***Живая жизненная жизнь***

Ваша жизнь сейчас – это отражение ваших прошлых мыслей. Вся жизнь – не только великое и прекрасное, но и то, чему вы не придаёте особого значения)))

 

Почему  ГЕШТАЛЬТ?

Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности,  наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими   людьми.  
              С чем у вас ассоциируется само слово гештальт? С немецкого языка это слово  переводится очень просто. Оно означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов (гештальтпсихология - направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого) показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое.  Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон.  Для иллюстрации этого феномена используются картинки, содержащие двойные изображения. Так на приведенном ниже рисунке можно видеть либо пламя свечи, либо два профиля человеческого лица.

Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует - для примера, вспомним серию анекдотов про пессимиста и оптимиста. 
          Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.  

 

 

 Практика гештальт-терапии

Гештальт-терапия является определенной психотерапевтической методологией, но не в коем случае не технологией. С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. Так Перлз активно использовал техники психодрамы, приспособив их для своих целей. В дальнейшем гештальт-терапевты заимствовали техники телесной терапии, танцевальной терапии, различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия). В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии.  

Длительность

             Хотя в период своего формирования гештальт-терапия противопоставлялась психоанализу, в частности, и своей краткосрочностью, тем не менее, если Вы выбрали Гештальт как метод своей личной терапии, не стоит надеятся на чудесный и немедленный результат. Хотя гештальт-сеансы способны вызывать бурные эмоциональные переживания, давать опыт нового чувствования, в целом, терапевтический процесс - это длительная, кропотливая работа, которая может продолжаться от месяцев до лет. Это связано с тем, что осознавание не всегда приятно, а зачастую болезненно и мы стремимся прерывать его. «Враг  развития - фобия боли», - говорил Перлз. Требуется время, чтобы проработать все необходимые избегания сознавания. Однако определенные положительные результаты можно получить и при участии в краткосрочных терапевтических курсах или интенсивных групповых тренингах.

 Где применим гештальт-подход?

            Фритц Перлз был врачем и разрабатывал свой метод прежде всего для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне). Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. Очертим некоторые области применения современной гештальт-терапии:  

-клиническая психотерапия;

-семейная терапия;

-тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;

-тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);

-гештальт-педагогика;

-консультирование организаций.    

image

Последние обсуждения

Гештальтмолитва - часть вторая Очень часто в своей работе (с педагогами и родителями) я применяю гештальтмолитву Ф. Перлза:«Я делаю свое - ты делаешь... Комментариев: 8
Весновская Светлана Владимировна
А вы , любите своего ребенка?  А Вы любите своего ребенка?Раздел: Практическая психологияОтметьте те фразы, основная суть которых подходит Вам.... Комментариев: 23
И жили они долго и счастливо?  И жили они долго и счастливо?Старые добрые сказки о трудностях и приключениях двух влюбленных заканчиваются одинаково... Комментариев: 2
image

Свежие статьи в блогах

21.06.2013 - 12:49 Сила наших убеждений....  Каждый человек имеет свои убеждения. Они нам необходимы – при помощи них мы оцениваем те или иные обстоятельства,...
20.06.2013 - 14:30 КТО ТАКИЕ ЧУВСТВА? Люди не бывают безразличны к тому, что воспринимают (видят, слышат), делают, о чем думают, мечтают. Одни предметы,... Комментариев: 1
image

Новые материалы

19.04.2020 - 12:07 Чек-лист для родителей "Правильная организация пространства при онлайн обучении" В материале представлены конкретные рекомендации для родителей при необходимости создания учебной атмосферы дома. Эти...
Гранчук Елена Александровна
05.02.2015 - 13:16 Сказкотерапия в гештальте. Возможности сказкотерапии в гештальт-подходеВ сказкотерапии главная задача терапевта -  предложить клиенту верный (...
Поскина Татьяна Юрьевна
31.10.2013 - 19:10 Тематическое мероприятие для разновозрастной группы «ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР И ОБЫЧАИ НА РУСИ» ОБРЯДОВЫЙ    ФОЛЬКЛОР  И  ОБЫЧАИ   НА   РУСИЦели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные...
Ройтблат Татьяна Фёдоровна
19.10.2013 - 16:12 Буклет "Мы выбираем будущее" Агитационный буклет "Мы выбираем будущее"Мы, кадеты, Санкт-Петербургского кадетского корпуса, очень рады, что ты...
24.08.2013 - 11:08 Конспект открытого занятия для детей разновозрастной группы «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ», дополнительно мультимедийный материал Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери в Сибири.Задачи:Формировать представления детей о том,...
Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

Гештальтмолитва

Несмотря на свою иррациональность, «Гештальтмолитва» Ф. Перлза хорошо отражает сущность гештальттерапии

Я делаю свое дело, а ты — свое.
Я в этом мире живу не затем, чтоб отвечать твоим чаяниям.
Впрочем и ты совсем не затем, чтоб отвечать моим.
Ты — это ты, а я — это я, и коль повезло нам друг друга найти, это прекрасно.
А если нет — с этим ничего не поделать.

Молитва широко известна не только в гештальттерапии, но и в психотерапии вообще. Кроме того, иногда она выступает в качестве отправной точки при дискуссиях по вопросам индивидуальности и взаимозависимости.
Известна легенда, по которой Перлзу предлагали заменить последнюю строчку на: «А коли нет — мне не поможешь».

 

Базовые предположения гештальттерапии (принципы).

 

1.       Принцип  целостности и саморегуляции (гомеостаза). Человек—это единый организм, функционирующий как целое, наделённый способностью справляться с жизнью.  Каждый организм обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и во взаимоотношениях со средой. Чтобы выжить организм должен мобилизовать себя и/или среду в качестве опоры.  Тем самым он сам регулирует удовлетворение своих потребностей. Организм как целое реагирует и воздействует на окружение с разной интенсивностью, используя разное количество энергии.

2.       Принцип создания гештальтов или фигур, стремящихся к завершению. Каждый организм стремиться к достижению состояния полного функционирования, к завершению внутренней организации.

3.       Феноменологический принцип («что и как»). Единственная возможность изменить поведение—начать сознавать что и как мы  делаем. Важно не то почему клиент что-то делает (уходит от контакта ), а как он это делает и что он делает. Феноменология представлена в двух формах. Первая—истинный интерес и огромное уважение к опыту клиента, к проявлению феноменов этого опыта. То как он воспринимает мир, как организует свой опыт, привносит смысл в свою жизнь. Смысл—это связь между фигурой и фоном.  Важно то, как люди организуют и творят свою жизнь, делают свой выбор. Паттерн влияния поля являются фиксированными гештальтами, матрицами, которые образуют характер, который влияет на создание фигуры и на связь её с фоном. Характер—это кристаллизировавшиеся гештальты, которые ранее были более гибки и адаптивны. Несмотря на то, что выживание—первая потребность и забота любого организма и любого вида, однако модели, которые раньше работали и были эффективными становятся привычными и форматизированными, травмирующими психику. Ф. Пёрлз говорил об этом так: « В тебе нет ничего, кроме набора устаревших реакций». Современный гештальттерапевт Б. Резник называет этот феномен «замороженная феноменологическая формула». Вторая—феноменологический метод. Это-способ научиться тому, как ясно слушать непосредственно клиента, по возможности отбрасывая  свои убеждения, верования, ценности, теории, интерпретации, знания и т.д. Феноменологический метод—это попытка нейтрализовать собственные фильтры, призмы, в том  числе и теоретические.

4.       Принцип поля. Индивид может существовать только в границе среды, являющейся целостным полем, включающим его и окружение. Поведение человека является функцией всего поля. Основой существования индивида является выделение себя из окружения и установления границы контакта, обеспечивающей внутреннюю интегральность. Признание того, что всё есть часть поля. Осознание постоянного фона—так же является частью поля. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся—это часть ещё большего поля. Поле и его части находятся в постоянном движении и влияют друг на друга, представляя собой систему. Любой организм, индивид, не может быть рассмотрен вне контекста, изолированно.

5.       Принцип границы контакта. Психические события происходят на границе контакта. В области контакта индивид сохраняет своё отличие от среды, производит отбор и ассимиляцию информации. Умение проводить различие между тем, что подходит из среды и ассимилировать в свой опыт и тем, что не подходит является условием здорового развития и функционирования индивида. Психологические события (способы ухода от контакта, способы функционирования самости, трудности, тупики и тд.) происходят на границе контакта.

6.       Принцип «здесь и теперь». Гештальттерапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их кли­ентов расстройства на границе контакта сейчас, в данный конкретный момент, помогая ему осознать, что происходит и как это происходит. Что делает клиент,  уходя от контакта и как он это делает.

7.       Принцип диалога ( «Я-Ты).  Гештальттерапевт и клиент встречаются в определённой ситуации. Терапевт демонстрирует свою феноменологию и через обратную связь описывает клиенту феномены его опыта. При этом высказывания обоих субъективны. Сознавание происходит в процессе диалога. Терапевт помогает уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии клиента. Истинный диалог всегда в экзистенциальном «Я-Ты». Это диалог характеризуется тремя аспектами:

§  Терапевт  демонстрирует присутствие, свою феноменологию, собственный опыт.

§  Терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента.

§  Возникает встреча, контакт.

Демонстрация феноменологии терапевта имеет три цели: стимуляция возможного контакта с   клиентом (1), дать возможность клиенту видеть и слышать другого, заботящегося о том, чтобы их не отвлекал их собственный «передний план», который они могут не выражать (2), моделирование терапевтом своего способа организации опыта (3).

            

Теория личности и психопатологии.

Теория личности и личностного роста первоначально была разработана для реабилитации биологической, организмической природы человека и в своей методологии строилась как оппозиция интеллектуализму Р. Декарта, отстаивая необходимость воссоединения индивида со своим телесным «Я», без которого невозможно полная самоактуализация человека как личности и целостность его существования. В теории личности Ф. Перлз различает два вида движущих сил: «финальные цели» и «социальные роли». Финальные цели—это базовые, конечные цели, к которым в процессе роста и самоактуализации стремиться индивид, биологические по своей природе: голод, секс, выживание, кров, дыхание. Социальные роли вынуждено принимаются индивидом как средства достижения этих конечных целей. Будучи здоровыми существами, мы позволяем себе сосредоточиться на каждодневных частных целях, появляющихся в сознании и требующих удовлетворения. Стоит прислушаться к своему телу, как тут же в осознании проявляются неотложные нужды организма. Они образуют фигуру. Процесс удовлетворения потребностей—это постоянно развёртывающийся и длящийся процесс дополнения до целого нужд организма, другими словами — процесс формирования целостности и гештальта. Часто человек подменяет финальные цели социальными средствами и крайне мало уделяет внимания на удовлетворения своих нужд и потребностей. Значительная часть интеллектуальной энергии тратится на то, чтобы лучше играть социальные роли, как можно эффективнее манипулировать окружением. В здоровом человеке жизненный цикл представляет собой открытую систему,  с постоянно появляющимися в сознании потребностями. Мы можем довериться мудрости нашего организма, который сам выберет самые лучшие средства для удовлетворения насущных потребностей. Проявляется самость (SELF) — сила, формирующая гештальт, процесс формирования фигуры и фона в ситуациях контакта. Самость является интегративным образованием. Она   запускает процессы творческого приспособления к действительности (защитные механизмы). Существуют три способа функционирования самости: «ОНО» (ИД), «ЛИЧНОСТЬ» (ПЕРСОНА) и «ЭГО». Они  проявляются и функционируют одновременно, взаимосвязано, но на границе контакта могут быть представлены неравномерно. Функция  «ОНО» («собака снизу» Ф. Пёрлз) отвечает за проявление потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, незаконченных ситуаций. Её проявления отражаются в теле, через ощущения, чувства. Это состояние, когда человек не чувствует себя ответственным за то, что делает. Функция «ЛИЧНОСТЬ» («собака сверху» Ф. Пёрлз) несёт в себе аккумулированный опыт, индивидуальную историю жизни: ценности, нормы культуры, знания, правила поведения, опыт, накопленный индивидом в ходе онтогенеза. Эта функция проявляется через мысли, фантазии, слова. Он может быть выражен как осознанно, так и неосознанно. Функция «ЭГО» связано с выбором, самоопределением человека в тои или иной ситуации. При этом совершаются процессы идентификации и  отвержения. В этом состоянии мы вступаем в контакт, а уже через неё задействуем другие функции SELF поочерёдно или одновременно. Нарушение этих функции приводит к дезадаптации, которая может проявляться следующим образом: нарушение функции «ОНО» отмечается, когда человек  может не сознавать своих потребностей., нарушение функции «ЛИЧНОСТЬ» возникает если человек имеет представления о своём опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Например, сознавать себя психологом, но в реальности не воплощаться как психолог и заниматься другой деятельностью. Один уже немолодой мужчина постоянно представлялся доктором психиатром, но при этом реально торговал нефтью и газом. Потеря возможности осуществлять выбор и контакт с окружением является следствием потери функции «ЭГО». В этом случае человек не в состоянии обеспечить установленные свои границы  со средой. В случае утраты этой функции подлинный контакт заменяется сопротивлением, которое представлено в виде механизмов защиты (невротические процессы, способы прерывания контакта), являющимися препятствиями к личностному росту. Ф. Пёрлз рассматривал четыре основных механизма, позже супруги Польстеры (1973) описали еще один, который так же стал сегодня классическим:

·         Интроекция — проглатываение неассимилировнного чужого опыта, без критики. Концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся для руководства в жизни без критической проверки, без усвоения. Если опыт интериоризируется (присваевается, становиться внутренним) и переходит во внутренний план личности, то это здоровая интроекция. Патологическое усвоение возникает тогда, когда итериоризации не происходит. Проявляется интроекция в нереалистичных ожиданиях, в жизни по правилам других, человек говорит: «Я должен», один кумир у него сменяет другого. Помощью при осознании интроекции будет фокусировка клиента на развитии чувства выбора для него и как следствие утверждении личной силы, ресурсов, помогающих дифференцировать свои границы, свои желания и потребности и выделить интроективное послание и человека сообщающего это послание. Следующим шагом может быть принятие решения жить не в соответствии с чужими ожиданиями, а рисковать и в большей степени быть самим собой, возможно, даже причиняя этим боль другим.

·         Проекция — процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства приписываются другим объектам и/или людям, хотя в действительности относятся к самой личности. Здоровое функционирование можно наблюдать  в личностной идентификации и эмпатии с другими. Нездоровое проявление выражается в критическом осуждении других за то, что в действительности есть у тебя. Проективный механизм проявляется в неопределённых формулировках (Мы, они, оно), «Ты-сообщениях», вместо «Я», а так же в критических и осуждающих заявлениях, направленных на себя, других и мир в целом. Процесс психологической помощи заключается в возврате спроецированного материала. Это может сопровождаться техниками идентификации в процессе диалога, техникой фантазирования или пустого стула. Интеграция происходит, когда клиент возвращает себе вновь непринятые части своего «Я».

·         Ретрофлексия — это процесс возврата чувств назад, против себя, хотя изначально они предполагались для другого. Проявляться ретрофлексия может через внутренний диалог, мышление вместо действия, дрожание, прикусывание губы, задержка дыхания, «проглатывание» чувств, сжатие кулаков, изменение тона и цвета кожи. Более мягкие формы проявления ретрофлексии могут наблюдаться в том, что человек позволяет  себе производить с собой действия ( поглаживания, мастурбация и т.д.). при этом он компенсирует то, что мог бы получить от окружающих. Самые тяжёлые формы ретрофлексии могут быть жалобы на депрессию или психосоматику. Для трансформации  ретрофлексии человеку необходимо осознание того, как он сидит, как держит себя и т.д. В этом ему можно помочь, описав ему феномены, проявляющие в процессе контакта с терапевтом. При этом особенно важна поддержка клиенту и тотальное присутствие в «здесь и теперь» с клиентом. Поощрение его на актуализацию и прямое выражение чувств.

·         Конфлюэнция (слияние). Человек не сознаёт, где кончаются его границы и ответственность и начинаются границы и ответственность другого, абсолютно не учитывается разница между двумя существами. Здоровое слияние может выражаться в интимных, любовных отношениях, религиозном опыте, при работе в команде, национальном самосознании, групповой работе.  Нездоровое функционирование заключается в слитых отношениях, гиперответственности, чтении чужих мыслей. Проявляется конфлюэнция в преобладании «мы» в репликах, отсутствия уважения к разнице между собой и другими, в проявлении злости, при вскрытии это разницы, в искренней вере в то, что человек может знать мысли другого. Помощь в этом случае состоит в осознании границ между собой и другим, развитие этих границ. Терапевт может проговорить ситуацию клиента, помочь сфокусироваться на себе самом, апеллируя к чувствам и желаниям клиента и поощряя их вербализацию.

·         Дифлексия (отклонение) — это процесс ухода от прямого контакта с собой ( чувства, глубокие переживания) и/или с окружением. Дифлексия часто бывает результатом недоверия, чувства опасности и страха боли, которые были пережиты в прошлом. Здоровую дифлексию можно увидеть в ответ на провокацию. Нездоровая—выражается в аддитивном поведении, в непроживании чувств. Невротическая дифлексия возникает, когда прерывание контакта повторяется и постепенно становиться привычкой, осознанность теряется. В этом случае человек может пуститься в пространные рассуждения, говоря банальные фразы, погружаясь в прошлое, избегая настоящего. Феноменологически этот механизм можно заметить в отсутствии контакта глаз, повороте тела от контакта, постоянные движения, суета, в старании не выделяться, в изменении предмета разговора. Психотерапевтическая работа с дифлексией направлена усиление контакта с собой или окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на своих чувствах, на настоящем, просят установить визуальный и вербальный прямо с другим человеком контакт, поощряют говорить о себе, порой даже директивно перефокусировав («Попробуй сказать это ещё раз и осознать, что будет происходить»).

Как правило, в чистом виде каждый из механизмов можно редко увидеть. Они проявляются в совокупности.

 

Ф. Перлз полагал, что истоки психических отклонений следует искать в приостановке или прерывании процесса роста и развития. Он выделяет пять уровней психической патологии (уровней развития невроза):

§  Уровень клише (стереотипов)—обмен знаками контакта. Это уровень знакового существования. Например, сюда относятся рукопожатия, фразы типа «Доброе утро», «Привет!», «Как дела!».

§  Уровень фальши (социальных ролей), это уровень игр. На этом уровни люди манипулируют друг другом, прибегая к фиктивным ролям и играм

§  Тупиковый. Фобический. На этом уровне актуализируется страхи. Если мы станем самим собой, наши родители перестанут на любить, если мы станем делать то, что нам действительно хочется, общество подвергнет нас обструкции и мы стане персоной вне закона. Возникает тупик. Как раньше мы жить уже не можем, а как жить аутентифицировано ( сообразно собственными намерениями) мы ещё не можем. «Это самая критическая точка в достижении зрелости и одновременно самая болезненная. Это переживание безнадёжности и прямой угрозы выживанию перед лицом отсутствия смысла жизни внутри нас и отсутствия поддержки извне»,— пишет  Е. Т. Соколова (2001, 167)

§  Имплозированный уровень—переживание смерти отчуждённых частей своего «Я», расставание с защитной структурой характера, ранее служившей опорой самоидентичности.

§  Эксплозированный уровень—освобождение огромного количества энергии, которая ранее тратилась на избегание ответственного и полнокровного существования. Это выражение, отреагирование ранее заблокированного опыта. Приобретение способности и возможности его выразить. «Сознавание этого уровня составляет проявление подлинной личности, истинной самости, человека, способного переживать и выражать свои эмоции»,— великолепно иллюстрируют Р. Фрейгер и Дж. Фейдиман (1992, 115).

Целями гештальт-консультирования являются  поддержка самого себя (переход от опоры на окружение к опоре на себя) поддержание контакта с собственными чув­ствами и экзистенциальным центром,  самоактуализация,  развитие ответственности, способности делать свободный выбор, а также способность формировать и завершать сильные гештальты.

Теория терапевтического процесса предполагает освобождение от иллюзий в пользу осознавания. Работа клиента в терапевтическом процессе выглядит достаточно просто—находиться здесь и теперь. Осознание текущего момента позволяет клиенту следовать главному принципу гештальттерапии: самые важные, неоконченные дела сами появятся в сознании и будут разрешены, если сконцентрироваться на настоящем.  Гештальтгерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных, неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит  «Здесь и теперь», является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт так же содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения. То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окру­жающей средой.  Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным, благоприятствуя появлению эмоций, чувств, потребностей. Опора на контакт (взаимоотношения) и создание  пространства взаимодействия Я-Ты, основанные на вмешательстве терапевта благоприятствует  удовлетворению потребностей. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности.  Гештальт-терапия - это анализ процесса существования самого себя и своего присут­ствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и пове­дения и порождающий творческую ответствен­ность. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавание того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого   приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными   потреб­ностями и осознать свою способность совершать выбор.

Консультация гештальттерапевта про­должается в среднем один час, в течение которого психотерапевт и клиент сидят в удобном положении лицом друг к другу на расстоянии, позволяющем дотронуться до своего собеседника, если оба протянут руки навстречу друг другу. Такое расстояние и положение идеальны для того, чтобы психо­терапевт получил полную возможность вос­принимать все аспекты проявлений клиента и дать ему обратную связь. Можно выделить следующие специфические стадии для гештальт-консультирования:

1.       Установление контакта в настоящем. Психолог собирает информацию, отслеживая вербальные и невербальные проявления (феномены) клиента. Клиент предъявляет события актуальные «здесь и теперь» или незавершённые из прошлого, которые влияют на теперешнее функционирование. В зависимости от этого психологическая помощь фокусируется на происходящем здесь и теперь. «Для того, чтобы способствовать возвращению клиента к оргазмической саморегуляции, терапевт должен выделить формы поведения или невротические процессы, демонстрируемые клиентом на встречах и определить эффективное вмешательство» (Б. Брински, 26).

 

2.       Выделение проблемы. Задача терапевта на этом этапе определить кризисные моменты, требующие оперативного вмешательства, или это проблема, требующая глубинного исследования. Роль психолога на этом этапе обеспечить поддержку, безопасность, в которой клиент сможет принять своё собственное решение или начать исследовать свои глубинные процессы.

 

3.       Начало эксперимента. Терапевт предлагает клиенту произвести эксперимент, основанный на жизненно важной информации, полученной от клиента и на результатах диагностики развивающих стадий невротического процесса (процесса нарушения контакта). Существуют различные формы эксперимента, однако важно выбрать ту форму, которая учитывает потребность клиента и его готовность к работе, а так же возможность завершить незавершённую ситуацию. Важно провести адекватный глубине эмоционального осознания клиентом эксперимент, т.к. при недостаточной глубине клиент не будет работать, а при большей глубине (достигнутой слишком быстро) клиент может ощутить подавленность, переполненность. Терапевту также важно дать достаточно времени клиенту для осознание того, что будет происходить в процессе эксперимента.

 

4.       Углубление эксперимента: вскрытие причин поведения. На этой стадии клиент устанавливает контакт со своими чувствами. Он соприкасается с глубинными проблемами, мешающими ему полноценно функционирования.

 

5.       Исследование альтернативных форм поведения. Здесь важно помочь клиенту ассимилировать опыт, полученный при идентификации  и осознании причин своего поведения. Исследовать альтернативные возможности.

 

6.       Интеграция. Это прежде всего восстановление диалога с внутренним ребёнком клиента и «хорошим» родителем. Также представляется важным внедрение клиентом новых форм поведения в жизнь. Этот процесс сопровождается совместным исследованием возможных альтернативных форм.

Техники (процедуры эксперимента).

Гештальт-терапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их кли­ентов расстройства на границе контакта сейчас, в данный конкретный момент. Оптимальное состояние личности—зрелость. Чтобы достичь зрелости клиент должен преодолеть свою потребность в получении поддержки из вне для удовлетворения своих нужд и перейти к самоподдержке.

Элементами гештальт-подходов к практике консультирования являются ис­пользование методики осознания, симпатии и фрустрации, выявление фан­тазий, работа со сновидениями, применение методов драмы, а также различ­ных правил и игр.

1.       Развитие осознания. Клиенту предлагают сосредоточиться на одной из трёх зон ( внешней, внутренней, фантазийной) и осознать поток сознания здесь и сейчас. Один из вариантов этой техники может быть произнесения вслух того, что происходит в данный момент: «Сейчас я сознаю…». Таким образом можно научиться справляться с ситуациями, которые не смогли завершиться в нашем прошлом опыте. Фундаментальное отношение Сознавание позволяет ответить на четыре ключевых вопроса: Что ты сейчас делаешь? Что ты ощущаешь в данный момент? Что ты сейчас избегаешь? Что ты хочешь и ждёшь от мня?

2.       Техника «пустого стула» или столкновения полярностей. Это встреча «лицом к лицу» двух конфликтующих частей, двух субличностей или встреча с ключевой фигурой прошлого, во взаимоотношениях с которой осталась незавершенность. Консультант предлагает клиенту провести исследование и просит поставить стул напротив себя (смысл того, почему важно, чтобы именно клиент взял стул заключается в том, что в процессе этого микровзаимоотношания могут возникнуть феномены, на которые консультанту важно обратить внимание клиента, например он может резко поставить стул, или поставив, передвинуть поближе и т.д.). Потом клиенту предлагают визуализировать людей, части тела или даже абстрактные сущности.  Далее консультант поддерживает клиента в фокусировании на чувствах, их прямом выражении в режиме «здесь и теперь». Для углубления эксперимента можно предложить клиенту пересесть и идентифицироваться с ключевой фигурой или субличностью и поговорить (опять же, опираясь на выражение чувств) с собой или другой субличностью. Можно попросить клиента понаблюдать со стороны на взаимоотношения и задействовать третий стул. Здесь открывается замечательная работа с использованием метафоры. Впрочем это модификации привнесённые в гештальттерпию из других традиций.

3.       Проигрывание (воплощение в действии). Эта техника способствует осознанию через воплощённое и зримое, ощутимое действие, мобилизующее тело и эмоции. Она позволяет клиенту прожить ситуацию более интенсивно, воспроизвести её, поэкспериментировать смутные. Недифференцированные чувства, которые подавлены или даже незнакомы.

4.       Монодрама. Клиент сам играет одну роль за другой из возникшей ситуации. Это может быть отвергающая мать или дистантный отец, часть тела, какая-то абстракция. Для более понятного восприятия клиенту будет легче, если менять место при смене роли. Монодрама позволяет играть и воссоздавать собственные переживания по мере их возникновения в процессе сеанса, при этом исключается возможность интерференции с личной проблематикой внешнего партнёра.  В этом случае важно не сколько представить и увидеть свою мать в её «истинном обличии» (психодрама), сколько разобраться в собственных «внутренних, субъективных противоречиях и противоречивых представлениях в отношении моей матери, придать новую форму моему собственному материнскому образу» (С. Грингер, А. Грингер)

5.       Фантазирование. Клиенту предлагается пофантазировать, с целью исследовать те области, где он никогда не бывал. Это могут быть разговоры с людьми, путешествие по телу, различным местам. Так же фантазирование используется при необходимости опробовать новое поведение в будущем, или хотя бы получить опыт возможности такого поведения.

6.       Амплификация. Это преобразование имплицитного (внутреннего)  в эксплицитное  (внешнее) путем проекции во внешний мир. Консультант следит за течение процесса, внимательно наблюдая феноменологию клиента, не погружаясь в глубину бессознательного. В процессе этой работы глубинные слои всплывают на поверхность, образуя фигуру, достаточно явно видимую для консультанта. Консультант может попросить клиента сконцентрировать своё внимание на ней ( например жест ругой) и предложить усилить это движение. В других случаях можно подложить усилить голос или образ.

7.       Прямое обращение ( говорить с. .. ,а не о…). Обращение напрямую помогает перейти от внутренней рефлексии интеллектуального порядка к взаимному эмоциональном контакту. Прямые обращения, сопоставление и проверка помогают избежать упрёков соседу за свои собственные проекции и позволяют клиенту самовыражаться, оставаясь при этом внимательным не к многочисленным «почему», а «как» происходят наши действия и выборы.

8.       Работа со сновидениями. Для гештальттерапевта сон—экзистенциальное послание клиенту. Работа со сном предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я», субличности. Эти части—элементы личности, находящиеся в конфликте. Полярности подсознания спонтанно появляются при взаимодействии со сном в технике диалога. Работа со сном в гештальт-подходе происходит таким образом:

§  Клиента просят рассказать сон от первого лица (консультант может выбрать отрывок сна).

§  Потом  консультант и клиент совместно выявляют ключевые фрагменты сновидения.

§  Консультант просит клиента идентифицироваться с каждым из фрагментов сновидения и поговорить от первого лица в настоящем времени. Это можно делать как с использованием пустых стульев, так и без. Углублением эксперимента будет, если консультант попросит клиента действовать в этом сне. Главные действующие лица сновидения сталкиваются и взаимодействуют друг с другом под руководством психолога до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение, интеграция.

§  Момент, когда сновидящий просыпается—это «тупик». Здесь важно поощрить клиента придумать и разыграть окончание сна. Можно попросить клиента закрыть глаза и сосредоточиться на точке окончания сновидения и продолжать наблюдать что будет происходить. Таким же образом можно восстанавливать  «утерянные» фрагменты сновидения. Это всегда очень важные, насыщенные энергией двери в бессознательное.

На протяжении всей работы со сновидениями используются следующие техники: повторение ключевых фраз, физическое выражение чувств, возникающих во сне, в моментах, определяемых психологом, осуществляется углубление самоисследования.  Работа со сном очень увлекательна, позволяет привносить в неё техники их других традиций, изобретать новые, модифицировать старые и может ограничиваться лишь творчеством и фантазией терапевта.

9.       Возвращение отторгнутых частей себя. Этот  эксперимент направлен возвращение чувств, характеристик или способностей, которые в ранних интроекциях, полученных от взрослых определяются как «плохие». Когда ребёнок выражал себя таким образом, то получал негативное взрослых и следовательно не был принят ими и не чувствовал безопасности и доверия. В этом случае, например, клиент встречается лицом к лицу  со своей не дающей поддержки  и принятия семьёй, самим собой и другими лицами и заявляет об этой части себя, вне зависимости от реакции. Предъявление подобных чувств, характеристик или способностей и работа с их отторжением и принятием составляет основу подобных экспериментов. Результатом этих экспериментов становиться рост способности предъявления всех частей себя и чувство целостности.

10.    Межличностное столкновение в режиме «здесь и теперь». Эта техника включает взаимодействие клиента с консультантом или с членом группы (групповая работа ). Этот эксперимент используется для того, чтобы опробовать новое поведение, получить искреннюю и конгруэнтную обратную связь или для проверки реально происходящего в группе.

11.    Работа с телом. Это глобальная философия гештальттерапии. Энергия по телу течёт в вертикальном направлении. Когда она не может течь свободно, мы чувствуем себя незаземлёнными, несвзянными, ощущаем потерю энергии, теряем эффективность в повседневной  жизни. Блокираторами энергии достаточно часто выступают стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела. Человек, как правило не сознает свои энергетические блоки и часто специально делает так, чтобы не проживать всех чувств в трудной ситуации. Целями роботы с телом служат реинтеграция или полное воссоединение частей тела и разума, а так же высвобождение эмоций, законсервированных в человеческом теле, о существовании которых клиент часто сознательно и не подозревает. В этом случае консультант помогает клиенту дышать, а так же серию упражнение и экспериментов, помогающих ему познать своё тело, свои  заблокированные чувства и эмоции.

Каждый консультант может сам непрерывно изобретать  новые варианты и оригинальные комбинации техник и методов экспериментирования исходя из собственных знаний и стиля интегрируя личный и профессиональный опыт. Хотя всегда нужно помнить, что искусство не является автоматическим набором правильно использованных техник.

Современные области применения гештальта достаточно широка. Это социальная работа, специализированная воспитательная работа в приютах и центрах материнства, в психиатрической клинике, при подготовке руководителей предприятий и оргконсультировании., психотерапии и индивидуальном и групповом консультировании, при работе  с сексуально проблематикой и работе с горем . Гештальттерапия активно сочетается  с психодрамой (например футуропрактика), с арттерапией, телесно-ориентированной терапией, системной семейной терапией.

На сегодняшний день гештальттерапия является третьей по распратранённости и популярности методом психотерапии после психоанализа и поведенческой психотерапии. В России работают несколько  учебных заведений, обучающих гештальттерапии по европейским и мировым образовательным программам, согласованным с международной ассоциацией гештаттерапии. Они выпускают гештальттерапевтов и гештальтконсультантов, которые эффективно работают в нашей стране. Сертификат, который выдаётся в Московском институте гештальта и психодрамы (МИГП), и в Московском гештальт институте (МГИ), соответствует стандартам подготовки гештальт-терапевтов в Европе и США.

С момента зарождения  гештальт стали развиваться три его направления:

1.       Интегративное—исследование феноменологии, экзистенциализм, попытка связать оба направления. Это «сердечный гештальт»--эмоциональный и социально-направленный. Он распрастранён в Кливленде ( не востоку центральной части США). Ярким современными представителями этого направления являются Дж. Зинкер и супруги Польстеры.

2.       Гудмановское—более аналитическое, вербальное и аналитическое. Это «головной гештальт», с опорой на вербальный уровень, своеобразный гештальанализ. Он распрастранён на Восточном побережье—в Нью-Йорке и Бостоне, Кавбеке. Это направление опирается на работы П. Гудмана и И. Фрома.

3.       Перлзовское—синтетическое и холистическое, эмоциональное и телесное. Эмоциональный, телесный, групповой. Распрастранён на западном побережье, в Калифорнии: В Исалене, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе

Дж. Коттлер, и Р Браун выделили следующие моменты критики гештальттерапии:

·         Наблюдается тенденция у некоторых гештальтконсультантов к чрезмерному манипулированию и контролированию.

·         Слишком мало уделяется мыслительным процессам.

·         Содержит определённый потенциал насилия.

·         Поддерживает индивидуализм.

·         Слишком мало внимания уделяется приобретению полезных жизненных навыков.

И тем не менее гештальттерапия живёт и развивается, подвергаясь общему процессу интеграции. В заключении мне бы хотелось в нескольких положениях выразить  философскую суть гештальттерапии:

·         Осознания достаточно. Для того, чтобы произошло изменение не нужно ничего, кроме актуальности, осознанности, ответственности. ( парадоксальная теория изменений А. Бейсер). Чем больше терапевт желает изменения, тем больше он должен быть незаинтересован в этом.

·         Зрелость есть переход от опоры на окружение к опоре на самого себя ( Б Резник ).

·         Гештальттерапия  рассматривает сопротивление как ещё одно действие, чтобы осознать его, отнестись к нему ответственно. Сопротивление надо исследовать.

·         Игнорирование пояснений, интерпретаций, оправданий, интеллектуализаций. Ибо говоря о чём-то, мы тут же отстраняемся от нашего непосредственного восприятие этого. Принятие того, какие мы здесь и сейчас, придаёт ответственности за наше истинное бытиё.


 

 Гештальт-психология, Фритц Перлз и гештальт-терапия

           Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».   
          Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как  концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма  и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.  

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:        

 

      Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным.  Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм  преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. 
       Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается. 
       Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. 
       Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание  восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными  представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать.  Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.  
       Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.
            Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.  
        Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.     

image Цели гештальт-терапии

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых. 
       В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.  

Навигация

 ГЕШТАЛЬТ - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто  психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. Цель гештальт-подхода – постоянное расширение опыта сознавания и посредством этого достижение все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья.