Главные вкладки

    Школа без оценок

    Курбатов Рустам Иванович, директор негосударственного образовательного учреждения «Лицей «Ковчег» — XXI», г. Красногорск, Московская область

    Безотметочное обучение в начальной школе…сколько мнений «за» и «против». Одни считают, что такая система себя изжила и более не эффективна, другие придерживаются «классической школы». Как и чем мотивировать ребенка к учебе? Опытом безотметочного обучения делится директор одной из подмосковных школ.

    После 18 лет тяжелых и продолжительных дискуссий, после прорывов фронта и вынужденных отступлений, мы – учителя лицея КОВЧЕГ – подписали Договор: «Со следующего года мы не ставим пятибалльных оценок с 1 по 6 класс включительно».

    Родители с нами согласились…

    Антикризисное управление

    Представьте картину: компания на грани банкротства. Руководство предпринимает какие-то телодвижения, но рабочие ничего не делают.  

    И вот приходит в  компанию специалист по антикризисному управлению. Что делать и с чего начать? Ясно, что не работает система мотивации. Надо сделать так, чтобы рабочие хотели работать, видели результат своего труда, были заинтересованы в повышении производительности…

    Понятно, разговор про Школу.

    Пятибалльная система не работает, это признают даже «спецы» с тридцатилетним стажем. Нужна  другая система мотивации.

    Мы придумали такую систему. И назвали ее  «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ» (МЛ).

    Я не могу сказать, что на третий день произошло чудо и все двоечники встали на ноги. Но дети оживились, появился азарт: можно я возьму задание посложнее, а я это тоже смогу сделать. И это в средней школе, когда казалось бы, ничем их уже не поднимешь…

    Итак, коротко, в три строчки:

    Маршрутный Лист – список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо – говорит «следующий раз».  

    Всё. И никаких пятибалльных оценок!

    Только «да» и «нет»

    «Это уравниловка, – говорят школьные учителя, – есть работа простая, а есть сложная, и что ж, всё – хорошо?»

    Хорошо, давайте внесем уточнения. Выделим  несколько уровней сложности – допустим, три уровня. Не вдаваясь в конкретику двенадцати школьных предметов:
    1 уровень – задания по образцу, «услышал – повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы; 

    2 уровень - умение применить знание в другой ситуации;  умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;

    3 уровень – это так называемые «нестандартные задания», на которые нет очевидного ответа, для решения которых нужно построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно, по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, «озарения».
    Итак, в рамках учебной темы мы выделяем задания разных уровней - разных  level’ов,чтобы было понятно детям. И за выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!) – которая в нашей школе выражается словом «хорошо».

    Важно,  что  уровень работы всегда определен заранее, и учитель никогда не оценивает: ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, следующий раз». 

    Только «да» и «нет».

    Для умного родителя

    Посмотрим на всё это глазами родителей,  собственно, оценка и ставится для них.

    Например, история. Тема – Древний Египет.

    Виды работ и уровни:

    1. Смотреть фильм и делать записи                          *
    2. Обсуждение фильма                                               **
    3. Прочитать учебник, ответить на вопросы              **
    4. Заполнить контурную карту                                    *
    5. Задать свои вопросы                                               ***
    6. Выполнить тест                                                        *
    7. Подготовить рассказ по энциклопедии                  **
    8. Рассказать  родителям о пирамидах                     ***
    9. Написать текст для газеты                                      **
    10. Набрать текст на компьютере                                 *
    11. Нарисовать картинку для газеты                            **
    12.  Защита проекта                                                       ***

    Допустим, тема длится 6 уроков. За 6 часов – 12 работ, напротив каждой отметка (!) – «Да» или «Нет».

    Разве этого недостаточно для умного родителя? 

    Контракт на работу
    Учительница входит в класс: под мышкой журнал, в руке указка.  Так должно быть в Школе. Это стиль – фирменный стиль Школы.

    У нас свой «фирменный стиль»: на доске  Маршрутный Лист (план работы по теме, лист достижений…)  для всего класса, на парте – индивидуальный, на каждого ученика.

    Маршрутный Лист – это договор, контракт на работу. Между учителем и учеником. Не договорившись, нельзя приступать к работе. Неприлично начинать работу над темой, не определив объем работы и «вознаграждения». В Школе, правда, всё возможно.

    Ученик имеет право на первом уроке темы (проекта, мастерской) точно знать, что от него требуется и может спланировать свою работу. Как это просто.

    Представьте, что, Вы, взрослый человек, пришли устраиваться на работу, а начальник Вам говорит: «Заранее я не могу тебе сказать, что надо делать – работай, а там посмотрим. Зарплата? Поговорим в конце месяца».  Согласитесь?

    Забота о сильных, забота о слабых
    Благодаря Маршрутному Листу самый запущенный, задавленный и ленивый ученик может начать работать.  Вот, представьте, он решил взяться за ум и что-то сделал – что он имеет в традиционной системе? Троечку! Воодушевляет…

    В Маршрутном Листе всегда есть простые виды работ, которые по силам даже несильному ученику – он получает «зачет» за эти работы: за одну, две, три – а потом, быть может, переходит к работам и второго уровня сложности.

    Мы не сдаем нормы ГТО. И «положительную оценку» ученик получает за личный прогресс, за продвижение и  усердие. Поэтому слово «Молодец», обращенное ученику, который никогда не вел тетради, за то, что написал план урока или  «Браво!» – тому, кто не отрывал прежде рта, за пересказ параграфа – это действительно положительная оценка, без иронии.

    Другой плюс – только используя МЛ, учитель может с чистой совестью завалить учеников трудной, нестандартной, домашней – о! – работой. МЛ – это всегда список работы с избытком, на 8 уроков проекта – 15-20 работ. И всегда в этом списке есть работы «супер» – на три, а может и на четыре звезды. Чтоб победители районных олимпиад не расслаблялись!

    Ну как я, учитель, в рамках любимой пятибалльной, дам детям задание смотреть фильм на полтора часа, читать Книгу Исхода из Пятикнижия Моисеева, написать сценарий фильма? Что поставлю за эту работу?  Пятерку? Значит, по двенадцати предметам каждый учитель даст работу на два часа и скажет: «Вот это на пятерку». Сколько времени останется на сон? Сколько штатных психологов нужно иметь, чтобы потом приводить в чувство этих пятерочников?

    Здесь другое дело: всегда есть запредельная, запятерочная  работа – я просто даю возможность, предлагаю и радуюсь, если кто-то ее  выполняет. Пятерка ограничивает, тормозит отличника. Маршрутный Лист дает перспективы.

    Маршрутный Лист – это забота и о слабом, и о сильном ученике.

    Дергать за веревочки
    Как сделать, чтоб «они» хотели? Чтобы ученики хотели учиться? Родительское собрание в сентябре: отдохнувшие учителя, говорящие о своих планах; веселые родители, с восторгом слушающие  рассказы отдохнувших учителей… Какая хорошая школа!  Какие учителя! Как много нам  открытий чудных…

    А «они» не хотят. И никто не знает, что делать с этим.

    Маршрутный Лист – конечно, не отмычка, не золотой ключик Папы Карло. Это лишь один из способов решить задачу  с условием «они не хотят».

    Без плана работы на тему, с возможностью выбора вариантов работы и уровня, без обсуждения этого плана с учениками, без четкого договора на работу, принятого обеими сторонами, – что нам остается?  Дергать за веревочки в этом кукольном театре, раздавать пинки и  подзатыльники, и  сердиться, что «эти бестолковые ученики» не в состоянии сами ни приподнять головы, ни шевельнуть рукой. «И вовсе он нам не мучитель, а просто наш добрый…»

    Маршрутный Лист – для тех учителей, которые верят, что с детьми можно по-хорошему; верят, что учеба может быть радостью; что каждый ребенок хочет…

    Покормить попугая на троечку?
    Мама, уходя на работу, прицепляет к холодильнику  записку:

    «Доченька! Не забудь покормить попугая, пропылесосить свою комнату и пожарь,  пожалуйста, на ужин котлеты».

    Вот три «работы»:  первая простая, вторая – посложнее, третья – «креативное задание»…

    Каждое дело может быть или сделано или не сделано – «да» или «нет». Нельзя покормить попугая на троечку, пропылесосить комнату на четверку и  совсем нельзя пожарить котлеты ни на какую из пятибалльных оценок – котлеты могут быть вкусными  или невкусными.

    Нет пятибалльной оценки – но нет и стандартного «зачета», когда всё хорошо и всё зачтено. Есть простые дела – с которыми просто справиться, и сложные – с которыми справиться сложно.

    Это и есть МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

    «Или опять шутите?»
    Ничего нет проще Маршрутного Листа. Два года назад объяснял семиклассникам, что это такое. Поняли за 10 минут. Схватили суть. Помню выражения лиц: «Неужели это возможно… И мы так будем работать? Или опять шутите…»

    «Дети, каждый из вас хочет быть успешным в школе. Быть, ну как сказать… отличником. (Оживление в классе)  И я  тоже этого хочу. Мы начинаем новую тему – вот план нашей работы. Тут есть задания попроще, они отмечены одной звездочкой, есть посложнее – две и три звездочки.  Сделал работу – ставишь себе «плюс». Или пишешь какое-нибудь приятное слово: «Молодец!», «Браво!», «Супер!» Никаких минусов, нулей и прочее: если не сделал работу, остается пустая клетка -  сделаешь следующий раз.

    Список большой – строчек двадцать. Вот эти задания надо сделать обязательно, а эти – если захотите и вдруг заинтересуетесь. Всё сделать невозможно – ведь у вас есть и  другие предметы.

    Каждый решает, на какой уровень он ставит себе планку. Кто-то будет делать только простые задания, кто-то работу второго или третьего уровня. Если ты сказал, что будешь работать на «третьем уровне» - надо будет заниматься и дома.

    Как правило, на дом дается нестандартная и неожиданная работа – ведь в нашей школе нет «домашнего задания». Но если кто-то не успел выполнить простую работу – то, конечно, ее можно доделать-переделать дома. У тебя есть план работы на проект, и сам соображай, когда что делать.

    Родители спросят об оценке? В конце темы ваши родители получат страницу Маршрутного листа, где напротив каждой работы будет стоять отметка о выполнении.  Ну, а если ничего не будет стоять – значит, не справился  с этой работой…

    А вообще-то, у вас чудесные родители, они всё понимают и доверяют нам с вами…»

    Отступление для «строгих учителей»
    Это очень строгая система. Тройка в нашей пятибалльной – это «положительная оценка».  Получив ее и удовлетворившись, можно продолжать играть в ПИ ЭС ПИ. Двойка – тоже не беда.  До конца четверти исправим! А нет, так пообещаю учителю начать работу в следующей четверти. Он поверит. Пятерка – потолок для пятерочника. Получил и успокоился.

    Маршрутный Лист – другое дело…

    Или ты сделал работу – или нет. Если нет, то сделаешь ее со второго, третьего, четвертого раза.  Что нам важнее: двойку поставить или добиться результата?

    «Они ничего не хотят делать», - жалуются учителя, ставящие пятибалльные оценки. Поэтому «они» и не хотят ничего.

    МЛ – и это главное его преимущество – учит ребенка самостоятельности и ответственности. Подобные вещи – планы работ – существуют во всех «свободных школах» Европы. Без такого плана ребенок всегда на коротком поводке. И ни за что не отвечает.

    Окончательное решение вопроса мотивации
    А дальше – самое главное…

    Учитель, ставя «плюсик» в Маршрутный Лист, не должен бы говорить «тебе плюсик» и даже «тебе звездочка». Есть много других слов, чтобы выразить и

    Вот список, по возрастающей: «Хорошо», «Молодец», «Здорово», «Браво», «Умница», «Супер», «Солнышко»…

    Конечно, в большом Маршрутном листе на доске, который на А-три , не впишешь слово «Умница», так можно поставить «+», но в том, маленьком, который на А-пять  (но очень маленьком, но на А-пять) ребенок может написать себе то, что ему хочется.

    Вот он главный секрет Маршрутного Листа (который надо запатентовать) - ученик пишет не «зачет» и не «плюс» - а «Андрюша молодец» или «Маша умница».

    Вот Андрюша открывает тетрадь, а там – вклеенный лист, и десять раз написано его собственной рукой, что он МОЛОДЕЦ! 

    Проблема мотивации решена окончательно, обещаю на эту тему больше не писать.

    Закон есть закон
    Закон об Образовании дает право применять любую форму оценивания результатов при промежуточной аттестации. Промежуточной аттестацией, как известно, является всё, кроме итоговой аттестации (4,9, 11 класс).

    Таким образом, если мы не ставим пятибалльных оценок до 8 класса включительно – мы нисколько не нарушаем Закон. Исключение: музыка, рисование – те предметы, по которым итоговая аттестация проходит в 8 классе.

    Любая форма – это любая форма. Десятибалльная, стобалльная оценка, рейтинги, проценты, развернутая словесная характеристика. Форму выбирает и принимает школа.

    В личном деле и госжурнале в конце года при этом совсем необязательно ставить пятибалльную оценку – достаточно написать «Программа выполнена». Или – как компромиссный вариант –  поставить пятибалльную оценку на основании контрольной работы.
    Мы  (в Лицее КОВЧЕГ) не ставим никаких оценок в 1-4 классе на протяжении уже 10 лет и ограничиваем как можем  оценку в средней школе. Никаких: ни сколько-там-балльных, ни рейтингов, ни процентов, ни зайчиков и улыбающихся белочек.

    Родители понимают, что оценка за эту работу – один лишь из многих показателей и относятся к ней спокойно. Вообще, слова, «что родители без оценок не могут» – это слова учителя, который сам без оценок не может. Родителям меньше всего в жизни нужны пятибалльные оценки – им результат работы, а не балл.

    В 1992 году появился Закон об образовании – наверное, самый либеральный закон перестроечной эпохи. Он дал много возможностей школе – в том числе и возможность работать без пятибалльной оценки. Вот статья 15 Закона: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся…»

    И пока в эту статью не внесли поправку – надо пользоваться этой замечательной возможностью!

    «Да» и «нет», а все остальное..
    «Так вот вы и вернулись к пятибалльной оценке, – продолжают «строгие учителя», – ваши три звездочки  это и есть пятерка».

    Есть  важное отличие. Как возникает оценка? Ребенок сделал работу – учитель подумал-подумал: «Это тройка». Оценил, одним словом…

    Что б мы ни говорили об объективности и прозрачности оценки – суть  не меняется. Учитель оценивает – назначает цену. Какая уж разница: цену работы или цену самому ребенку.  Вот это самое невыносимое в пятибалльной оценке.

    Небольшое и лирическое отступление. Последние восемнадцать лет я не ставлю пятибалльных оценок, что называется «в завязке».  Но до того, по молодости,  приходилось ставить. Честно говоря я просто заболевал последнюю неделю четверти, когда нужно было выставлять четвертные. Брал бюллетень.

    С детьми своего класса ходил в походы, спали в  одной палатке, из одного котелка,  что называется, кашу ели. А дети-то были разные: не все пятерочники. И вот на последней неделе подходит Толик или Димка и жалобно так смотрят:  «Ну не ставьте тройку, пожалуйста, я исправлюсь…» И щенячья мольба в глазах. Знаю, что за тройку  папа если не выдерет, то на улицу не пустит все каникулы. А четверку совсем не за что ставить…

    Так вот, важное отличие – в маршрутном Листе нет момента оценивания.  Сложность задания – уровни – известны заранее. И когда работа выполнена, учитель только говорит «Да» или «Нет».  «Да» – если ученик постарался и хорошо сделал работу. «Нет» – если с первого раза не вышло.  Разве это оценка?  Просто да и нет, а всё остальное…

    Другие лица
    Безоценочную систему приказом по школе не введешь. Учитель, который привык ставить оценки, всё равно будет их ставить.   Необходимость оценивать другого  засела где-то глубоко в нашем профессиональном подсознании. Я не психоаналитик, а всего лишь директор школы – и  не в силах решить этой проблемы…

    Могу сказать только о  своем опыте.  Что меняется в жизни учителя, «завязавшего с этим делом»?  У  детей, которые не думают об оценке,  совсем другой взгляд и другая улыбка. Они смотрят тебе в глаза прямо и открыто,  не страшась ничего и не заискивая. Они смеются, когда смешно и  грустят, когда грустно. Они говорят то, что думают.  Начинают работать. И это высшая «оценка», которую я могу получить как учитель.


    Журнал "Директор школы" http://direktor.ru/article.htm?id=37.

     

    Комментарии

    Иваницкая Анна Васильевна

    Безоценочная система в Вальдорфской школе,там нет и д.з.,второгодников...Только вот в конце обучения они сдают экзамен по обязательным и выбранным предметам.А если не сдают,то аттестат не получают...

    Здравствуйте!Статья и опыт достаточно интересные! Работая в школе, иногда наблюдала, что некоторые ученики и начинают-то учиться ближе к старшим классам, когда необходимо получать аттестат... Но не всё так плохо и в средней школе. Дело в том, что и в средней школе всё-таки появляется дифференцированный подход,и выполняя задание, ребёнок может сделать его на своём уровне владения материалом.Здесь вопрос стоит в учителе:нужно постараться помогать детям в овладении ими знаниями индивидуально,а на это часто не хватает времени просто физически. Вы не ставите оценки в цифровом выражении, но заменяете их словесно,то есть вместо баллов - слова. Конечно,это более эмоционально воздействует на детей и родителей.Цифры точны и суховаты,а каждый человек стремится к хорошему мнению о себе. Да и родителям такой вариант больше подходит:дети в младшей школе порой очень нервно и эмоционально реагируют на оценки.И не надо так усложнять мнение по поводу тройки.Родители могут ругать не только за тройку, но и за постоянно появляющиеся "нет" в маршрутном листе.Хотелось бы узнать,что поисходит, если ребёнок имеет несколько "нет",как он доделывает то, что не успел сделать вовремя,или это "уходит в песок"? И зачем же уходить на больничный при выставлении оценок за четверть?! Разве это так страшно?!Может быть, организовать дополнительные индивидуальные занятия и растолковать ребёнку то, что он не понял? Вообще тема довольно интересная и дискуссионная...

    Очень интересная , необычная система!
    Тагаева Вера Николаевна

    Любой труд должен оцениваться. Сейчас дети - материалисты, для них отметка является тоже материалом. Поэтому она должна быть. Все слова (молодец, хорошо, плохо) они все равно переводят в отметку и все понимают!Дети очень умные, мы их недооцениваем. А все истерики по поводу оценок случаются из -за непедагогического поведения родителей!
    Трефилова Елена Валерьевна

    Я полностью согласна с Вами. У меня растут две дочки, в 3 кл, и в 5 кл. учатся. С ними и сама учусь. Сейчас дети материалисты. Похвала словом от учителя обязательно нужна, но без оценок не обойтись. Но мне ближе не 5-бальная система оценивания знаний, а 10-бальная. Считаю, что она наиболее чётко прослеживает градации знаний учеников, сама училась по ней в училище.
    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна.

    Ставить отметки - дело ответственное. Конечно, плохая отметка может ранить ребёнка, испортить настроение, вызвать негативное отношение к учёбе. Но учитель, прекрасно понимая это, не может ставить хорошие отметки только из жалости. Поэтому одобряю безотметочное обучение.
    Флорова Марина Евгеньевна

    Мне, как педагогу и маме четверых детей эта система, конечно, очень интересна. Очень хотелось бы на практике посмотреть её в действии.
    Шимановская Любовь Михайловна

    Этот вопрос давно уже волнует и учащихся и учителей.Пора давно уже менять нашу систему оценок

    Мы много спорим. Много предлагаем, пробуем: безотметочная система оценивания, рейтинговая система оценивания, маршрутный лист, 10-ти балльная система... Но все равно оценивания. Все интересно, и, наверное, имеет право быть. Как промежуточный результат. Но итоговой должна быть все-таки отметка. Склоняюсь бельше к 10-и или 12-и балльной.
    Калинина Наталья Борисовна

    Маршрутный лист и задания разного уровня. Если проработана система, то и организованна работа. Значит будет результат. Устала от постоянных недоработок и нежелания детей. Лишь опираясь на пройденный уровень возможно подняться выше, и сделав первый шаг больше вероятности сделать второй и лучше запомнить.Что толку от оценки "5"полученной на уроке и успокоившей (можно отдохнуть) а значит тянущей вниз. К тому же привычка, не жить, не размышлять решая возникающие проблемы, а лишь оценивать других. Плохая привычка, мешающая полноценной жизни.

    Уважаемые коллеги, конечно школа без оценок и с увлечёнными детьми - это, наверно, неплохо. А как же аттестация педагогов. Я сейчас не хочу говорить о её объективности, но сейчас мы имеем только такой вариант. А если ребёнок захочет перейти в школу с оценками?

    Результаты ЕГЭ и ГИА безоценочные, в баллах. Так что каждая школа практически немного сталкиваются с такой ситуацией.

    Мы забыли о родителях. Им тоже интересна успешность ребенка. А как же о ней узнать?
    Акулова Оксана Александровна

    Оценивать детей необходимо, но вот систему оценок можно и пересмотреть.
    Мельникова Елена Алексеевна

    В начальной школе дети тоже очень хорошо знают, что такое дифференцированное обучение. Тоже умеют выбирать по своим силам материал для работы. Выполняя его, они уже знают на какую оценку их знания. Но и в этих заданиях разноуровневых тоже могут допускать ошибки. Поэтому всегда нужен эталон, т.е. оценка.