфолио